Проголосуйте за это произведение |
"Шукшин в
жизни и на экране" Записки кинооператора
Публикуются по изданию "Роман-Газета", N10, 1999 г.
"Уверуй, что все было не зря: наши песни,
наши сказки, наши неимоверной
тяжести победы, наши страдания,
- не отдавай всего этого за понюх табаку...
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком"
21 августа 1974 г.
(За 39 дней до смерти)
Смерть Шукшина и первый год после
Утром 2 октября 1974 года мы с Ипполитом Новодережкиным прилетели из Уральска (города, где Пугачев с колокольни батюшку тамошней церкви столкнул). Мы попали в Уральск по розыскам для фильма о Степане Разине. На "Мосфильме" нам платили жалованье, комплектовалась съемочная группа, назначен директор фильма, Лазарь Милькис. Из аэропорта Быково быстро добрался я до своего жилья в Свиблове. Хожу по своей двадцатиметровой избе-крепости на последнем
этаже, под карнизом, радуюсь. Умылся по пояс. Письма от матери прочел. Раздался звонок (перед отъездом мне поставили телефон, помог своим актерским авторитетом Станислав Любшин). Я не поднял трубки, прикинув: сегодня отснятые пленки мне не проявят. Шукшина отпустит Бондарчук со съемок "Они сражались за Родину" к 10 октября... А потом уж мы полетим - сначала в Каргополь, потом в Астрахань, Ростов-на-Дону и, если все подоброму получится, слетаем в Сибирь. Радость полнила, все идет, как никогда и не бывало. Сбывается наконец фильм "Разин", на "Мосфильме" даже технику и пленку "Кодак" обещают.Прилег отдохнуть, и тут раздался опять долгий пугающий звонок (пугающий потому, что еще никто не знал, что мне поставлен телефон). Я подлетел к телефону и услышал: "Умер Шукшин". Говорю: "Шутите вы очень зло". Голос повторил уверенно, с каким-то внутренним напором, близким к торжеству: "Нет, его больше не существует". Я спрашиваю: "Кто говорит?" Он называется - Милькис, директор.
Не помню, как я добрался на "Мосфильм". В группе много незнакомых, на столе лежит несколько фотографий Шукшина. "Для панихиды лучше вот этот", - говорила какая-то дама и показывала на самый мужицкий портрет. Я, помню, спросил:
"Кто такая?" Мне никто не ответил. Я выбрал портрет, сделанный Ковтуном, говорю: "Вот его любимая фотография". Все молчали. Пронзительная фотография эта была на панихиде, а после на могиле.
Понеслись дела, похоронные, житейские. Все шло как под наркозом. Я держался на валидоле. Где хоронить? Сибиряки просят везти в Сибирь. Мать слезно требует - в Сростки. Но и Москва хоронить с почетом любит. Завещания нет. Через день мы с Лешей Ваниным сдали паспорт Макарыча. Разрешено было хоронить на Введенском кладбище. Там уже и могилу приготовили (в нее или около нее потом похоронили боксера Попенченко, а через год рядом с тем местом захоронен был после отпевания в церкви Филипповской, что в Аксаковском переулке, Константин Степанович Мельников, о котором Шукшин собирался писать воспоминания), но многие включились помочь добыть место на Новодевичьем кладбище, и когда все решилось, я и теперь не знаю. Ясно одно: если б знать, что на могилу к нему не пройдешь, не стоило бы и огород городить. Я сам тогда разговаривал по телефону с Михалковым из квартиры Шукшина, а в другую трубку слушал Савва Кулиш, не даст соврать. Сергей Михалков сказал тогда:
"На Новодевичьем кладбище для писателей есть несколько мест, и претендентов много. Шукшин в их число не входит!" Дозвонились до Фурцевой Екатерины Алексеевны, сказала, что она разделяет с нами утрату и согласна, что ему место на этом кладбище, но она эти вопросы не решает. Василий Белов из зала Центрального телеграфа, где они часто встречались с Макарычем, отправил теле- грамму Михаилу Александровичу Шолохову: "На московской земле не нашлось места для Шукшина. Необходимо Ваше вмешательство". Позднее выяснилось: Шолохов телеграммы не получал.
Рассказывал Карен Шахназаров, сын помощника Брежнева, когда сообщили Косыгину, он спросил: "Это тот Шукшин, который о больнице написал?" Речь шла о "Кляузе". Брежнев был в это время в ГДР - будто бы и ему докладывали, возможно. Короче, определилось Новодевичье. Скульптор Никогасян предлагал снять маску для своего портретного ряда. К счастью, прилетел из Минска скульптор Боря Марков. Он снял маску, у него и хранится оригинал. Сразу же после похорон он вылепил голову. По-моему, самую суть Шукшина выразил Борис Марков. И его идея надгробного памятника, на мой взгляд, достойна была быть воплощенной: плита - как плаха, и на ней голова. Голова на плахе. Но идея не была принята многими, и в первую очередь вдовой, Лидией Федосеевой. В 1980 году советами людей из окружения вдовы поставлена на могиле стела по проекту Бориса Жутовского. В камень впечатана фотография, сделанная Ковтуном. (С Жутовским случайно пришлось мне быть в Переделкине на даче внучки Хрущева. Он делал наброски с хозяйки: что там рисовал, не показывал. Когда зашел разговор о Шукшине, он пренебрежительно отозвался о нем - мол, фигура дутая и временная. И вдруг он же - автор памятника...)
Умер, как известно, Макарыч на Дону, возле станицы Клетской, на теплоходе, арендованном съемочной группой "Они сражались за Родину" как гостиница. Фотограф-криминалист сделал снимки усопшего Шукшина: он лежит на койке, руки на сердце, волосы реденькие, рядом с лежанкой стоят сапоги
, на них висят портянки. Как будто прилег ненадолго. На тумбочке - большая пачка книг, по описи, у него в каюте их было 98 названий.Тело увезли в Волгоград, там сделали вскрытие почему-то в присутствии студентов. Дали заключение: сердечная недостаточность. Тело на военно-транспортном самолете переправили в Москву и отвезли в морг больницы Склифосовского. В хлопотах о кладбище мы пропустили будние дни, наступили суббота и воскресенье. Попытались добиться вскрытия в морге в Москве, нам сказали:
уже есть заключение о смерти.
