Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.01.2020 |
|
17.01.2020 |
|
15.01.2020 |
К ограничению понятия авангард
|
06.01.2020 |
|
05.01.2020 |
|
30.12.2019 |
|
28.12.2019 |
Почему шкипер и почему бухгалтер
|
24.12.2019 |
|
16.12.2019 |
Демонизм-разрушение и демонизм-созидание
|
12.12.2019 |
|
10.12.2019 |
Инерция Великая Октябрьская революция имела свою инерцию. В 1922-23 годах уже можно было видеть, что Мировой Революции не будет (ради чего имела смысл революция в России – как запал Мировой). Но – инерция!.. Это я вывел для себя, перечитав своё же о Петрове-Водкине. А о том я стал читать из-за таких слов: "Завершал образование уже в Петроградских Свободных художественных мастерских (1919—1923). Среди учителей особое влияние на Александра Самохвалова оказал К. С. Петров-Водкин. Пространственная система построения картины, разработанная Петровым-Водкиным, проблемы соотношения цвета и формы увлекли Александра Самохвалова, для которого поиски своего видения, образного воплощения эпохи стали неизменными спутниками творчества” (Википедия). Новый мир должен был быть, - представлялось, - каким-то из ряда вон выходящим (отсюда – сферическая перспектива), а в то же время крепко усвоено, что не надо чересчур залетать (бытовое мытьё головы в тазу и непрезентабельные краски). – Это я о дипломной работе Самохвалова. Самохвалов. Головомойка. 1922-1923. Холст, масло, темпера. Вот и получаются противочувствия, столкновения которых дают что? – Гармонию низкого и высокого. Вопреки очевидной несграбности изображения. Казалось бы, запрещающей видеть тут аналог того же типа идеала, что и в Высокое Возрождение, с его иллюзорностью зеркала. – Но что поделать, если принцип требует. Благо, есть понятие не только стиля, но и идеостиля. Стили, да, разные, но идеостиль один и тот же. 28 лет человеку. Вроде, приличный возраст. Мог бы уже не быть вовлечённым в инерцию здорово опростоволосившейся за 5 лет революции… С другой стороны, и через 100 лет у некоторвх инерция ещё сохраняется. Но. Сомнительно, сомнительно. Сферическую перспективу – просто позаимствовал у Петрова-Водкина… Очень похоже не на творчество, а на иллюстрацию уже известного. Разве что оправдывает неясность, какой же он – новый мир, и очень уж он желанен… Но тогда он оппозиционер власти, которой всё ясно: "построение экономической базы социализма” (http://artpoisk.info/article/obraz_molodosti_v_zhivopisi_aleksandra_samohvalova/). Или всё же не оппозиционер? Базу-то базу, но это строительство было ж связано с политической духовностью. Со-ци-ализм же строим! – Надо взять и ввернуть в свою живопись духовность древних "фресок в церквах Болотова поля и Ковалева” (Там же). "…роспись эта была закончена перед Куликовской битвой. Надо сказать, что вот это какое-то, как предчувствие подъёма в какой-то мере отразилось и на этих росписях. Тут вся северная часть храма, нижний ярус занимают изображения воинов… юный воин наиболее известен по публикациям довоенным. Это лик воина, но сколько в нём чистоты и благородства. Нет в нём такой вот зверской воинственности совершенно. Да, он решительный, он безусловно может на бой пойти, всё. Но всё равно. Вот эта вот юность в нём. Насколько она в нём выражена ярко” (https://www.youtube.com/watch?time_continue=1007&v=bojVq3dE1s8&feature=emb_logo). А Самохвалова впечатлило, кроме психологии, нечто: "При мягко выявленном объеме фигуры живопись в целом остается плоскостно-локальной, лишенной каких-либо элементов иллюзорности, но в то же время конкретной и реально-предметной” (http://artpoisk.info/article/obraz_molodosti_v_zhivopisi_aleksandra_samohvalova/). Опять заимствование: плоскостное + реально-предметное = предчувствие подъёма страны. Самохвалов. Работница табачной фабрики. 1928. Холст, масло. То плевать, что девушка чуть ли не карикатурная дурнушка. А такие низы и строят социализм не просто экономически (очень сомнительна нужность социализму табака), а духовно (энтузиастка, наверно {красный платок}, граждански активная). – Не на мещанский вкус. Леонардо да Винчи тоже не зря, наверно, для своего шедевра шедевров, “Джоконды”, выбрал о-очень далёкую от красоты женщину… Ему нужно было, чтоб зритель, подумав на секунду, что Джоконда живая, смутился её прозорливости относительно того, что он, зритель, успел подумать о ней. Если б она была красавица, зрителя б несло сладострастие и только. А подсознанию Леонардо нужно было зрителю протелепать в душу Гармонию. Не зря и эта табачница о-очень аппетитна где-то. Не случайно и то, как я узнал об этой репродукции. Мне её прислал один, и спросил: “Как тебе барышня ?))…”. А это мещаннейший человек. Ясно, что он насмехается над персонажем Самохвалова, да и над ним самим. Даже не подозревая, насколько он оказался правым в своём мещанском неприятии автора, охваченного в 20-х годах бодростью предчувствия скорого наступления всеобщего счастья-по-новому. Ему не известно, что для искусства не имеет значения жизненная правота автора. Леонардо тоже дожил до краха Высокого Возрождения (см. тут). Это не отрицает ценности его “Джоконды”. Которая, ценность, по-моему, состоит в том, что идеал Гармонии был не осознаваемым, а подсознательным идеалом Леонардо. Сознательно иллюзорно живую Джоконду он нарисовал во имя истины, а не для того, чтоб она смущала морально грязных зрителей, каковыми славился тот век освобождения от нравственных оков веры, освобождения под руководством безнравственной Церкви (аж религиозную войну начали протестанты из-за безнравственности католической церкви). Вот только как убедиться, что Самохвалов подсознательно нарисовал свою работницу по наитию, разгадываемую мною как плоскостное + аппетитная пухлость = предчувствие подъёма страны? Неужели подсознание моего адресанта почуяло подсознательный идеал (даёшь гармонию социализма!) Самохвалова? 2 декабря 2019 г.
|
09.12.2019 |
Пусть я и ошибся, не будучи специалистом или Читая Шварцбанда о "Повести временных лет"
|
07.12.2019 |
|
05.12.2019 |
О подсознательном идеале вообще и ницшеанстве в частности
|
04.12.2019 |
|
02.12.2019 |
|
30.11.2019 |
Ну как пройти мимо такой картины?!.
|
28.11.2019 |
|
26.11.2019 |
|
22.11.2019 |
Какой позитив стоит за негативом?
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"