TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


23.11.2021
12:55

Может ли понравиться безобразное?

    Может ли понравиться безобразное? – Может. Если оно сложно устроено, а вам удаётся эту сложноустроенность распутать как выражающую идеал автора. Я не знаю, как при . . .

22.11.2021
20:23

Хвала наобуму

    Из-за того, что слишком часто искусствоведы отказываются говорить о конкретной картине, о её художественном смысле, не отправляются от её деталей, или говорят до . . .

21.11.2021
17:37

Неисповедимы пути знания

    Есть два способа выражения вдохновения (подсознательного идеала): образом и противоречием, которое рождает катарсис. Поскольку второй способ сложнее, он как-бы . . .

19.11.2021
16:57

Мне всё можно

    Я, наверно, единственный, кто позволяет себе оперировать не принятой в науке об искусстве категорией “подсознательный идеал автора”. Поэтому я могу себе . . .

18.11.2021
13:05

Безответственное впечатление

    B> Хочу, по крайней мере, начать с него – с безответственного впечатления. Так случилось, что первая в жизни репродукция “Моисея” (1932) Эрьзи мне попалась такая . . .

17.11.2021
19:22

«Сад» Степновой – яркая хвала абы какой жизни

    Я чуть не до половины книги дочитал “Сад” (2019) Степновой, когда спохватился, что не пишу параллельно отчёта о чтении. Ошеломило меня чтение. Было как-то не до . . .

16.11.2021
13:06

Всё-таки сломленный

    Я про Иткинда пишу. Советская идеология претендовала на мировой приоритет в борьбе за Справедливость, а практика являла очень уж много примеров нарушения этой . . .

13.11.2021
23:14

И опять Глебова

    Это продолжение мыслей, помещённых тут и тут. Я подумал, что пафос серединности должен прослеживаться у Глебовой во всех темах. Следовательно, корёжение натуры у . . .

11.11.2021
19:32

Мило-халатное отношение (ещё о художнице Глебовой)

    В последнее время меня заинтересовало притворство, думаю, искусствоведов, когда они хвалят авангардистов. Простецки говоря, на вещь смотреть противно, а они . . .

09.11.2021
17:30

Вечная тоска (о художнице Глебовой)

    Телеканал “Культура”. Передача “Искусственный отбор”. Пронзительно душевная музыка и общая панорама картин Натальи Глебовой в музее. И – вечная тоска . . .

08.11.2021
12:32

Сезанн открыл ящик Пандоры

    Меня здорово смутил один художник, сказав, что для него в искажениях пространства Сезанном видится определённая гармония. Из-за того, что сам я очень не сразу . . .

07.11.2021
15:46

Как в афишу коза

    Кого-то угораздило написать о Мунке: ""Купающиеся мужчины" (1907-08) - это энергичная дань жизненной мужественности” (https://art.mirtesen.ru/blog/43217230373/Edvard-Munk-ZHizn-i-rabota). И пошла . . .

04.11.2021
11:42

Нету там кота!

    Мне грустно. Мне грустно из-за эфемерности существования искусства. Я столько раз это повторял… Ещё раз повторить?.. Ведь мало вероятно, что сегодняшний читатель . . .

01.11.2021
20:04

Ещё одна заметка зануды

    Выскажу заметку сразу. Как называлась партия, правившая в СССР, когда умер Ленин? – РКП(б). Российская Коммунистическая партия большевиков. А кому посвящена поэма . . .

31.10.2021
16:02

Плохое как хорошее

    Если меня подспудно гнетёт прямая идейность искусства (прикладного, идеологического искусства), то как я буду относиться к основному значению слова? – Плохо . . .

29.10.2021
16:37

Наследие

    Начну издалека. Хоть это было общественное достижение – обработка камня – но мыслимо подумать, что был и кто-то первый, кто ударил камнем о камень с целью сделать . . .

28.10.2021
12:16

Тонкость грубости

    На днях я испытал редкое переживание. Я анализировал картину, скрыто от самого себя имея в виду после анализа наступящий синтез, неблагой для художника. Как вдруг, . . .

27.10.2021
18:31

Я понял!

    Я понял, что со зрелым художником случается, что он вдруг перескакивает в другой идеостиль. – Весь перец в “идео”. Одними и теми же средствами можно выразить . . .

25.10.2021
11:33

Страдания простеца

    Думаю, что я простец. Вот смотрите. В школе у меня был одноклассник, имевший музыкальное образование. Он играл на рояле. Именно рояль был у него дома (его отец был . . .

24.10.2021
19:42

За чёткость в мутном деле

    Есть такая каша – называется экспрессионизм. (Очень уж сильная выразительность, выходящая порой за пределы искусства, а именно – в жизнь с той непосредственным и принуждающим воздействием, в отличие от искусства, т.е. условности, с того непосредственным и непринуждённым воздействием. С музыкой пример выхода в жизнь привести просто: звук можно издать такой сильный, что вызовет болевой эффект. С живописью сложнее. Отвращение может вызвать и условность. И всё-таки хотелось бы, чтоб со мной согласились, что некоторые каляки-маляки это уже выход в жизнь.)

    Кашей я назвал экспрессионизм потому, что этим словом называют ультраразочаровавшихся как коллективистов, так и индивидуалистов. А беда в том, что, во-первых, трудно отличать одних от других, а во-вторых, художники сами переходили туда и обратно. Причём не в разные периоды жизни, что как-то понятно: ну резко изменился человек, - а быстро: то туда, то обратно.

    И всё-таки я настаиваю на чёткости по отношению к каждому произведению отдельно.

    Пусть называются индивидуалисты ницшеанцами. И закрепим за ними упрощённый эстетический словарь, как яркую метку ницшеанской дороги, состоящей во всё усиливающемся аскетизме средств (вплоть до потери фигуративности): сезаннизм, фовизм, супрематизм, абстракционизм…

    Смотрите. Я расположу репродукции в порядке всё большей засушенности, как образа удирания от этого скучного Порядка вообще в метафизическое иномирие.

    Кирхнер. Давос в снегу. 1923.

    Кирхнер. Бранденбургские ворота в Берлине. 1915.

    Кирхнер. Голова художника (Автопортрет). 1925.

    Кирхнер. Два акробата. 1932-1933 гг.

    Кирхнер. Кафе. 1904.

    Кирхнер. Две женщины работают в кафе. 1923.

    Кирхнер. Женщина-художник. 1910.

    Согласитесь ли, что сказать, что всюду есть скука*, можно. А вот приписать сильные и определённые другие эмоции – вряд ли. Где-то между сезаннизмом и фовизмом Кирхнер.

    20 сентября 2021 г.

    *- А вот тут – нельзя: теплынь какая!

    Кирхнер. Озеро в парке Дрездена. 1906.

    - Я не знаю, как реагировать. Ницшеанство – мироотношение суровое. А тут нет никакой суровости. Истаивание в неге какое-то.

    Вот, живая иллюстрация, как художник предаёт свою суть.

    Так здорово (ошибку с идилличностью простим) описаны немцы грани веков и начала ХХ века как:

    "…реакция не только на поношенное, безжизненное традиционное академическое искусство, но и на светлую, идиллическую, южную импрессионистскую “видимость” мира” (https://artchive.ru/encyclopedia/39~Expressionism).

    Реакция на, - помните? - следование импрессионизма формуле: “Хвала абы какой жизни”, - где хвала – световидность.

    И… на тебе! И абы что на лицо (ну что за место невыразительное?), и световидность. Типичный импрессионизм! А не злая реакция на него.

    21.09.2021.

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100