TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


29.04.2021
11:59

Против Дмитрия Быкова 5

    Меня можно пожалеть. Я так себя жалею. Я загнал себя: как бы обет взял давать примеры намёков на подсознательный идеал автора художественного произведения. А где . . .

28.04.2021
13:35

Против Дмитрия Быкова 4

    Что я буду против Быкова, что-то написавшего об Ахматовой, я знаю, по аналогии с результатами всех предыдущих сравнений его и моих мнений о чём бы то ни было. Но в . . .

27.04.2021
13:43

Против Дмитрия Быкова 3

    А. Раевский хохотал над следующими стихами: Он часто в сечах роковых Подъемлет саблю — и с размаха Недвижим остается вдруг, Глядит с безумием вокруг, Бледнеет etc. . . .

26.04.2021
15:13

Подхалимаж искусствоведов к Западу

    Неприкладное искусство в живописи ХХ века пессимистической своей частью стало развиваться в направлении к абстракционизму (Мондриан – линии вместо предметов), . . .

25.04.2021
13:20

Против Дмитрия Быкова 2

    Наверно, умение сходу говорить стихами никак не связано с художественным вкусом. Хоть для меня это какая-то непостижимость – сочинять стихи. Нет, я умею писать в . . .

24.04.2021
12:01

Против Дмитрия Быкова

    Первое, что меня смутило – такие слова: "Сергей легко увлекался, и если девушка ему понравится, то он готов идти за ней хоть в огонь; Семен же в сердечных делах был . . .

23.04.2021
12:30

Соломон Воложин Ваш канал Почему меня не радует такой сочный художник Ежаков

    О нём сказано, что он – последователь Фешина. А тот предал (см. тут) неприкладное искусство. Причём не в пользу прикладного. Не хочется повторяться… Всю теорию . . .

22.04.2021
12:55

Ещё о книге Якимовича «Кандинский»

    Я уже написал (см. тут) одну статью о своих несогласиях с Якимовичем в первой части его книги “Кандинский”. Стоит продолжить записывать свои впечатления от . . .

21.04.2021
12:39

Не мура Муратовой. (Фильм "Настройщик".)

    Я решил пересмотреть мелодраму Муратовой “Настройщик” (2004) с намерением найти странности. Не поиздевалась ли режиссёр над своим персонажем Любой в первых же . . .

20.04.2021
15:53

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

20.04.2021
15:52

Слова Кандинского о конкретных картинах своих

    Вообще-то я считаю, что слова автора о произведении вне этого произведения мало стоят, если произведение рождено подсознательным идеалом. В самом деле, идеал-то . . .

19.04.2021
19:43

Бесович этот художник Файбисович

    Когда-то победившая буржуазия, будучи очень довольна своим главенствующим положением, силою обстоятельств заставила художников воспользоваться академическим . . .

18.04.2021
12:17

Польза ненависти (художник Сергей Иванов)?

    Только что послушал песню Монеточки. Праздник контрнасилия Мы купили апельсин, он у нас всего один, Но его мы не съедим и друзяшкам отдадим. Эта долька для . . .

17.04.2021
22:37

Ишь, Ишин!

    Неудобное состояние: я глянул на ряд картин Ишина, и мне сразу стала ясна причина его ненависти, выразившаяся в примитивизме. Ишин. Утро в Норильске. 1965. Неудобство . . .

16.04.2021
12:50

Почему сесть в лужу – хорошо (речь о Тургеневе)

    Лет 10-15 тому назад я иногда получал отклики электронными письмами на свои публикации в интернете. Теперь годами не откликается никто. Или поумирали отзывчивые . . .

15.04.2021
15:30

Не только авангардизм есть дегуманизация искусства

    Стал я читать статью “Авангардизм как дегуманизация искусства" Тер-Абрамянца и растерялся: с чего начать оспаривать? Каждая фраза не верна. Ну, начну с такой: . . .

12.04.2021
18:37

Враги Василия Кандинского

    На Кандинского навешивают некое благочестие в виде приверженности третьему Откровению. Первое – Ветхий Завет, второе Новый Завет, третье будет после третьего . . .

11.04.2021
13:33

Я не верю футуристу, мол, Зданевичу

    Я не верю, мол, футуристу Зданевичу, когда он в 1913 году пишет о Наталье Гончаровой: "…работы в стилѣ футуристов (“Фабрика”, “Городъ ночью”)” . . .

10.04.2021
10:56

Смысл стихотворения «Дыр бул щыл»

    Я исхожу из догмы, что футуристы были обуреваемы тем в окружавшей их реальности, что можно было по их разумению отнести к прогрессу в наступившем ХХ веке, веке . . .

