Проголосуйте за это произведение |
"Шукшин в
жизни и на экране" Записки кинооператора
Публикуются по изданию "Роман-Газета", N10, 1999 г.
"Уверуй, что все было не зря: наши песни,
наши сказки, наши неимоверной
тяжести победы, наши страдания,
- не отдавай всего этого за понюх табаку...
Мы умели жить. Помни это. Будь человеком"
21 августа 1974 г.
(За 39 дней до смерти)
"Калина красная"
Между очередными переделками "Печек-лавочек" Шукшин, уезжая в Ленинград на озвучивание фильма "Даурия", позвал и меня: "Книжные лавки пошерстим, может, что и по "Разину" отыщется. К Николаю Симонову попадем, обещал показать свои картинки". Артист Николай Симонов занимался рисованием и мало кому показывал свои работы.
Все предыдущие поездки по разинской натуре сопровождались книжными добычами. Последнее время Шукшин давал мне деньги на покупку случайно увиденных книг, а после в гостинице разбирался, непригодное обратно сдавали, если удавалось. В одном из периферийных магазинов, к его радости, "выкинули" собрание сочинений Сергея Максимова, высоко им ценимого; марксовское издание Гоголя 1905 года - за 12 томов 10 рублей.
Неделю в только что открытой гостинице "Ленинград" мы лишь ночевали, никуда нас не впускали - все для интуриста. Однажды мы попробовали пообедать в ресторане гостиницы. У прозрачной двери ресторана стояла ухоженная распорядительница. Нас она остановила, я положил ей в ладонь 20 копеек. Она, взглянув, швырнула их мимо меня. Шукшин веселился: "А сколько ненависти во взоре... А если бы ты ей доллар положил или залепетал по-английски, глядишь, и поели бы?"
Один вечер мы провели в квартире Олега Борисова - Шукшин примерялся пригласить его для участия в "Степане Разине"; Симонова не получи- лось повидать - он болел, так и не увидели мы его изобразительные опыты.
В буфете "Ленфильма" в ожидании кофе стояли в очереди, через несколько голов впереди -- Луспекаев. Луспекаев в очереди заметен - обезоруживающий тоскливый взгляд. Говорили, что он обречен, а стоит в очереди... "В нем есть искра дара Божиего", - вспоминал Макарыч потом.
В Москву возвращались "Стрелой" вместе с моим сокурсником Эриком Яковлевым, работающим на "Ленфильме". Эрик отчего-то раздражался, обращался со мной покровительственно, как и в институте. Унижал, ехидничал, подчеркнуто именовал меня Тошей. "Надо же, как тебе повезло пролезть к Шукшину", - говорил он, больше рассчитывая на Макарыча. Макарыч молчал, смотрел из угла купе, как мы допивали бутылку. "Эрик бледнел, а ты краснел, - сказал он после. - И как же мне знакома эта норма отношений, со мной, думаешь, лучше обращались московские, особенно сокурсники". Немного прошло времени, и Макарыч дал мне почитать рассказ "Вечно недовольный Яковлев".
В периодической печати тех дней, если не еженедельно, то близко к тому, появлялись или публикации Шукшина, или критические разборы его творчества. Всевозможные НИИ зачастили приглашать на выступления читать новые рассказы.
В один из вечеров он был гостем Звездного городка. В зале, правда, только пожилые женщины и дети. Шукшин прочитал им два неопубликованных рассказа. Реакции никакой не последовало.... Организаторы провели в комнату Гагарина, памятный значок вручили. Случилось и радостное событие. Сдав полностью выплаченный взнос за свою кооперативную квартиру на Русановской улице в Детский фонд, Шукшин получил государственную квартиру на улице Бочкова, в которой он успел прожить не более полутора лет. Впервые обрел кабинет для работы, поставил письменный стол. "За столом еще учиться работать - лучше на подоконнике в гостиницах пишется".
Сразу по окончании съемок "Печек-лавочек", чтобы запустить "Разина", Шукшин стучался в двери многих кабинетов Госкино и "Мосфильма". Недавно "Литературная газета" ловко опубликовала его письмо в ЦК, опустив подробности. По публикации виновниками получились Демичев и Баскаков, а в те давние уже дни Шукшин кружился в догадках о существе дела: "С кем ни говорю о Разине, хоть в Госкино, хоть в "Советском писателе", смотрят в глаза и говорят вокруг да около, - написал письмо
в ЦК, а его, видимо, им же и отфутболили. И председатель Госкино Романов, и директор издательства Лесючевский чего-то недоговаривают, и только Баскаков оказался почестнее, сослался на закрытые рецензии Юренева, Блеймана, Юткевича. Выходит, бьют-то меня не в ЦК, а сами кинодеятели и литераторы, и среди них - даже Владимир Цыбин". На "Мосфильме" в ту пору вошел в силу генеральный директор Николай Трофимович Сизов. Он после первой встречи поверил в Шукшина: предложил ему снять напечатанную в журнале "Наш современник" киноповесть "Калина красная" в экспериментальном объединении, которым руководил создатель "Баллады о солдате" Григорий Чухрай.Меня поражало, как успевал Николай Трофимович детально знать и помнить сценарии и снятый материал такого гигантского количества фильмов, производимых студией. Под его началом снималось сорок - пятьдесят фильмов в год, столько же сдавалось и запускалось новых, получается сто пятьдесят! Это только прочитать!.. На разных стадиях изготовления фильма съемочная группа представляет дирекции постановочные прикидки, исполнителей. Замечания Николая Трофимовича по фильмам, где я работал, были по-хозяйски конкретны с точки зрения государственной установки, еще зорче было его око при просмотре законченного фильма. Он был государственным человеком, и если редакторы пробовали юлить - мол, нам нравится, но не мы решаем, - он, разминая сигарету, взглядом давал понять:
жалованье получаете от государства, так и работайте... И все шло по правилу, заведенному в кабинете Шауро (заведующий отделом культуры ЦК КПСС).
Шукшин предложением Сизова загорелся. На две недели спрятавшись в Болшево, сдал в экспериментальное объединение литературный сценарий. Начались, однако, затяжные обсуждения сценария с худруком и главным редактором Н. Суменовым. Чухрай предлагал изменить биографию главного героя Егора Прокудина, иначе, выходит, преступник становится положительным героем фильма. Обсуждения продолжались, ситуация запутывалась. Шукшин делал уступки, возникали новые возражения. Сроки стали поджимать, Шукшин нервничал. Уже зима склонялась к весне, и как ни заманчиво было работать в экспериментальном объединении (не зря же все стремились, да не всех пускали), понимая, что идет игра, Шукшин обратился к худруку 1-го, не экспериментального, объединения С. Ф. Бондарчуку, и в очень короткий срок "Калина красная" была запущена в производство... Конечно же, сожалел Шукшин, увидев, как нагрели нас с оплатой. Согласно правилу экспериментального объединения заработок создателей начислялся от количества зрителей - у нас бы он получился в десятки раз больше того, что нам заплатили, но не пустил Григорий Чухрай в свое объ- единение Шукшина, замучил демагогией.
Нервы, изведенные на хлопоты, дали себя знать. В очередной раз ложится он в клинику Василенко "подлатать", по его словам, желудок. Там он начинал режиссерский сценарий, раскладывая сценарные события на окрестности Белозерска, высмотренные еще на выборе разинской натуры... Весной без долгих поисков мы утвердились в пунктах: Белозерск, Кириллов, Шексна, Шабанова Гора, озера-Лось-Казацкое и Белое. Художник-постановщик Ипполит Новодережкин, впервые попавший в эти места, тоже принял их без оговорок. Актеры по "Калине красной" у Шукшина в основном были "насмотрены", кроме Люсьен. Он говорил, что многое в киноповести брал с Гурченко, которую наблюдал в совместной турпоездке в Италию. Подумывал ее и пригласить, то было бы, наверное, на пользу фильму... Я грешен - попросил Макарыча помочь подняться погибающей Татьяне Гавриловой. Он поговорил с ней и, несмотря на протесты актерского отдела, давшего актрисе отрицательную характеристику, утвердил Гаврилову на роль, важную для фильма. Татьяна снялась в первых сценах обещающе, а потом сорвалась, и многое Шукшину пришлось имитировать режиссерскими уловками. Он пощадил актрису, не оттолкнул,
довел роль до завершения, не заменяя исполнительницы.В подготовительный период до начала съемок Шукшин брал меня с собой везде, где бывал: в редакции, книжную лавку писателей, на встречи с читателями, даже на встречу с разведенной женой. Обычно после посещения издательства "Советская Россия" заходили в "Славянский базар", куда не всегда попадали, уже тогда появились таблички:
"Резервировано -- "Интурист". А если пускали - ресторан был пуст, недолго ждали появления официанта, успевая насмотреться на лица именитых посетителей, изображенных на стенах.
