TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


30.05.2022
20:48

Жизнь музыки Животова

    Поразительно острое переживание намешливой дистанции автора от изображаемых им картин массового энтузиазма в результате победы Октябрьской революции ощутил я . . .

30.05.2022
18:54

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен.

    Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я вычитал, что грешен даже младенец – кусает грудь матери. В христианском смысле я ого как грешен. Первым из смертных грехов – гордыней. Я не встретил за жизнь ни одной работы, где б применялась теория художественности по Выготскому. А сам только её применяю. Я не грешен уже десятки лет в бытовом, если можно так сказать, смысле. В молодости я ни одной девушки не обманул, не соблазнил – чтоб сколько-то против её воли. Ни с чьей женой не имел дела – все разведённые. И своей не изменял. Никого не бил, ибо слабосилен. Ну я великий мастер был списывать со шпаргалок, какие делал себе сам. Но разве это бытовой грех? Я даже, можно сказать, не врал, живя в империи Лжи, в СССР. Изверившись в комсомоле, я не стал на учёт при первой смене работы. Разочаровавшись в политике КПСС, я перестал ходить на демонстрации, собрания и выборы. Мне было легко: я отказался от карьеры, попав вскоре после окончания института на здорово высокий пост и увидев, какая там, наверху, царит безнравственность. И, безотцовщина с 6 лет, я воспитан в аскетизме – мне очень мало что надо из материального. И жена попалась соответствующе не требовательная. Меня такого Бог, можно сказать, хранил от искушений. Если я кому не отдал долг, так по забывчивости и мелочности долга. О. Два раза я своровал. Один раз – чернильницу непроливайку. В первом классе. Из интереса, смогут, пропажу найти или нет. Не смогли. Я её незаметно поставил на пол в передний угол класса. Уходя домой, я её незаметно поднял, спрятал в рукав, положил в карман пальто и выбросил в глубокий снег оврага, проходя мимо в одиночестве. Другой раз – в перестройку, когда каждый день повышались цены. Я заплатил за 12 банок кабачковой икры, а продавщица мне дала 13, и я смолчал. Но это такая ерунда, что можно не считать. А! Я почти тогда же попал в банду, как оказалось вскоре после перехода туда на работу. Филиал АН Украины. Конструктором. Мы делали вид, что разрабатываем новаторские батарейки, а на самом деле это была туфта. Организованное хищение из государственного бюджета. Но тогда все кругом так воровали, что я и свою зарплату за туфту не считал и не считаю за грех. Никого не подсиживал, не предавал. В общем, не святой, но далеко не грязный.

    И всё же достаточно грязный, чтоб вжиться в предателя, в Вадима Глебова, что из романа “Дом на набережной” (1976) Трифонова.

    Так постепенно вводится его душевная слабость, что всё кажется знакомым. Зависть более обеспеченным одноклассникам (со мной никогда такого не было), трусость признаться, что был инициатором снять штаны с одноклассника Шулепы (такого – тоже), втирание, по сути дела, в доверие к Ганчуку (и такого)… И вот брезжит предательство своего научного руководителя, Ганчука, честнейшего человека, и своей любимой, его дочери. Того хотят выжить по политическим причинам: слишком колет, что идёт обуржуазивание жизни в СССР.

    (Я вспоминаю, какую я – прекративший своё членство в комсомоле по идейным соображениям – взбучку задал двоюродному брату за то, что он проголосовал за исключение из комсомола сокурсника, подавшего заявление на репатриацию в Израиль. Через 55 лет после этого я пишу эти слова, сам живя в Израиле, но я тут оказался по несчастному стечению обстоятельств, и опять не виню себя.)

    И вот я читаю, как Глебов высчитывает, как выгоднее поступить и меня-другого всего переворачивает, настолько я-первый вжился в этого персонажа, будто это я. Тогда как я не такой!

    Я потрясён. Как Трифонов этого добился?

    Кошмар. Глебов согласился рассказать о своей проблеме почти умирающей бабе Ниле… (Теперь я читаю и пишу одновременно.)

    И вот ночью баба Нила умерла, и Глебову можно стало не идти на собрание.

    "…он старался не помнить. То, что не помнилось, переставало существовать”.

    Вот так, слабак.

    "— Вы сами не понимаете, насколько вы буржуазны!”.

