TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

23.11.2020
13:28

Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова

    Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин “новый импрессионизм” по отношению к художникам, воспевающим . . .

22.11.2020
14:25

"Фэ" Фешину

    Сила теории – если она вневременная. Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба “Валдай” Фёдор Лукьянов . . .

21.11.2020
15:34

Про символизм

    Эту статью за месяц прочли только 4 человека. Оно и понятно. Начав её читать сам через месяц, я с трудом понял, о чём она. А дело в том, что я обнаглел. Я стал писать для . . .

20.11.2020
17:46

В помощь ныне белорусскому народу

    Я хоть и слабо сам для себя различаю слова русский и россиянин, но думал, получается теперь, что именно русских характеризует укороченная (мною) цитата из Феофана . . .

19.11.2020
11:46

Некрасов некрасив

    Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по . . .

18.11.2020
20:33

Случилось!

    Я прочёл: "…эта пара словно вышла на прогулку из эфемерного мира” (https://www.art-helicon.ru/rus/asp/artic/zajtsev.htm?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MzM2NzI3OzMwODQyMzU5Njt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=6083331028403118642). А . . .

15.11.2020
11:43

Патриотизм и патриотизм

    Я, так случилось, чувствую себя русским. Более того – русским националистом. Боюсь я за Россию. Очень уж её клюют. Плюс очень много, грубо говоря, предателей родины . . .

14.11.2020
13:48

Какой стыд!..

    Я спутал Пушкина с Лермонтовым! Ужас (см. тут). Вот это стихотворение: Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты; Остались мне одни страданья, Плоды сердечной . . .

13.11.2020
20:55

Единство власти и народа: массам - темноту

    Однажды я стоял на перекрёстке и заканчивал разговор со знакомым. Попрощались, и я хотел идти, куда шёл. Но меня остановил голос уличного музыканта, около которого, . . .

12.11.2020
13:22

Нарываюсь снова

    Когда-то я написал статью “Нарываюсь…” (см. тут), натянув теорию о тесной связи слов от их сопорядка на случай, когда этот сопорядок подсознательно применён . . .

09.11.2020
13:25

Зависимость

    Усовершенствуя плоды любимых дум… – Сам собой запомнился этот пушкинский стих… А вспомнился по противоположности. – Разваливается моя любимая дума, что, если . . .

07.11.2020
14:58

А не пора ли опуститься до художника нашего Шилова

    Когда я принимаюсь искать, смотреть и разбирать художника, работы которого не видел, но почему-то слышу его имя, я внутренне честен. Я ж не знаю, что я увижу. Я не . . .

06.11.2020
16:22

Корина – даже фонетическая укоризна, что взяли её в Третьяковку

    Ну что? Приступаю. 1) Захожу в сайт, где есть список новопринятых в Третьяковскую галерею. 2) Выбираю незнакомую Ирину Корину. 3) Проверяю, не писал ли я о ней . . .

05.11.2020
21:04

Ну чем не Левитан?

    Вот в этой картине я почувствовал ЧТО-ТО, словами невыразимое. Нестеров В. Е. Вечер. Тотьма. 2007. Холст, масло. Чем не Левитан? Левитан. Тихая обитель. 1890. Только что . . .

04.11.2020
12:01

Ух, накажет меня Бог за гордыню...

    Поражаюсь я, как это меня когда-то озарило… (Дальше аж страшно подумать, как я разочарую сейчас читателя, прельствшегося названием, ибо перейду на какую-то . . .

03.11.2020
15:47

Очередная сомнительность приобретения Третьяковской галереи.

    Признаюсь: мне не о чём писать. А моё амплуа – переводить, ориентируясь на странности, из подсознательного идеала, которым вдохновлён был автор художественного произведения…

    А таким, наверно, считается такое,

    Кульков. Дайвинг глубоко в парк. 2018.

    раз работы автора этого произведения были приняты в Третьяковскую галерею…

    Так продолжаю про моё амплуа: переводить словами для общего употребления. Ибо общего употребления без такого перевода не получается. Во-первых, большинство зрителей художественного смысла не понимает (потому что он скрыт). Во-вторых, потому что обычно искусствоведы не заточены его открывать.

    И то, и другое происходит из одного корня – из непринятости научным сообществом (а искусствоведение наука) такого теоретического допущения, как подсознательный идеал автора. Того, что когда-то называлось боговдохновением.

    Идеал этот – содержателен. Если его открыть, на него можно намекнуть словами. Хоть он бессловесен, ибо подсознателен. Ну и это открытие – безумно трудное дело и вообще дело удачи. Потому-то о нём избегают говорить искусствоведы. Можно ошибиться и испортить карьеру. Почему многие искусствоведы предпочитают изъясняться очень мутно. Что-то сказать и тем не сказать, по сути, ничего.

    Вообще-то типов подсознательных идеалов очень мало – хватит пальцев двух рук, чтобы пересчитать. И они плавно превращаются из одного в другой вообще-то в одной и той же последовательности под влиянием исторически изменяющейся действительности. Когда-то скорость изменения была настолько мала, что сотни лет длился идеостиль. Например, романский, готический. (Я сделал передёрг тут. Вместо идеостилей назвал стили. Идеостиль готики – достижимость идеала {к Богу – любовь}. Идеостиль романики – вот-вот станет достижима благая загробная жизнь. Стили – это материальное, идеостили – духовное.)