В ресторанах ЦДЛ, ВТО, Дома кино Шукшин чувствовал себя неуютно, но по необходимости бывал. Во-первых, очереди нет и кормят лучше. Но тяжко переносил необязательные разговоры с коллегами. Порою на него находило раскаяние в грехах молодости - участие в фильмах, которых он теперь стеснялся; вспоминал выступления на собраниях, бескормицу, сапоги и презрение красавиц, которые сегодня ласковы. Часто в ЦДЛ встречалась Ахмадулина, и как ни норовил он обойти ее стороной,
она громко звала издали: "Вася!" - и настигала его. Он был вежлив, стоял перед ней скованно, как ученик, но в следующий раз, едва она появлялась, вставал. "Пойдем скорее тем выходом! Белла, - говорил он, - это цветок, пробивший асфальт. На большее ее не хватит". Избегая общения, он не лицемерил.Съемки "Калины красной" мы начали ранней весной недалеко от Подольска с проездов Егора Прокудина в такси из мест заключения. Автотрейлер с укрепленной на нем кабиной такси, с осветительной и съемочной техникой да еще в колонне с электростанцией и звукозаписывающим автомобилем был мало маневренным. Суета, крики мешали актерам сосредоточиться. Работа началась дерганно. Директором, проводившим съемки, был дебютант из долго работающих замов - Герман Крылов. Помощники у него тоже были свеженачинающие, все они искали себе работу в отъезде. На площадке оставалась младший администратор Валя Чутова, много и искренне трудившаяся на картине от первого дня до последнего. Вот ее из всех административных работников группы намеревался Шукшин пригласить работать на "Степане Разине". Заместитель директора Жаров тоже только что принят, до того он работал, как заявлял Шукшину, в "министерстве". В экспедиции с утра он садился рядом с шофером и уезжал доставать реквизит, а Шукшину рекомендовал жизнь изучать пешком - город не велик. Ох и попил он кровушки у Шукшина, пока его не убрали в Москву, на строительство декораций. Была у Жарова страсть самому сняться в кино. Шукшин предложил ему быть "объявляющим конферансье" в тюремном хоре, поющем
"Вечерний звон" (начало фильма), при условии, что он пострижется наголо, под машинку. Жаров согласился. "Такой окраски пропитого голоса не отыскать, и место-то ему в колонии, а голос - дорогого стоит", - объяснял помощникам Шукшин.Проведя несколько съемочных смен с выездом за город, группа перебазировалась в Белозерск, в двухэтажный деревянный Дом крестьянина. То было начало белых ночей, они все еще стояли над Белозерском, когда мы заканчивали съемки. Шукшину районные власти отвели для жилья и работы двухкомнатную квартиру в деревянном бараке в соседнем переулке. Там он проводил все время, не занятое съемками, готовил варианты на следующий день. Обычно вечером он объявлял всем службам план съемок, и если организаторы говорили о невозможности осуществления,
он тут же предлагал другие варианты. Сговаривались. Правда, уже на съемках все равно появлялись непреодолимые помехи, самыми обычными были транспортные. Всегда ждали какую-нибудь машину: или сломалась, или заблудилась... Бывало и так: привезут ассистенты из Череповца новый материал на такси, а администрация отказывается оплачивать обратный рейс. И приходилось Шукшину лично расплачиваться... Вообще съемки на "Мосфильме" проходили так же самодеятельно, как и на "Беларусьфильме". Должность второго режиссера (это как бы "начальник штаба") исполнял Анатолий Шакин - высокий заторможенный парень, работой он себя не изнурял, постоянно куда-то исчезая - говорили, он собирает старые книги. Макарыч, скоро уяснив для себя возможности своего "начальника штаба", нервов на него не переводил.Первый день съемок в экспедиции торопили. Были еще грязные дороги, шоферы не хотят съезжать с асфальта - кому охота грязь потом отмывать? Цвела верба, зеленели бугорки. Егор Прокудин пахал землю, останавливался у березовой заросли и затевал разговор с березами. За левым и правым плечом своим я слышал комментарий мосфильмовских ассистентов: "Феллини снимает "Амаркорд" и "Рим", а Шукшин березы гладит. Явился для укрепления "Мосфильма". Слышит это и Макарыч и, не отвечая, разговаривает с березами - оппоненты помогают ему собраться. Разгорающаяся весна оживила умирающий вид деревень по берегам озера Лось-Казацкого. Оживляла и нас.
Основная съемочная группа скоро притерлась к торопливой работе Шукшина и до конца участливо помогала обогнать производственный план. Почти ежедневно уходил я от Шукшина в Дом крестьянина далеко за полночь, а на улицах светло - белые ночи в разгаре. Обговаривали съемки, судили снятый материал, переходили к разинским и текущим проблемам, слушали "вражье" радио. В семь утра подъем. Выезд на съемку в 8 часов 30 минут. Опять кофе. По окончании съемки ехали утверждать завтрашние планы, присматривали новые места. Плотно наедалась в ресторане. Пара часов воли. Фантазировали вечером, как приспособить натуру к тексту. В случавшиеся выходные дни вместе с Макарычем, без группы, снимали городские жанровые хроники. Иногда, чтобы бытовые детали привязать к фильму, Шукшин доснимался сам. Игровой костюм он держал у себя в "штабной" квартире. Снимая городскую хронику, наталкиваемся на карусель, расписанную самоучкой (карусель в монтаже выброшена), и рядом с каруселью услышали самодеятельный хор бабушек; пояснения руководителя хора Шукшин вводит в фильм. Лекцию перед песней Аедоницкого он хотел ручить Жанне Прохоренко - объемнее получилась бы роль следователя, исполненная ею, но не случилось свести съемки хора с занятостью актрисы.
Остановок в съемках Шукшин себе не позволял: нет исполнителя эпизодической роли - он переделывает эпизод для тех, кто под рукой, берет людей из массовки. Придирчиво отбирает обитателей "малины", типажно организовывая компанию. Загодя уговорил сняться писателя Артура Макарова:
"Бульдю" изобразить. Не удалось осуществить задуманные съемки по "малине": когда собрался материал, видно стало, что несет его на две серии. Пришлось сокращаться. "Если всю "малину" раскрутить, да линию семьи Прокудинской подробно - дольше "Печек-лавочек" сдавать фильм придется", - рассуждал он и не стал снимать уже подготовленную к съемке официантку в ресторане в исполнении Ии Арепиной, а ведь это родная сестра Егора Прокудина... Линия Егор -- Люсьен тоже несла в себе зрительский интерес и социальный смысл по журнальному тексту хорошо заметно. Однако тоже была сокращена. Изобразительное предложение - мое и Новодережкина - через весь фильм провести репродукцию картины Крамского "Незнакомка" Шукшин принимал вначале с усмешкой. После первой сцены (разговор Егора и Любы в чайной) поддержал идею. "Незнакомка" проходила подсознательно как исповедуемый идеал, заменяя религиозный. (Пожалуй, только подтекст присутствия "Незнакомки" критики не затронули... Остальное в фильме все расшифровали.)
Разнообразие натуры обогащало замысел, по сказывало Шукшину выход из неурядиц постановочного и организационного характера, а иногда просто заманивало ввести в фильм, как это было с торчащей из воды колокольней у переправы через Шексну. Чтобы выразить ужас и крик это зрелища, Шукшин переносит часть сцены в катер на подводных крыльях. Проплывая мимо колокольни, Егор спрашивает соседа: "А ты бы мог купить такую вещицу?" Показывая в окно, недоумевающий сосед переспрашивает: "Чего купить?" Егор жестом указывает ему на катер и колокольню, дескать, и то, и то... На ответственных просмотрах мы всегда ждали обвинений в "аллюзиях", а сегодня дожили - скупят иноземцы и катер, и колокольню. Вечером, вспоминая и открытые ветра фрески Дионисия в Ферапонтове, и торчащую из подпертой плотиной Шексны колокольню, Шукшин рассуждал: "Возможно ли подобное в Польше или Эстонии, у народов малых земель?" В дни тех съемок пробуждалось историческое чувствование... "Я рублю икону от имени Разина... Вот где кощунство. Разин хоть и был разбойником, но должен быть верующим. Надо сходиться с историками... Вот как бы такое Веселовский рассудил?" Он возвращался опять к вопросу о съемке на фоне церквей - для красоты композиционной - в большинстве советских фильмов. "От "Андрея Рубле- ва" веет атеизмом. Разве не ощутимо?" Разговоры эти привели к организации в финале кадра встречи с матерью: "Поруганная церковь, без креста, - фоном будет объяснять не только Егора Прокудина, а нацию - собирательно". Подтексты Шукшин закладывал в результат до начала съемок.
В деревне Мериново, незадолго до съемок переименованной в Садовую, провели мы основные съемки двора Байкаловых, бани, дома матери... Мериново-Садовая расположена на берегу небольшого, четко круглого нетронутого озерца, в диаметре метров двести, с баньками, картинно разбросанными по берегам. Для съемки рассветных пейзажей приходилось ночевать в Меринове: деревня была полузаброшена. На роль матери ждали Веру Марецкую. В Москве она дала согласие, прочитав сценарий. Пришло время снимать сцену, но Вера Петровна, сославшись на нездоровье, отказалась играть роль ущербной старухи: "Я сама сегодня такая же. Не могу. Не хочу!" Что станешь делать? Мы загоревали. Где в начале лета свободную исполнительницу хорошую найдешь? Собирались Марецкую снять в живом интерьере избы одинокой бабушки Ефимьи Ефимьевны Быстровой. Наш художникпостановщик уговаривал: "Никакой декоратор не повторит его... И художник не придумает лучше этого живого угла". Но как снимать в этой каморке? Шукшин нацелен на синхронную съемку, а синхронная камера займет в помещении все пространство - негде актерам быть... Сфотографировали мы с Ипполитом все, что представляло интерес. Он стоял на том, чтобы повторить жилище Быстровой в павильоне. И все переживал: "Где такие иконы добудешь - и с окладами, и без - и Спас, и Никола, и Георгий Победоносец. Здесь во всем душа бабушки неповторимая, даже в засиженной мухами лампочке и патроне рядом с серебряным окладом центральной иконы. Тронь - все развалится. Банка с молоком на фоне наклеенных репродукций из "Огонька" - во всем своя гармония". Когда случился отказ Марецкой, возникло предложение: снять владелицу найденного интерьера в роли матери Егора Прокудина. Оставшись после съемок в деревне, мы пили чай у бабушки, звали всю правду о себе рассказать - похлопочем, вдруг пенсию повысят (она получала пенсию 17 рублей). Ефимья Ефимьевна с надеждой улыбалась - природный артистизм был в ней. Как она говорила! "Я молодая красивая была - ну красавица. Это сейчас устарела, одна на краю живу. Сморщилась".
