Уважаемые коллеги!
В связи с инициативным предложением Рабочей группы по информационным ресурсам единой сети МГУ (Приказ Ректора ╧ 123 от 18.02.2002) просим ознакомиться с направлениями Конкурса исполнителей проектов научно - исследовательских работ на 2002 год, выполняемых по заказу Министерства образования Российской Федерации по разделу " Развитие информационных технологий сферы образования " федеральной целевой программы " Развитие единой образовательной информационной среды (2001 - 2005 годы) ".
Информация о конкурсе:
конкурс проводится по двенадцати лотам - темам научно-исследовательских работ на 2002 год в рамках раздела " Развитие информационных технологий сферы образования " федеральной целевой программы " Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) ".
╧ п/п |
Наименование лота - темы научно - исследовательской работы |
1 |
Разработка концепции построения и формирования отраслевой системы государственного учета, регистрации и мониторинга информационных ресурсов сферы образования.
|
2 |
Разработка организационно-правовых механизмов регулирования доступа к информационным ресурсам единой образовательной среды.
|
3 |
Создание ядра администрирования единой системы информационно - аналитического обеспечения развития образования.
|
4 |
Разработка научно-методических основ и программно-технической базы сопровождения и поддержки единой системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования.
|
5 |
Разработка методологии создания системы образовательных порталов
|
6 |
Разработка концепции электронных учебников по образовательным областям
|
7 |
Разработка концепции и образовательных программ по вопросам информационной безопасности.
|
8 |
Разработка комплекса организационных мероприятий и научно-методических средств, обеспечивающих защиту информационных ресурсов сферы образования.
|
9 |
Разработка требований к техническим средствам, исключающим несанкционированный доступ в рамках единой образовательной информационной среды.
|
10 |
Разработка научно-методического обеспечения конкурсных процедур, реализующих мероприятия федеральной целевой программы.
|
11 |
Разработка отраслевых технологических стандартов использования ресурсов единой образовательной информационной среды
|
12 |
Разработка предложений о совершенствовании федерального законодательства по вопросам использования ресурсов единой образовательной информационной среды.
|
Сообщаем также, что было признано целесообразным в соответствии с конкурсными условиями сформировать единый интегральный пакет заявок от МГУ по конкурсным лотам 5, 6 и 7 (выделены в таблице п / ж шрифтом). Если ваша группа (или отдельные ученые вашего подразделения) планирует принять участие в конкурсе по любому из указанных направлений, убедительно просим до 15 марта предоставить отв. лицу по оформлению интегральной конкурсной заявки МГУ Кедровой Г.Е. информацию по всем нижеприведенным формам и таблицам. При заполнении Карты Требований по каждому из направлений конкурса просим также отметить квалификационное соответствие соискателей по разделу " Особые требования " (если таковые имеются).
По всем вопросам, связанным с формированием конкурсных заявок от МГУ, обращаться к Кедровой Галине Евгеньевне (1-ый гуманитарный корпус МГУ, к. 983, тел. 939-14-78, факс 939-55-96, e-mail: kedr@philol.msu.ru ).
По направлению (лоту) ╧ 5.
Карта требований к лоту ╧ 5.
Ориентировочная стоимость работ - 12000 тыс.руб.
КАРТА ТРЕБОВАНИЙ
к научно-исследовательской работе
" Разработка методологии создания системы образовательных порталов "
Особые требования:
Участники конкурса должны удовлетворять следующим квалификационным требованиям:
- опыт разработки и поддержки в течение не менее 3 лет крупных Web -сайтов и порталов;
- опыт разработки информационных систем и баз данных с удаленным доступом;
- опыт хостинга и администрирования Web -сайтов.
Предпочтение в конкурсе будет отдаваться проектам, имеющим софинансирование со стороны других министерств и ведомств, международных фондов и программ.
Наименование требований |
Предложение Участника:
отметка о готовности разработки (полностью, частично, нет) в соответствии с указанными требованиями.
Комментарии |
1. Цель работы |
|
Разработка концептуальных положений построения единой сети образовательных порталов России, путей и направлений создания и развития распределенной сети информационно-образовательных ресурсов. |
|
2. Основные положения |
|
Разработка методологии создания и научно-технической стратегии развития системы образовательных порталов для всех уровней образования.
Разработка концепции создания Федерального портала " Российское образование ".
Разработка функционально-содержательной структуры и организационно-технологической архитектуры системы образовательных порталов с учетом территориально-дисциплинарного принципа их организации и функционирования.
Сравнительный анализ основных сетевых технологических платформ и опыта их применения при создании корпоративных информационных сетей и интернет-порталов.
Выбор базовых технических средств, системного программного обеспечения и технологии администрирования системы образовательных порталов.
Анализ проблем создания опорной научно-методической сети поддержки и развития образовательных порталов;
Разработка архитектурно - технологических решений создания телекоммуникационной сети доступа к ресурсам образовательных порталов. |
|
3. Ожидаемые результаты |
|
Разработка научно-обоснованной стратегии создания и развития сети образовательных порталов.
