TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.06.2022
21:06

Пришла в голову смутная мысль, и я её думаю

    Я не боюсь браться доводить смутное до ясного. Авторитета у меня нет – терять мне нечего. Вот, что толкнуло мою смутную мысль: "…картину мы наблюдаем в Италии в . . .

01.06.2022
15:46

Возможно, ничего не получится

    Сначала, вот, написал этот заголовок, теперь приступаю к самой статье. Люблю себя загонять в угол и выкарабкиваться из него. Как ни мало на меня отзываются . . .

30.05.2022
20:48

Жизнь музыки Животова

    Поразительно острое переживание намешливой дистанции автора от изображаемых им картин массового энтузиазма в результате победы Октябрьской революции ощутил я . . .

30.05.2022
18:54

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

30.05.2022
18:53

Испытание

    Говорят, кто ничего не делает, тот не ошибается. Я – не живу, можно сказать. Значит, я безгрешен. Нет, не в религиозном смысле. В “Исповеди” Святого Августина я . . .

29.05.2022
21:51

Прав ли Путин?

    Признаюсь сразу: пишу из-за того, что не о чём писать. Несколько книг начато читать и брошено, потому что чую, что не найду там ЧТО-ТО, словами невыразимое. А тут ещё . . .

28.05.2022
20:20

Я виноват перед любовницей Кандинского

    Её осуждая за неталантливость (см. тут), я даже не соизволил привести для иллюстрации репродукции осуждаемого. И осудил – по впечатлению, без анализа.

    Правда, если меня не обманывает память, я никогда не посвящал целую статью осуждению живописца, как собираюсь это делать теперь. Отдельные произведения, я осуждал. Несколько вещей Чюрлёниса (см. тут). Да и то… Оправдал его тем, что он-де не закончил и не виноват, что это выставляют после его смерти. Раскритиковал несколько его же штудий человеческих голов (аж пришлось для это “Технику живописи” Киплика прочесть). Но осуждение это вообще как-то не моё. Я сам слишком плохо рисую, чтоб осуждать. Пусть даже и не технику, а меру выражения как синтез из анализа.

    Совершенно не представимо, как осуждать что-то в стилях, занимающихся сильным корёжением натуроподобия, где и подвизалась, как раз Габриэла Мюнтер, в экспрессионизме.

    Разве что сравнить то, исключительно редкое в экспрессионизме, что произвело на меня хоть какое-то непосредственное впечатление (кроме отвращения) с её, Мюнтер, попыткой ужасничать с натурой.

    Есть одна картинка у Кандинского, которая повергает меня в содрогание, красно говоря (это я описал тут).

    Кандинский. Мурнау. Пейзаж с башней. 1908.

    А у Мюнтер есть тот же Мурнау.

    Г. Мюнтер. Мурнау. 1908.

    Так впечатление, что эта Мюнтер не понимает даже, что экспрессионизм – это выражения ужаса и всяческого крайнего негатива, – крайнего! – требующего огромных искажений действительности для выражения крайности, а не для чего-то весёленького.

    Вообще-то силы выразительности, - как и искажения натуры, - двух картин Мунка

    Мунк. Крик. 1893.

    Мунк. Тревога. 1894.

    не достиг больше ни сам Мунк и ни какой другой экспрессионист.

    Коллективизм экспрессионизма особенно виден при рассматривании обеих этих картин Мунка вместе. Крик ужаса, в том числе из-за того, что большинство не замечает, ЧТО надвигается, наконец, начинает доходить до всех.

    Я не знаю, можно ли увидеть коллективизм у Кандинского.

    У него тоже мировая катастрофа, не меньше. Какой-то начавшийся конец света. То есть касается всех. Хоть на пейзаже нет никого. Но такие ненатуральные облака не могут не быть видны всем. И это ж не просто закат. Был бы просто, верх башни был бы освещён садящимся солнцем. Но он же НЕ освещён. То есть тьма опускается сверху! Что ненормально, как и чудовищный провал справа.

    Хоть коллективистские переживания были не то, из-за чего Кандинский бросил карьеру, жену и родину.

    Но в поисках своего, - а его было принципиально недостижимое метафизическое иномирие, не данное его сознанию, - в этих поисках, можно думать, он честно вживался в прямо противоположное (коллективистское и здешнее), зато тоже экстремистское. И потому так страшно (мне, по крайней мере, как-то лично соприкоснувшемуся с концом света) на его картину смотреть. Кандинского в индивидуалистский экстремизм ницшеанства толкала довольно страшненькая штука – вселенская скука обычности, порядка и самой причинности.

