Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
21.05.2016 |
|
|||||
20.05.2016 |
Про "Белеет парус одинокий". Мог ли отчаянный чуть не белогвардеец в 20-м году Валентин Катаев прорезаться в повести (от 1936-го) о революции 1905 года? Я буду натягивать на него упоительную прелесть навеки уходящего мига, то, что есть признак идеала ницшеанского типа. "Четыре ракеты выползли, шипя, из гущи бенгальского дыма и с трудом полезли в гору. Но еще где-то в мире была луна. И это выяснилось лишь тогда, когда Петя и Зоя очутились в самой глубине сада. Сквозь дыры в листве проникал такой яркий и такой волшебный лунный свет, что даже белки девочкиных глаз отливали каленой синевой, и такой же синевой блеснула в кадке под старой абрикосой темная вода, в которой плавала чья-то игрушечная лодочка. Тут-то мальчик и девочка, совершенно неожиданно для самих себя, и поцеловались…”. М! Я вспомнил, как я впервые оказался в Одессе. Я этот лунный свет сквозь платаны зачислил в мысленную коллекцию удивлений, которую, не помню когда, я стал мысленно же вести. Там, наверно, очень сухой и потому прозрачный воздух. И с обычным лунным светом происходило что-то необычное. Хм. А и первое свидание я ж тоже назначил там же… Только по поводу него ничего особого я не помню (кроме исключительности только что вышедшего на экран фильма “Идиот”, на который я с нею пошёл). Вообще всякие максимальности, что я про тогдашнюю Одессу помню, очень банальны – праздник жизни. Вот и у Катаева, вроде, брызгающая через край полнота жизни. Я же хочу натянуть, что это всего лишь вроде, а не глубокая суть. Калёная синева. Как неожиданно. Сталь – калёная, а тут – белки глаз. И ведь какая невовлечённость повествователя: так вблизи глядя в глаза девочке, мальчик замечает и блеснувшую синеву тёмной воды… Это – смакование именно пропадающего мига, и он вечен, раз вспоминается ж повествователю через какой-то месяц, а автору – через много-много лет. Лишь слово "волшебный” явно отдаёт иномирием, к которому я влеку Катаева. Или нет. И про ракеты ж очень необычно: "выползли”, “с трудом полезли в гору”. Но… Это-то уж точно неотличимо от фонтанирующей радости жизни, от ТУТ. Не то, что про луну: "Но еще где-то в мире была луна”. – Про-стран-ство… И воспоминание-вре-мя… И вседозволенность. Почему нет, раз "а поцеловавшись, до того смутились, что с преувеличенно громкими криками побежали куда глаза глядят…”. – М! Какая жуть и сласть. И, если есть тут улёт в какой-то неестественный экстремизм, то тут же, рядом – другой экстремизм, земной, революционный: "Батрак был совершенно пьян. Несколько человек держали его за руки. Он вырывался. Юшка текла из носа на праздничную, разорванную пополам рубашку. Он ругался страшными словами. Рыдая и захлебываясь в этих злобных, почти бешеных рыданиях, он кричал, скрипя зубами, как во сне: - Три рубля пятьдесят копеек за два каторжных месяца!.. У, морда твоя бессовестная! Пустите меня до этой сволочи! Будьте людьми, пустите меня до него: я из него душу выниму! Дайте мне спички, пустите меня до соломы: я им сейчас именины сделаю... Ох, нет на тебя Гришки Котовского, гадюка! Лунный свет блестел в его закатившихся глазах”. Опять лунный свет. Замечательно. Два экстремизма. В какой броситься? "…Э, будь что будет! Он закричал во все горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз. Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. Матросский воротник развевался. В чулки впивались колючки... И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, вдруг со всего маху…”. На каждом абзаце экстремы. "Между тем солнце еще немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь, а лишь в двух местах: длинной полосой на самом горизонте и десятком режущих глаза звезд, попеременно вспыхивающих в зеркале волны, осторожно ложащейся на песок. На всем же остальном своем громадном пространстве море светилось такой нежной, такой грустной голубизной августовского штиля…”. Дальше идёт естественная ассоциация с лермонтовским экстремизмом: “Белеет парус…”. Что-то тянет чуть не сплошь цитировать. Но не буду. Есть радость и радость. Мига. Импрессионистская и ницшеанская. Импрессионистская – радость абы какой жизни. И вот преуспевающий в 30–е годы советский писатель Катаев счастлив и выражает это в каждом абзаце: про… совсем затрапезную жизнь: про пыль, страх, скуку и тысячу переливов ежесекундных переживаний. И всё – на максимуме: счастлив мещанин (который враг и революционеру, и ницшеанству). "По земле покатились круглые сверкающие