Создание комплекса требований к программно-технологическим платформам поддержки образовательных порталов и сравнительный анализ существующих платформ.
Определение базового набора сервисов образовательных порталов и методов их реализации.
Разработка организационно-методических основ коллективного формирования информационных ресурсов профильных образовательных порталов.
Определение спецификации метаописания информационных ресурсов сферы образования, совместимых с международными стандартами.
Разработка методов эффективной навигации, извлечения данных, анализа и консолидации информационных ресурсов образовательных порталов.
Исследование методов персонификации и кастомизации доступа к образовательным порталам и портальным сервисам.
Разработка концепции использования информационных ресурсов и сервисов образовательных порталов с помощью телекоммуникационной сети доступа. |
|
По направлению (лоту) ╧ 6
Карта требований к лоту ╧ 6.
Ориентировочная стоимость работ - 5000 тыс.руб.
КАРТА ТРЕБОВАНИЙ
к научно-исследовательской работе
" Разработка концепции электронных учебников
по образовательным областям "
Особые требования:
При разработке концепции электронных учебников (электронных изданий и ресурсов) необходимо учитывать:
- электронные учебники должны функционировать в средах MS Windows 98, Ме, 2000 и выше;
- должны охватывать уровни образования: общее среднее; профессиональное начальное, среднее и высшее; дополнительное для детей и взрослых; а также для учащихся с ограниченными возможностями;
- должны функционировать в локальном (на компакт-дисках) и в сетевом режиме;
- рассматриваются электронные издания и ресурсы для поддержки и развития учебного процесса, информационно-справочные источники, издания и ресурсы общекультурного характера, а также средства психолого-педагогической воспитательной поддержки.
Разрабатываемые положения, требования, нормативы должны соответствовать современным возможностям мультимедиа и телекоммуникационных технологий, а также педагогическим, техническим, дизайн - эргономическим характеристикам современного международного уровня.
Наименование требований |
Предложение Участника:
отметка о готовности разработки (полностью, частично, нет) в соответствии с указанными требованиями.
Комментарии |
1. Цель работы |
|
Разработка концептуальных положений и нормативной базы современных образовательных электронных изданий, формулирование актуальных проектов и технических требований к учебно-методическим комплексам нового поколения по дисциплинам федерального компонента базисного учебного плана. |
|
2. Основные положения |
|
2.1. Разработка нормативной базы образовательных электронных изданий:
- комплекс требований по соответствующему образовательному компоненту, жанру образовательного издания
- классификация по педагогическим, технологическим, компонентным требованиям
- рекомендации по эффективной реализации электронных изданий для различных уровней образования, образовательных областей, методов и форм учебного процесса
- организация и проведение комплексной экспертизы, нормативная документация
- порядок апробации и критерии эффективности в учебном процессе, нормативная документация.
2.2. Разработка квалификационных стандартов образовательных электронных изданий:
- типовые целевые ориентации
- требования к дидактической концепции, методикам представления материалов, соответствию познавательным возможностям учащихся, реализации деятельностного подхода с целью повышения эффективности знаний, улучшения качества образования
- требования по технологии и дизайн - эргономике реализации
- состав учебно-методического комплекса, требования к компонентам
- требования по здоровьесберегающим технологиям.
2.3. Формулирование актуальных проектов по учебно-методическим комплексам электронных изданий, отвечающих требованиям квалификационных стандартов:
- по дисциплинам предметных образовательных областей общего образования
- по дисциплинам профессионального образования
- специализированный комплекс для учащихся с ограниченными возможностями в соответствии с требованиями коррекционной и специальной педагогики
- комплекс для дополнительного образования детей и взрослых.
|
|
3. Ожидаемые результаты |
|
Разработка концепции образовательных электронных изданий, стимулирующих развитие педагогических технологий.
Разработка квалификационных стандартов, включающих комплекс требований методического, педагогического, технологического, дизайн -эргономического характера для создания учебно-методических материалов нового поколения, обеспечивающих высокую эффективность усвоения информации, получения навыков и умений, повышение качества, всеобщую доступность и непрерывность образования.
Формулировка актуальных проектов по разработке образовательных электронных изданий, отвечающих требованиям квалификационных стандартов, в составе учебно-методических комплексов, обеспечивающих поддержку и развитие учебного процесса по дисциплинам федерального компонента базисного учебного плана. |
|
По направлению (лоту) ╧ 7
Карта требований к лоту ╧ 7.
Ориентировочная стоимость работ - 2000 тыс.руб.
КАРТА ТРЕБОВАНИЙ
к научно-исследовательской работе
" Разработка концепции и образовательных программ по
вопросам информационной безопасности "
Специальные требования к участникам конкурса:
- Обязательное наличие у организации - разработчика соответствующих лицензий на образовательную деятельность по не менее, чем одной специальности из группы специальностей " Информационная безопасность ".