    Я не смогу доказать, что тут у него: просто иллюстрация чужого мироотношения или продукт умения вжиться в чужого до потери себя. Но круглые облака могло заставить рисовать только подсознание, пусть и оформлявшее качественно всего лишь замысел сознания о земном страхе конца света – эстетическое задание, а не художественное, когда сознанию побуждение не дано.

    Мюнтер тоже искажает. Но как мало и робко (потому что знает только формалистское кредо экспрессионизма: искажать). – Что там? – Рядом расположенные облака разноцветны: одно белое, другое… фиолетовое. – Так такое даже название имеет: радужные облака.

    Ещё она, рисуя правую стену правого, синего дома придала её невероятный тёмно-багровый цвет. Или просто забыла в момент рисования этого места, что свет у неё падает справа, или сработало подсознание, как можно более полно обеспечивающее эстетику (нарушать натуру в страшную сторону). А эстетика была задана сознанием: просто нарушать. Про страшное сознание забыло. Или не чуяло (из-за неталантливости).

    Обводка контуров – тоже нарушение натуры. Но она уже стала модой после Сезанна. То же относится к грубым мазкам.

    Цвета предметов тоже ненатуральны – чистые. Но это дань импрессионизму. А тот абы какую жизнь так ВОСПЕВАЛ. Она ж по недалёкости не замечает, что всё её окружение, которому она подражает, страшностями занимается.

    .

    Ну вот. Теперь душа её может успокоиться, если она взволновалась, что я к работе её телесной хозяйки отнёсся мимоходом.

    12 апреля 2022 г.

27.05.2022
11:24

Формалист Эйзенштейн

    Я (вечно я, я и я!) сортировщик явлений. С этого, говорят, наука когда-то началась. И было время, когда я прикладному искусству противопоставлял идеологическое. А . . .

26.05.2022
20:01

В надежде, или На Украине нет-де нацизма

    Я в надежде. Читаю “Этот берег” (2021) Ан. Дмитриева и чувствую, что он к чему-то клонит. С зачином из прошлого времени, с натуралистическими подробностями во . . .

25.05.2022
20:49

Что-то вроде исповеди?

    На днях случилось такое малоприятное. – Я включил телевизор, а там старый фильм, отличный. Смотрю – слёзы льются сами собой. И не поймёшь, почему. – Я спросил себя: . . .

24.05.2022
09:48

Предатели России. Второй заход

    Тысячи россиян уехали из страны после начала военного конфликта с Украиной. Заголовок в СМИ Я получил такое письмо от человека, которого пытаюсь спасти от . . .

22.05.2022
11:58

Одна искусствовед

    Искусствоведение какая-то несчастная область науки. В ней, похоже, особенно много обретаются халтурщиков и мутил. Не зря я лет 70 тому назад поклялся себе, что вот . . .

21.05.2022
14:21

Что я называю подрывной деятельностью в России

    – Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предохранитель своего револьвера. Ганс Йост Если б всё было возможно, я б хотел иметь цензурную ипостась этого . . .

20.05.2022
12:06

Чудеса Рылова

    Жил (уже умер) такой… любомудр Н. Н. Александров. У него была мысль, что человечество в начале каждого типа общественного устройства вдохновляется . . .

19.05.2022
20:05

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

19.05.2022
20:04

Русофобия

    Я совсем недавно, у Лосева, узнал, что существовал между Ранним и Высоким Возрождением стиль в изобразительном искусстве (в виде как бы чертежей), не имеющий . . .

18.05.2022
20:00

Фейки

    Моё амплуа – открывать всегда скрытый художественный смысл произведения искусства не очень далёк от следовательской работы. Хоть, казалось бы, дело имеешь с . . .

17.05.2022
22:35

Почему я ошибся? Если вообще ошибся…

      В первом приближении ясно, что от неожиданности – очень уж непереносимо читать: "За что меня мучает жажда? Жажда! Кто знает, что значит это слово! Даже тогда, когда . . .

16.05.2022
15:23

Кужугетович

    Начну, для разбега, с себя. Моё мировоззрение настоящего социалиста… А настоящим социализмом я считаю теперь ежедневное увеличение самодеятельности за счёт . . .

15.05.2022
21:13

Зачем такая загадочность?

    Мой лучший товарищ, боюсь, был прав: я талмудист. Не знаю, что именно он имел в виду. Наверно, копание, копошение. Но я сейчас заподозрил нечто похуже. Я, боюсь, . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100