Стали мы с Ипполитом предлагать Макарычу провести экспериментальную съемку с бабушкой, а не получится - в павильоне переснимем с актрисой. Услышав о том, директор Герман Крылов запротестовал категорически: "Если здесь используете съемочные дни, они дороже павильонных, в павильоне построить декорацию не получится. Хватит экспериментов! Едем в Москву, там снимем". Шукшин, как обычно, дождался, пока выговорятся стороны. Кратко, нервно заключив: "Две смены снимаем, не уложимся - все уедем в Москву. На два дня откладывайте отъезд техники". Правда, потом, по другим причинам, отъезд отодвинулся еще на неделю...
До совещания с администрацией Шукшин не единожды общался с Ефимьей Ефимьевной. Были сомнения. Теснота - раз... Самоцензура грызла: если бабушка чистосердечно исповедуется перед камерой, резать придется по живому... С другой стороны, а если правдой своей она переиграет исполнителей, и его, Егора Прокудина... Асю Клячину поминал... Боялся иконостаса с лампочкой Ильича...
Снимали без подготовки, торопливо; самоцензура забылась, когда перед съемкой репетировали сцену на бугре перед разрушенной церковью. Снимали так: главное получить рассказ Ефимьи Ефимьевны на пленку с чистовой фонограммой. Шукшин дорожил индивидуальной окраской голоса (какой бальзам на душу - Жаров, объявляющий:
"А сейчас хор бывших рецидивистов исполнит задумчивую песню "Вечерний звон", а голос старика на печи в "Печках-лавочках" - все чистовые фонограммы). Для съемки этой исповеди матери поставили на середине улицы помост для камеры, выставили окно избы, чтобы через горницу видеть Ефимью Ефимьевну, сидящую в своей светелке- кухне. Объективом с фокусным расстоянием 600 миллиметров "доставали" крупно лицо бабушки. Находясь от нее далеко, не мешали ей (она думала, что мы еще только готовимся снимать), и, кроме того, шум камеры не попадал в микрофон. Бабушка наговорила свою судьбу, отвечая на вопросы Любы, заготовленные режиссером. Получив этот синхронный рассказ из нескольких вариантов, мы сняли продуманные заранее монтажные кадры для всей сцены практически за один день, во второй день досняли детали и перебивки. В Москве потом досъемок не потребовалось. Перед отъездом из экспедиции я забежал к Ефимье Ефимьевне. В углу избы остался один маленький бумажный образок, приклеенный к доске, и лампочка Ильича теперь голо свисала с потолка. Хозяйка с улыбкой, как на съемке, объяснила: "Так ведь ваши забрали, говорят, еще снимать будут... вот и деньги оставили". Собиратели икон, сотрудники "Мосфильма", обобрали бабку.
Собирательство захлестнуло мосфильмовцев. Камерваген (автобус со съемочной аппаратурой) был забит самоварами и медной посудой. На студии по возвращении из экспедиции пошел слух: Шукшин вывез все иконы и самовары из Белозерья. Но когда прознали, как начал накаляться Шукшин, чтобы ударить по собирателям, молва, как по команде, заглохла... Картинные передряги не оставили времени заняться разбирательством. Опыт "Мосфильма" в таких делах необорим. Старожилы весело рассказывали, как на съемке "Войны и мира" хрустальную люстру (1200 килограммов) за ночь разобрали с потолка павильона, и никакой ОБХСС не обнаружил следов ее. Да и по "Калине красной" для съемки объекта "Баня" группой была приобретена старая баня, с уговором, что студия сейчас же рядом строит новую. И правда: рядом был поставлен новый сруб. А в старой баньке, чтобы удобно было снимать, мы выпиливали в стенах отверстия. Закончив съемку, группа уехала. А когда через две зимы попал я в Мериново-Садовое, вижу, обе бани стоят, словно вчера проходила съемка. Дед постарел, еще больше шепелявит: "Да вот не достроили... деньги бросили на стол... Я сам на крышу не дюж лезть, вот и гниет все. Кому будешь жаловаться на ваше кино? Обещали новую баню. Исчезли..." Дед не жаловался, не кричал, с какой-то радостью поторопился сообщить: "Ефимья-то, что матерью Шукшину была, прошлой зимой замерзла на печке. Померла. Вот избушка одна и осталась". Я обо- шел ее вместе с дедом, между стекол в окне боком лежал выгоревший портрет Шукшина с корочки "Советского экрана". "Тут все деньги искали, вроде Шукшин ей денег оставил много. Так все обои перешерстили, все поизорвали!"
Финальную сцену - на пароме (месть брата Любы убийцам Егора) - дирекция фильма готовила долго. В Белозерск приезжал не однажды на иноземной машине каскадер Корзун. Мы слышали звук тормозов по вечерам у штабной квартиры и ликовали в ожидании зрелищной съемки, оставленной на окончание экспедиции. Корзун приезжал, примерялся, уезжал. Настал день съемки. Сколько надежд - перешибить Голливуд. Задумывалась сцена так: на узкой насыпи причала стоит такси, в машине -- манекены бандитов; паром с людьми на середине реки;
появляется на бешеной скорости самосвал, ударяет такси, а сам повисает на припаромке-причале.
Способ съемки. На самом пароме, находящемся в пятнадцати метрах от причала, закреплен операторский кран. Камера с воды, сверху, фиксирует появление машины, с ее приближением снижается, укрупнив удар; такси в это время перевернется, а камера полетит вверх и будет наблюдать погружение такси, следя за пузырями и укрупняя трансфокатором радужные нефтяные пятна на воде.
Наслышаны о съемке не только в Белозерске и Кириллове. В назначенный день народу собралось видимо-невидимо. Спасателей одних два катера, прибыл заместитель начальника по техбезопасности "Мосфильма". Зрители заполонили паром. Милиции почти не было. Корзун отдает последние указания. Смотрит на него вологодский люд, как на Гагарина. Изготовились. Взвилась ракета в небо. Включились камеры. Корзун мчится, но на подходе к такси скорость угасла, и он, клюнув клюнув машину, укатил ее в воду. Все приуныли. Множество шоферов замучили советами, предлагали услуги. Корзун просит дубль. Готовимся повтори хоть и прогнали положенную норму пленки. Специально подрихтовали другую машину под такси, манекены засунули, уже цветовая температура была пределе. Снимаем второй дубль. Каскадера заклинило, он ударяет такси слабее даже, чем в первый раз. Эффекта катастрофы ни на глаз, ни на пленке нет. Съемка оставила ощущение провала.
Вечером Шукшин звонит генеральному директору Н. Т. Сизову и добивается организации повторения съемки. Берется провести этот трюк таксист из Череповца, он же гонщик-любитель. Он предлагает снять дверь в кабине самосвала со стороны водителя, чтобы выпрыгнуть из кабины до удара в такси на мешки с соломой, положенные у насыпи. Скорость до удара -- 40 километров; руль перед прыжком закрепляется скобой, для того приспособленной. Схема съемки и безопасности та же. И вот камеры на точках. День отличный. Ракета. Камера пошла. Летит машина, чую по пылище за ней и панораме - скорость большая. Радуюсь. Вижу, выпал водитель (это вырежется)... А дальше - самосвал стремительно начинает цеплять ограничительные бетонные столбики и, не дойдя до такси, подпрыгнув вверх, падает в воду рядом с паромом, обдав всех водой. Камеру залило. Крики ужаса И вдруг - тишина. Стекающая вода - с аппаратуры, людей, парома... Такси с муляжами на месте Самосвал чуть виден из воды. Уже несут к "скорой помощи" трюкача, ноги поломал. Гнал, чтобы оправдать доверие, на 80 километров; проскочил мешки, прыгал уже на насыпь. Голова цела - слава Богу, заставили перед съемкой каску надеть...
Разошлись люди... Зрелища опять не получи- лось. Сняли мы, по горячему, Лешу Ванина (исполнитель роли брата), выныривающего из кабины затонувшего самосвала, и это был самый убедительный кадр из всего материала катастрофы.
В суетной горячке работы Шукшин и все мы прикидывали возможности монтажа сцены и только после возвращения в гостиницу постепенно осознали весь ужас, который ожидал нас, не попадись на пути самосвала бетонные ограничительные столбики. Скорости самосвала хватило бы бросить так- си к нам на паром и изувечить находящихся там людей. Провидение спасло нас от чудовищной катастрофы. Шок от неудавшейся и так затянувшейся съемки сделал наш отъезд из Белозерска похожим на бегство. Мы не сняли намеченные пейзажи, детали. Настроение было не съемочное.
Сцены в картине, связанные с местами заключения, снимались в разных местах. Выход на волю Егора Прокудина из ворот тюрьмы и проход по мосткам снят в бывшем Кирилло-Новозерском монастыре, в глухом углу Вологодчины. Еще на выборе натуры по "Разину" В. И. Белов рассказывал Шукшину, как они с А. Яшиным бывали на насыпном острове в сказочно устроенном монахами монастыре-крепости. И вся связь с миром - деревянные мостки. В наше время в монастыре - колония строгого режима, в народе именуемая "Сладким островом". Не сразу Шукшин добился через консультанта МВД снять только наружный вид. В карти-не остались два кадра: выход из ворот тюрьмы и другой, длинный по времени проход Егора Прокудина по мосткам, ведущим от колонии до берега. Шукшин уговаривал меня сняться вместе с ним, выходящим из тюрьмы. Предлагал мне быть в зимней шубе, а он - в монгольском кожаном пиджаке. Идя по мосткам - на общем плане с выходом на поясной, - будем разговаривать, потом озвучим примерно таким текстом: "Солнце светит. Не жарко тебе в шубе-то? Время знать надо, когда садиться в тюрьму-то". А я должен посылать его и огрызаться. "Посмотришь, как весело будет не только в Доме кино. И еще посидишь у начальника тюрьмы в кабинете, в шубе тоже", - уговаривал и на съемку в интерьере. Только после смерти его пожалел я, что не согласился на то предложение. А тогда твердил: "Дурная примета. Вот в "Разине" снимусь, будь что будет". Когда Шукшин озвучивал мостки шагами, еще попрекнул дружелюбно: "Струсил помочь мне сцену укрепить, Толян?!"
