Урок 74. "Был он поэт, но только слишком искусно и удачно выдавал себя
за
прозаика"".
И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Место романа
"Обломов"
в трилогии "Обыкновенная история" -- "Обломов" --
"Обрыв".
Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная
проблематика.
Без имени Гончарова история русского романа была бы
неполной. Через призму романа "Обломов", этого умного, очень русского
романа мы лучше понимаем и наш сегодняшний день, и нашу историю, т. к. в Обломове
писатель
воплотил русский национальный тип, осмыслив его национальные (в традициях,
фольклоре, нравах, идеалах) и социальные корни. Роман следует прочитать как
размышление о русском характере, о России, о её судьбе. Поэтому наиболее
целесообразный
путь анализа романа -- проблемный.
Не слишком наполненная внешними событиями жизнь
И. А. Гончарова
тем не менее дает массу информации для интересного и увлекательного рассказа
о
нем. В этой жизни была и большая, но неразделенная любовь, и путешествия по
свету, и государственная служба, причем в "страшной" роли цензора, и
сложные отношения с И. С. Тургеневым, едва не дошедшие до дуэли, и
воспитание детей своего умершего слуги, и многие другие факты, которые своей
непривычностью для современного школьника могут по-настоящему заинтересовать
и
увлечь.
Формирование творческого метода Гончарова
1.
Вступление
писателя в литературу в эпоху "прозаического" века.
2.
Знакомство
с идейно-эстетическими позициями писателей "натуральной
школы".
3.
Критическое
отношение к "герою времени", переродившемуся из живой индивидуальности в
безликий "социальный тип".
4.
Противопоставление
практицизму, чину и должности "героя времени" вечных потребностей
человеческой
натуры: красоты, любви, творческих порывов.
5.
Изображение
России в эпоху перехода от патриархально-крепостнических к
пореформенно-буржуазным
отношениям.
6.
Конфликт
прекраснодушных мечтаний героев прошлого и "деловых людей" нового
времени.
В контексте идейно-эстетических взглядов писателя на
уроке
уместно обсуждение проблемного вопроса -- что такое художественное
произведение: учебник жизни, слепок с натуры или чудо искусства?
В центре первого урока -- очерк жизни и творчества
Гончарова, определение места романа "Обломов" в трилогии "Обыкновенная
история" -- "Обломов" -- "Обрыв", которое позволит
сделать
вывод о правомерности авторского объединения этих трех самостоятельных
произведений в своеобразное единство. Этот материал можно изложить
лекционно,
либо включить в лекцию учителя заранее подготовленные индивидуальные
сообщения
учащихся.
Тематика индивидуальных сообщений учащихся
1.
Замысел романной трилогии Гончарова и его воплощение
в
романе "Обыкновенная история".
2.
Трехгодичное кругосветное путешествие Гончарова и
его
отражение в путевых записках "Фрегат .Паллада.".
3.
Художественная концепция, система персонажей,
жизненные
коллизии романа "Обрыв".
В лекцию учителя может быть включена информация о
творческой истории романа "Обломов". Для выяснения смысла композиции
романа
можно составить опорную схему:
Первая и четвертая части романа -- его опора, почва. Взлет во
второй-третьей
частях -- кульминация романа, та самая горка, на которую приходится
взбираться Обломову.
Первая часть романа внутренне связана с четвертой
частью,
т. е. сопоставленными оказываются Обломовка и Выборгская сторона.
Четыре части романа соответствуют четырем временам
года.
Роман начинается весной, 1 мая.
История любви -- лето, переходящее в осень и зиму.
Композиция вписана в годовой круг, ежегодный круговорот природы, цикличное
время. Гончаров замыкает композицию романа в кольцо, заканчивая
"Обломова"
словами: "И он рассказал ему, что здесь написано". Из этого замкнутого
круга Обломову не вырваться. А, может, наоборот? И вновь проснется утром в
своем кабинете Илья Ильич?
Стремление "к точке покоя" -- так
выстраивается
композиция романа. Оригинальная и многозначная композиция книги -- это
одно из доказательств, что художественное произведение -- это "чудо
искусства", это особый мир, живущий по своим, художественным законам.
Итог урока.