Утром в день похорон мы приехали в морг. Коля Губенко распоряжался везти гроб прямо в Дом кино, но мы настояли провезти гроб по проспекту Мира, по улице Бочкова, мимо квартиры, в которой и Пожил-то Макарыч немногим больше го- да. Прощание в Доме кино запомнили други и недруги. Сколько же за эти годы видел я людей, которые, насмехаясь над Шукшиным при жизни, - после смерти стали писать о нем как друзья. Примеров приводить нет резона, достаточно приглядеться к длинному перечню имен авторов, о
нем пишущих.Время от смерти до сорока дней зримо и по сей день. Панихидные речи я не слушал и в лицо покойного не вглядывался, не видел его перемен, как позднее, после многих уже похорон, видел пере- мены в лице Федора Абрамова: после панихиды в Ленинграде, когда, по завещанию, перевозили гроб его (двумя самолетами и восемьдесят кило- метров машинами) в Верколу до его дома на берегу Пинеги. В Доме литераторов, слушая прощальные речи, я видел как бы напряженно-испуганное лицо Федора Александровича на фоне окна с силуэтом крейсера "Аврора"; в деревенском доме лицо подобрело и, чудилось, ликовало, когда Владимир Личутин у могилы в прощальном слове показал на небо, где летели два лебедя, и сказал: "А может, в одном из них душа Федора Абрамова".
Я впервые хоронил близкого человека (через год после смерти Шукшина хоронил отца и перенес похороны легче). Незнакомый человек подошел ко мне, передал узелок маленький, сказал: "Это отпетая в церкви земля". Попросил положить ее в гроб. Я удивился - отчего он сам не положит, а он говорит, ему не пройти, его не пустят. Я провел его.
К концу панихиды Мария Сергеевна просит меня вытащить из гроба калину, от нее сырости много; ее действительно много нанесли, и я, убирая маленькие веточки, под белым покрывалом нащупал много крестиков, иконок и узелков. Если б не этот незнакомец, я бы их выгреб в горячке. Много прошло возле гроба россиян, и они положили заветное Шукшину в гроб. Его хоронили как христианина. Во время последнего прощания родных Лидия Федосеева отдала мне скомканную
прядь его волос, ничего не сказала. Я опустил в гроб и эти волосы. (А может, по ним-то и можно было определить, от какой же "интоксикации" наступила смерть. Ведь говорил же врач в Волгограде: смерть от интоксикации - кофейной или табачной.)Еще помню четко, когда несли гроб уже после прощального митинга на кладбище к месту захоронения, сбоку, через нагромождения могил, пробирался рысцой испуганный директор студии имени Горького Григорий Бритиков. Он походил на возбужденного школьника, совершившего шалость.
И мне вдруг вспомнились слова Макарыча на кухне:"Ну, мне конец, я расшифровался Григорию. Я ему о геноциде против России все свои думы выговорил".
Помню серо-синего Георгия Буркова. Вот что мне рассказывал Жора в тот день, когда он вместе с Бондарчуком, Тихоновым, Губенко привез в Москву из Волгограда транспортным самолетом цинковый гроб. Я спросил его: "Как все хоть было? Когда ты его видел последний раз?" Передаю смысл его рассказа: "Вечером в бане были, посидели у кого-то из местных в доме. Ехали на корабль - кошку задавили, - такая неловкая пауза. Тягостно было. Поднялись на бугор возле "Дуная". Потом по телевизору бокс посмотрели. В каюте ко- фе попили. Поговорили, поздно разошлись. В четыре-пять часов утра еще совсем темно было, мне что-то не спалось
, я вышел в коридор, там Макарыч стоит, держится за сердце. Спрашиваю: "Что с тобой?" - "Да вот режет сердце, валидол уже не помогает. Режет и режет. У тебя такое не бывало. Нет ли у тебя чего покрепче валидола?" Стал я искать, фельдшерицы нет на месте, в город уехала,, Ну, побегал, нашлись у кого-то капли Зеленина. Он налил их без меры, сглотнул, воды выпил и ушел, и затих. Утром на последнюю досъемку ждут. Нет и нет, уже одиннадцать часов, - в двенадцатом зашли к нему, а он на спине лежит, не шевелится". Кто зашел, ни я не спросил, ни он не говорил.А вот еще эпизод, связанный с теми скорбными днями. Последние месяцы Макарыч был больше обычного возбужден и очень испуган. Особенно это стало заметно в последние наши с ним встречи по "Разину" и без дел на кухне. После обычных "жили-были" и "что нового" подробно рассказывал, что уж очень напористо вдет на контакт один композитор и настаивает встретиться с Ильей Глазуновым. Композитор показался Макарычу инте- ресным человеком. "Рвется писать музыку к "Разину". Пусть, - говорит Макарыч, - пусть, а я скорее попрошу Свиридова, а может, Валера Гаврилин согласится. И Пашу Чекалова я не сбрасываю со счетов, если у него здоровье поправится". Композитор тогда круто огибал Макарыча вниманием, снабжал информацией разной, в
числе прочего принес ему книгу - тоненькую, напечатанную с "ятью" художником Нилусом в начале века, "Протоколы сионских мудрецов". Макарыч прочитал эти протоколы и, улетая на последнюю досъемку в станицу Клетскую, намереваясь вернуться через неделю, оставил их мне с условием - читать и помалкивать.Вечером, уйдя от него, я начал читать и не бросил, пока не дочел до конца. На следующий день Макарыч улетал во второй половине дня, мы еще перезвонились, он спросил: "Ну как тебе сказочка? Мурашки по спине забегали? Жизненная сказочка - правдивая. Наполовину осуществленная. А говорят, царской охранкой запущена, а не Теодором Герцелем". Макарыч улетел, а вернулся в цинковом гробу.