Кабинет начальника тюрьмы снимали на реальном интерьере - в Крюковской тюрьме под Москвой. Там же снимали в красном уголке хор, исполняющий "Вечерний звон". Песня же Есенина снята не нами. Во время подготовки к съемкам мы просматривали документальные фильмы, снятые для показа заключенным в воспитательных целях. Тогда нам и попалась песня, исполненная "сидельцем", как мы говорили, еще пользуясь "разинскими" словами. "Вот где душа живая тоскует", - говорил Шукшин. К этой правде он прирастал своей игрой - хроника настраивала его. Он не мог подумать даже повторить этот кусок с артистами - включил хронику в эпизод "Воспоминание".
Мы еще кружили на берегу Шексны с трюковой съемкой, а из Москвы торопили. Небывалый для нашей картины факт: готовы павильонные декорации. Уже построены "квартира Байкаловых", "малина", "бордельеро". Новодережкин "обживает" декорации: "старит" свежеокрашенные стены, насыщает утварью. Осматривая "квартиру Байкаловых", Шукшин обратил внимание на каменную настольную лампу с орлом; пробуя поднять, удивился ее тяжести: "Вряд ли такая попадет к Байкаловым, лучше бы кунгурскую кошку-копилку". Реквизитор защищался: лампа - деталь из подарка Сталину, была и монограмма. Оказывается, по документам, часть подарков Сталину списали в фонд "Мосфильма", но постепенно они распылились. Вот и лампа - от чернильного набора. Макарыч себе пометил -- тоже ведь тема.
Ввиду летних командировок просмотр отснятого на натуре материала худсоветом и генеральной дирекцией перенесен на неопределенный срок. Используя летнее затишье, Шукшин без паузы приступил к павильонным съемкам, которые были завершены за два месяца двадцать два дня - вместо четырех месяцев с половиной. Макарыч спешил из тактики: к моменту первого показа закончить всю съемку и успеть продолжить сюжет; сцены же, могущие вызвать возражение, пока оставить в коробках. По срокам выходило, что к моменту планового показа будет снята половина картины, но он тогда не знал, что директор Герман Крылов, наращивая свои козыри, весь снятый материал уже сдал и был в передовых.
Сцены в "квартире Байкаловых" были проиграны в воображении и на бумаге Шукшиным еще в Белозерске. Там и решил он пристроить свой любимый анекдот на сельскую тему в первый разговор Егора Прокудина с отцом Любы (артист Иван Рыжов). Макарыч любил повторять эту байку, она поднимала ему настроение, равносильно утренней гимнастике. Вот ее схема. На окраине деревни у развилки дорог рукодельные щиты-лозунги, обязательства: дадим государству масла столько-то центнеров, хлеба столько-то пудов, шерсти столько-то тонн, яиц и т. д. У лозунгов неподвижно стоит босой мужик, а сапоги, связанные веревочкой, у него на плече. Он молча читает весь перечень обязательств и вдруг говорит вслух: "Вот жмут! Вот жмут?!" На плечо ему опускается рука, и он видит уполномоченного, который наступательно спрашивает: "Кто это жмет?" Мужик от неожиданности оробел на мгновение и ответил: "Сапоги жмут!" - "Сволочь, ведь ты же босой!" Мужик уже победно и без паузы: "Вот оттого и босой, что жмут!" Ну как не порадоваться за мужика, выпутавшегося из такой передряги. Макарыч и вкладывает в уста Егора Прокудина суть этой байки.
Снимались сцены, в которых занят Рыжов, быстро и весело. Ивана Петровича Шукшин знал давно, почитал, как отца; рассказывал мне факты из его непростой биографии, которые всем и не поведаешь. Удивился в павильоне, узнав, что Иван Петрович никогда в жизни не курил. И тут же прошелся по всему тексту, повычеркнув все реплики вокруг курева. Репетировал монологи Прокудина в манере С. А. Герасимова: копировал его интонации разговоров с нерадивыми помощниками, трибунные его выступления. Когда был снят первый дубль, внимательно прослушивал фонограмму, следил, чтобы не перебрать, - очевидная узнаваемость его не устраивала. На съемке редкий случай, если снимал шесть дублей, обычно снимали два, ну, четыре, и если не было технических неполадок, прекращал съемку. Госкино для картины выделило 3600 метров пленки "Кодак". Ее берегли для павильонов. Первый дубль, разгонный, снимали на "Свеме", потом заряжали "Кодак Иванович", и все напрягались, чтобы уложиться в один дубль. Час- то так и получалось.
О дне рождения Шукшина - ему исполнилось 45 лет - мы узнали случайно, во время съемок. Работали над сценой "В сенях", когда, уезжая в город, Егор признается Любе, что не знает, вернется ли. Сцена - в одном кадре, емкая по метражу, - была напряженной. Лида наизусть чеканила сценарный текст. Макарыч просил ее забыть текст, говорить по обстановке. Между ними, пока мы укладывали рельсы и свет, вспыхнула крупная перебранка. Лида украдкой поплакала за декорацией. Макарыч жестами торопил меня. Наконец изготовились. Он прошипел: "Мотор". Тишина. Сцена катилась - как живой разговор - всего четыре минуты. Во время съемки я видел попавшие в кадр не по делу рельсы, но не решился остановить съемку: было ощущение, что снимаю хронику живой жизни. Холодок по спине пробегал.
После устало произнесенного "стоп" боюсь говорить о рельсах. Макарыч измучен. Умоляюще прошу: "Давай еще дубль". Он прошелся, посмотрел мимо меня... "Не смогу больше так. Пусть будет, что будет". Так этот единственный дубль с мелькнувшей перекладиной рельсов и вошел в фильм. Меня упрекают за него коллеги, но, не в оправдание своего греха, все-таки замечу: вся сцена проходила совсем не по тем отметкам, что были означены на репетиции. Оба исполнителя импровизировали и оказывались по ходу разговора там, где и не предполагалось. Мне нужно было видеть их или вместе, или выделить говорящего крупно, а трансфокатор приходилось переводить самому, так как мои ассистенты демонстративно не исполняли своих обязанностей. Всего же, что творилось перед камерой, мне уцепить не удалось, но и то, что получилось, радовало режиссера. Больше радовался он за Лиду.
"Бордельеро" снималось в конце работы над картиной. На ходу автор сокращал сцену "Застолье" и даже количество участников. Отобрав несколько человек из сотрудников группы и освободив приглашенную помощниками массовку, ограничил действие тесной комнатой. С ходу отсняв кадры с участием гостей, на крупном плане он произносил: "Граждане, что же мы живем как пауки в банке. Вы же знаете, как легко помирают. Давайте дружить". Снимали всего два дубля. Он напрягся, как струна, во втором - уговорились, что слова "Вы же знаете, как легко помирают" он произнесет, упершись взглядом в стекло объектива. Когда сцену смонтировали, взгляд этот будоражил всех, кто смотрел этот эпизод. Уже перед сдачей Николай Трофимович Сизов попросил Шукшина: "А этот разговор о смерти ты убери... действует... болезненно!" И Шукшин согласился... У меня остался позитив этого эпизода. Когда я смотрю его сейчас, крупный план и слова воспринимаются исповедально-пророчески.
Из всего снятого материала уже набиралось больше четырех тысяч метров, однако Шукшин настаивал на съемке объекта "вечеринка в доме Байкаловых". Вечеринка нужна была Шукшину для того, чтобы показать зрителю человеческую среду, с которой роднился Прокудин, социальный и национальный состав ее. Съемка откладывалась. Ждали Александра Саранцева. Дирекция, актерский отдел протестовали: "Везти издали умеющего петь кинооператора, когда простаивает штат артистов-профессионалов!" Но Шукшин не уступал: легли песни Саранцева ему на душу. И он сам оплатил проезд Саранцева. Снималась сцена совсем необычно. В декорации была собрана застольная компания, между столами положены рельсы и поставлены на тележку две камеры. Шукшин застолье репетировал цельно, как на сцене театра, на три минуты. Во время репетиции я ездил по столам и насматривал съемочные мизансцены. Свет устанавливался из расчета на выбранные направления тоже с вариантами. Отобрав четыре съемочных варианта и технически подготовившись к съемке, объявили обеденный перерыв. Шукшин попросил сразу после перерыва поправить грим и накрыть стол. После обеда в намеченном месте усадили появившегося из аэропорта Саранцева рядом с актрисой, выпускницей ВГИКа, исполнявшей роль его жены. Саранцев пока приспосабливался к обстановке, отдельная камера снимала его крупно, а основная камера снимала намеченные варианты вечеринки во время проведения репетиций без принятых обычно команд "мотор" и "стоп". Шукшин в этой сцене, редкий случай, был не занят, за процессом наблюдал со стороны. Поблагодарил всех и объявил: "Съемка окончена". Участвующие удивлены, думали, идут репетиции. Просматривая материал, Шукшин радовался: "Глядишь, снимать научимся!"
