Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
03.09.2021 |
Естественным образом консенсус сословий невозможен
|
||||
02.09.2021 |
В бесконечности бредущий Бродский
|
||||
01.09.2021 |
|
||||
31.08.2021 |
|
||||
30.08.2021 |
Раздумья над заметкой искусствоведа Тамары Зиновьевой о живописи Яны Эзар
|
||||
29.08.2021 |
Мне больше повезло (о Джорджоне)
|
||||
29.08.2021 |
Мне больше повезло (о Джорджоне)
|
||||
28.08.2021 |
|
||||
27.08.2021 |
|
||||
25.08.2021 |
Зла не хватает (О Ян ван Эйке)
|
||||
24.08.2021 |
В чём причина бледнописи Бруни
|
||||
23.08.2021 |
Нецитируемость художественного смысла
|
||||
22.08.2021 |
|
||||
20.08.2021 |
Перевожу Пунина на общечеловеческий язык (О Митуриче и Тырсе)
|
||||
19.08.2021 |
|
||||
18.08.2021 |
Чекмарёв Трус я? Или просто неистребим во мне индивидуализм? Смутно помню… Пионерский лагерь. Впервые в жизни. А я – маменькин сынок. Остался без мамы. И вот пионервожатая прочла про подвиг Александра Матросова и спрашивает нас: “А ты б так смог?”. – А я не привык врать взрослым, и стыдно признаться, что не смог бы – страшно. Я ж воспитан в мещанской семье. Отец не воевал. Войны я не видел. Удрали. И я так и стал по жизни мещанином с немещанским идеалом коммунизма. И устроился, как без героизма всю почти жизнь служить ему, при котором люди будут жить по преимуществу неприкладным искусством. И если каким-то чудом чужой для советской власти Чекмарёв влюбляется в коммунизм как в идеал и готов, - по природе какой-то немещанской, не известно, откуда взявшейся, - готов самоотверженно этому идеалу служить… Причём, когда сама советская власть неумолимо ежедневно перерождается в несоветскую (без совета с народом действуют начальники, а только всё больше и больше прикрываются лозунгом коммунизма)… То что есть продолжающееся чекмарёвское бегство вперёд? Полностью соответствующее поведению миллионов комсомольцев. Не замечающих перерождения власти. Или его страсть – от умалчиваемого замечания. В первом случае – это гражданский романтизм, детский оптимизм насчёт скорой победы. Во втором – трагический героизм, ещё более детский от отчаяния, но с нотками предчувствия нехорошего финала (как у Высоцкого большей части его творчества). В первом случае идеал осознаваем, во втором – нет. В первом случае перед нами произведение прикладного искусства (о знаемом). Во втором – неприкладного (о незнаемом, чуемом только). Когда нижеследующее стихотворение Чекмарёва обрывают на половине, получается второе, а когда читаешь его полностью – первое. Где я? Что со мной?
Как произведению в стиле гражданского романтизма к стихотворению относятся слова Плеханова: "…так называемый утилитарный взгляд на искусство, то есть склонность придавать его произведениям значение приговора о явлениях жизни и всегда его сопровождающая готовность участвовать в общественных битвах, возникает и укрепляется там, где есть взаимное сочувствие между значительной частью общества и людьми, более или менее деятельно интересующимися художественным творчеством” (Плеханов. Литература и эстетика. Т. I, М., 1958. С. 144). Соответствен и стиль: "Купи на Кузнецком / Уральскую карту”, “Возьми прогляди / Оренбургскую ветку. / Ты видишь, к востоку / Написано:"Еткуль".” А поэтизмов мало и не впечатляют: "разноцветные / Миллиметры”, “И вьюга махнула мне / Белым платочком”. Художественной ценности лишённое подсознательного идеала не имеет, только эстетическую. А к первой части, будь она без продолжения, относится другая цитата из Плеханова же: "Склонность к искусству для искусства возникает там, где существует разлад между художниками и окружающей их общественной средою” (Там же. С. 139 ). Соответственно тут есть строки, заставляющие замереть:
Это скопление "н” и “о”… И эта пауза… – Жуть. – Для индивидуалиста. Он же пожил и ничего от него не останется после смерти. Не то, что коллективист – дело его коллектива останется. В предисловии в книге 1982 года, когда до краха СССР оставалось только 9 лет, в предисловии ограничились цитированием только первой половины стихотворения. И – причитания, причитания… Он бы не одобрил. 2 августа 2021 г.
|
||||
17.08.2021 |
|
||||
16.08.2021 |
|
||||
15.08.2021 |
Почему Писсаро бросил пуантилизм и дивизионизм
|
||||
14.08.2021 |
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"