Внешне
размеренная жизнь и неторопливое творчество Гончарова были наполнены и
неожиданными
поворотами, и взвешенными и глубоко продуманными оценками. На общественные
события эпохи 1840-х годов Гончаров откликнулся своеобразно. В романах
трилогии
его "герои времени" делятся на мечтателей, философски мудро
осмысливающих
жизнь с позиций патриархальности, но сохранения вечных ценностей, и
"деловых
людей" нового века, превращающихся из романтиков в реалистов. Композиция
романа "Обломов" показывают высокое мастерство писателя в создании
многослойного
подтекста романа. Социальная и нравственная проблематика романа задает
читателю
вечные вопросы, волнующие человечество: возможна ли диалектика временного и
вечного, конкретно-исторического и общечеловеческого, сатирического и
лирического.
Урок 75. "Обломов отразил в своей природе некоторые особенности
национального
жизненного уклада и национальной психологии, особенно устойчивые,
коренные".
Обломов -- "коренной народный наш тип". Диалектика
характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к
Обломову.
"Наше имя
легион!" --
так Обломов говорит о своей похожести на окружающих его людей. Но в то же
время
он разительно не похож на других.
На уроке необходимо доказать жизненность этого образа,
его
внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать его
связь
с литературными предшественниками, с образами русского фольклора и сделать
вывод, что Обломов -- "коренной народный наш тип", указав на
гоголевские традиции изображения жизни.
Основные проблемы урока
1.
Прав ли Добролюбов, утверждая, что "в каждом из
нас
сидит значительная часть Обломова"? Действительно ли Обломовых --
"легион"?
2.
Как и почему энергичный, озорной, пытливый Илюша
Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?
3.
Антиподы ли Обломов и Штольц?
Обсуждение этих проблем можно организовать с
использованием
групповой формы работы.
Вопросы и задания для группы 1
1.
Проанализируйте начало романа "Обломов" до слов
"Дай
только волю себе, так и...". Какие детали портрета и интерьера помогают
сразу
оценить характер Обломова? В одной из статей о романе портрет Обломова
сравнивается с античной статуей. Есть ли основания для такого
сопоставления?
2.
В I--III главах первой части
романа
до прихода Тарантьева мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это
связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
3.
Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями.
Что
в них общего? Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей
Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных
слоев?
4.
Почему слово "другой" и соотнесение себя с
"другими"
оскорбило Обломова (часть I,
глава VIII)? Что
имеет
в виду Обломов, утверждая: "Наше имя легион!"
5.
Почему не осуществились юношеские мечты
Обломова?
Вопросы и задания для группы 2
1.
Проанализируйте "Сон Обломова" (часть I, глава IX). Что такое Обломовка --
"всеми
забытый, чудом уцелевший блаженный уголок -- обломок Эдема" или точка
отсчета
нравственного падения героя, начало его гибели? Найдите в "Сне Обломова"
черты физиологического очерка. Как это помогает понять социальную психологию
Обломова-"барина"?
2.
В "Сне Обломова" Гончаров называет сказку о
Емеле-дурачке "злой и коварной сатирой на наших прадедов". Какой смысл
выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
3.
Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в
рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без
Захара, а Захар -- без Обломова?
4.
Какое слово более точно называет состояние
Обломова -- лень или покой? Подтвердите свои суждения текстом.
Прокомментируйте мысль Обломова "Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать
ее!"?
Доволен ли Обломов своим способом существования?
5.
Правда ли, что в романе "внутренно прославляется
русская лень"? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя
свои суждения текстом.
Вопросы и задания для группы 3
1.
Вспомните, как воспитывались Обломов и Штольц. Кто
из
них, по-вашему, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала?
2.
Проанализируйте разговор Обломова и Штольца об
обломовщине (часть II,
глава IV). В чем
истоки
их различных жизненных позиций?
3.
Счастлив ли Штольц оттого, что умеет "делать
деньги"?
Какой смысл выявляется в том, что Штольц -- "русский" немец? Почему
автору симпатичен Штольц -- герой новой, буржуазной формации?
4.
Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц,
дружат
всю жизнь? Докажите, что и "мечта", и "дело" имеют одни и те же
"барские"
корни. "Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов
живет
просто так". Каково отношение автора к героям в этой оценке?