    Это слова о Глебове жены Ганчука, дочери ясновидящей матери. И она гонит его из дому.

    Ганчук, выгоняя тоже:

    "Там [с Раскольниковым] все было гораздо ясней и проще, ибо был открытый социальный конфликт. А нынче человек не понимает до конца, что он творит… Поэтому спор с самим собой… Он сам себя убеждает… Конфликт уходит в глубь человека — вот что происходит…”.

    О-бур-жуазивание.

    Трифонов написал, увы, произведение прикладного искусства. Потому что левым диссидентам ещё 20 лет до 1976 года было видно, что социализм смертельно болен вещизмом.

    Глебов не ушёл от Ганчуков, даже остался ночевать. И… больше никогда не пришёл.

    Но как сильно ненавидишь этого Глебова…

    Вот, в чём достоинство прикладного искусства – в силе воздействия.

    13 апреля 2022 г.

30.05.2022
18:53

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

29.05.2022
21:51

Прав ли Путин?

    Признаюсь сразу: пишу из-за того, что не о чём писать. Несколько книг начато читать и брошено, потому что чую, что не найду там ЧТО-ТО, словами невыразимое. А тут ещё . . .

28.05.2022
20:20

Я виноват перед любовницей Кандинского

    Её осуждая за неталантливость (см. тут), я даже не соизволил привести для иллюстрации репродукции осуждаемого. И осудил – по впечатлению, без анализа. Правда, если . . .

27.05.2022
11:24

Формалист Эйзенштейн

    Я (вечно я, я и я!) сортировщик явлений. С этого, говорят, наука когда-то началась. И было время, когда я прикладному искусству противопоставлял идеологическое. А . . .

26.05.2022
20:01

В надежде, или На Украине нет-де нацизма

    Я в надежде. Читаю “Этот берег” (2021) Ан. Дмитриева и чувствую, что он к чему-то клонит. С зачином из прошлого времени, с натуралистическими подробностями во . . .

25.05.2022
20:49

Что-то вроде исповеди?

    На днях случилось такое малоприятное. – Я включил телевизор, а там старый фильм, отличный. Смотрю – слёзы льются сами собой. И не поймёшь, почему. – Я спросил себя: . . .

24.05.2022
09:48

Предатели России. Второй заход

    Тысячи россиян уехали из страны после начала военного конфликта с Украиной. Заголовок в СМИ Я получил такое письмо от человека, которого пытаюсь спасти от . . .

22.05.2022
11:58

Одна искусствовед

    Искусствоведение какая-то несчастная область науки. В ней, похоже, особенно много обретаются халтурщиков и мутил. Не зря я лет 70 тому назад поклялся себе, что вот . . .

21.05.2022
14:21

Что я называю подрывной деятельностью в России

    – Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предохранитель своего револьвера. Ганс Йост Если б всё было возможно, я б хотел иметь цензурную ипостась этого . . .

20.05.2022
12:06

Чудеса Рылова

    Жил (уже умер) такой… любомудр Н. Н. Александров. У него была мысль, что человечество в начале каждого типа общественного устройства вдохновляется . . .

19.05.2022
20:05

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

19.05.2022
20:04

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

18.05.2022
20:00

Фейки

    Моё амплуа – открывать всегда скрытый художественный смысл произведения искусства не очень далёк от следовательской работы. Хоть, казалось бы, дело имеешь с . . .

17.05.2022
22:35

Почему я ошибся? Если вообще ошибся…

      В первом приближении ясно, что от неожиданности – очень уж непереносимо читать: "За что меня мучает жажда? Жажда! Кто знает, что значит это слово! Даже тогда, когда . . .

16.05.2022
15:23

Кужугетович

    Начну, для разбега, с себя. Моё мировоззрение настоящего социалиста… А настоящим социализмом я считаю теперь ежедневное увеличение самодеятельности за счёт . . .

15.05.2022
21:13

Зачем такая загадочность?

    Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, . . .

14.05.2022
11:23

Опозоривший фамилию Врубеля

    Попытаюсь разобраться в себе. Операция на Украине сказалась на мне больницей. (Хорошо, что кратковременно.) Но я удивился на себя. Мне казалось, что после смерти . . .

13.05.2022
17:49

Психотехника действенности фейков

    Это размышлизм. Научных данных у меня нет. Но у меня есть данные, как появляются неадекватности в искусстве – психологическая теория художественности . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100