Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
20.01.2014 |
|
||
18.01.2014 |
Кабаков постмодернистом притворился?
|
||
28.12.2013 |
Надо ли каяться за попытку построить коммунизм.
|
||
18.12.2013 |
|
||
16.12.2013 |
И вот такую любовь-поглощение Украина отвергла.
|
||
15.12.2013 |
|
||
13.12.2013 |
|
||
11.12.2013 |
Почему сериал "Оттепель" Тодоровского плохой?
|
||
08.12.2013 |
|
||
01.12.2013 |
Острастка Ставроса Диакумиса Укоаине.
|
||
01.12.2013 |
Не про "Идеального мужа" Богомолова.
|
||
27.11.2013 |
Появился первый признак моей правоты о Германе старшем.
Признак состоит в том, что Герман сделал в своём ⌠Трудно быть богом■ (2013) Антона не возвращающимся на Землю. Вопреки Стругацким, у которых он возвращается. ⌠Анка не дыша смотрела, как через поляну к ним идет Антон - огромный, широкий, со светлым, не загорелым лицом. Ничего в нем не изменилось, он всегда был немного мрачный. Она пошла ему навстречу. - Анка, - сказал он ласково. - Анка, дружище... Он протянул к ней огромные руки. Она робко потянулась к нему и тут же отпрянула. На пальцах у него... Но это была не кровь - просто сок земляники■. Такой конец у Стругацких. Они написали свою повесть в 1963 году. Написали √ антисоветскую. Скрыто антисоветскую. Написали на излёте оттепели, про которую думали было, что она исправит изуродованный социализм до возврата в естественное состояние: сперва в социализм ⌠с человеческим лицом■, а дальше и в капитализм. В 1963-м и близко не чувствовалось (для Стругацких), что тоталитаризм в СССР может быть преодолён. Соответственно в неизмеримую даль удалялся идеал Стругацких. Что означало, что сверхисторический оптимизм, вдохновлявший их на создание повести, представал как исторический пессимизм. Румата должен был сдаться перед Средневековьем (образом тоталитарного социализма). И потому Румата-Антон стал опять Антоном. Вернулся. Может, в запале от краха с исправлением социализма и Герман бы снял фильм, ориентированный идейно так же, как у Стругацких, на капитализм. Но так случилось, что он его таким (с привлечением Стругацких же для написания сценария) не снял. Не стал писать сценарий и на исходе перестройки, когда предложили сверху фильм снять (антисоветский же!): ⌠Мы [с женой] написали страниц двадцать и бросили, потому что богом быть было не трудно... почему это он [воплощение тоталитарного Зла] Рэба, а не Берия?..■ (Википедия). Но прошло 10 лет. Демократия показала себя дерьмократией. Левизна оказалась правизной. Реставрация капитализма показала звериный оскал первичного капитализма. И жена Германа написала другой сценарий. И известно стало, что в только что показанном в Риме фильма Германа Антон не вернулся на Землю. Не сдался. Так если у искусства некого времени всегда две, противоположно направленные, главные идейные ориентации, и если Герман, показавший себя в предшествующих фильмах (см. тут, тут) как левый шестидесятник экстремист, отодвигающий торжество своего √ коммунистического √ идеала в сверхбудущее (а основная направленность идеала редко, когда меняется у человека; если Стругацкие были за капитализм, а Герман √ за коммунизм √ это так и остаётся навсегда), √ то что может означать вхождение Германа и его жены в контры со Стругацкими? √ Это может означать, что Герман не остался на своей экстремистской, сверхисторической, прокоммунистической позиции. Это может означать, что Герман пошёл как бы вспять течению времени и изменчивости идеалов во времени. И если при обычном течении времени идеал до Сверхбудущего своего пребывания (в стадии сверхисторического оптимизма) пребывает, наоборот, в стадии наивного оптимизма Трагического Героизма, как у Высоцкого (вот-вот и взойдёт), а до того пребывает в стадии мудрого, исторического оптимизма Гармонии, то Герман оказывается именно в этом последнем, - возрожденческого типа, - местопребывании идеала. А именно: историческое будущее √ за коммунизмом. Не сверхисторическое, как это было во всех предыдущих его фильмах. - А как же с уже успевшей стать знаменитой отвратительностью Средневековья, испытываемой при смотрении германовского фильма? - Это так же, как с отвратительностью некоторых рисунков безусловного представителя Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи. Насколько отвратительно людям сегодняшнее уродство, настолько это есть залог исторической победы Гармонии.
27 ноября 2013 г.
|
||
25.11.2013 |
|
||
10.11.2013 |
|
||
03.11.2013 |
Всё проходит. А унижение народа?..
|
||
01.11.2013 |
|
||
20.10.2013 |
|
||
12.10.2013 |
Внимательность первооткрывателя.
|
||
10.10.2013 |
Бедный, всё потерявший, Кундера.
|
||
06.10.2013 |
Рассчётливый фокус или вдохновенное искусство?
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"