Еще не закончились съемки, пошло озвучивание. Шукшин относился к нему едва ли не ответственнее, чем к съемке. Переводил наговоренный текст на бумагу, набрасывал, где возможно, дополнительные реплики, находя им место по экранным просмотрам колец, вводил второплановую звуковую пластику фильма - зазвучали помогающие смыслу фильма пословицы и присловья.
Наступил день просмотра генеральной дирекцией. После просмотра в директорском зале перешли в зал соседний. Н. Т. Сизов - во главе стола. Слева от него все официальные головы. Справа - Л. В. Канарейкина, Шукшин, ведущая картину редактор И. А. Сергиевская, съемочные работники. После представления замысла, не выражая отношения к материалу, уклончиво поговорил заместитель главного редактора В. С. Беляев. За ним жарко - С. Ф. Бондарчук, по его словам выходило: "Есть правда жизни и правда искусства. Правда жизни в материале набрана, а вот есть ли искусство, надо еще разобраться". Я увидел, как запрыгали руки Макарыча на полированном длинном столе и брызнули слезы. Сизов затянулся сигаретой. Пауза была зловещей. Сизов дымит, Шукшин трясется, остальные застыли, недвижимы. Затянувшуюся паузу разрядил зам главного редактора студии Леонид Нехорошев, и видно было - материал задел его душу... Кто-то говорил еще заступно... В завершение сам Сизов поддержал материал, сделав конкретные замечания, и предложил высказаться Шукшину. Тот страстно бросился отстаивать образ Прокудина, обращаясь, как будто к единственному, от кого зависит судьба фильма, Сергею Федоровичу, и так проникновенно говорил, что повлажнели глаза Бондарчука. Когда закончилось обсуждение, уже на ходу Сизов поздравил Шукшина, бросив ему: "На днях попробуем показать картину руководству. Поедешь со мной. Я думаю, нас поддержат. А ты с таким же задрогом, как с Сергеем сейчас, поговоришь там". В директорской прихожей Шукшина обнял и отвел в нишу Бондарчук, и они наперебой объяснялись. Вася поманил меня и представил Сергею Федоровичу, и говорил ему, что будет со мной "Разина" снимать, просил помощи... Сергей Федорович кивал и смотрел сквозь меня. Они долго еще возбужденно говорили между собой.
Вскоре начались просмотры, один за другим. На "Мосфильме" резко выступали против картины режиссеры Озеров, Салтыков; редакционная коллегия Госкино предложила поправки, которые можно было сделать, только сняв фильм заново... И вот посмотрели фильм на дачах, и слышно стало - кому-то понравился. Сделав сравнительно немного купюр, Шукшин сдал картину, сам того не ожидая. Вырезал из текста матери слова о пенсии ("Поживи-ка ты сам на 17 рублях пенсии"). Вырезал реплику "Живем как пауки в банке. Вы же знаете, как легко помирают" и еще какие-то "мелочи".
Еще не поступил акт о приемке фильма, а Шукшин уже получил предложение исполнить роль Лопахина в фильме Бондарчука "Они сражались за Родину"... Раздумывал... Понимал, надо сниматься.
Вот еще вспомнилось. В подготовительном периоде задумывал исполнить песню народную "Калина красная", планируя, что споют ее Люба и Егор. Но в музыкальной редакции студии сообщили, что песня эта обработана композитором Фельцманом и нужно ему платить авторские как композитору.
Шукшин отказался от песни и прямо в кадре сказал: "Не выпелась песня... да вот сегодня в газете пишут, что "Ямщик, не гони лошадей" тоже уже имеет автора и композитора. Пора, видно, и Лихачева объявить автором "Слава о полку Игореве". Глядишь, днями появятся свежие авторы и у песен разинских времен".
Сразу, как "Калина красная" была принята в Госкино, густо пошли просмотры. На автора обрушилась лавина врачующих и ранящих отзывов. Он успел ощутить нарастающий зрительский интерес к фильму разных слоев общества.
Можно бы о многих просмотрах рассказать, но, говоря о "Калине красное", мне хочется закончить таким эпизодом. Был вечер памяти Шукшина (в первый год после смерти) в кинотеатре "Уран" на Сретенке. Во вступительном слове Лев Аннинский высказал мысль, что Шукшин, сам будучи полуинтеллигентом, обрушился против интеллигенции. Из зала раздался громкий одинокий протест, что-то вроде того: сам ты полуинтеллигент!" Аннинский, прервавшись, попросил объявиться кричавшего. Тот простодушно встал. Часть зала и оратор потребовали выдворить нарушителя из зала. Тут же нашлись и исполнители. Вслед изгоняемому кричали: "Пьянь! Черносотенец!" Я сбоку бурчал Аннинскому: "Негоже изгонять беззащитного противника". Аннинский, без зачинного огня, докончил свое слово. (Вскоре Лев Аннинский стал главным шукшиноведом, сопровождая своими комментариями почти все, вышедшие после смерти, книги Шукшина.) Я после Аннинского вылез к микрофону и, как умел, вступился за "крикуна" и "черносотенца", рассказав житейский сюжет, который развернулся на съемках "Калины красной". В Белозерске кормились мы в единственном ресторане, обычно стараясь успеть до начала оглушения оркестром. На пороге встречал хозяином пожилой крепкий швейцар, в черном казенном обмундировании с широкими желтыми лампасами. Ему мы люто не пришлись, и он приравнял монгольские наши пиджаки к верхней одежде. "Не пущу, идите в гостиницу, переоденьтесь". Умоляли принять куртки в раздевалку. И вот Шукшин в красной "игровой" рубахе, я в водолазке - как голые - за столом, ибо публика за соседними столиками в плащах да телогрейках (хоть и лето - север: прохладно). Перед окончанием съемок секретарь райкома устроил встречу с Шукшиным, а потом ужин - в том же ресторане. Перед входом Шукшин, подмигнув мне, подался первым. Когда вошел секретарь, швейцар уже заламывал руку Шукшину... Увидев главное начальство, переменился, стал угодлив... А вскоре после статьи в "Правде" о "Калине красной" Шукшин прочитал мне письмо от швейцара - полковника в отставке - из белозерского ресторана. Он писал, ЧЗД посмотрел фильм и еще больше утвердился, что не зря воспитывал его, боролся с ним, и фильм его о разбойнике, и кому нужны такие фильмы. Красочно изругав фильм, бывший военачальник сообщал Шукшину, что он отправил письма куда следует и надеется, будет управа на подобную стряпню.
-Что с нами происходит? Ведь он же не глупый... мужик?" - сетовал Шукшин. Но не хватило сил швейцару закрыть фильм... А вот собравшимся на вечер памяти - его почитателям(!) - без труда удалось выдворить из зала инакомыслящего и тут же навесить ярлык - "черносотенец".
"Калина красная" вырывалась на экран без рекламы особенно ярко в глубинках России. На Украине, Урале, в Кемерове ее запрещали, а всякий запрет у нас - лучшая реклама. Прокат фильма расширился, картину показывали по телевидению (только через десять лет) по причине приносимой прибыли кинопрокату. Мне рассказывал работник проката Казахстана: в городе Аркалык заключенные строили кинотеатр "Октябрь" и, чтобы успеть к юбилею, поставили условие начальству - показать в новом зале строителям два раза подряд "Калину красную", и обе стороны слово сдержали. Какой же это был просмотр! "Вот где надо было лица снимать", - советовал мне прокатчик. Шукшин этого уже не узнал. В последний год Макарыч становился не на шутку популярным. Публичная слава его тронуть не могла, а только отвлекала. Жилось ему еще тяжелее. Перед Новым годом он отдал мне "Летопись о ледовом побоище" с иллюстрациями Шмаринова, написав такие слова: "Поздравляю с Новым 1974 годом. Увидишь, какой это будет старый Новый год".
Смерть Шукшина и первый год после
Проголосуйте за это произведение |
|
|
Фильмы Шукшина поражают. Даже в 70-е придумал ему "определение": "Достоевский в мелочах". Теперь понимаю, что не только в мелочах. Их обоих объединяло то самое важное в искусстве, что как-то сформулировал Лев Толстой по поводу Достоевского: "Читая иного писателя, ловишь себя на мысли - как искусно и талантливо написано, и даже завидуешь его мастерству. Читая же Достоевского совершенно забываешь о том как это все сделано, потому что все это не написано, а выстрадано и живет уже само по себе." Неделю назад Олег Павлов дал почитать воспоминания Анатолия Заболоцкого - оператора Шукшина. До сих пор хожу "под впечатлением". Сегодня (28,VIII.2003), в день смерти моей мамы, просидел несколько часов, сканируя "роман-газету". Мама любила фильмы Шукшина. Был он нам всем родным человеком.
|
|
|
Бегут дни. Отстоятся туман, обман, словоблудие. Оглянешься, и светло станет. Светло оттого, что были и есть еще на Руси такие мужики штучные, как Ипполит Николаевич Новодережкин, ждущие лидеров, а сами для того тихо и трезво работающие. С ними без огладу спокойно при их жизни. Зовет юдобру и посмертное о них поминание.
