"> ">
Россия в 1880--1890 годы. Идеологическая и политическая обстановка в стране. Творчество писателей-классиков. Особенности прозы и поэзии конца XIX века.[2]
Урок может быть проведен в форме лекции с элементами беседы. Основное содержание лекции может быть законспектировано десятиклассниками в форме таблицы.
Примерный план лекции
Периодизация
русской литературы 1880--1900-х
годов XIX
века |
Важнейшие исторические
события
в
Европе и России |
Общая
характеристика развития русской
литературы |
Основные литературные
жанры |
1882--1895 гг. |
Убийство Александра II. Усиление реакционной политики царизма. Идеология
Победоносцева.
Народничество. Теория "малых дел". "Толстовство". Рост
про.ле.тариата.
Пропаганда идей марк.сиз.ма |
Открытие памятника Пушкину в Москве. Запрет на передовые
журналы.
Воз.растание роли развлекательной журналис.тики. Критический реализм в
творчестве
М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Тол.сто.го, В. Ко.роленко
и
др. Обновление тематики в литературе: изображение "сред.него
человека", интеллигента,
ис.по.ве.ду.ющего теорию "малых дел". Творчество поэтов "чистого
искусства".
Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона,
В. Гаршина
и др. Критика господствующих поряд.ков и обличение социального неравенства
в
творчестве Л. Толстого. Рост сказочно-легендарных и фантастических
сюжетов |
Рассказ, повесть, общественный роман. Романтические жанры в
поэзии,
социальные мотивы в поэзии революционеров-на.ро.до.воль.цев |
1895--1904 гг. |
Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей.
Мистическая
философия и эстетика Вл. Соловь.ева и
Д. Мережковского |
Противостояние реалисти.че.с.кой и декадентской литературы.
Идеи
разночинной демократии в творчестве В. Ко.роленко. Зарождение
"пролетарской"
литературы (М. Горь..кий), развитие кри.ти.чес.кого реализма в
творчестве
И. Бунина, А. Куприна, А. Че.хо.ва. Религиозно-нравственные
и
художественные искания позднего Л. Тол.с.того. Формирование
художественных идеалов символизма в русской литературе |
Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в
традициях
революционной поэ.зии. Драматические жанры |
В ходе лекции учителя уместно повторить изученные ранее произведения этого периода, такие как "Левша" Лескова, стихотворения в прозе Тургенева, "После бала" Л. Толстого и др.
Лекцию могут сопровождать и сообщения учащихся о важных литературных произведениях этой эпохи.
1. "Таинственные повести" И. С. Тургенева "Песнь торжествующей любви" и "Клара Милич".
2.
Философский
характер стихотворений в прозе И. С. Тургенева.
3. Эпоха безвременья в творчества В. М. Гаршина.
4. "Странные" типы людей в рассказах В. Г. Короленко.
5. Горькая правда жизни в рассказах Г. Успенского.
6. "Общественный роман" в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.
7. Религиозно-нравственные и художественные искания позднего Л. Толстого.
Рассказ учителя о поэзии 1880-1890-х годов может иллюстрировать выразительное чтение стихотворений С. Надсона, А. Апухтина, К. Фофонова, К. Слу.чев.ско.го, М. Лохвицкой.
1. Как общественная атмосфера 1880--1890-х годов отразилась в художественной прозе этого периода? Приведите примеры из произведений, изученных в основной школе.
2. Что нового появилось в темах, идеях, сюжетах, героях прозы эпохи безвременья?
3. Какие настроения являются ведущими в поэзии этого времени?
Итог урока. Эпоха безвременья ярко отразилась в литературе 1880--1890-х годов XIX века. Реакционная атмосфера породила появление в литературе интереса к подсознательному, мистическому. Социально-бытовые проблемы нередко облекаются в литературе в жанр притчи, иносказания. Герои литературы мучаются сознанием сложности, непонятности жизни, их внутренний мир крайне запутан и усложнен. В поэтике художественных произведений преобладает внимание к "мелочам жизни". Однако в некоторых произведениях, например в рассказах Короленко, видно стремление писателя помочь человеку "безвременья" обрести нравственные ориентиры в тумане "прозы жизни". Повышенным трагизмом окрашена и поэзия "чистого искусства", наполненная пейзажной символикой.