Прокомментируйте
эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
5.
Что такое "цель жизни"? Что значит --
"жить
просто так", "жить, чтобы жить"?
В заключительной части урока следует обсудить проблему,
поставленную самим автором романа. Что же такое обломовщина? -- "Одно
слово <...> а какое... ядовитое" или "поэтический идеал
жизни"?
Итог урока.
Обломовщина
имеет социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и
национальные
(в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни.
"Лежание"
Обломова" не просто лень и апатия как черты характера, а позиция,
убеждение в
том, что "жизнь есть поэзия", отдых, покой. Обломов и Штольц в широком
смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором
сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность и деловитость,
талант, любовь к ближнему.
Урок 76. "И в любви нет покоя, и она движется всё куда-то вперед,
вперед...
.как вся жизнь.".
"Обломов" как роман о любви. Авторская позиция и способы ее
выражения в романе.
Автор не случайно проводит своего героя через испытание
любовью. Он проверяет его на способность к высшей человеческой ценности,
считая, что любовь -- это не только чувство влюбленности одного
человека в
другого, но и отношение к миру.
Урок может быть организован в форме семинара. Для этого
следует объединить школьников в рабочие группы.
Группа 1.
Обломов и Захар: любовь-вражда.
1.
Проанализируйте разговор Обломова и Захара (часть
I, глава 8) со слов
"Обломов
быстро приподнялся и сел на диване..." до слов " ...у меня поважнее есть
забота".
2.
Докажите, что Обломов и Захар как братья-близнецы,
которые один без другого просто существовать не могут и рабство их
взаимно.
3.
Есть мнение, что Захар -- карикатура на своего
барина. Подтвердите или опровергните эту точку зрения. Как в образе Захара
выражается авторская позиция по отношению в Обломову?
Группа 2.
Обломов и Штольц: любовь-дружба.
1.
Проанализируйте эпизод последней встречи Обломова и
Штольца из романа И. А. Гончарова "Обломов" (часть IV, гл. IX)
со
слов " Обломов тихо погрузился в молчание и задумчивость..." до слов
"...
оперся руками на стол и закрыл лицо руками".
2.
Почему перед встречей Обломова и Штольца автор
описывает "неопределенное, загадочное состояние" Обломова? Какой смысл
при
этом выявляется?
3.
Какими способами рисует Гончаров нравственные
позиции
Обломова и Штольца? Как разрешается конфликт между героями в конце эпизода?
На
чьей стороне автор?
Группа 3.
Обломов и Ольга: любовь-любовь.
1.
Проанализируйте диалог Обломова и Ольги Ильинской из
романа И. А. Гончарова "Обломов" (часть II, гл. VII). Какой
конфликт
лежит в основе диалога Обломова и Ольги? Как изменяется психологическое
состояние
героев к концу эпизода? Какими способами автор изображает это изменение?
Какой
смысл выявляется в том, что в диалоге почти нет слов автора?
2.
Докажите, что в Ольге интегрированы "чувство" и
"дело"?
Почему она не может любить Обломова, не мечтая изменить его?
3.
Какой символический смысл приобретает в отношениях
Обломова и Ольги такая деталь, как "восточный халат" Обломова? Что
погубили
в Обломове Ольга и Штольц?
Группа 4.
Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?
1.
Проследите, как шел процесс сближения Обломова с
Агафьей Пшеницыной (часть IV,
глава I). Чем она
привлекла
Обломова?
2.
Отношения с Пшеницыной "развенчивают" Обломова
или
поэтизируют его образ? Попытайтесь найти подтверждение каждой точке
зрения.
3.
Докажите, что жизнь с Пшеницыной стала для героя
обретением желанной точки покоя. Почему именно дом Пшеницыной помог Обломову
полностью раскрыть лучшие качества своей души?
Итоговые вопросы для обсуждения
1.
Кто из героев наиболее достойно прошел испытание
любовью?
2.
Было ли возможно счастье Ольги и Обломова? За что
она
полюбила героя?
3.
Действительно ли "идеал его жизни осуществился"
в
доме Пшеницыной?