|
|
|
|
|
Валерий Куклин
|
|
Ваш вопрос повисает в воздухе, ибо обращен не ко мне, а в пустоту, как всякий крик отчаяния. Хоть и пишете вы будто бы ко мне. Существует одна мудрая мысль: ╚Кто платит, тот и заказывает музыку╩, которую хорошо иллюстрировал В. И. Ленин в работе ╚Партийная организация и партийная литература╩, остающейся актуальной во все времена. Тот, кто оплачивал съемки фильма ╚Война╩ теперь волосы, простите, на собственной заднице рвет, оттого, что фильм получился об Иване-дураке, российском блаженном, вами почему-то непочитаемом Идиоте. Лучше б, думает, отдал те миллионы на сериал типа ╚Русские богатые прямо-таки только плачут и плачут╩, какие шлепают, как под копирку и весьма профессионально, ребятишки, крутящиеся вокруг казнокрада Никиты Михалкова. Режиссеру, чтобы оправдаться перед кинобратками, пришлось стряпать бесовский фильм по Булгакову. Вот и остается надеяться, что вскоре появится какой-ни-то чудак-режиссер или опомятовавшийся богач, который поставит хотя бы сериал по моему, например, роману ╚Великая смута╩ или три сериала по романам Виорэля Ломова, или про грандиозной эпопее Петра Алешкина ╚Русская трагедия╩. Только ведь надеяться на подобное чудо глупо. В Пекин на последнюю международную книжную ярмарку Кремль привез всю эту горбачевско-ельцнско-путинскую пишущую тусовку. А десять ребят из Группы 17 приехали на свои деньги. И знаетье, что они услышали там? Я имею ввиду кремлевских паханов. ╚Вы нам этих сказали китайцы, показывая на ╚кремлевских соловьев╩, - не привозите больше. Это не писатели. Вот Ганичев привозил настоящих русских писателей и Алешкин привез настоящих русских писателей╩. Но книгами ╚кремлевских соловьев╩ завалены все прилавки и склады России, а книги настоящих русских писателей еще надо поискать. Это я к тому, что основа каждого фильма сценарий, а то и книга, на базе которой создается сценарий. А за хорошую книгу в наше время могут и убить. Те самые люди, что заказывают музыку. О себе скажу. Прочитайте, пожалуйста, роман ╚Истинная власть╩ здесь на сайте мой роман. Поймете, почему его выкупают и уничтожают, почему катают на меня телеги в суды, почему по фактографии никто не опровергает меня, но обвиняет в невысказанных мыслях. Думаете, найдется кто-нибудь на Руси способный поставить по этому роману фильм? А ведь канва детективная, масса экзотических подробностей и география такая, что для любой киногруппы одно удовольствие помотаться по свету. И написано хорошо. Даже две премии за него получил в совокупности с первыми двумя томами о Великой смуте начала 17 века. И нужны обе книги именно государственнообразующей русской идее. Но Вы помните старый фильм ╚Алешкина любовь╩? Он потряс сознание всей смотрящей кино планеты. Ни один фильм в истории мирового кино не оказал такого впечатления на сознание людей, даже особо чтимый в СССР ╚Летят журавли╩ с блестящей драматургией Виктора Сергеевича Розова и с гениальным кинооператором. Может, по-вашему, выйти нечто подобное по гуманистическому звучанию хоть в одной современной стране? А ведь 1950-1960-е годы были едва ли не только самыми мирными годами на земле, но и самыми добрыми, мудрыми даже. Вспомните, пожалуйста, итальянских неореалистов или франко-итальянский фильм ╚Закон есть закон╩, разоблачающих сущность любого государственного образования, как системы селекции негодяев. И включите телевизор с нынешними реками крови, с оголтелой агрессией США по всему Востоку. Все это звенья одной цепи. Чтобы не снимали режиссеры кино об этом, деньги отдают псевдоисторической фантации-инсинуации ╚Кочевники╩ либо ╚Коду да Винчи╩. Вот когда рак на горе свистнет, тогда мужик и перекрестится. И банкир тоже С приветом, Валерий Куклин
|
|
Всю ночь писал вам ответ, а потом вдруг понял - ни к чему. Вам не важно, что вам пишут, что вам стараются сказатьи почему вас пытаются понять - вам просто приятно, что с вами общаются. Это - не плохо, но и нехорошо - приходится терять массу времени на то, чтобы слова ушли в мусор. Нет смысла повторять, что "Алешкина любовь" и "Алеша" - это не только разные фильмы, но и абсолютно противоположные друг другу по нравственному содержанию произведения. Как и объяснять вам, что "Калина красная" - пошлятина и пакость. При этом я очень почитаю два фильма Шукшина: "Живет такой парень" и "Странные люди", то есть не являюсь антишукшинистом в полном смысле этого слова. Мы с вами можем только переписываться, словно вести разговор слепого с глухим. Попробуйте не обижаться на меня за эти слова. И на прощание... Обратите внимание на фильмы А. Рогожкина, на фильмы В. Чикина. Это - современные режиссеры. Поверьте, им очень тяжело было снимать "Нац. особенности..." и ""Не послать ли нам гонца". Они - настоящие герои, что сумели сделать эти фильмы по собственным сценариям (А Рогожкин еще сумел и развенчать алкаша-генерала, столь полюбившегося любителям "Калины красной" в своем "Блокпосте"). Таким режессерам страшно тяжело работать на киношабаше, по-прежнему руководимом елдьцынским соколом Швыдким. Спасибо за внимание. Прощайте.
|
|
Что касается ╚Калины красной╩, то я писал рецензию на этот фильм когда-то давно - для перестроечной печати, потом она в кастрированном виде выходила в ╚Литературной России╩, но со сменой власти в этой газете случилось так, что 46 из 49 моих статей с сайта еженедельника исчезло, в том числе и оная. Потому я сомневаюсь, что вы найдете экземпляр развернутой статьи моей о ╚Калине красной╩. Разве что в Ленинке. Впрочем, другую статью - о самом Шукшине вы сможете прочитать на моем сайте www.valerijkuklin.narod.ru в рубрике ╚Цензура╩ после 19 октября, когда закончится год ее мытарства по СМИ России. Что касается слова ╚пошлость╩, то разные люди вкладывают в нее разные понятия. У Шукшина в фильме ╚Живет такой парень╩ оным словом определила одна из пассажирок героя, как наличие горки подушек на кровати и шеренгу слоников на комоде. Масса советских кинокритиков хором объявляла всякую мелодраму (пьесу ли, фильм ли, роман ли) пошлостью, равно как мною любимый Маяковский почитал пошлыми всех, кто притворялся марксистом, оставаясь, по сути, малограмотным хапугой. По мне пошлость это сопли вора-рецидивиста, обслюнявливающего березки и одновременно обманывающего и предающего впавшую в нищету мать. Пошлостью выглядит плач его по этому поводу под белой церковкой на зеленом холме под голубым небосводом. Я уж не говорю об откровенном анахронизме в описании образов уголовных дружков героя, равно как и о ╚малине╩, каковой она могла быть разве что в сороковых-начале пятидесятых годов, но никак не в семидесятых. Когда художник заставляет меня сочувствовать жулику, залезшему мне в карман, только потому, что тот в глубине души хороший, а вот жизнь его сделала подонком, я почитаю такого художника прохвостом, продавшим свой талант этому криминальному пахану. Жан Вальжан у Гюго мне симпатичен до того момента, как он стал бизнесменом. Гаврош никогда бы не стал капиталистом Жаном Вальжаном вспомните о тех малышах, что стали его приемышами и жили с мальчиком вместе в брюхе слона. Шукшин же вынуждает меня сопереживать будущему не то Березовскому, не то Гусинскому и прочим авторитетам. Герой его, которого предлагается нам любить, мерзок по отношению даже к женщине, которая пригрела его и стала настоящей опорой явлению уникальному в подлунном мире. Советую, раз уж вы заикнулись, прочитать мои рассказы на эту тему, выставленные сейчас на РП, ╚Любить по-русски╩. Шукшин едва ли не первым в русском киноискусстве заявил, что позволено все, а сейчас эта мысль стала основополагающей в современном кино, которое вам не нравится. Надеюсь, что хоть на этот раз вы внимательно прочитали написанное тут мной и попытались задуматься над поставленными вопросами. И последнее: не стоит учить меня вежливости. Достаточно не лукавить самой. СУВ. Валерий Куклин
|
|