Так вот, композитор закружил вокруг меня сразу после известия о смерти Шукшина. Он даже домой меня завлек в нешумный свой переулок. "Слушай, ты ему, как я понял, не последний человек, отыщи у него дома "Сионские протоколы". Знаешь, для пользы - ради детей, ради памяти... добудь эти протоколы из квартиры и верни их мне". Я тогда был раздавлен случившимся и, не дипломатничая, вернул ему их, после чего его интерес ко мне угас. По сей день мы с ним лишь безмолвно раскланиваемся при случайных встречах.
Вскоре после похорон началось возвеличивание Шукшина; даже А. Чаковский объявил в небольшой заметке "Литературной газеты" о намерении написать книгу о Шукшине. Поползли слухи, многие проникли в периодическую печать. Одна из первых нелепостей - публикация Г. Бочарова в "Советской России". В ней был упрек близким Шукшина за то, что они бросили на кладбище вдову и мать. Эта статейка врезалась крепко в память многих россиян. В Сибири тетя-учительница укоряла меня: "Что же вы оставили мать и жену одних на могиле?" Зачем Бочарову нужна была эта выдумка? Вдову под руки я сам усаживал в машину Юрия Никулина - его узнавало оцепление, и мы быстро выбрались и скоро доехали домой, на улицу Бочкова. При Марии Сергеевне неотступн ла актриса Любовь Сергеевна Соколова, и они в той же машине Никулина.
После похорон кинематографисты ощутили народное признание (Шукшина обычно представляли с оговорками - мужик не без способностей). Ссылаясь на авторитет секретаря Союза кинематографистов Марьямова, зам директора Дома кино Лось заявил мне лично, что здоровье у Шукшина было на волоске, что врачи знали - жить ему недолго. Мне тогда эти слова запали, а перед глазами стояла справка-заключение о смерти на синеватом бланке, где против типографской "причина
смерти" от руки было написано: сердечная недостаточность... Как же так? Перед самым началом съемок фильма "Они сражались за Родину" Макарыч лежал в клинической больнице в Кунцево по поводу язвы желудка. Лечащие врачи опекали его. Это были два приветливых специалиста. Демонстрируя кардиограммы Макарыча, говорили (при мне это было): "Сердце у тебя - слава Богу, кофе пока пей, а курить лучше бросай". Кофе он пил действительно много и курил одну сигарету за другой. Эти же врачи освободили ему по собственной инициативе свой рабочий кабинет, там был и телефон, получилась отдельная палата. В этой же больнице лежали тогда секретарь Союза кинематографистов Караганов и поэт Р. Рождественский. Они бы в двухместных палатах. Увидев, что Макарыч один в палате, пошли хлопотать и для себя отдельные палаты. Об этом врачи с улыбкой рассказывали Макарычу: "Пусть, пусть, мы все предусмотрели, тебя из этого блока-лаборатории не выселят".По сей день часто слышу: Шукшин загубил себя сам - перегружался работой и пил. Так вот, клятвенно свидетельствую: с 1969 года (я работал с ним
до последних дней) ни разу ни с кем он не выпивал. Даже на двух его днях рождения не тронул он спиртного, а нам разливал без паузы, рассказывал не без гордости: у Михаила Александровича в гостях не выпил, на что обиженный Шолохов обронил ему:"Буду в Москве у тебя, чашки чаю не трону".
Однажды я расспрашивал его: "Как это тебе удается? Надо же, был в Чехословакии и пива там не попробовал! Ну как такое возможно россиянину? Иль ты себе пружину какую вшил?" Он не сердился, прохаживаясь по номеру гостиницы: "Не в пружинах дело. Был я, по протекции Василенко, у одного старичка доктора
, который, знал я, лечил Есенина, и из той беседы вынес - только сам я без лекарств, кузнец своего тела. Надо обуздывать себя. И стал я строжить свое тело и язык, и вот уже семь лет держусь в форме. Старик говорил немного, но слова его меня пронзили. Все искушения гашу работой". И как же он работал! - рассвет его не сваливал в кровать: кофе и сигареты, и - вперед!Все годы, сколько я знал Макарыча, он страдал язвой желудка. Видел, как он от нее корчился. Доведет себя до сильной худобы, лицо землистое, и валится на месяц в больницу Василенко на Пироговке. Желудок лечил всю жизнь, а в заключении о смерти - сердечная недостаточность, а язвы желудка - нет, сказал врач, проводивший вскрытие. Вот это насторожило и тогда, и сейчас туманно.
Первые годы многие сибиряки просили, чтобы я написал о нем. Но я долго не мог опомниться от внезапного его ухода. Он единственный, кто меня поддерживал и увлекал. Для его дела я решил положить жизнь, верил, что он переживет меня, и уж некролог-то обо мне напишет душевный, тем более что не единожды слышал от него: "Буду жить семьдесят пять лет", - и к шестидесяти собирался писать воспоминания, а пока торопился писать намеченное. Шутил: "В семьдесят три года, под занавес жизни, буду и водку пить, и самогонку, но не шампанское. И почему Чехов перед смертью попросил шампанского?" Нередко вслух размышлял:
"Что же такое тот свет? Что значат последние слова Тургенева: "Я вижу черный свет..."?"
На последней прижизненной книге - "Беседы при ясной луне" - он написал мне: "Толе Заболоцкому, другу и единомышленнику - с любовью и надеждой, что мы еще помолотим. 29 апреля, 1974 год". Вот и вся молотьба наша. "Калину красную" и "Печки-лавочки" - только и успели.
