TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


16.05.2018
10:54

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

16.05.2018
10:46

Экспромт.

    Я приобрёл какую-то трусость в восприятии произведения искусства. Словно я – профессиональный критик, и моя (не существующая в мире науки об искусстве) репутация . . .

11.05.2018
17:26

Эх, хорошо!

    Но только написал это название, как сразу усомнился, в том, что заставило написать: “Эх, хорошо!”. Ладно. Пойду на поводу этого скачка мысли. Был у меня товарищ (уже . . .

10.05.2018
21:19

Мы сами себе диверсанты.

    Читал-читал с упоением и вдруг захотелось начать об этой книге писать – “Город Брежнев” (2017) Шамиля Идиатуллина. Строго говоря, не писать пока захотелось, а . . .

10.05.2018
16:31

Жуткая метафизическая свобода и физические преграды на каждом шагу.

    Я несчастный человек. Я пристрастился к вниканию в глубины художественных произведений, считаю своим кредо применять для этого то, чего начитался и сам додумал . . .

03.05.2018
21:56

Гоголь и подсознание.

    Не находя, о чём бы, воодушевляющем, написать, я обратился к… Гоголю. Имя – огромное. С ним не потрачу время зря, думалось. А меня бередила неизвестность для меня, . . .

28.04.2018
10:36

Да здравствует Вейдле!

    Если кто из сомневающихся, может ли он чувствовать стихи, почитает Вейдле, тот убедится в своём ничтожестве. ""Ты говорила: в день свиданья под вечно–голубым . . .

25.04.2018
12:47

Диво дивное.

    Сначала – что случилось. Я сидел, читал теоретическую книгу Меерсон “Персонализм как поэтика. СПб., 2009”. Главу о “Метели” (1830) Пушкина. Мне захотелось посмотреть, . . .

23.04.2018
09:51

Не прогорел ли Гарин?

    Попробуем так. Я буду честен и попробую разбираться. Надежда, что если полезет фальшь, я её всё же замечу и как-нибудь из неё вылезу. Но начну, как часто делаю, с себя. . . .

19.04.2018
12:57

Пушкин и его подсознательный идеал в 1830 году.

    …в подсознание, то есть на тот уровень восприятия текста, который для настоящего исследования и есть наиболее — если не единственно — важный. Ольга Меерсон . . .

16.04.2018
12:57

Плюнули в душу.

    Я хочу писать о фильме Сегала “Кино про Алексеева” (2014), но начну издалека. Очень издалека. Восхитительная всё-таки штука – интернет (но я всё равно это слово . . .

12.04.2018
14:06

Выверт.

    Кто не захочет, не станет дальше читать… Я начинаю писать статью о стихотворении Пушкина “Отцы пустынники и жёны непорочны” (1836). Что я нового скажу, я не знаю. Я . . .

10.04.2018
20:04

Бабский.

    Я в неглубоком пессимизме. Потому что, хоть и хвастался, бывало, но в глубине души знал, что я слабоват в искусствоведении. Что я хорошо могу – это переосмыслить то, . . .

10.04.2018
15:12

Да, в коммунизм нам! Но всем и без крови!

    Я читаю книгу Малышева “Номах” (2017). К столетию революции, что ли, написанную? Кто меня читал ранее, знает, что, раз я применил настоящее время (читаю), значит, книга . . .

08.04.2018
12:12

Битва с Битовым.

    Ну что: старая беда? Опять нарвался на нечитабельную книгу “Уроки Армении” (1967-69) в книге Битова “Путешествие из России” (СПб., 2009). Опять есть подозрение, что это . . .

31.03.2018
17:18

Оп-пу-петь!

    Вы как хотите, а мне было, фигурально говоря, больно читать, что Рафаэль поместил в “Афинской школе” своей Платона и Аристотеля в “точку” перспективного . . .

28.03.2018
22:34

Целенаправленный поиск.

    Читатель не поймёт, что у меня за поиск, если не рассказать обстановку, среди которой я ищу. А это – нудно: читать про обстановку… Хочется-то – сразу о картинах . . .

26.03.2018
10:21

Позволить себе, что ли?..

    Вообще-то я себе не позволяю вникать в стихотворения графомана. Потому что, во-первых, о графомании нет теории (я не встречал), а во-вторых, я не знаю теории развития . . .

23.03.2018
18:19

Серюзье.

    Диву даюсь на самого себя… Неужели можно переживать что-то положительное при рассматривании такой вот мазни?

    Серюзье. Талисман. 1888.

    А не исключено, что я себя накачаю рассуждениями, и непритворно признаю, что это не мазня… Рассуждение же – очень простое: вчувствоваться, от чего отталкивались такие художники.

    Начать надо с академизма. Тот возник ещё в барокко, которое поначалу было очень волнующим и волнующимся, так как всем надоела долгая-предолгая религиозная война. И выражало барокко это волнение световым контрастом (в смысле – соединение несоединимого: помиритесь!). Но всё приедается. И это стало шаблоном. Пока не вдохновились – при классицизме – новым временем, отказавшимся от дикого, мол, средневековья. Монархизм его взял на вооружение, довёл до лоска иллюзорность изображения. Потом иллюзорность взяла революция. Потом реставрация. И всё это как-то не прямо выражало то, что вдохновляло так рисовать. Разочарование в Просвещении дало бурный романтизм. А реакция на него – отрезвление, реализм – тоже стала неким академизмом. "В XIX веке академизм стал включать в себя элементы романтизма и реализма” (http://art-assorty.ru/8273-akademizm-v-zhivopisi.html). И тут, в реализме, потерялось это “не-прямо-выражение”. Последним вздохом этого “не прямо”, были "социально-критическая и сатирическая составляющие” (уже почти прямо выражавшие “фэ”). А по мере их ослабления красота, в общем, изображения стала выражать ценность абы какой жизни. И это уже называлось сперва натурализмом,

    Серюзье. Вечер. 1884.