- Опыт разработки учебно-методического обеспечения подготовки кадров в области информационной безопасности.
- Опыт учебной работы по подготовке кадров и повышению квалификации специалистов в области информационной безопасности.
- Опыт создания систем дистанционного обучения и тестирования на современной программно-аппаратной базе.
Наименование требований |
Предложение Участника:
отметка о готовности разработки (полностью, частично, нет) в соответствии с указанными требованиями.
Комментарии |
1. Цель работы |
|
C оздание основы системы повышения квалификации специалистов образовательной сферы по информационной безопасности, имеющих отношение к защищенной информационной инфраструктуре единой образовательной среды. |
|
2. Основные положения |
|
- Исследование форм взаимодействия специалистов образовательной сферы с защищенной информационной инфраструктурой единой образовательной среды и формирование категорий специалистов с учетом уровня необходимых знаний вопросов, связанных с информационной безопасностью.
- Определение требований к уровню знаний специалистов по проблемам информационной безопасности для каждой из категорий.
- Разработка типовых учебных циклов образовательных программ для курсов по информационной безопасности для каждой категории специалистов с определением требований к уровню начальных знаний и уровню знаний и умений на выходе обучения по каждой учебной программе, входящей в учебный цикл.
- Разработка типового учебно-методического обеспечения для каждого учебного курса, включающего учебно-методические пособия и практикумы, а также раздаточный материал и тесты для контроля знаний.
- Разработка требований к учебно-лабораторной базе головного учебного центра, реализующего программы образовательных курсов по информационной безопасности образовательной среды.
- Повышение эффективности образовательного процесса на курсах повышения квалификации по информационной безопасности на базе внедрение современных образовательных технологий (системы дистанционного обучения и тестирования).
- Создание системы сертификации специалистов, в соответствии с требованиями по уровню знаний для каждой из категорий.
|
|
3. Ожидаемые результаты |
|
Основы системы повышения квалификации специалистов образовательной сферы по информационной безопасности, включающей в себя:
- Перечень требований к уровню знаний по информационной безопасности для определенных категорий специалистов единой образовательной среды.
- Учебные планы учебных циклов по каждой категории.
- Учебные программы по каждому курсу, входящему в определенный учебный цикл.
- Тесты для контроля знаний по каждому учебному курсу.
- Учебно-методические пособия и раздаточный материал для каждого учебного курса.
- Перечень требований к учебно-лабораторной базе курсов повышения квалификации.
- Действующая система дистанционного обучения и тестирования.
- Действующая система сертификации специалистов единой образовательной среды по вопросам информационной безопасности .
|
|
Приложение к Заявке на участие в конкурсе
Форма 2
Сведения о выполняемых работах
Наименование Участника________________________________
Все Участники заполняют данную форму и представляют сведения о выполняемых работах.
Год |
Описание выполняемых работ |
Заказчик работ
(наименование, адрес, контактные телефоны) |
|
|
|
|
|
|
Инструкции по заполнению
- В этой форме Участник указывает описание работ связанных с разработкой аналогичных проектов, с момента его регистрации, но не более чем за последние 5 лет;
____________________________________
(подпись, М.П.)
____________________________________
(фамилия, имя, отчество подписавшего, должность)
Приложение к Заявке на участие в конкурсе
Форма 4
Справка о наличии производственных мощностей (оборудования)
Наименование Участника________________________________
╧
п/п |
Наименование |
Местонахождение |
Тип собственности (собственный или арендованный) |
Характеристики |
Текущая загрузка, в процентах от максимальной производственной мощности или состояние |
Примечания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкции по заполнению
- В данной справке указывается аппаратно-техническая база, а также линии испытаний и выходного контроля, транспортные средства и тому подобное, которые имеются у Участника.
____________________________________
(подпись, М.П.)
____________________________________
(фамилия, имя, отчество подписавшего, должность)
Приложение к Заявке на участие в конкурсе
Форма 5
Кадровые возможности
Наименование Участника __________________________________ |
╧
п/п |
Фамилия, имя, отчество специалиста |
Должность |
Задача |
Руководящее звено (руководитель и его заместители, главный бухгалтер, главный экономист, главный юрист) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технический и технологический персонал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкции по заполнению
- В данной справке перечисляются специалисты, которые будут непосредственно привлечены в ходе выполнения государственного контракта.
____________________________________
(подпись, М.П.)
____________________________________
(фамилия, имя, отчество подписавшего, должность)
Приложение к Заявке на участие в конкурсе
Форма 6
Основные этапы и ожидаемые результаты работ (календарный план)
Наменование этапа |
Сроки
выполнения |
Стоимость
тыс. руб. |
Перечень итоговой документации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Описание конкретных показателей, параметров и характеристик объекта разработки (результатов проекта):
Инструкции по заполнению
- В данной справке описываются этапы и ожидаемый результат работы.
____________________________________
(подпись, М.П.)
____________________________________
(фамилия, имя, отчество подписавшего, должность)