Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
18.05.2021 |
|
||
17.05.2021 |
|
||
16.05.2021 |
|
||
15.05.2021 |
|
||
14.05.2021 |
|
||
13.05.2021 |
|
||
12.05.2021 |
|
||
12.05.2021 |
|
||
12.05.2021 |
|
||
11.05.2021 |
|
||
09.05.2021 |
|
||
08.05.2021 |
Против Дмитрия Быкова 11 Хорошо иметь дело с умным врагом. Он может здорово озадачить. Тем приятнее над ним победа. Быков умён и озадачил меня конкретикой: "Гоголь искренне пытается полюбить этих богатырей, этих людей, для которых превыше всего, и правда, и честь тоже, конечно, но не будем отрицать того, что правдой, верой они чаще всего прикрывают собственные звериные разгулы. Это всё демагогия насчёт веры и правды. И гибнет Тарас Бульба довольно глупо, из-за люльки, которую он хотел подобрать. Но это тоже доказывает, что для него предрассудки выше разума, честь выше прагматики” (Время потрясений. М., 2018. С. 279). Разум и прагматика, можно думать, высшие качества для Быкова-мещанина. Идеал – Личная Польза. (Идеал, заметим, наименее редко вдохновляющий художников, в моём кругозоре, во всяком случае.) Гоголь тоже не имел своим идеалом Личную Пользу. И потому эпическому “Тарасу Бульбе” противопоставил в своём сборнике “Миргород” сатирическую повесть “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”, в которой физическая копия Тараса этот идеал Личной Пользы таки имеет. Впрочем, это я пересказываю Гуковского. Лучше дать самому ему слово в том месте, которое можно привлечь для не мещанского объяснения, почему так глупо погиб Тарас, для объяснения, почему причиной лишь выглядит личное. "Не все ли равно, когда происходит действие “Тараса Бульбы” – в XV или XVII веке? Оно происходит в идеале, творимом поэтом XIX века, века Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. Такие люди, как Тарас, Остап и другие, – были некогда, стало быть, они могут быть, а значит, и должно, чтоб они были, и для Гоголя важно именно последнее. Поэтому-то его повесть не столько исторична, сколько утопична. У Гоголя могучее видение могучего мира героев-запорожцев – не дело воображения, каприза, фантазии поэта, а… нормы человеческого духа, притом нормы, объективно достижимой и доказуемой фольклором; из него она, в сущности, и извлечена. У Вальтера Скотта и его учеников иллюзорность историзма выражалась прежде всего в том, что герои, одетые в старинные костюмы, живущие в бытовых и даже социальных условиях, несходных с современными автору, тем не менее чувствовали, думали, действовали совершенно так, как люди, современные автору; герои психологически и по типу своих действий приравнивались к читателям. У Гоголя совсем наоборот: герои призваны противостать всем складом своих характеров, действий, страстей современникам – Иванам, гибнущим в тине из-за “гусака”; эта дифференциальностъ по отношению к современности, если угодно патетическая экзотика героев “Тараса Бульбы”, могучих, ярких и красивых и в благе и в зле, даже в страстях, даже в варварстве века, даже в преступлении (Андрий), и составляет идейную основу “Тараса Бульбы”” (https://scepsis.net/library/id_2568.html). Что из того, что Андрий предал? Он это сделал по такой человеческой причине, которая в принципе не может Андрия лишить его украинства и героизма. Он и среди ляхов из-за этого выдающийся и перед отцовской казнью ведёт себя достойно. – Это у Гоголя из фольклора. Вот пример. Ивась, вдовий сын, Коновченко
Вот люлька и есть яркий и красивый оживляж героической нормы. А не "демагогия”, как ляпнул Быков. И ведь у него ляпы не случайность, а какие-то гирлянды ляпов. Он извратил Гоголя, назвав его предшественником Бабеля в “Конармии”. Но Бабель-то там реалист, посреди НЭПа прозревающий, что люди и самые зверские социализмом исправятся. И где-то не ошибся. Уже поколение детей тех страшных конармейцев спасло в новой войне не просто страну от уничтожения, а самую передовую страну (самую неконтрастную по уровням жизни разных слоёв). Тогда как Гоголь в “Тарасе Бульбе” совсем не реалист, а вдохновлён идеалом трагического героизма. И тот идеал предчувствует поражение. Что и произошло: дух свободы декабризма был задавлен в России на десятки лет. Полное перевирание художественного смысла обоих произведений (необоснованной у Гоголя и обоснованной у Бабеля веры в возможность изменения человека к лучшему в историческом будущем) опирается у Быкова на его незнание художественности по Выготскому – что художественный смысл нецитируем. Быков по-детски прав: жестокую войну мы видим в тексте: свои убивают своих! Вот Быков и пишет: "После “Тараса Бульбы” мир будет другим, в этом-то и ужас. Бабелевский мир, мир “Одесских рассказов” и “Конармии” – это мир, где кончилась власть отцов. В “Письме” дети пытают отца, в “Закате”, центральном произведении одесского цикла, двое сыновей Менделя Крика восстают против своего отца. Это по большому счёту и есть крах ветхозаветного мира. Об этом рассказывал Гоголь в “Тарасе Бульбе”, об этом рассказывает Бабель в “Одесских рассказах” и “Конармии”… в мире “Конармии”, в страшном мире, все друг другу чужие. Этот мир непоправимых разделений. Бабель (Лютов) – чужой конармейцам, поляки чужие казакам, евреи чужие всем” (С. 280-281). Для человека с неразвитым вкусом Быков – находка. Можно ж не озадачиваться, что этим всем хотел сказать автор. Что написано, то и хотел сказать!