    Серюзье. Интеръер. 1888.

    Хосе Хулио де Соуза Пинту. Барка пропала. 1890.

    а потом – от изобразительного настаивания (из-за трагичности от убыстрившейся жизни) – импрессионизмом. Сам академизм при внешнем блеске и лоске, обслуживая богатых и счастливых, стал пустым, ибо почти прямо этот блеск и лоск выражал радость богатства и материальность, так сказать, счастья. И всё это вместе стало кое-кому очень скучно из-за приземлённости по большому счёту. И понадобилось перенести внимание "с материального начала на царство духа… с порядка на хаотичность, случайность, свободу… с правдоподобия на неправдоподобное, невыразимое, с иллюзионизма на иллюзорное, воображаемое, дематериализованно-абстрактное… [на умение] представить непредставимое, увидеть невидимое, ощутить неощутимоесверхсознательное, [на общение] с высшей реальностью” (https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/aest/aest_5/2.pdf).

    Но надо много доброй воли, чтоб всё это навевалось от клякс “Талисмана” Серюзье… – Чем навевалось? – Да, "главенством цветового начала, декоративной обобщенностью форм… плоскостной стилизацией” (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%B1%D0%B8_(%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0)).

    Что, собственно, изображено? – Как бы деревья осеннего (из-за желтизны) парка, отражающиеся в зеркальной глади пруда, где и небо отражено. – А почему талисман? – А чёрт его знает… Может, это белая накидка, поднятая кем-то в голубом на уровень плеч, словно крылья… А может, талисман просто то дно деревянной коробки от сигар, на котором пейзаж был нарисован под словесным, пишут, управлением Гогена. Вот, мол, как надо рисовать.

    Впрочем, "все “природное” представало лишь “видимостью”, не имеющей самостоятельного художественного значения” (https://lektsii.org/7-57227.html). Так что слова “кляксы” и “мазня” вполне адекватны в чём-то.

    Но что имеет значение? – "мы теряемся в океане разнообразия” (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D1%80%D1%8E%D0%B7%D1%8C%D0%B5,_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C ), - таковые слова Серюзье. То есть ему антипатична наличная жизнь, и он мечтает о каком-то удобном иномирии. Удобном!

    Серюзье. Сиденье на закате в Польдю. 1889.

    Серюзье. Бретонская женщина собирается в моечное место. 1890.

    Серюзье. Рыбак на Лайте. 1890.

    Это иномирие у Серюзье не принципиально недостижимо, как у ницшеанцев (что их… радует!). Оно (символизированное чистыми, несмешиваемыми красками, положенными большими площадями) просто неизвестно, когда достижимо. – А как? – Упрощением жизни.

    Серюзье лишь позже захотел привлечь теорию (математику) и практику (католицизм) для достижения идеала чистоты и покоя. И наука, и религия – штуки общеприменимые. То есть благо Серюзье хотел для всех. То есть его идеал – коллективистского толка. Вся группа называлась Наби – пророки. Они считали себя ведущими остальных, когда – после поражения Парижской Коммуны (1870) – последние революционеры пошли в брокеры, и повеяло безнадёжностью.

    Но главное для меня, по крайней мере, для “Талисмана”, что идеал благого для всех иномирия имел характер подсознательного (настолько он был невнятен и ещё чист от привлечения математики и католицизма, явлений вполне осознаваемых).

    То есть я вынужден, исходя из своих принципов, вышеупомянутую мазню назвать художественным произведением, гораздо более художественным, чем та же “Барка пропала”, в которой умиротворение – при всём горе – выраженное иллюзорностью изображения пасмурного дня, тоже не бьёт в глаза, что это – умиротворение. И гораздо-гораздо более художественным, чем “Вечер” и “Интерьер”, где Серюзье умиротворение абы какой жизнью выражает просто “в лоб” иллюзорностью изображения вечера и интерьера, уже никак, - как, например, темой горя в картине “Барка пропала”, - не активизируя умиротворение противоположной мыслью: о, собственно, мизерности существования пастуха и крестьян. Ведь, глядя на, скажем, светоносность белого в “Вечере” и “Интерьере”, никому в голову не придёт, что пастуху, наверно, тяжело было пробыть на ногах в тяжёлой дохе весь день, а крестьянам – весь день ходить в деревянной обуви или весь день стирать, так что под конец дня аж пришлось стирать, стоя на коленях.

    А вот счастье созерцающего прачку в саду, рыбака на Лайте и названного сидящим на закате в Польдю (хоть его и не видно) чувствуется, но… как-то странно. Видишь не реальные места. Это – мечтаемые. Но это доходит только после вот такого долгого рассказа. То есть тут – след подсознательного идеала. И – вещи художественны.

    19 марта 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340356  2018-03-23 18:22:49
Константин Бучельников
-

20.03.2018
17:45

Полное отчаяние.

    Меня это напрягает. Когда режиссёр нагло обращается со мной, зрителем. И не показывает мне никаким образом, что осуществляет (по-учёному) "переход от одной . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100