TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


26.03.2023
19:09

Дурь

    Тут не только я дурью маюсь, но и… Мне трудно бывает найти, о чём писать. А хочется. Ибо вечно новенькое что-то открывается при каждом писа`нии. При очередном таком . . .

25.03.2023
12:59

Как наркотическая зависимость

    Это я про свою тягу натягивать на художника с не меняющимся, в общем, мироотношением, раскрытым мною раньше, - натягивать это уже раскрытое на вещь, новую для меня . . .

22.03.2023
23:30

Со мною вот что происходит

    Дурное. Я лажу по стихам Дмитрия Мельникова и жду, когда меня какой прошибёт до слезы. Тогда я беру это стихотворение в литературоведческий оборот, чтоб . . .

21.03.2023
21:46

Ну чего я плачу?

    Вечная загадка. Читаешь-читаешь стих, и вдруг – слёзы. А чего – не понятно. Лучше – вместо некролога – будут пусть поля, поля, бесконечная дорога, просто Родина . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

20.03.2023
21:33

Но жалок тот, кто всё предвидит…

    А особенно – тот, кто меняет это своё предвидение… А я – поменял, оказывается, вернувшись через 30 лет к Пармиджанино. Я счёл когда-то, что его “Мадонна с длинной . . .

19.03.2023
19:19

То ли я слезливый, потому что старый…

    То ли что-то в этом есть – я к концу стихотворения забыл, кто это тут лирическое “я”. “Ах, недопонятность!” - восклицает моё безэмоциональное “я”, думающее, что . . .

18.03.2023
12:55

Дорога в небытие России

    Одним из теоретических нюансов, которые не общеприняты, а я для себя принял, было утверждение Аникста, что маньеризм это никакая не ущербность, а полноценный . . .

16.03.2023
15:55

Осознанно злобное – не художественно

      Буквально на днях мне стала очевидна простая мысль, что, чем автор более зол и маскирует это, тем он больше показывает навострившемуся мне, что зло это не . . .

14.03.2023
17:15

Тенебризм

    "Направление в искусстве, злоупотребляющее светотенью, получило название тенебризм, а его представителей называют тенебристами (по-испански — Tenebrosi)” . . .

13.03.2023
20:43

Не с бухты-барахты

    Помню, в Одессе открылся Рериховский центр. Я пришёл посмотреть, что это такое. Посмотрел, посмотрел, сел подумать и подумал, что я б не мог работать . . .

12.03.2023
16:51

Ультрасупертонкость

    Собираюсь писать нечто вроде сна, который логичен, но не факт, что как-то соответствует реальности. Я отправляюсь от такой аналогии. Есенин отправился с Дункан в . . .

11.03.2023
18:00

Сатанизм

    Я просто устал от отсутствия кино, о котором можно подумать. Стал искать-тыкаться и как-то остановился на “Со мною вот что происходит” (2012) режиссёра Шамирова . . .

08.03.2023
11:49

Я провинился перед Бунюэлем

    Вывел тут, что его фильм «Андалузский пёс» (1928) из головы сделанный фильм Вывел тут, что его фильм “Андалузский пёс” (1928) из головы сделанный фильм . . .

07.03.2023
20:42

Ничто не ново под луною

    Я (опять это “я” впереди всего!) подумал, что вот, наконец, мне совсем нечего сказать, когда я прочёл “Храм” (2022) Измайловой. То есть не то, что искомой и любимой . . .

05.03.2023
22:48

Что-то заставляющее

    B> Я обычно статью начинаю с себя. Это потому, что я постигаю произведение искусства в процессе писания (так мне лучше всего). И я должен из того смутного, что во мне . . .

04.03.2023
21:14

Расширенное смотрение Матюшина

     

    Мне у нескольких футуристов удалось раскопать, какой именно прогресс они воспевали. (Диковинные у некоторых были прогрессы.) Но никакие картины и авторские слова не открыли мне, на какое расширенное смотрение молился Матюшин.

    И вдруг я натыкаюсь на слова Е.Ю. Андреевой, которые мне что-то шепчут.

    Сперва – непонятное:

    "А. В. Повелихина так определяет смысл этого эксперимента: “Система “Зорвед. Расширенное смотрение”, поставленная сознательно Матюшиным как центральная проблема творчества, приводила к созданию своеобразной пластической формы на живописной плоскости, в которой каждый предмет, каждая часть и прежде всего пространство – среда взаимодействуют”.

    А потом – что-то то:

    "…“расширенное смотрение”, зрение-ведание близкий Матюшину заумник Александр Туфанов назвал географически конкретно, сводя его к точке на карте – ощущением Сестрорецка …

    Мест “расширенного смотрения”, то есть абсолютных обзора и кругозора, когда видишь затылком, когда мир, кажется, все наше существо воспринимает, а не только глаза, в окрестностях Петербурга действительно много, и одно из самых замечательных было создано во второй половине 1940-х гг. в Воейково… Это ротонда павильона Актинометрии, стоящая на холме над необозримыми просторами ингерманландских лесов”.

    Так вот это я представляю.

    Я ослеп на один глаз. Из-за гипертонии. Испортилась сетчатка. В направлении смотрения я градусов на 30 ничего не вижу. А дальше – вижу. Боковым зрением. Так глаз притворяется здоровым. Чтоб мне увидеть, что я не вижу правым глазом, мне надо закрыть левый глаз. А правый то, что видит, показывает мне в виде того, что находится по соседству с границей невидного. Если я правым глазом смотрю на близкую стену, я через секунду после начала смотрении я вижу в направлении смотрения пупырышки краски на стене, такие же, что видит и боковое зрение. И понять, что я частично слепой, я могу только передвинув взгляд по стене к висящей на ней картине. Если я смотрю на угол картины, она мне представляется с отгрызенным углом. На месте отгрыза – белая стена с теми же пупырышками.