Приветствую вас и благодарю за комментарий к моей реплике. Но сначала немного о другом. О Шукшине. О ╚Калине красной╩. Сам я не поклонник блатного жанра и всех этих ╚шансонов╩ и зоновского душка во всех сферах нашей жизни. Но у Шукшина был советский характер. Его герой только по сюжету блатной, а на самом деле, как мне кажется, это типичный изгой. Советское общество плодило их пачками. Не обязательно все становились ворами и преступниками. Многих просто заносила судьба на край страны, расшвыривала по всяким стройкам и медвежьим углам, отрывала от семьи, лишала корня. Все это можно списать на издержки нашего советского строя. Думается что герой ╚Калины красной╩ такой человек. Так, по крайней мере, воспринимали этот фильм мои родители. Пошлым это стало только сегодня, когда всю эту нашу беду подняли на щит уже не как трагедию, а как фарс. Вы пишете, что отношения его к матери, его слезы пошлы. Но это не так. Просто это трагедия. Ему не нужна мать, таким людям, которые жили и умирали по разным причинам в дали от родных мест, где они и жили может быть только до совершеннолетия, не нужен был такой дом. У них не было дома, он был разрушен или войной, или политикой раскрестьянивания, или просто тем, что не сложилась судьба. Что общего у него и у матери-старухи? Таких вот примеров когда по стране можно было гоняться за птицей удачи, не задумываясь о том, что будет завтра, можно привести исходя личного опыта огромное множество. Например, была такая практика в советское время, когда дети платили пенсию родителям. Деньги слали, а сами домой не ездили. Наверно им живущим в городах это было сделать трудно, психологически тяжело приехать в родной колхоз, увидеть нищету и грязь по колено. В тоже время это порождало глубокую душевную драму. А какие очереди были в отделы кадров, чтобы устроиться на завод, получить профессию, работать и жить по-человечески. В чем тут пошлость? Как выразитель национального характера и души Шукшин передал эту трагедию, да, не без жаргона, как и поэт Н. Рубцов. Но тогда блатное не было эстетизировано и канонизировано (как в одной пьесе: у них пока о дни слова, и только самое начало╩). Ну, начинали уже эстетизировать, но кто же знал тогда, что именно эта часть населения возьмет социальный реванш за свою воторосортность, кто знал, что к власти придут такие вот личности, со своим мировоззрением и своей ментальностью, что все мы будем шагать по жизни под ╚мурку╩? Что касается веры, то я человек верующий. Хорошо понимаю (ну в меру своего понимания) во что верят православные, особенно в части объяснения смысла символов веры и самых фундаментальных оснований веры в Бога. В этой части я думаю примерно так же, но по другим причинам, и исходя из других знаний. Мне например не нужно для того чтобы понять основы мира пережить откровение. Я и так знаю, что, где и почему? И с моей точки зрения вера православная самая правильная говоря языком не каноническим. Другое дело, как смысл учения растекается по древу церкви, сколько достается от истины каждому верующему в отдельности. Но за корни я спокоен, в этом мое отличие от атеиста, или просто не верующего человека. Я, например, запросто могу хоть сейчас придти в церковь и окреститься, и ничто уже внутри меня не напряжется и никакой ломки, от которой кричат научными статьями в атеистических журналах у меня не будет. А вот за науку не поручусь. Тут много писалось о судьбе атеиста. Мужественные люди, осознавшие пропасть между наукой и религией, между знанием и верой. Ну не хотят они поступаться своей верой в науку. Но верить в науку бред. Наука лишь способ более адекватного описания мира, но во многом и это иллюзия, созданная успехами эмпирических наук. Верить в способ, в язык суеверие научного характера. Легко, впрочем, разоблачаемое. В отличие от атеистов, и ученых без веры, я считаю, что этот переход от науки как формы описания мира к науке (в ее отдельной части) как средству обретения какого-то ответа по поводу оснований мира вполне возможен. Проблема на самом деле чисто техническая, и на данном этапе вполне решаемая. Наука уже дала нам такую картину мира, которая совпадает с религиозной по своей мировоззренческой функции. Пропасть между ними стала значительно уже, и ее просто можно перешагнуть. Уверен, что этот переход будет сделан. Уважаемая Ия. Я просто хотел обратить внимание на несоответствие нашей логики и логики религиозных текстов. Меня беспокоит, что надо все время переводить с одного языка на другой. Я бы предпочел язык Оригинала, то есть язык науки. Уважаемый АVD. Я вас прекрасно понимаю (надеюсь!). От вас ( в этом вопросе) меня отличает только то, что я не считаю обязательным для веры переживание откровения, а так же не считаю что жизнь вечная так важна в том ее смысле в каком она рассматривается верующими. Для меня достаточно рационального понимания. Страшный суд, или жизнь вечная для меня транспонирование наших страхов на физическую реальность. Со страхами же хорошо справляются психотерапевты и священники. Другое дело, что традиционно наука дает не полное рационально объяснение того, что действительно относится к основаниям нашей потребности в вере. Есть вещи, которые за пределами рациональности вообще, и отдавать себе в этом отчет необходимо. Это просто надо понять. Но в современной научной картине мира есть такие пробелы, которые делают ее непригодной для формирования веры. Пробелы эти чисто технические. Это не проблемы языка. Вообще неоправданны ожидания, что де физика, или какая другая наука укажут причину чего бы то ни было. ╚Этому╩ (что и разумом не постигается) нет причины. Есть такое слово ╚предвечное╩, оно мне больше нравится , хотя и оно не вполне удовлетворительно описывает то, что я хочу сказать. Вот законы не как форма отражения структурами мозга тех сигналов, которые он воспринимает и преобразует в структуры знаковые, а те, которые стоят ╚за ними╩ (за законами) - вот они однозначно предвечные. Есть простая форма констатации этого: мир таков потому что он таков. Об этом я даже и спорить бы не стал. Другое дело, что все наши проблемы касаемо формирования веры, связаны как раз с законами внутри нас, с недостатком осмысления частных законов. Я представляют себе эту проблему как отсутствие краеугольного камня, без которого вся картина построена на песке. Дело не в сложности вопроса, а в цене ответа. А что касается трактовки образов Писания, то обыденное и религиозное их толкование разное суть. Меня лично (в глобальном смысле) беспокоит проблема перевода, необходимости говорить на двух мировоззренческих языках одновременно. Но это опять же мои личные проблемы (точнее, это не моя, а точнее даже не проблема, так как я при желании могу переводить и сам). Истинная трагедия в том, что на самом деле это никому не нужно. С одной стороны толкование Библейских сюжетов, с другой голый эмпиризм, позитивизм, сциентизм. Настоящих теоретиков (которые раньше проходили по философскому ведомству) нет. Спасибо вам за добрые слова в мой адрес. Последнее время сильно увлекся политикой с практической стороны. Кажется наконец понял, как работают главные механизмы общественного организма. Очень интересно видится происходящее и будущее в России. На эту тему я обязательно что-то опубликую. С уважением ко всем, Игорь Крылов.
|
|
Здравствуйте. Сегодня просмотрел ╚Код да Винчи╩. Обычная голливудская кинодребедень с обилием компьютерных спецэффектов и массой многозначительных фраз и выражений лиц. Ничего крамольного для христианской церкви не увидел, ибо Магдалина, насколько мне известно, у католиков святая. Как насчет православных? И еще Грааль это сугубо католический атрибут или оный есть и в православной религии? Если есть, то почему только западная литература и только западное кино использует эту посудину для легенд и мифов? Конечно, вся эта болтовня о якобы дьявольской сущности этого произведения рекламный трюк. Но я попался. Не будь этого идиотского скандала, не стал бы смотреть. А уж читать и тем более. Прямо так и тянет засесть за какой-нибудь ╚Код жаренной картошки╩. После просмотра этой халтуры хочется вернуться к гениальному, хотя тоже оплеванному той же самой тусовкой фильму ╚Последнее искушение Христа╩. И вот у меня возникает вопрос: почему? Почему все, что касается проблемы осмысления Христа, как Богочеловека или вообще задуматься о коротком пребывании Его на земле в качестве смертного, который не только кормил пятью хлебами тысячи и спаивал народ вином, но и сморкался, кашлял, производил прочую продукцию для нужд опарышей, вызывает столь единодушный, но кратковременный вопль возмущения ревнителей чистоты веры в Него, а вольное описание сценического действия в помещении храма, то есть на сцене в присутствии зрителей, обернулось столь сильным гонением на Толстого, как угроза пусть даже не отлучить его от церкви, а как-то наказать? Не понимаю. С уважением и ожиданием ответа. Валерий Куклин
|
|
|
|
|
|
|
За поворотом - незаметно, Приходит зимняя пора.. И только память, память - светла, И только дружба не стара
|
|
|
|
|
|
|
|
Спасибо за Ваш отзыв. Ведь материала о Шукшине не существовало в электронном виде и приятно, что недельная работа не пропала зря. Впрочем, работа с такими материалами в радость - на это не жалко времени.
|
К сожалению так и не увидело свет 8-ми томное собрание сочинений, которое должно было выйти под эгидой ЮНЕСКО. В марте 2005 года на официальном сайте администрации Алтайского края появилось сообщение об издании восьмитомного собрания сочинений Василия Шукшина. Администрация намеревалась приурочить проект к 76-летию писателя. Обещалось, что восьмитомник выйдет по инициативе ученых АлтГУ под эгидой ЮНЕСКО, что это будет самое полное собрание сочинений Василия Макаровича из всех, что когда-либо выходили. А предисловие должен был написать губернатор Михаил Евдокимов... Даже если бы работа над собранием сочинений началась в начале 2005 года. На его издание (предполагалось выпустить 10 тысяч экземпляров) потребовались бы год-два. Проект был рассчитан на несколько лет. Когда из администрации ушел главный его куратор Святослав Григорьев, о собрании сочинений все сразу и забыли. А что касается эгиды ЮНЕСКО... В московском бюро ЮНЕСКО было заявлено, что администрации Алтайского края в поддержке проекта отказано и что она невозможна в принципе - использовать знак организации можно только в юбилейном издании автора или в рамках проекта ЮНЕСКО. Знать об этом и все равно трубить о сотрудничестве с ЮНЕСКО В общем при жизни не ценили, после смерти должное уважение не оказали, хотя везде пишут, что Шукшин классик...