Замечательный разговор был у меня, когда я захотел, - ещё в советских времён Одессе, в 1990 году, - ходил по имеющим вес в городе людям, прося ходатайства на издание моей большой рукописи об “Одесских рассказах” и “Конармии”. В ней проводилась концепция нецитируемости художественного смысла и выводился, можно сказать, социалистический реализм Бабеля в этих произведениях. (Собственно, зря в СССР назвали социалистическим тот реализм. Он, имелось в виду по-хорошему, чует в мире то, причём прогрессивное {социалистическое}, что ещё никто другой не чует. Вполне благое определение, если {неосмотрительно!} думать, что социализм советский это прогресс.) Ну Бабель в 20-х годах и думал, что советский социализм – прогресс, и чуял будущее изменение плохих людей в хороших. (Что потом оказалось, что он в первом ошибся – другое дело.) Одесса 1990 года была вполне отсталым (от Москвы) городом, - отсталым в том смысле, что оставалась ещё вполне советской. Руховцы в ней были в загоне. Так что мне ответил вполне советский крупный по местным масштабам деятель культуры, - еврей, кстати, Евгений Голубовский, - прочитав мою рукопись: - Вы так не скрываете ужасности бабелевских евреев, что как бы нам с вами не схлопотать по шапке. Или у него художественного вкуса всё же не было, или он считался с тем, что у большинства вокруг его нет. Я подумал, что, окажись он в 20-х годах на месте того, чья воля была допустить Бабеля к публикации, он бы её запретил, и не было б у нас этих знаменитых на весь мир произведений. А теперь, иным образом, их уничтожает Быков. (Мне же удалось, уже при реставрации капитализма, найти толстосума, которому лестно было стать спонсором книги о всемирно известном Бабеле. Он даже не стал рукопись читать. И – вещь существует в напечатанном на бумаге виде.)
Ну и, конечно, не только отсутствие вкуса (или соответствующего искусствоведческого образования) работает у Быкова, а ещё и лютая ненависть либерала и западника… Как выразиться поаккуратнее? К русской цивилизации и менталитету, что ли: "Россия непоправимо чужая для всех, и все непоправимо чужие друг другу. Это, собственно говоря, и есть главная мораль “Конармии”” (С. 281). Я тоже считаю, что Маркс и Ленин ошиблись, выбрав силовой путь в коммунизм и не дожидаясь, когда обрисуется перспектива смерти человечества от перепотребления, из-за чего страна, противопоставив себя всем, была обречена или на уничтожение в войне, или на перерождение и реставрацию капитализма (что и случилось, второе). Но я горд, что присутствовал при такой великой попытке сотворения общества Справедливости. – Так я воспитывался в бедности и при победоносной войне, а Быков этого был лишён. Вот он и чужой стране. И не стесняется. 7 апреля 2021 г.
|
||
07.05.2021 |
|
||
06.05.2021 |
Можете бросить в меня камень за Матисса
|
||
05.05.2021 |
|
||
04.05.2021 |
|
||
03.05.2021 |
|
||
02.05.2021 |
|
||
01.05.2021 |
|
||
30.04.2021 |
Опять этот непонятный Бродский…
|
<< 31|32|33|34|35|36|37|38|39|40 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"