4.
Верите ли вы в "вечность" счастья Ольги и
Штольца?
5.
Как в драматических отношениях героев романа
отразилось
нигилистическое восприятие культурных ценностей патриархальной России?
Почему
это мешает развитию России новой?
6.
Как в романе символически отразился конфликт
"отцов"
и "детей"?
7.
Почему нельзя абсолютизировать приоритет жизни
"ума"
над жизнью "сердца"?
Итог урока.
Любовь есть смысл жизни для Обломова и -- шире -- для каждого
человека.
Но она не должна перерастать в диктат одного над другим, сохраняя
самоценность
духовного мира каждого человека.
Уроки 77--78*. "Обломов -- это не только расчеты со своим
временем и
определенным социальным укладом, но и обнажение великой тайны жизни... Это
произведение обязывает к долгим и сложным раздумьям человека над собой".
Роман "Обломов" в русской критике: оценка романа
Н. А. Добролюбовым,
Д. И. Писаревым, А. В. Дружининым. "Обломовщина" как
общественное явление. И. А. Гончаров как литературный критик.
"Золотое сердце" или "русская лень"? Так далеко
разошлись оценки главного героя романа Гончарова в критике.
Урок должен помочь сопоставить разные точки зрения на
роман и образ главного героя, уточнить, скорректировать восприятие учащихся.
Двойственностью характера главного героя объясняются противоположные
суждения о
нем первых критиков романа.
Два "лица"
Обломова
"Золотое
сердце"
|
"Русская
лень"
|
Честность,
совестливость, добросердечие, кротость,
стремление к идеалам, мечтательность, поэтичность,
доброта
|
Инфантильность,
безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность,
нерешительность
|
Список положительных и отрицательных черт
Обломова,
названных школьниками, можно продолжить. Это даст им возможность понять, что
Обломов -- сложный образ, отражающий сложность и противоречивость
русского
национального характера.
Работа на уроке может быть организована в группах,
каждая
из которых прокомментирует точку зрения одного из литературных критиков.
Группа 1.
Н. А. Добролюбов. Что такое обломовщина?
1.
Почему Добролюбов считает главными пороками Обломова
его нравственное рабство, барство и неумение работать?
2.
С каким чувством изображены автором эти черты
Обломова?
3.
Подтвердите текстом правомерность обеих позиций.
Вывод.
Н. А. Добролюбов
рассматривал характер Обломова с позиций революционеров-демократов. Он видит
его последним в ряду "лишних людей" и обличает "обломовщину" как
общественный
порок. Но он увидел только одну сторону характера героя: его социальную
несостоятельность, тогда как сам Гончаров рисует образ Обломова более
многозначным: вневременным, "вечным", лиричным, общечеловеческим.
Группа 2.
Д. И. Писарев. "Обломов". Роман И. А. Гончарова.
1.
Какие противоречивые, взаимоисключающие черты
характера
Обломова видит Писарев?
2.
Прав ли критик, объясняя двойственность характера
Обломова неизбежностью переходной эпохи от старорусской жизни к
европейской?
3.
Показал ли Гончаров в романе, что таких людей, как
Обломов "нужно жалеть", потому что они "жертвы исторической
необходимости".
Вывод. В
критических взглядах Д. И. Писарева заметна резкая смена отношений
к
образам романа "Обломов": от положительных оценок до резкого
неприятия.
Группа 3. А. В. Дружинин. "Обломов". Роман
И. А. Гончарова.
1.
Прав ли Дружинин, что "нежная, любящая натура
Обломовых вся озаряется через любовь"? Подтвердите свои мысли текстом.
2.
Какой смысл вкладывает критик в такую оценку:
"...он
любезен нам, как чудак, который в нашу эпоху себялюбия, ухищрений и неправды
мирно покончил свой век"?
3.
Почему Дружинин сравнивает сравнивает Гончарова с
фламандскими живописцами? Найдите в тексте примеры такого воссоздания
жизни.
Вывод.
Дружинин считает, что Обломов "любезен всем нам и стоит беспредельной
любви".
Критик называет его чудаком, потому что он в ущерб своему человеческому
достоинству
не хочет стать дельцом, потерять свое золотое сердце, которое никого не
обмануло,
не научило "ни одного человека ничему скверному".