    И тысячи лет материальное натуроподобие – меньшее или большее – служило выражению духовного. До ХХ века, когда такое духовное, как результат крайнего разочарования во всём-всём, потребовал, в конечном итоге, полного отказа от фигуративности.

    Для первого раза (с Кандинским это случилось) я произведение даже понял (см. тут).

    Кандинский. Без названия. 1910.

    Понимание заключалось в том, что я заметил нарочито непрезентабельные цвета и линии. Это – материальное. Заметил я от чтения, какая ненависть Кандинского привела к отказу от фигуративности: ненависть к капитализму, бездуховно использующему живопись в качестве валюты. “Так нате вам! – Как бы сорвав голос закричал Кандинский. – Не будет вам не только изображения, но просто красивого цвета, контура и черты!”

    (У Кулькова, кстати говоря, есть красота и цвета {исключительно холодных тонов}, и контуров {круглости подобны лепесткам розы} и черт {прямизна веером расходящихся линий}.)

    А что содержательно духовное выражено у Кандинского? – Бегство из Этого безнадёжно скучного мира в метафизическое иномирие, лишь бы не тот свет христианства, с капитализмом вполне сжившегося. В призрак социализма, бродившего по Европе, он не поверил. Полное разочарование.

    Разочарование в лжесоциализме, явленном в СССР, по-моему, обеспечило вторую волну абстракционизма. Что подтверждается участием ЦРУ в поднятии цен на абстрактные картины середины ХХ века. ЦРУ на фоне победительности идей антикапитализма (так этот строй называет теперь Фурсов) спонсировало, как оно думало, безыдейность.

    "…каждый элемент этого целого имеет значение (функцию) только в самозначимой структуре этого целого, а не в соотнесении с чем-то вне этого произведения находящимся (например, с природой, действительностью, идеей, сознанием автора и т.п.)” (http://olsios.nethouse.ru/static/000/000/537/285/doc/cc/07/04e8e6ababeddf45ca4fe33776fdf79c3e2a.pdf).

    На самом деле идея была и тут – то самое иномирие, что и у Кандинского, не осознаваемое им, да, очевидно, – и тогдашними абстракционистами, практиками и теоретиками (раз ценилась безыдеальность, сухая конструктивность).

    Мне она раз открылось в одной картине Поллока, “Голубые полюса” (см. тут), разнообразие однообразного. Однообразие было в том, что это были разной или одинаковой толщины и цвета штрихи, иногда сливающиеся в пятна. И ничто нигде не повторялось. Что поразительно: как можно было такого достигнуть?!.

    Это – материальное, стиль. Но было ж и идеальное, идеостиль: иномирие. Стиль может быть и реализм, как у Чехова, а идеостиль – то же иномирие.

    А с середины ХХ века прошло ещё полвека. Неужели до сознания Кулькова не дошло идеальное и теперь?

    А если дошло, то он не художник, а иллюстратор знаемой идеи – иномирия.

    Впрочем, зная о трудном прохождении этого слова в искусствоведении, можно думать, что Кульков так и не знает содержательно, какую духовность он выражает, не знает своего идеостиля. А остаётся на уровне стиля (того, что я процитировал выше). А именно: резко ограниченные пятна холодных цветов и одной толщины штрихи, не повторяющиеся.

    Но. Если с Поллоком подобное открытие было мне внове, и я впечатлился. То теперь – никакого впечатления.

    Отчего?

    Я ошибся со стилем? Или просто отсутствует факт новизны? Какая, мол, разница: штрихи Поллока или пятна Кулькова? Разноцветность Поллока или холодность цветов Кулькова?

    Я спросил, как тогда с Поллоком, художницу. Она ответила негативно: “Сильно загруженное в плане композиции, невнятное и убивающие в плане цвета”.

    А я подумал, что это можно понимать и как позитив. Принимают же как позитив непрезентабельные цвета в первой абстрактной картине Кандинского. А Кульков даже и выдерживает стиль сильной перегруженности и т.д.

    Кульков. Без названия. 2018.

    Отличие – вееров прямых линий нет.

    Просто играет роль авторитетность имени. В Поллока ЦРУ вложило сколько тысяч долларов? А сколько стоит Кульков? Он для моей художницы безвестен, а Полок известен. Вот и разница тона оценки.

    Ну а я, для которого важна только та странность (тут – нефигуративность), которая есть след подсознательного идеала иномирия?.. Как я докажу, что иномирие для Кулькова по-прежнему неосознаваемо, как для Кандинского и Поллока?

    По-моему, можно даже и не задаваться таким вопросом. Умение стилизовать в духе “абстрактный элемент имеет значение целого” (непрезентабельность оттенков у Кандинского) потерял ценность новизны за сто лет. Над ним можно только смеяться, как в одной рекламе охранного агентства, наверно. Стоят два полицейских и охраняют абстрактную картину. На две секунды отвлеклись – картину украли. Один из полицейских не растерялся и нарисовал почти такую же случившимся у него в кармане фломастером.

    Я таким художником Третьяковскую галерею не засорял бы.

    4 октября 2020 г.

31.10.2020
12:15

Горькая судьбина патриотизма

    Горькая – это про меня. Я что люблю? Если я наткнулся на что-то, словами невыразимое, если я места себе не нахожу от невыраженности. А если я сразу догадываюсь, куда . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100