TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.12.2019
15:45

Пусть я и ошибся, не будучи специалистом или Читая Шварцбанда о "Повести временных лет"

    Читаю в книге “Витражи”, Иерусалим, 2015. Шварцбанд исходит из верной общей посылки про: "хронологическую ненадежность летописных записей” (С. 106). И максимизирует: . . .

07.12.2019
20:26

В упор не заметно

    Есть такой парадокс с произведениями искусства – в упор не заметны противоречия в них. Самое знаменитое произведение “Джоконда” Леонардо да Винчи таково. – Нет, . . .

05.12.2019
13:54

О подсознательном идеале вообще и ницшеанстве в частности

    Проблему подсознательного идеала в скрытом виде – словами “сокровенное мироотношение” – поставил Атанас Натев, вникая в различие явлений, воздействующих на . . .

04.12.2019
15:33

Скучно

    Мой соученик-одноклассник (что-то зажились мы с ним на этом свете) сказал мне на днях по телефону, что будь он бог, он бы назначил всем жить, скажем, до 75-ти лет, а . . .

02.12.2019
13:18

**

    Как-то резко запомнились слова одного соученика по поводу того, как я взялся объяснить сокурснице нечто, ею не понятое: “Ты понял и пошёл дальше. А она не поняла. И . . .

30.11.2019
12:08

Ну как пройти мимо такой картины?!.

    Никак. Маторин. Жаркий день. 1955. Картон, гуашь. Сделанность её, отказ от иллюзорности так и кричит. – Крайнее правое облако… угловатое и не имеет теней. Трава – не . . .

28.11.2019
12:39

На рожон

    Недавно случилось прочесть про большой скачок в Китае. Там были в отчаянии. СССР скатился в оппортунизм, пошёл перерождаться в капитализм (и оказались правы . . .

26.11.2019
13:39

Я оскорблён

    Наверно, чтоб было понятно, чем я оскорблён, надо ввести в курс дела, что собой представляю я. Я в отрочестве проявлял две склонности: к рисованию и к школьным . . .

22.11.2019
21:36

Какой позитив стоит за негативом?

    Расскажу о ловушке, которая меня подстерегает. Я внутренне поклялся, разбирая произведения искусства, определять для себя, художественно каждое из них или нет. А . . .

22.11.2019
13:47

Ну что это?

    Аж досадно. Вот это – Галкина. Без названия. 2015. не имеет уж точно, я думаю, никаких шансов быть растолкованным. Я вообще потратил массу времени, чтоб найти в . . .

20.11.2019
20:52

Ну что поделать...

    Ну что поделать? Человек сам вынес на публику свою боль… Сам согласился принять премию Кандинского… Гайсумов. Номера. 2017. Это сохранившиеся номерные знаки . . .

19.11.2019
16:27

Панпсихизм?

    Мне приходится ввести понятие подсобная картина. Ни много, ни мало…

    Иванов. Ветка. 1835-40.

    Иванов. Дерево в тени над водой в Кастель-Гандольфо. Конец 1840-х.

    Вполне себе прикладное искусство. Эта картина призвана усилить знаемое:

    "Природа ивановских пейзажей безлюдна. Человек с его беспокойством духа явился бы возмутителем царствующего здесь спокойствия” (Алленов. Александр Андреевич Иванов. Л., 1989).

    Это не пейзаж прекрасной души романтика-лишенца, бегущего во внутреннюю жизнь от ужасной действительности. Чтоб такое выражать художник-романтик пейзаж украшает.

    Лессинг. Романтический пейзаж.

    Здесь, посчитайте, 6 планов. И каждый – проработан. Здесь исключительный момент – заход солнца с совсем исключительностью – лучами в небе. И здесь низкая точка зрения – чтоб видно было много неба (всё дальше от земли, где в действительности – плохо и не до неба).

    И всего этого нет у Иванова. В “Ветке” тоже 6 планов, но как мало авторского внимания выделено для последних 3-х. Да и на 2-м и 3-м – тоже акцентировано мало внимания и стараний. В “Дереве…” 4 плана. Но на 3-м и 4-м – тоже всё нарисовано шаляй-валяй. А на 2-м гладкая как зеркало вода, отражающая безоблачное небо – мало чего есть изображать. Ну и никакой исключительности, обычный день, и взгляд скорее вниз, а не вверх. (Надо, конечно, не засчитывать в исключительность, что Италия сама по себе есть манок для русских с их суровым климатом.)

    Выражать спокойствие Иванову нужно было в, так сказать, технологических целях. Как один из мотивов в “Явлении Христа народу”. Другой мотив там противоположен: "Мир человеческой психики… как бы в странном междуцарствии” (Там же). И одним чувством каждый охвачен и другим: "сомневающийся — между усмешкой и скорбью, раб — между радостью и рыданием. Христос — между экстатической суровостью и милосердной мягкостью” (Там же). И т.д. – Зачем – см. тут.