Группа 4.
Роман "Обломов"
в критике XX
века.
1.
В чем видит "вечность" Обломова
Ю. Айхенвальд?
("Силуэты русских писателей", 1906--1908).
2.
Какую оценку дает героям романа "Обломов"
Ю. Лощиц?
("Феномен Гончарова", 1982).
3.
Прокомментируйте мысль критика
В. И. Мельника, что в образе Обломова "Гончаров передает
драматическую
попытку человека уйти от времени" ("Илья Обломов и .лишние люди. в
русской
литературе", 1991).
При наличии времени каждая группа может
прокомментировать
и оценки в критике образов Штольца и Ольги.
В заключительной части урока учитель или подготовленный
ученик сообщают классу о литературно-критической деятельности Гончарова, его
оценках комедии Грибоедова "Горе от ума" в статье "Мильон
терзаний".
Итог урока. В
критике XIX века
мнения
о романе Гончарова разделились на два лагеря в решении вопроса, что важнее:
"художественность"
или "социальная значимость" произведения. Критики
революционно-демократического лагеря видели в Обломове апофеоз "лишнего
человека", менее радикальная критика пыталась заметить в нем и
положительные
черты русского национального характера. В оценках исследователей конца XX века образ Обломова
трактуется в диалектике "временного" и "вечного", социального и
общечеловеческого, сатирического и лирического начал.
После изучения романа "Обломов" возможно домашнее
сочинение на одну из тем, предложенных учителем:
1.
Обломов -- лицо сатирическое или трагическое?
(По
роману Гончарова "Обломов").
2.
Почему Пшеницына оказалась для Обломова милее Ольги
Ильинской? (По роману Гончарова "Обломов").
3.
Можно ли считать положительным героем Штольца? (По
роману Гончарова "Обломов").
4.
Чем отличаются "четыре возраста" Обломова? (По
роману Гончарова "Обломов").
5.
В чем противостояние России и Европы в романе И. А.
Гончарова
"Обломов"?
6.
Какие образы в романе И. А. Гончарова "Обломов"
имеют символический смысл?
Тематика сочинений из экзаменационного перечня
1.
"Обломов, без своего "Сна", был бы
созданием неоконченным, не родным всякому
из
нас..." (А. В. Дружинин).
2.
Любовь в жизни Обломова. (По роману Гончарова
"Обломов".)
Зачетная работа за первое полугодие
Итоговый контроль уровня литературного развития
учащихся
за учебное полугодие может быть проведен в форме зачетной работы,
проверяющей
начитанность, умения литературоведческого анализа и степень развития
письменной
монологической речи учащихся. Работа должна включать в себя задания, проверяющие
знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного
чтения,
и задания,
проверяющие уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о
литературе и умений интерпретировать художественный текст, что соответствует
требованиям
образовательного стандарта по литературе. В контрольную работу должны быть
включены вопросы и задания по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя,
Гончарова, Тютчева, Фета, так как, согласно Стандарту, произведения этих
писателей изучаются и контролируются обязательно. В процессе выполнения
работы
десятиклассники не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с
анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые
фрагменты.
Предлагаем варианты зачетной работы для базового (А) и
профильного (Б) уровня.
Уровень А
1.
Каким поэтам
принадлежат стихотворения:
а)
"Я пережил
свои
желанья...", "Если жизнь тебя обманет...", "Демон". Как в них
меняется
отношение лирического героя к окружающему миру?
б)
"Певице",
"Еще
одно забывчивое слово...", "На качелях". Каково авторское отношение к
общей теме этих стихотворений?
в)
"Полдень",
"Осенний
вечер", "День и ночь". Каково авторское отношение к природе в этих
стихотворениях?
2.
Из каких
произведений эти строки?
г)
Я знал
красавиц
недоступных,
Холодных, чистых, как зима,
Неумолимых, неподкупных,
Непостижимых для ума.
Назовите
особенности жанра этого произведения.
д)
О чем же думал
он? О том <...>
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег; что ведь есть
Такие праздные счастливцы
Ума не дальнего, ленивцы,
Которым жизнь куда легка!