|
Мне думается, что в понимании чиновников ЮНЕСКО Шукшин не может почитаться классиком. Вот Буш - это классик. Ни ведь даже к юбилею Пушкина не финансировали они издания полного собрания истинного классика на русском языке. Издательство "Воскресение" выпустило со скрипом и с огромным числом ошибок да обмана в комментариях собрание весом в добрый пуд и в ужасном переплете- и все. У нас даже Лев Толстой как следует до сих пор полным собранием не издан, даже Ф. Достоевского издавали с таким количеством дыр, что словосочетание академическое собрание сочинений явно фальшиво . Я уж не говорю о Блоке, о Есенине и многих, многих других классиках. По-вашему администрации Алтайского каря лучше выпустить очередные книги Шукшина, чем пустить эти деньги на строительство какого-нибудь коровника или ремонт школы, сельской больницы? Что за похабное отношение к государству, как матке. которую модно почас подсасывать до конца жизни своей? Нет советской власти уж на Руси. Умерла - так умерла. Ищите спонсора среди нынещних бандитов, издавайте сами полное собрание сочинений Макарыча. А что брешут алтайские власти, так вы их простите. Шукшин и сам прибрехнуть при жизни любил. Так что традиция. Вам бы ее в дипломной работе отметить. Если будете анализировать рассказ Шукшина о том, как его главный герой брал в плен во время войны Гитлера, например. Очень поучительный рассказик. Не будьте занудой. Валерий
|
|
Да фигня все это: любишь-не любишь писателя. Рассказы его для себя я лично открыл еще, когда Василий Макарыч только опубликовался в "Октябре" в первый раз. И пил с ним однажды спустя лет десять. На халяву, кстати. И фильмы его все имею в своей фильмотеке, вплоть до редчайших. Но... надоела патока вокруг него. Помню в институте у нас была встреча с А. Тарковским - однокурсником Шукшина, так вот Андрей Арсеньевич тогда впервые зародил в меня сомнения о том, что есть автор, и что есть его произведения, как раз на примере Василия Макарыча. А потом их однокашник Виноградов, ставивший мою радиопьесу, подтвердил многое из того, что сказал Тарковский нам, и добавил массу других деталей из жизни писателя-режиссера, которые утвердли меня в убеждении, сформированном Тарковским. Вся нынешняя выспренность о Шукшине порождена его вдовой Федосеевой, актрисой средних дарований, но удиваительно парктичной в быту. Я раз всего был свидетелем их семейного конфликта по поводу нашей нетрезвой компании, слышал их перебранку - и этого мне хватило для того, чтобы завершить для себя образ писателя. К тому же я именно в те годы умудрился достать и прочитать рассказы театрального актера, критика и писателя 19 века Горбунова, которые по стилистике, манере изложения и набору характерных типов очень тесно смыкается с по-настоящему лучшими произведениями Шукшина. Все это заставило мня понять одну простую, как гвоздь, истину: Шукшин - выразитель мыслей и чувств горожан первого и второго поколений, оставшихся сердцем на своей крестьянской родине и паразитически лишь принявших городскую цивилизацию. А горожане кровные любят его за то, что Шукшин смотрит на пришлых деревенских в городе свысока. Шпана уголовная любит его за то, что Шукшин ими любуется и им благоволит, люди искусства им довольны за то, что Шукшин при реализации его произведений образы простонародья оказываются лубочными и потешными. Мне же он нравится, как мастер сюрреализма, при этом он сам не осознавал это. Достаточно посмотреть его фильм "Живет такой парень", чтобы убедиться, что это покруче будет Бунюэля. Но указанием свыше именно в таком свете рассматривать критиками творческий потенциал Шукшина было и продолжает запрещено, а велено почитать Василия Макарыча лапотником - его и почитают великим лапотником миллионы. А там, где почтение - там и визг до неба: "Великий! не замай!". "Навели хрестоматийный глянец", блин... Мне не нравится роман его "Я пришел дать вам волю". Как не нравится и роман "Степан Разин" А. Чапыгина, хотя последний в сравнении шукшинским и по стилистике гениален, и по динамике сюжета превосходит, и по обрисовке психотипов, и по фактуре... да по всему. Плохи они тем, на мой взгляд, что исторически ложны одинаково, и свидетельствуют о наплевательском опустошении авторов к источникам. Если хотите, то лучшим романом о Степане Разине следует считать книгу С. Злобина, за которую он справедливо получил Госпремию СССР, и незаконченный роман того же Чапыгина "Гулящие люди", где сам атаман расположен на втором плане. И то, что эти авторы оказались за бортом сознания нынешней читающей публики по вине Л. Федосеевой и ее команды коммерсантов, превративших память о Шукшине в бизнес, мне тоже не нравится. Ну. а вы клеймите меня за это позором и дальше. привык. Валерий
|
|
|
КСТАТИ, О ВЕСНЕ Анфиса: / Всем. С Весной вас!/ --- Всем до Вас дела нет. / А вот того мазурика, / Что исподлобья / На Вас глядел / И был отвергнут ... / Его позвать Вам кто мешает? / Тем более Весна Вам шепчет - / Он не так уж плох. / И право слова, / Может это перст Судьбы. / Н., 27 апр 2009 /
|
"Летят журавли" -- В Ленинграде нас застало триумфальное шествие фильма Летят журавли. Много раз мы смотрели этот фильм. На Невском проспекте в теперешнем ВТО два сеанса подряд не выходили мы из зала, завороженные пластикой фильма, и видели, как рыдали кинематографисты. Все вроде просто: каждый профессионал подготовлен исполнить такое художество, ан не успел. Выходило, искали все, а нашли Калатозов, Урусевский. -- Да, Летят журавли. Я его смотрел разов двадцать, не меньше. Но никто почему-то никогда не вспоминает о композиторе М.Вайнберге, который такой же Автор, как и Калатозов и Урусевский. Разумеется для меня зрителяЮ нет смысла знать, как это сделано! Но это сделано здесь. И меня распирает чувство гордости. Знай наших, проклятые америкосы со своим "Убить Билла - 2" или прочей хренью. С этой бабой, кот. с фонариком в гробу. ... Свят-свят! - Лучше не вспоминать! Летят журавли! - это радость. Летят журавли - это счастье! Этот пробег по лестнице, эта воображаемая свадьба. Чего там говорить. Хорошо. / Н., 27 апр 2009 /
|
|
|
ПАРУ СЛОВ НА: -- [79.181.200.196] Анна - Лилиомфи пишет: "...И меня распирает чувство гордости. Знай наших, проклятые америкосы со своим "Убить Билла - 2" или прочей хренью. " А просто порадоваться своему (?!) достижению, не унижая чужие, никак не получается? Надо стараться, такая гордыня отдает высокомерием, дорогой(ая). -- Согласен, грубо. Но Билла невозможно оскорбить, унизить, уверяю Вас, Анна. Где-то по TV показали карту Америки 1799 г. /год рождения А.С.Пушкина, между прочим/. И что? - спросите Вы. Так вот, там соседствуют Русская Америка и Новая Англия. Где сейчас Русская Америка? Правильно, нет и в помине. То-есть, цивилизация Биллов оказалась более живучей, более наглой, более агрессивной, чем другие соискатели на Американском континенте. А фильм "Убить Билла", бессопрно сделан талантливыми людьми. И он убедительно показывает зрителю, что в жизни надо идти по трупам, выдирать глаза. И это очень клёво и прикольно. Так вот, мне как-то не светит перспектива повторить судьбу американских индейцев И ЗАСЛУЖИТЬ ПОЧЁТНОГО МЕСТА В СИБИРСКИХ РЕЗЕРВАЦИЯХ. Так что, я бы поостерёгся черезчур западать на чудесные американские боевики и неотразимую Уму Турман. Кстати, любопытно, что небезызвестные музыкальные братья назвались группой "Ума 2rman"/ / Нов - ск 28 апр 2009 /
|
|
"...Так вот, мне как-то не светит перспектива повторить судьбу американских индейцев И ЗАСЛУЖИТЬ ПОЧЁТНОГО МЕСТА В СИБИРСКИХ РЕЗЕРВАЦИЯХ." А это к какому месту? --- Да, не берите в голову, Анна. Возможно это в ближайшем будущем нам не грозит: увидеть янки на просторах Сибири. Но кое-кто рисует карты, где часть Сибири под флагами соседних держав. Хотя, помнится служил я в Советской Армии, в ТуркВО. Ездил в экспедиции в районы Тянь-Шаня, между Капием и Аралом. Кто бы мог тогда подумать, что это будет заграницей. Такие дела. / Н - ск, 29 апр 2009 /
|
|
Я ВЕРЮ В ПЕРСТ СУДЬБЫ / Анфисе / Вы будете смеяться, но я верю в перст Судьбы. Я перебираю институтские стенгазеты "Хроника вечеров общества книголюбов" Сибирского НИИ Энергетики. А там темы: - Сюрреализм Сальвадора Дали и социализм с человеческим лицом - книга В.Высоцкого "Нерв". Песенные тексты в книге, воздействуют или не живут без голоса В.В.? - Стихи А.Денисенко, это приём сокровеного или деревенские стишки? - etc. etc/ И становится понятно, если Вы не верите в чудеса и волшебный мир, то всё вокруг тускло и безрадостно: -- И в старый, престарый прабабкин ларец Был каждый припрятать готов НЕ ВЕТОШЬ ДАВНО ОТЗВЕНЕВШИХ КОЛЕЦ, А СТРОЧКИ ЛЮБИМЫХ СТИХОВ. -- / Всех благ, ув. Анфиса, Н - ск, 12 мая 2009 /
|
|
|
/ [92.113.119.60] Анфисе / - Л.Лилиомфи Вы загадочный человек!Это - плюс! Я тоже верю в сказки, домовых, леших и добро. Приятно, что есть еще люди, которые думают так же. ... ... Интересно. А по поводу перста судьбы... думаю, что все мы живем -не зря, у каждого свой -перст ..... Понимаете, Анфиса. Фокус в том, что сегодня очень модно СЧИТАТЬСЯ ПОЭТОМ, ПИСАТЕЛЕМ, ХУДОЖНИКОМ. Поэтому какой-нибудь модельер Зверев делится с читателем своими детскими фантазиями и т.п., Рома Зверь наваял книгу и пр., пр., пр. У нас, обычных людей, без наполеоновских комплексов осчастливить человечество, просто нет выхода. Мы обязаны, подчеркну это слово обязаны из той макулатурыц, которая на нас сыпется из почтовых ящиков (бесплатные газеты, журналы), из других источкиков - ОТОБРАТЬ стоющее, ТО, В ЧЁМ ЕСТЬ ИСКРА БОЖЬЯ. Отобрать и показать тем, кому это интересно. Если Вам интересно то, что запслуживает внимания, обращайтесь: / lisinkerls@mail.ru / / Нов - ск, 17 мая 2009 /
|
|