    А природа – спокойна. То есть я должен – в соответствии со своим эстетическим экстремизмом – отказать упомянутым выше картинам Иванова в художественности. Не рождены они в непосредственной близости от подсознательного идеала автора (который проявился в “Явлении”). Эстетическая ценность – огромна. Кажется, и невозможно сильнее выразить спокойствие.

    Но этого ж не могут признать учёные мужи. Им надо, чтоб философская глубина была сокрыта тут, где ничто не скрыто в принципе, а кричит.

    "…свое – противоположное федотовскому – отношение к вещи и материи декларировал Александр Иванов… виден расчет на воссоздание того, из чего состоит весь мир. “Мы знаем землю, – пишет С.Н. Булгаков, – как всеобщую матерь, изводящую из своего лона и растения, и животных, и, наконец, плоть человека. Земля есть общая материя различных видов плоти <...> Земля, как противоположность небу, есть лишь потенциальность духовной телесности <...> Земная плоть обременена материей или ничто, т.е. косностью, тяжестью, дебелостью. Это таинственное преодоление материи идеей мы наблюдаем при всяком изведении "из темной глыбы ликов роз", деревьев, цветов и злаков, стремящихся создать себе тело, явить в нем свою идею. Это же самое осуществляется и искусством, просветляющим материю идеей”.

    Эти слова будто специально сказаны по поводу творчества Александра Иванова. Отношение к земле как к матери всего существующего в поднебесном мире прочитывается во многих произведениях художника – смотрит ли он на землю с высоты холма или склоняется над камнями и почвой и как бы насквозь пронизывает ее взглядом, он чувствует ее толщу, ее первородство, ее способность постоянно рождать все земное… в знаменитой “Ветке” (1840-е) – произведениях, начисто лишенных лиризма и прежде всего утверждающих величие тварного предмета одним лишь присутствием в сфере бытия, внимание художника вновь сосредоточено на материи как первооснове мира. Снимаются всякие иные интенции (сопереживание природе, антропоцентрические сопоставления), кроме попытки постижения сущности, что и открывает путь к онтологизму художественного явления” (Д. Сарабьянов. https://www.studmed.ru/view/sarabyanov-dv-russkaya-zhivopis-probuzhdenie-pamyati_189807beda3.html).

    С. Булгаков, как и много ранее Иванов, да, видел кризис веры. (Потому в “Явлении” никто Христа не видит {всмотритесь, и вам это откроется: все или смотрят не на Христа, или им Христа не видно за другими людьми}.)

    "О. Сергий видит, что между миром и церковью нет “мостов”, что проблемы истории, творчества и культуры не находят себе места в христианском мировоззрении и с этим связан весь "кризис" христианства в новое время” (http://acathist.ru/en/bogoslovie/dogmatika/item/kritika-soteriologii-protoiereya-s-n-bulgakova).

    Булгаков решил строить “мост”, который "отдает пантеизмом, т. е. <…> стирает грани между Богом и Его творением” (Там же).

    Сарабьянов это усёк и, воспользовавшись пронзительной силой выражения Ивановым спокойствия, решил её увенчать ещё и идейностью – пантеизмом. И возвысил статус подсобных картин до собственно картин.

    А я не согласен.

    Что я прав, может убедиться каждый, - кто признаёт, что в “Явлении” загадочность есть, - если сам себе ответит на вопрос, в “Ветке” и “Дереве” есть загадочность или нет.

    14 октября 2019 г.

     

     

17.11.2019
12:45

Страдания с современным искусством

    Они начинаются с того, что не удаётся найти в интернете произведение представителя современного искусства, место, где была б репродукция произведения, название, . . .

15.11.2019
12:49

Контрики

    В этом году исполнилось 50 лет с показа на Каннском фестивале положенного в СССР на полку гениального фильма Тарковского “Андрей Рублёв”. Контрики – это я про . . .

14.11.2019
16:05

Серость

    Недавно один недоброжелатель заметил публике, как много у меня в статьях личных местоимений 1-го лица. Я огрызнулся ссылкой на Матюшкина, промодулированного мною, . . .

11.11.2019
22:44

Я в ужасе

    Почти 60 лет тому назад я объявил в душе своей войну искусствоведам, возмущённый непонятностью их талдычения об искусстве. Живописном, в первую очередь. Я поклялся . . .

10.11.2019
13:30

Трудности

    Люблю нарываться на трудности. Сейчас перед вами, читатель, будет сеанс ультраискренности. Раз я решил монетизировать своё умение, как я считаю, вскрывать, каким . . .

08.11.2019
17:23

Понять значит простить

    Я говорю о фильме Звягинцева “Изгнание” (2007). Всё, что я пишу, надо понимать как намёк и попытку приближения к истине. Приближение к которой в принципе не . . .

07.11.2019
15:52

Вольному воля

    Я очень не люблю неограниченности. Даже на инженерской работе, помню, даже считая самое начало темы самой творческой частью. Может, влияло детство пай-мальчика . . .

06.11.2019
12:56

Субъективность

    Сегодня раскланялся с последним оппонентом из осиного гнезда, куда меня занесло в попытке навязать научность там, где её не воспринимают. Обозвал он . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100