Проголосуйте за это произведение |
|
|
Фильмы Шукшина поражают. Даже в 70-е придумал ему "определение": "Достоевский в мелочах". Теперь понимаю, что не только в мелочах. Их обоих объединяло то самое важное в искусстве, что как-то сформулировал Лев Толстой по поводу Достоевского: "Читая иного писателя, ловишь себя на мысли - как искусно и талантливо написано, и даже завидуешь его мастерству. Читая же Достоевского совершенно забываешь о том как это все сделано, потому что все это не написано, а выстрадано и живет уже само по себе." Неделю назад Олег Павлов дал почитать воспоминания Анатолия Заболоцкого - оператора Шукшина. До сих пор хожу "под впечатлением". Сегодня (28,VIII.2003), в день смерти моей мамы, просидел несколько часов, сканируя "роман-газету". Мама любила фильмы Шукшина. Был он нам всем родным человеком.
|
|
|
Бегут дни. Отстоятся туман, обман, словоблудие. Оглянешься, и светло станет. Светло оттого, что были и есть еще на Руси такие мужики штучные, как Ипполит Николаевич Новодережкин, ждущие лидеров, а сами для того тихо и трезво работающие. С ними без огладу спокойно при их жизни. Зовет юдобру и посмертное о них поминание.
|
|
|
|
|
Валерий Куклин
|
|
Ваш вопрос повисает в воздухе, ибо обращен не ко мне, а в пустоту, как всякий крик отчаяния. Хоть и пишете вы будто бы ко мне. Существует одна мудрая мысль: ╚Кто платит, тот и заказывает музыку╩, которую хорошо иллюстрировал В. И. Ленин в работе ╚Партийная организация и партийная литература╩, остающейся актуальной во все времена. Тот, кто оплачивал съемки фильма ╚Война╩ теперь волосы, простите, на собственной заднице рвет, оттого, что фильм получился об Иване-дураке, российском блаженном, вами почему-то непочитаемом Идиоте. Лучше б, думает, отдал те миллионы на сериал типа ╚Русские богатые прямо-таки только плачут и плачут╩, какие шлепают, как под копирку и весьма профессионально, ребятишки, крутящиеся вокруг казнокрада Никиты Михалкова. Режиссеру, чтобы оправдаться перед кинобратками, пришлось стряпать бесовский фильм по Булгакову. Вот и остается надеяться, что вскоре появится какой-ни-то чудак-режиссер или опомятовавшийся богач, который поставит хотя бы сериал по моему, например, роману ╚Великая смута╩ или три сериала по романам Виорэля Ломова, или про грандиозной эпопее Петра Алешкина ╚Русская трагедия╩. Только ведь надеяться на подобное чудо глупо. В Пекин на последнюю международную книжную ярмарку Кремль привез всю эту горбачевско-ельцнско-путинскую пишущую тусовку. А десять ребят из Группы 17 приехали на свои деньги. И знаетье, что они услышали там? Я имею ввиду кремлевских паханов. ╚Вы нам этих сказали китайцы, показывая на ╚кремлевских соловьев╩, - не привозите больше. Это не писатели. Вот Ганичев привозил настоящих русских писателей и Алешкин привез настоящих русских писателей╩. Но книгами ╚кремлевских соловьев╩ завалены все прилавки и склады России, а книги настоящих русских писателей еще надо поискать. Это я к тому, что основа каждого фильма сценарий, а то и книга, на базе которой создается сценарий. А за хорошую книгу в наше время могут и убить. Те самые люди, что заказывают музыку. О себе скажу. Прочитайте, пожалуйста, роман ╚Истинная власть╩ здесь на сайте мой роман. Поймете, почему его выкупают и уничтожают, почему катают на меня телеги в суды, почему по фактографии никто не опровергает меня, но обвиняет в невысказанных мыслях. Думаете, найдется кто-нибудь на Руси способный поставить по этому роману фильм? А ведь канва детективная, масса экзотических подробностей и география такая, что для любой киногруппы одно удовольствие помотаться по свету. И написано хорошо. Даже две премии за него получил в совокупности с первыми двумя томами о Великой смуте начала 17 века. И нужны обе книги именно государственнообразующей русской идее. Но Вы помните старый фильм ╚Алешкина любовь╩? Он потряс сознание всей смотрящей кино планеты. Ни один фильм в истории мирового кино не оказал такого впечатления на сознание людей, даже особо чтимый в СССР ╚Летят журавли╩ с блестящей драматургией Виктора Сергеевича Розова и с гениальным кинооператором. Может, по-вашему, выйти нечто подобное по гуманистическому звучанию хоть в одной современной стране? А ведь 1950-1960-е годы были едва ли не только самыми мирными годами на земле, но и самыми добрыми, мудрыми даже. Вспомните, пожалуйста, итальянских неореалистов или франко-итальянский фильм ╚Закон есть закон╩, разоблачающих сущность любого государственного образования, как системы селекции негодяев. И включите телевизор с нынешними реками крови, с оголтелой агрессией США по всему Востоку. Все это звенья одной цепи. Чтобы не снимали режиссеры кино об этом, деньги отдают псевдоисторической фантации-инсинуации ╚Кочевники╩ либо ╚Коду да Винчи╩. Вот когда рак на горе свистнет, тогда мужик и перекрестится. И банкир тоже С приветом, Валерий Куклин
|
|
Всю ночь писал вам ответ, а потом вдруг понял - ни к чему. Вам не важно, что вам пишут, что вам стараются сказатьи почему вас пытаются понять - вам просто приятно, что с вами общаются. Это - не плохо, но и нехорошо - приходится терять массу времени на то, чтобы слова ушли в мусор. Нет смысла повторять, что "Алешкина любовь" и "Алеша" - это не только разные фильмы, но и абсолютно противоположные друг другу по нравственному содержанию произведения. Как и объяснять вам, что "Калина красная" - пошлятина и пакость. При этом я очень почитаю два фильма Шукшина: "Живет такой парень" и "Странные люди", то есть не являюсь антишукшинистом в полном смысле этого слова. Мы с вами можем только переписываться, словно вести разговор слепого с глухим. Попробуйте не обижаться на меня за эти слова. И на прощание... Обратите внимание на фильмы А. Рогожкина, на фильмы В. Чикина. Это - современные режиссеры. Поверьте, им очень тяжело было снимать "Нац. особенности..." и ""Не послать ли нам гонца". Они - настоящие герои, что сумели сделать эти фильмы по собственным сценариям (А Рогожкин еще сумел и развенчать алкаша-генерала, столь полюбившегося любителям "Калины красной" в своем "Блокпосте"). Таким режессерам страшно тяжело работать на киношабаше, по-прежнему руководимом елдьцынским соколом Швыдким. Спасибо за внимание. Прощайте.