Какая
"сквозная"
тема русской литературы отразилась в этом
произведении?
е)
На ближайшем
кладбище под скромной урной покоится тело его, между кустов, в затишье.
Ветви
сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно
пахнет
полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его.
По каким
реалиям
текста вы определили произведение?
3.
Перечислите
стихотворения А. С. Пушкина о любви. Докажите цитатами из них, что
тема любви переплетается у поэта с темой свободы.
4.
Назовите 3
стихотворения М. Ю. Лермонтова о жизни и смерти. Запишите строки
из
них, где автор говорит о философском отношении к этой
проблеме.
5.
Назовите
стихотворения Ф. И. Тютчева о природе. Как в них проявилось философское
отношение
поэта к природе?
6.
Назовите
последовательность времен года в романе И. А. Гончарова
"Обломов".
Каков смысл смены времен года в романе?
7.
Чем сходны и чем отличаются теоретико-литературные понятия
"юмор--ирония--сатира--сарказм". Подтвердите свои мысли
примерами.
8.
Проанализируйте
художественные образы, с помощью которых Н. В. Гоголь рисует
картину
Невского проспекта в повести "Невский проспект". Прокомментируйте
авторские
оценки и роль изобразительно-выразительных средств в создании образа
Невского
проспекта.
9.
Проанализируйте стихотворение Фета "Одним толчком согнать ладью
живую...".
В чем сущность размышлений поэта о поэтическом даре?
10.
Проанализируйте эпизод именин Обломова из романа
Гончарова "Обломов" (часть IV,
гл. II). Почему Обломов не принимает предложений Штольца?
Какие черты русского национального характера отразились в обоих героях?
Охарактеризуйте авторскую позицию по отношению к
героям.
Уровень Б
1.
Каким поэтам
принадлежат стихотворения:
ж)
"Соловей",
"Снигирь",
"Бог". Как в них выразилось авторское отношение к духовным возможностям
человека?
з)
"Море",
"Эолова
арфа", "Певец во стане русских воинов". Определите их жанр
и)
"Мои пенаты", "Радость", "Вакханка". Каково авторское отношение к жизни в этих
стихотворениях?
к)
"Против
течения",
"Илья Муромец", "Государь ты наш батюшка...". Как в них отразилось
авторское отношение к русской истории?
2.
Из каких
произведений эти строки?
л)
...Граф
Хвостов
Поэт, любимый небесами,
Уж пел бессмертными стихами
Несчастье невских берегов.
Дайте к этим строчкам
историко-культурный комментарий.
м)
Сияла ночь.
Луной
был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь открыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.
Докажите, что
особенности
поэтического синтаксиса в этом отрывке помогают понять характер переживания
лирического героя.
н)
Так, весь
овеян
дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Назовите другие
стихотворения поэта на эту же тему. Каково авторское отношение к
ней?
3.
Назовите стихотворения Пушкина, связанные с темой
дороги. Докажите ,что образ дороги у поэта имеет символическое и философское
звучание.
4.
Назовите стихотворения М. Ю. Лермонтова,
связанные с жанром молитвы. В чем специфика его отношения к молитве как
способу
духовного общения?
5.
Назовите произведения русских писателей XIX века, в
которых раз.ви.ва.ется тема "маленького человека". Откуда появилось это
название?
6.
Перечислите женские образы романа И. А. Гончарова
"Обломов".
Назовите детали портрета, характерные для каждого
образа.
7.
Чем сходны и
чем
отличаются теоретико-литературные понятия
"персонаж--герой--характер--тип".
Подтвердите свое мнение примерами
8.
Проанализируйте систему образов-персонажей в
повести
Н. В. Гоголя "Невский проспект". Как это помогает в понимании
идейного смысла повести? Аргументируйте свою позицию.
9.
Проанализируйте
стихотворение Ф. И. Тютчева "Тени сизые смесились..." В чем
особенности его содержания и формы? Докажите, что это стихотворение носит
философский
характер.
10.
Проанализируйте письмо Обломова к Ольге Ильинской и
сцену их объяснения из романа Гончарова "Обломов" (часть II, гл. X). Какими
способами автор передает психологический подтекст эпизода?