капли, заворачиваясь в серый порошок пыли”. “На тропинке сидела большая лягушка с закрытыми глазами, как заколдованная, и Петя изо всех сил старался на нее не смотреть, чтобы вдруг не увидеть на ее голове маленькую золотую коронку”. “Тонкая мука пыли душным облаком окружала путешественников. Брови и ресницы стали седыми. Пыль хрустела на зубах”. “Белое, яростное солнце с беспощадной скукой царило над этой пыльной площадью, лишенной малейших признаков поэзии и красоты. Все, все казалось здесь утомительно безобразным. Чудесные помидоры, так горячо и лакомо блестевшие в тени вялых листьев на огородах, здесь были упакованы в тысячи однообразных решетчатых ящиков. Нежнейшие сорта винограда, каждая кисть которого казалась на винограднике произведением искусства, были жадно втиснуты в грубые ивовые корзинки и поспешно обшиты дерюгой с ярлыками, заляпанными клейстером”. “А пароход продолжал идти по непомерно широкому днестровскому лиману, и казалось, конца-краю не будет некрасивой кофейной воде, облитой оловом солнца. Вода была так мутна, что тень парохода лежала на ней как на глине”. Красота! Но мне что-то стало казаться, что Катаеву в 1936 году (уже экранизирован его роман “Время, вперёд!”) было интересно упиваться, как он в 40 лет в СССР переплюнул по достатку своего отца в царской России ("По своему общественному положению семья одесского учителя Бачей как раз принадлежала к средней категории пассажиров”). Пусть это и о позднем Катаеве написано: "Он, обладавший удивительной, невероятной пластичностью, сверхчувством живой жизни, данной ему в острых ощущениях вкуса, аромата, цвета, осязания, мощно втягивал в себя эту жизнь, чтобы выдохнуть ее преображенной. Аксенов и другие молодые писатели будут потрясены его барством, настоящим шиком, парижским умением одеваться, носить кепочку, даже ходить!” (http://magazines.russ.ru/znamia/1999/11/ivanova.html), - но Бунин ещё революционных лет свидетельствовал о Катаеве: ""Говорил: "За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки..."””. В 1936-м, думаю, ему без убийства всё удалось. И он должен был быть очень собой доволен. Так если в художественном произведении его художественный смысл нецитируем, то и ясно, отчего это Катаев пишет такие разные радости мигов (от абы какого до ницшеанского) в повести о революции 1905 года и участии в ней мальчика из пока среднего класса общества. Авантюра жизни удалась! Катаев в повести – художник барочного типа (соединение несоединимого идеал этого идеостиля). И передо мной встаёт вопрос, стоит ли дальше перечитывать (хоть, оказывается, я почти ничего из прочтённого больше полувека назад не помню). Дальнейшее чтение меня стало удручать – развлекаловкой. Петя стал автором делаться искусственно причастным к самому интригующему. И Петя стал ходить на пароходе по пятам за шпиком, и он заметил беглого матроса, что недавно заскакивал прятаться к ним в дилижанс, и он заметил, что шпик его замети, и он сумел заметить из-за спины шпика, что тот вынул фото матроса и рассматривает. И… автор, заходясь в своей страсти развлекать своих читателей, граждан СССР в 1936-м году, аж вышел из рамок повествования, обратился к читателям: "Чтобы помочь машине и наверстать время, потерянное при затянувшейся погрузке, капитан приказал поставить парус. Никакой праздник, никакие подарки не привели бы Петю в такой восторг, как эта безделица. Впрочем, хороша безделица! Сразу на одном пароходе, в одно и то же время и машина и парус. И пакетбот и фрегат одновременно! Я думаю, что и вы бы, товарищи, пришли в восторг, если бы вам вдруг выпало счастье прокатиться по морю на настоящем пароходе, да, кроме того, еще и под парусом”. Всё ясно: чтиво. Матильда в центре событий. Можно чтение прекращать. Ничто недопонятное меня впереди не ждёт (чтоб мне то людям открыть). Вещь написана без участия подсознательного идеала. 20 мая 2016 г.
|
|||||
16.05.2016 |
Торжество идеи значимости подсознательного.
|
|||||
13.05.2016 |
|
|||||
12.05.2016 |
|
|||||
06.05.2016 |
Прокоммунист Никонов и антикоммунист Хрущёв.
|
|||||
01.05.2016 |
Казала Настя: "Як вдасться..."
|
|||||
30.04.2016 |
|
|||||
28.04.2016 |
|
|||||
23.04.2016 |
|
|||||
22.04.2016 |
|
|||||
17.04.2016 |
|
|||||
14.04.2016 |
|
|||||
13.04.2016 |
|
|||||
11.04.2016 |
|
|||||
08.04.2016 |
|
|||||
31.03.2016 |
Гомеопатия для Захаровой, анти-Псаки МИД РФ
|
|||||
30.03.2016 |
Джорджио Кирико и Карло Карра.
|
|||||
29.03.2016 |
|
|||||
24.03.2016 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"