|
|
Что касается ╚Калины красной╩, то я писал рецензию на этот фильм когда-то давно - для перестроечной печати, потом она в кастрированном виде выходила в ╚Литературной России╩, но со сменой власти в этой газете случилось так, что 46 из 49 моих статей с сайта еженедельника исчезло, в том числе и оная. Потому я сомневаюсь, что вы найдете экземпляр развернутой статьи моей о ╚Калине красной╩. Разве что в Ленинке. Впрочем, другую статью - о самом Шукшине вы сможете прочитать на моем сайте www.valerijkuklin.narod.ru в рубрике ╚Цензура╩ после 19 октября, когда закончится год ее мытарства по СМИ России. Что касается слова ╚пошлость╩, то разные люди вкладывают в нее разные понятия. У Шукшина в фильме ╚Живет такой парень╩ оным словом определила одна из пассажирок героя, как наличие горки подушек на кровати и шеренгу слоников на комоде. Масса советских кинокритиков хором объявляла всякую мелодраму (пьесу ли, фильм ли, роман ли) пошлостью, равно как мною любимый Маяковский почитал пошлыми всех, кто притворялся марксистом, оставаясь, по сути, малограмотным хапугой. По мне пошлость это сопли вора-рецидивиста, обслюнявливающего березки и одновременно обманывающего и предающего впавшую в нищету мать. Пошлостью выглядит плач его по этому поводу под белой церковкой на зеленом холме под голубым небосводом. Я уж не говорю об откровенном анахронизме в описании образов уголовных дружков героя, равно как и о ╚малине╩, каковой она могла быть разве что в сороковых-начале пятидесятых годов, но никак не в семидесятых. Когда художник заставляет меня сочувствовать жулику, залезшему мне в карман, только потому, что тот в глубине души хороший, а вот жизнь его сделала подонком, я почитаю такого художника прохвостом, продавшим свой талант этому криминальному пахану. Жан Вальжан у Гюго мне симпатичен до того момента, как он стал бизнесменом. Гаврош никогда бы не стал капиталистом Жаном Вальжаном вспомните о тех малышах, что стали его приемышами и жили с мальчиком вместе в брюхе слона. Шукшин же вынуждает меня сопереживать будущему не то Березовскому, не то Гусинскому и прочим авторитетам. Герой его, которого предлагается нам любить, мерзок по отношению даже к женщине, которая пригрела его и стала настоящей опорой явлению уникальному в подлунном мире. Советую, раз уж вы заикнулись, прочитать мои рассказы на эту тему, выставленные сейчас на РП, ╚Любить по-русски╩. Шукшин едва ли не первым в русском киноискусстве заявил, что позволено все, а сейчас эта мысль стала основополагающей в современном кино, которое вам не нравится. Надеюсь, что хоть на этот раз вы внимательно прочитали написанное тут мной и попытались задуматься над поставленными вопросами. И последнее: не стоит учить меня вежливости. Достаточно не лукавить самой. СУВ. Валерий Куклин
|
|
Приветствую вас и благодарю за комментарий к моей реплике. Но сначала немного о другом. О Шукшине. О ╚Калине красной╩. Сам я не поклонник блатного жанра и всех этих ╚шансонов╩ и зоновского душка во всех сферах нашей жизни. Но у Шукшина был советский характер. Его герой только по сюжету блатной, а на самом деле, как мне кажется, это типичный изгой. Советское общество плодило их пачками. Не обязательно все становились ворами и преступниками. Многих просто заносила судьба на край страны, расшвыривала по всяким стройкам и медвежьим углам, отрывала от семьи, лишала корня. Все это можно списать на издержки нашего советского строя. Думается что герой ╚Калины красной╩ такой человек. Так, по крайней мере, воспринимали этот фильм мои родители. Пошлым это стало только сегодня, когда всю эту нашу беду подняли на щит уже не как трагедию, а как фарс. Вы пишете, что отношения его к матери, его слезы пошлы. Но это не так. Просто это трагедия. Ему не нужна мать, таким людям, которые жили и умирали по разным причинам в дали от родных мест, где они и жили может быть только до совершеннолетия, не нужен был такой дом. У них не было дома, он был разрушен или войной, или политикой раскрестьянивания, или просто тем, что не сложилась судьба. Что общего у него и у матери-старухи? Таких вот примеров когда по стране можно было гоняться за птицей удачи, не задумываясь о том, что будет завтра, можно привести исходя личного опыта огромное множество. Например, была такая практика в советское время, когда дети платили пенсию родителям. Деньги слали, а сами домой не ездили. Наверно им живущим в городах это было сделать трудно, психологически тяжело приехать в родной колхоз, увидеть нищету и грязь по колено. В тоже время это порождало глубокую душевную драму. А какие очереди были в отделы кадров, чтобы устроиться на завод, получить профессию, работать и жить по-человечески. В чем тут пошлость? Как выразитель национального характера и души Шукшин передал эту трагедию, да, не без жаргона, как и поэт Н. Рубцов. Но тогда блатное не было эстетизировано и канонизировано (как в одной пьесе: у них пока о дни слова, и только самое начало╩). Ну, начинали уже эстетизировать, но кто же знал тогда, что именно эта часть населения возьмет социальный реванш за свою воторосортность, кто знал, что к власти придут такие вот личности, со своим мировоззрением и своей ментальностью, что все мы будем шагать по жизни под ╚мурку╩? Что касается веры, то я человек верующий. Хорошо понимаю (ну в меру своего понимания) во что верят православные, особенно в части объяснения смысла символов веры и самых фундаментальных оснований веры в Бога. В этой части я думаю примерно так же, но по другим причинам, и исходя из других знаний. Мне например не нужно для того чтобы понять основы мира пережить откровение. Я и так знаю, что, где и почему? И с моей точки зрения вера православная самая правильная говоря языком не каноническим. Другое дело, как смысл учения растекается по древу церкви, сколько достается от истины каждому верующему в отдельности. Но за корни я спокоен, в этом мое отличие от атеиста, или просто не верующего человека. Я, например, запросто могу хоть сейчас придти в церковь и окреститься, и ничто