Судьба и творчество осетинского поэта Коста Хетагурова. Основные
темы творчества. Сборник "Осетинская лира" ("Ирон фандыр").
Задачи урока -- познакомить учащихся с
представителем
осетинской литературы, который проповедовал идеи освобождения народа;
выделить
основные направления его творчества; показать традиционность тем поэзии
Коста
Хетагурова, связь с русской литературой, с творчеством
А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова.
В стихотворении "Завещание" поэт сам определил
основное направление своего творчества и цель всей своей жизни:
Прости, если отзвук
рыданья
Услышишь ты в песне
моей:
Чьё сердце не знает
страданья,
Тот пусть и поёт
веселей.
Но если б народу
родному
Мне долг оплатить
удалось,
Тогда б я запел
по-другому,
Запел бы без боли,
без
слёз.
Почему же так трагична поэзия осетинского певца? Ответ
нужно искать в его биографии.
Рассказ о судьбе Коста Хетагурова десятиклассники могут
подготовить
дома. Задача учителя -- проследить, чтобы в сообщениях были
представлены
основные моменты жизни и творчества поэта.
1. Коста (Константин Леванович) Хетагуров (1859--1906) писал и на русском, и на осетинском языках. Мир его детства -- мир Северной Осетии, где Коста родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар. В поэме "Мать сирот" он пишет: "Спит на круче черной Нар, аул глухой". Здесь, у вечных ледников Главного Кавказского Хребта, почти рядом с небом, слушал мальчик легенды и сказки о гордых и смелых людях. Таким был отец Леван Елизбарович, не терпящий лжи, хвастовства. Матери Коста не помнил, она рано ушла из жизни, оставив сына в грудном возрасте. Выходила его подруга матери.
2. Мир его творчества -- мир Ставрополя и Петербурга. Будущий поэт учился в Ставропольской гимназии с 1871 по 1881 год. Любил рисовать, читать. Затем юноша поступает в Петербургскую Академию художеств. В Петербурге он знакомится с творчеством И. А. Крылова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, И. Е. Репина, И. И. Сурикова. У них начинающий поэт учился служению народу.
3. Мир его борьбы -- тяжёлое время 1880-х годов. Поэт знакомится с передовыми общественными идеями. 1880-е годы -- период выступлений и возмущений народных масс. Коста формируется как борец за интересы народа. Первая ссылка -- 1891--1898 годы. Поэта два раза ссылали, сажали в тюрьму, запрещали стихи, но заставить замолчать не смогли.
4. Мир родного аула -- мир тяжелой жизни. Немногие
плодородные земли на склонах гор захватили богатые. Некоторые крестьяне
вообще
не имели земли. Поэт слышал притчу о том, что осетин пришел обрабатывать
землю,
скинул бурку и земли не нашел, так как ее прикрыла сброшенная с плеч бурка.
В
поэме "Мать сирот" показана горькая доля вдовы, у которой муж погиб под
обвалом:
На полу
холодном --
Кто в тряпье, кто
так --
Пять сирот
голодных
Смотрят на
очаг.
Женщина завидует мужу и мечтает о смерти, но плачут дети, хотят есть. Она ставит котелок с водой на огонь и "варит" воду, пока дети не уснут. Такую безотрадную картину часто наблюдал поэт в своем родном ауле.