    Что-то похожее, думаю, около ротонды. С неё видны роскошные дали. И, когда отворачиваешься от куска дали к другому куску, то как-то присутствует память о том, что только что видел. И как бы видишь затылком.

    Но слова богу Андреева сослалась на Тильберг, разобравшуюся с Матюшиным, и можно простым языком пересказать, что за прогресс, что за наука его вдохновляла.

    Оказывается, можно использовать зрительные иллюзии, чтоб экономить краски при окрашивании домов.

    Вот цветовая иллюзия.

    Можете проверить. Проделайте в листе бумаги маленькую дырочку и приложите дырочкой к голубой линии – она станет зелёной. Или сделайте увеличение 500% и посмотрите на голубые линии внизу справа – они позеленеют.

    Иллюзии можно для экономии использовать так.

    "Зная, как заставить тусклые краски казаться более интенсивными, можно сэкономить деньги, поскольку более насыщенные красители, как правило, дороже красок, содержащих более слабые красители или меньшее их количество. Матюшин предлагал покрывать большие поверхности фасадов зданий сильно разбавленным известковым раствором недорогих природных красок, а затем усиливать зрительное впечатление за счет небольших деталей (оконных рам, балконов), окрашенных более дорогими красками, например масляными. Эти маленькие яркие детали усилят цветовое впечатление от всей стены” (Тильберг).

    Экономия вводит идейный элемент. Страна была бедная, а богатые капиталистические страны кинулись в эпоху Потребления после первой мировой войны. Комфорт – признак буржуазности, а умеренность – признак нового человека.

    Но гораздо тоньше другое (дальше я буду писать, как я расшифровываю для себя расшифровывание Матюшина Маргаретой Тильберг). Для Матюшина коммунизм – счастье, образом которого является насыщенность цветов. Но восприятию насыщенных цветов мешает человек старой формации, всматривающийся. При этом срабатывает физиология. Яркие дополнительные цвета (скажем, красный и зелёный) при всматривании тускнеют и смешиваются в один. Тильберг лично повторила эксперимент Матюшина, а я повторил за нею, и теперь вы, читатель, можете сами повторить. Если долго внимательно смотреть на изображение, что ниже, цвета побледнеют и смешаются. Таков человек.

    Дотерпели до срабатывания? Надо довольно долго смотреть.

    Матюшин называл это суженным смотрением. И, несколько нелогично, предлагал смотрение нового человека – расширенное. В помощь чему предлагал… третий цвет на границе двух дополнительных. Тильберг повторила, я – за нею, и у неё, она пишет, получилось, а у меня что-то не совсем. Третий цвет (неясно, как выбранный, Тильберг выбрала лиственно-зелёный), помещённый на границе между двумя не даёт этим двум слиться.

    Может, я с лиственно-зелёным не угадал, но мне цвета немного всё же меркнут через долгое время. (А вам?) Ну хорошо, предположим, что третий цвет срабатывает.

    "Исходя из своего опыта практического использования цветов, Матюшин считал слияние разных цветовых полей нежелательным эффектом. Какой смысл, используя дорогие яркие краски и дешевые блеклые, стремиться к взаимодействию цветов, если итоговый цвет будет бесцветным и сероватым? В данном случае цель Матюшина была определена однозначно. Он хотел создать сочетания, которые дали бы “максимум светоносности и яркости”” (Там же).

    Во времена Матюшина не знали про микродвижения глаза. Ирония судьбы: он хотел нового человека сделать обладающим способом видеть ярко. Плюс у него был чуть не бзиг: что можно в себе воспитать умение видеть ярко. Он приводит личный пример, который противоположен тому, что использовал я, добиваясь, чтоб красное и зелёное померкло и смешалось. Он этот способ он назвал "умение глядеть “скользящим взором”” (Там же), ещё – рассеянным зрением. Личный пример такой:

    "…как-то в полдень он сидел в саду и смотрел на зеленую скамейку — “по ней пролетала поразительной красоты светящаяся голубизна, окруженная великолепным густым сиреневым тоном. Тени от скамьи казались глубоко фиолетовыми. Как только я хотел присмотреться, фиксируя неподвижно свое наблюдение, очарование летящей цветности исчезало и сказка цвета грубо обрывалась””.

    Каждый может убедиться в наличии у себя умения глядеть скользящим взором. Сядьте перед столом и посмотрите как бы на оба его края: левый и правый. Вы увидите, что края стола… расходятся. В обратной перспективе, а не в прямой.

    В общем, можно как-то приблизиться к пониманию, что Матюшин боготворил науку.

    28 сентября 2022 г.

03.03.2023
12:30

В тартарары

    Я (всегда с себя начинаю…) трус, наверно. Боюсь смерти и потому о ней не думаю, а загружаю себя почти непрерывной мозговой работой, очень трудной. И один из трудов . . .

02.03.2023
22:46

Второсортный фильм с Пускепалисом в главной роли

    "Как я провёл этим летом” (2010) Попоргребского. Если бездоказательно, потому плохой, что не впечатлил, когда смотрел когда-то. Если б не оригинальное название, я . . .

01.03.2023
18:44

Исключения в эпохе натурокорёжения

    Смотрел заголовки предлагаемых Яндексом для прочтения статей и удивился такому названию: ""Я почти забыл мои серые краски". Африка в творчестве . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100