уже внутри меня не напряжется и никакой ломки, от которой кричат научными статьями в атеистических журналах у меня не будет. А вот за науку не поручусь. Тут много писалось о судьбе атеиста. Мужественные люди, осознавшие пропасть между наукой и религией, между знанием и верой. Ну не хотят они поступаться своей верой в науку. Но верить в науку бред. Наука лишь способ более адекватного описания мира, но во многом и это иллюзия, созданная успехами эмпирических наук. Верить в способ, в язык суеверие научного характера. Легко, впрочем, разоблачаемое. В отличие от атеистов, и ученых без веры, я считаю, что этот переход от науки как формы описания мира к науке (в ее отдельной части) как средству обретения какого-то ответа по поводу оснований мира вполне возможен. Проблема на самом деле чисто техническая, и на данном этапе вполне решаемая. Наука уже дала нам такую картину мира, которая совпадает с религиозной по своей мировоззренческой функции. Пропасть между ними стала значительно уже, и ее просто можно перешагнуть. Уверен, что этот переход будет сделан. Уважаемая Ия. Я просто хотел обратить внимание на несоответствие нашей логики и логики религиозных текстов. Меня беспокоит, что надо все время переводить с одного языка на другой. Я бы предпочел язык Оригинала, то есть язык науки. Уважаемый АVD. Я вас прекрасно понимаю (надеюсь!). От вас ( в этом вопросе) меня отличает только то, что я не считаю обязательным для веры переживание откровения, а так же не считаю что жизнь вечная так важна в том ее смысле в каком она рассматривается верующими. Для меня достаточно рационального понимания. Страшный суд, или жизнь вечная для меня транспонирование наших страхов на физическую реальность. Со страхами же хорошо справляются психотерапевты и священники. Другое дело, что традиционно наука дает не полное рационально объяснение того, что действительно относится к основаниям нашей потребности в вере. Есть вещи, которые за пределами рациональности вообще, и отдавать себе в этом отчет необходимо. Это просто надо понять. Но в современной научной картине мира есть такие пробелы, которые делают ее непригодной для формирования веры. Пробелы эти чисто технические. Это не проблемы языка. Вообще неоправданны ожидания, что де физика, или какая другая наука укажут причину чего бы то ни было. ╚Этому╩ (что и разумом не постигается) нет причины. Есть такое слово ╚предвечное╩, оно мне больше нравится , хотя и оно не вполне удовлетворительно описывает то, что я хочу сказать. Вот законы не как форма отражения структурами мозга тех сигналов, которые он воспринимает и преобразует в структуры знаковые, а те, которые стоят ╚за ними╩ (за законами) - вот они однозначно предвечные. Есть простая форма констатации этого: мир таков потому что он таков. Об этом я даже и спорить бы не стал. Другое дело, что все наши проблемы касаемо формирования веры, связаны как раз с законами внутри нас, с недостатком осмысления частных законов. Я представляют себе эту проблему как отсутствие краеугольного камня, без которого вся картина построена на песке. Дело не в сложности вопроса, а в цене ответа. А что касается трактовки образов Писания, то обыденное и религиозное их толкование разное суть. Меня лично (в глобальном смысле) беспокоит проблема перевода, необходимости говорить на двух мировоззренческих языках одновременно. Но это опять же мои личные проблемы (точнее, это не моя, а точнее даже не проблема, так как я при желании могу переводить и сам). Истинная трагедия в том, что на самом деле это никому не нужно. С одной стороны толкование Библейских сюжетов, с другой голый эмпиризм, позитивизм, сциентизм. Настоящих теоретиков (которые раньше проходили по философскому ведомству) нет. Спасибо вам за добрые слова в мой адрес. Последнее время сильно увлекся политикой с практической стороны. Кажется наконец понял, как работают главные механизмы общественного организма. Очень интересно видится происходящее и будущее в России. На эту тему я обязательно что-то опубликую. С уважением ко всем, Игорь Крылов.
|
|
Здравствуйте. Сегодня просмотрел ╚Код да Винчи╩. Обычная голливудская кинодребедень с обилием компьютерных спецэффектов и массой многозначительных фраз и выражений лиц. Ничего крамольного для христианской церкви не увидел, ибо Магдалина, насколько мне известно, у католиков святая. Как насчет православных? И еще Грааль это сугубо католический атрибут или оный есть и в православной религии? Если есть, то почему только западная литература и только западное кино использует эту посудину для легенд и мифов? Конечно, вся эта болтовня о якобы дьявольской сущности этого произведения рекламный трюк. Но я попался. Не будь этого идиотского скандала, не стал бы смотреть. А уж читать и тем более. Прямо так и тянет засесть за какой-нибудь ╚Код жаренной картошки╩. После просмотра этой халтуры хочется вернуться к гениальному, хотя тоже оплеванному той же самой тусовкой фильму ╚Последнее искушение Христа╩. И вот у меня возникает вопрос: почему? Почему все, что касается проблемы осмысления Христа, как Богочеловека или вообще задуматься о коротком пребывании Его на земле в качестве смертного, который не только кормил пятью хлебами тысячи и спаивал народ вином, но и сморкался, кашлял, производил прочую продукцию для нужд опарышей, вызывает столь единодушный, но кратковременный вопль возмущения ревнителей чистоты веры в Него, а вольное описание сценического действия в помещении храма, то есть на сцене в присутствии зрителей, обернулось столь сильным гонением на Толстого, как угроза пусть даже не отлучить его от церкви, а как-то наказать? Не понимаю. С уважением и ожиданием ответа. Валерий Куклин
|
|
|
|
|
|
|
За поворотом - незаметно, Приходит зимняя пора.. И только память, память - светла, И только дружба не стара
|
|
|
|
|
|
|
|
Спасибо за Ваш отзыв. Ведь материала о Шукшине не существовало в электронном виде и приятно, что недельная работа не пропала зря. Впрочем, работа с такими материалами в радость - на это не жалко времени.
