Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
13.08.2021 |
Божков и Боже, зачем ты вернул в Россию салонное искусство?
|
||
12.08.2021 |
Антибиографизм. Продолжение о Наталье Пушкиной
|
||
11.08.2021 |
Арифметическая статья в области искусствоведения
|
||
10.08.2021 |
|
||
09.08.2021 |
|
||
08.08.2021 |
|
||
07.08.2021 |
|
||
06.08.2021 |
|
||
05.08.2021 |
Антибиографизм. (Против Старка и его версии, что Наталья Николаевна любила Пушкина)
|
||
04.08.2021 |
Истошный оптимизм Мне надо, чтоб понять Северянина две вещи. Первая – пусть временно, но согласиться, что он верно себя называл футуристом (правда, с приставкой “эго”). Вторая – объяснить себе, почему он не так разрушителен к языку ("Ветропросвист”, “Крылолёт”, “Лимонолистный лес Драприт”), как его оппоненты-футуристы ("бобэоби”, “вээоми”, “пиээо”). При этом мне надо учитывать собственное открытие (если сметь его так называть), что футуристы потому так уродовали натуроподобие и язык, что совесть была не чиста. Они, мол, да, правы в своём оптимизме, потому что они за прогресс, который объективен: индустриализация в Италии, скажем. Но это связано со страшными бедами населения, что в Англии и Франции произошло раньше и потому уже подзабылось в Европе ХХ века. Отсюда – угрызения совести у итальянских футуристов (явление коллективистского происхождения). А чтоб угрызения совести притушить – уродование натуры. Это как броситься вперёд, до боли закусив губу. И подобную логику можно проследить у множества футуристов. Так если у Северянина ТАКОГО уродования нет, то, может, надо отказать ему в самоназывании эгофутуристом? Это просто иноназывание солипсизма романтического. При нём автор бежит из плохого внешнего в свой прекрасный внутренний мир. Прекрасность его у Северянина восходит к такой общечеловеческой ценности: "Поэтическое искусство неустанно обновляет в нас ощущение речи как творческого отношения к языку” (Ян Мукаржовский). А его, внутреннего мира, некое (экзотическое) отличие от внешнего (обычного) обеспечивается некоторой чрезмерностью, какой в обычном мире не бывает. Некоторую чрезмерность (красивости или самовосхваления и т.п.) все спутали с большими деформациями футуристов и потому стал называть и он, и другие его – футуристом. И ругали. Как ругали романтиков сто лет до того. "Обременительные цепи Упали с рук моих — и вновь Я вижу вас, родные степи, Моя начальная любовь. “Не правда ли, что печальный станс превосходен? Вы, может быть, спросите: из каких цепей вырвался поэт? где он находился? Читателю нет надобности знать об этом; первые два стиха картинны, новы и, следовательно, чудесны!” — издевается критик. — “Далее вы, верно, скажете, что родные степи не могут быть ни начальною, ни среднею, ни конечною любовью, равно как любовь не бывает ни степью, ни лугом, ни полем. Согласен: да это по-старинному; мир романтический есть мир превращений: там небылицы являются в лицах” (http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/guk/guk.htm). Два эти слова: “Северянин” и “романтизм” легко находятся вместе в интернете. "Мотив забвения приходит в творчество Северянина из романтизма…” (Викторова. http://www.poet-severyanin.ru/library/severyanin-i-poezia-serebryannogo-veka15.html). Только у первых романтиков была мировая скорбь от кровавых обманов Разума и Просвещения после Великой Французской революции, а перед Первой мировой войной бежать хотелось от скорых будущих ужасов. И литература… "…как бы не решаясь глядеть прямо в лицо устрашающей ее действительности, уводила читателей в… далекое от проблем и тревог окружающей жизни” (В. Рождественский. http://www.poet-severyanin.ru/library/rozhdestvenskiy-severyanin.html). УВЕРТЮРА
Какой-то истошный оптимизм. (Что тоже делает Северянина похожим на футуристов.) 21 июля 2021 г.
|
||
02.08.2021 |
|
||
01.08.2021 |
Что сильнее – хаос или порядок?
|
||
31.07.2021 |
|
||
30.07.2021 |
Куанг Хо останавливает внимание
|
||
29.07.2021 |
|
||
28.07.2021 |
Не леполи нам паки о Нестерове речи
|
||
27.07.2021 |
|
||
26.07.2021 |
|
||
25.07.2021 |
|
||
24.07.2021 |
В чём сходство между художественной фотографией и живописью
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"