09.04.2021
15:38

Художественный смысл богатства голоса Высоцкого в радиоспектакле Эфроса «Мартин Иден»

    Уважаемый читатель, зашедший сюда читать случайно!

    Я не стану тебе подыгрывать – увлекать тебя. Мне не хочется быть рабом обстоятельств, одним из которых является нежелание нынешнего читателя читать длинный текст, или – иначе – желание его, чтоб его увлекли немедленно, с первых строк. Я перед тобой честен, и уходи, пожалуйста, с первых же строк, после того, как стало ясно, что тут не твоё.

    Я начну с XIX века.

    России, возможно, не повезло с тем Маркс оказался победительнее Прудона. Маркс был за силовой переход от капитализма к коммунизму, а Прудон – за мирный, за врастание ячеек самоуправления в капиталистическое окружение. Потерпели от капитализма поражение оба способа. Но самое плохое, что мирный заразился от силового. И когда центр революционного движения переместился с Западной Европы в Россию, то марксовский победил, а прудоновский опозорил себя, а не только потерпел поражение. Анархисты то и дело скатывались в грабёж. И анархию выставили синонимом хаоса. В результате главными идеями ХХ века считаются социализм, фашизм и либерализм. Последний победил всех в итоге. А анархизм стал скатился на маргинальный уровень. Тогда как сперва анархисты входили в первое советское правительство. У них же с марксистами было совпадение насчёт коммунизма – что централизованного государства там не будет, а будет самоуправление. Ну федерация федераций на глобальном уровне. Но не централизм. А до революции анархистами себя чувствовали очень и очень многие. Казалось, так просто: р-р-раз – отказаться от централизации власти и готово.

    Но, как оказалось, из сегодня глядя, что рано вылезли и марксисты, и анархисты. Надо, оказалось, чтоб сперва человечество испугалось смерти от перепотребления. Чтоб отказалось от неограниченного материального потребления в пользу неограниченного духовного потребления, а материальному чтоб оставили всего лишь разумное потребление.

    Впрочем, всё со времени той, поначалу победившей, революции к настоящему времени выросла другая страшная опасность – виртуальная система социального рейтинга Китая, призванная обеспечить разумное потребление почти силой.

    Тем горше, что сорвалось левое шестидесятничество. Ведь оно – в искусстве – подсознательно было за спасение лжесоциалзма (централизованного) в виде преобразования в настоящий социализм, который понимать удобно и логично как с каждым днём увеличивающуюся самодеятельность за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения этого государства, что означало б приход коммунизма.

    Всё движение авторской песни имело этот настоящий социализм подсознательным идеалом. Потому подсознательным, что в сознании царило внушение, что анархия и хаос – синонимы.

    И как раз к тому времени достигнутый ядерный паритет позволял СССР перейти к демонтажу тоталитаризма в пользу самоуправления. Но. Партия вцепилась во власть с ещё большей последовательностью, чем при Сталине, хотевшем было вообще её функции ограничить идеологией и подбором кадров. Не вышло.

    И левая авторская песня потерпела поражение.

    Она и с самого начала его предчувствовала и потому была в общем минорная. Только у Высоцкого (и ещё редко у кого) она доходила до трагического героизма. Потому что Высоцкий хотел пробудить народ к гражданской активности, каковую – в виде массовой инициативы – вновь (после энтузиазма по поводу строительства социализма) проявленной в Великой Отечественной войне. – Не вышло, как ни рвал он глотку. Он и рвал-то её, тоже предчувствуя, что ничего не выйдет. Потому трагический. Но и сдаваться не хотел. Потому героизм.

    Хоть цель (подсознательная) была мирная.

    Так трагизм требовал, скажем так, голоса запредельно хриплого, пения согласных – искажения в изображении натуры.

    А мирная цель этого не требовала. Нужно было богатство обертонов голоса.

    Чем и решил воспользоваться Эфрос в радиопостановке 1976 года “Мартин Иден” (слушать тут).

    А трагический героизм он обеспечил показом всего сюжета на фоне последнего эпизода в романе Джека Лондона (увлекавшегося анархизмом), - на фоне того, как преуспевший в капиталистической конкуренции писатель Мартин Идеен, после чествования на пароходе уходит в свой номер, вылезает в иллюминатор, опускается в море и тонет.

    И какие в радиопостановке ни звучат голоса (голоса участников капиталистической конкуренции), ни один из них не сравнится по богатству тембров голоса Высоцкого, играющего Мартина Идена. И богатство этого голоса – это образ того настоящего социализма, мирно врастающего в лжесоциализм Советского Союза.

    Что не случилось.

    24 февраля 2021 г.

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100