|
К сожалению так и не увидело свет 8-ми томное собрание сочинений, которое должно было выйти под эгидой ЮНЕСКО. В марте 2005 года на официальном сайте администрации Алтайского края появилось сообщение об издании восьмитомного собрания сочинений Василия Шукшина. Администрация намеревалась приурочить проект к 76-летию писателя. Обещалось, что восьмитомник выйдет по инициативе ученых АлтГУ под эгидой ЮНЕСКО, что это будет самое полное собрание сочинений Василия Макаровича из всех, что когда-либо выходили. А предисловие должен был написать губернатор Михаил Евдокимов... Даже если бы работа над собранием сочинений началась в начале 2005 года. На его издание (предполагалось выпустить 10 тысяч экземпляров) потребовались бы год-два. Проект был рассчитан на несколько лет. Когда из администрации ушел главный его куратор Святослав Григорьев, о собрании сочинений все сразу и забыли. А что касается эгиды ЮНЕСКО... В московском бюро ЮНЕСКО было заявлено, что администрации Алтайского края в поддержке проекта отказано и что она невозможна в принципе - использовать знак организации можно только в юбилейном издании автора или в рамках проекта ЮНЕСКО. Знать об этом и все равно трубить о сотрудничестве с ЮНЕСКО В общем при жизни не ценили, после смерти должное уважение не оказали, хотя везде пишут, что Шукшин классик...
|
Мне думается, что в понимании чиновников ЮНЕСКО Шукшин не может почитаться классиком. Вот Буш - это классик. Ни ведь даже к юбилею Пушкина не финансировали они издания полного собрания истинного классика на русском языке. Издательство "Воскресение" выпустило со скрипом и с огромным числом ошибок да обмана в комментариях собрание весом в добрый пуд и в ужасном переплете- и все. У нас даже Лев Толстой как следует до сих пор полным собранием не издан, даже Ф. Достоевского издавали с таким количеством дыр, что словосочетание академическое собрание сочинений явно фальшиво . Я уж не говорю о Блоке, о Есенине и многих, многих других классиках. По-вашему администрации Алтайского каря лучше выпустить очередные книги Шукшина, чем пустить эти деньги на строительство какого-нибудь коровника или ремонт школы, сельской больницы? Что за похабное отношение к государству, как матке. которую модно почас подсасывать до конца жизни своей? Нет советской власти уж на Руси. Умерла - так умерла. Ищите спонсора среди нынещних бандитов, издавайте сами полное собрание сочинений Макарыча. А что брешут алтайские власти, так вы их простите. Шукшин и сам прибрехнуть при жизни любил. Так что традиция. Вам бы ее в дипломной работе отметить. Если будете анализировать рассказ Шукшина о том, как его главный герой брал в плен во время войны Гитлера, например. Очень поучительный рассказик. Не будьте занудой. Валерий
|
|
Да фигня все это: любишь-не любишь писателя. Рассказы его для себя я лично открыл еще, когда Василий Макарыч только опубликовался в "Октябре" в первый раз. И пил с ним однажды спустя лет десять. На халяву, кстати. И фильмы его все имею в своей фильмотеке, вплоть до редчайших. Но... надоела патока вокруг него. Помню в институте у нас была встреча с А. Тарковским - однокурсником Шукшина, так вот Андрей Арсеньевич тогда впервые зародил в меня сомнения о том, что есть автор, и что есть его произведения, как раз на примере Василия Макарыча. А потом их однокашник Виноградов, ставивший мою радиопьесу, подтвердил многое из того, что сказал Тарковский нам, и добавил массу других деталей из жизни писателя-режиссера, которые утвердли меня в убеждении, сформированном Тарковским. Вся нынешняя выспренность о Шукшине порождена его вдовой Федосеевой, актрисой средних дарований, но удиваительно парктичной в быту. Я раз всего был свидетелем их семейного конфликта по поводу нашей нетрезвой компании, слышал их перебранку - и этого мне хватило для того, чтобы завершить для себя образ писателя. К тому же я именно в те годы умудрился достать и прочитать рассказы театрального актера, критика и писателя 19 века Горбунова, которые по стилистике, манере изложения и набору характерных типов очень тесно смыкается с по-настоящему лучшими произведениями Шукшина. Все это заставило мня понять одну простую, как гвоздь, истину: Шукшин - выразитель мыслей и чувств горожан первого и второго поколений, оставшихся сердцем на своей крестьянской родине и паразитически лишь принявших городскую цивилизацию. А горожане кровные любят его за то, что Шукшин смотрит на пришлых деревенских в городе свысока. Шпана уголовная любит его за то, что Шукшин ими любуется и им благоволит, люди искусства им довольны за то, что Шукшин при реализации его произведений образы простонародья оказываются лубочными и потешными. Мне же он нравится, как мастер сюрреализма, при этом он сам не осознавал это. Достаточно посмотреть его фильм "Живет такой парень", чтобы убедиться, что это покруче будет Бунюэля. Но указанием свыше именно в таком свете рассматривать критиками творческий потенциал Шукшина было и продолжает запрещено, а велено почитать Василия Макарыча лапотником - его и почитают великим лапотником миллионы. А там, где почтение - там и визг до неба: "Великий! не замай!". "Навели хрестоматийный глянец", блин... Мне не нравится роман его "Я пришел дать вам волю". Как не нравится и роман "Степан Разин" А. Чапыгина, хотя последний в сравнении шукшинским и по стилистике гениален, и по динамике сюжета превосходит, и по обрисовке психотипов, и по фактуре... да по всему. Плохи они тем, на мой взгляд, что исторически ложны одинаково, и свидетельствуют о наплевательском опустошении авторов к источникам. Если хотите, то лучшим романом о Степане Разине следует считать книгу С. Злобина, за которую он справедливо получил Госпремию СССР, и незаконченный роман того же Чапыгина "Гулящие люди", где сам атаман расположен на втором плане. И то, что эти авторы оказались за бортом сознания нынешней читающей публики по вине Л. Федосеевой и ее команды коммерсантов, превративших память о Шукшине в бизнес, мне тоже не нравится. Ну. а вы клеймите меня за это позором и дальше. привык. Валерий
|
|
|
КСТАТИ, О ВЕСНЕ Анфиса: / Всем. С Весной вас!/ --- Всем до Вас дела нет. / А вот того мазурика, / Что исподлобья / На Вас глядел / И был отвергнут ... / Его позвать Вам кто мешает? / Тем более Весна Вам шепчет - / Он не так уж плох. / И право слова, / Может это перст Судьбы. / Н., 27 апр 2009 /
|
"Летят журавли" -- В Ленинграде нас застало триумфальное шествие фильма Летят журавли. Много раз мы смотрели этот фильм. На Невском проспекте в теперешнем ВТО два сеанса подряд не выходили мы из зала, завороженные пластикой фильма, и видели, как рыдали кинематографисты. Все вроде просто: каждый профессионал подготовлен исполнить такое художество, ан не успел. Выходило, искали все, а нашли Калатозов, Урусевский. -- Да, Летят журавли. Я его смотрел разов двадцать, не меньше. Но никто почему-то никогда не вспоминает о композиторе М.Вайнберге, который такой же Автор, как и Калатозов и Урусевский. Разумеется для меня зрителяЮ нет смысла знать, как это сделано! Но это сделано здесь. И меня распирает чувство гордости. Знай наших, проклятые америкосы со своим "Убить Билла - 2" или прочей хренью. С этой бабой, кот. с фонариком в гробу. ... Свят-свят! - Лучше не вспоминать! Летят журавли! - это радость. Летят журавли - это счастье! Этот пробег по лестнице, эта воображаемая свадьба. Чего там говорить. Хорошо. / Н., 27 апр 2009 /
|
|
|
ПАРУ СЛОВ НА: -- [79.181.200.196] Анна - Лилиомфи пишет: "...И меня распирает чувство гордости. Знай наших, проклятые америкосы со своим "Убить Билла - 2" или прочей хренью. " А просто порадоваться своему (?!) достижению, не унижая чужие, никак не получается? Надо стараться, такая гордыня отдает высокомерием, дорогой(ая). -- Согласен, грубо. Но Билла невозможно оскорбить, унизить, уверяю Вас, Анна. Где-то по TV показали карту Америки 1799 г. /год рождения А.С.Пушкина, между прочим/. И что? - спросите Вы. Так вот, там соседствуют Русская Америка и Новая Англия. Где сейчас Русская Америка? Правильно, нет и в помине. То-есть, цивилизация Биллов оказалась более живучей, более наглой, более агрессивной, чем другие соискатели на Американском континенте. А фильм "Убить Билла", бессопрно сделан талантливыми людьми. И он убедительно показывает зрителю, что в жизни надо идти по трупам, выдирать глаза. И это очень клёво и прикольно. Так вот, мне как-то не светит перспектива повторить судьбу американских индейцев И ЗАСЛУЖИТЬ ПОЧЁТНОГО МЕСТА В СИБИРСКИХ РЕЗЕРВАЦИЯХ. Так что, я бы поостерёгся черезчур западать на чудесные американские боевики и неотразимую Уму Турман. Кстати, любопытно, что небезызвестные музыкальные братья назвались группой "Ума 2rman"/ / Нов - ск 28 апр 2009 /
|
|
"...Так вот, мне как-то не светит перспектива повторить судьбу американских индейцев И ЗАСЛУЖИТЬ ПОЧЁТНОГО МЕСТА В СИБИРСКИХ РЕЗЕРВАЦИЯХ." А это к какому месту? --- Да, не берите в голову, Анна. Возможно это в ближайшем будущем нам не грозит: увидеть янки на просторах Сибири. Но кое-кто рисует карты, где часть Сибири под флагами соседних держав. Хотя, помнится служил я в Советской Армии, в ТуркВО. Ездил в экспедиции в районы Тянь-Шаня, между Капием и Аралом. Кто бы мог тогда подумать, что это будет заграницей. Такие дела. / Н - ск, 29 апр 2009 /
|
|
Я ВЕРЮ В ПЕРСТ СУДЬБЫ / Анфисе / Вы будете смеяться, но я верю в перст Судьбы. Я перебираю институтские стенгазеты "Хроника вечеров общества книголюбов" Сибирского НИИ Энергетики. А там темы: - Сюрреализм Сальвадора Дали и социализм с человеческим лицом - книга В.Высоцкого "Нерв". Песенные тексты в книге, воздействуют или не живут без голоса В.В.? - Стихи А.Денисенко, это приём сокровеного или деревенские стишки? - etc. etc/ И становится понятно, если Вы не верите в чудеса и волшебный мир, то всё вокруг тускло и безрадостно: -- И в старый, престарый прабабкин ларец Был каждый припрятать готов НЕ ВЕТОШЬ ДАВНО ОТЗВЕНЕВШИХ КОЛЕЦ, А СТРОЧКИ ЛЮБИМЫХ СТИХОВ. -- / Всех благ, ув. Анфиса, Н - ск, 12 мая 2009 /
|
|
|
/ [92.113.119.60] Анфисе / - Л.Лилиомфи Вы загадочный человек!Это - плюс! Я тоже верю в сказки, домовых, леших и добро. Приятно, что есть еще люди, которые думают так же. ... ... Интересно. А по поводу перста судьбы... думаю, что все мы живем -не зря, у каждого свой -перст ..... Понимаете, Анфиса. Фокус в том, что сегодня очень модно СЧИТАТЬСЯ ПОЭТОМ, ПИСАТЕЛЕМ, ХУДОЖНИКОМ. Поэтому какой-нибудь модельер Зверев делится с читателем своими детскими фантазиями и т.п., Рома Зверь наваял книгу и пр., пр., пр. У нас, обычных людей, без наполеоновских комплексов осчастливить человечество, просто нет выхода. Мы обязаны, подчеркну это слово обязаны из той макулатурыц, которая на нас сыпется из почтовых ящиков (бесплатные газеты, журналы), из других источкиков - ОТОБРАТЬ стоющее, ТО, В ЧЁМ ЕСТЬ ИСКРА БОЖЬЯ. Отобрать и показать тем, кому это интересно. Если Вам интересно то, что запслуживает внимания, обращайтесь: / lisinkerls@mail.ru / / Нов - ск, 17 мая 2009 /
|
|