5. Мир его природы -- мир красоты и силы. Горы, которые поднимались до самых небес, голубые ледники, очарование горной природы -- все это нашло отражение в стихах первого осетинского поэта. Поэт Николай Тихонов в статье о творчестве Коста Хетагурова писал: "Во времена детства Косты Хетагурова это была <...> порядочная глушь, но глушь красочная, живописная, романтическая. Старые боевые башни стояли на скалах. Снежные горы поднимали свои строгие вершины, над которыми, напоминая сказочных Нартов, красовались ярко освещенные на закате облака, точно там стояли на страже богатыри, закутавшиеся в тяжелые бурки".
6. Коста Хетагуров -- это поэт, прозаик,
драматург,
художник, публицист, журналист, общественный деятель, основоположник
осетинской
литературы. Его поэтическое наследие огромно: лирические стихи,
романтические и
сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи в
оригинальной художественной трактовке. На русском языке создана книга
"Стихотворения"
(1895), на осетинском -- "Осетинская лира" ("Ирон фандыр")
(1898).
Тема
Родины, судьба родной земли, стремление быть полезным своей
стране.
Страдания
народа, особенно страдания женщин, детей, солдат.
Обращение
к народу с призывом подняться на борьбу.
Обращение
к молодому поколению.
Тема
любви.
Слово
благодарности русским писателям.
1.
Связь
с традициями русской литературой.
2.
Фольклорные
мотивы.
3.
Своеобразие
в изображении пейзажа: суровая красота гор.
4.
Образность
и сдержанность: минимум изобразительных средств, но повышенная образность,
емкие сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения.
1.
Проанализируйте
стихотворения о нелегкой доле народа ("Мать сирот", "Песня бедняка",
"Колыбельная",
"Горе" и другие). Определите, какие приемы использует поэт для создания
тяжелой картины жизни.
2.
Какие
два начала можно увидеть в стихах о детях ("Шалун", "Колыбельная")?
Как
сочетаются в них горькие строки и слова любви?
3.
Как
оценивает Хетагуров культурное значение русской литературы? ("Памяти
Лермонтова",
"Памяти Плещеева", "Перед памятником", "Памяти Грибоедова",
"Памяти
Островского")
4.
Докажите,
что поэзия осетинского поэта близка русской. Для этого выполните
сопоставительный
анализ произведений Хетагурова и русских поэтов:
-
"Утес" Хетагурова и "Утес"
Лермонтова;
-
"Памяти Плещеева" Хетагурова и "Памяти
Добролюбова" Некрасова;
-
"Завещание" Хетагурова и "Газетная"
Некрасова;
-
"Мать сирот" Хетагурова и "Мороз,
Красный
нос" Некрасова;
-
"Колыбельная" Хетагурова и одноименные
стихотворения Лермонтова и Некрасова
Найдите
изобразительные приемы в стихах Хетагурова, определите их
особенности.
Вся жизнь поэта была посвящена своей Родине. В
колыбельной
"А-лол-лай" мать поет сыну:
Наша жизнь страшней
могилы.
Только черный труд
постылый
Знает твой
отец...
Спи,
птенец!..
Как умру -- не
вздумай в горе
Ты покинуть наши
горы.
Ты люби свой
край...
А-лол-лай!
Итоги
урока. Коста Хетагуров -- это основоположник осетинской литературы,
создавший
свою творческую манеру, обращаясь к литературе русского народа, творчество
которого любил и ценил. Заслуга осетинского поэта в его безграничной любви к
своей стране, людям и отражении этого в поэтическом
творчестве.
Символизм в Европе. А. Рембо. "Пьяный корабль". Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе1880--1890 годов.
Уроки могут быть проведены в виде лекции с элементами беседы, и включать в себя сообщения учащихся и исследовательскую работу по изучению лирики А. Рембо.
1.
Рождение "декаданса" имело в своей основе
антибуржуазную направленность. Однако творчество декадентов носило крайне
индивидуалистические формы, когда отрицалось не только "торжествующее
свинство" буржуазии, но и способности человека переделать уродливый мир с
помощью разума и общественной борьбы. Декаденты отрицали воспитательную роль
искусства, провозглашали равнодушие к социальным проблемам, отводя главное
внимание к изображению субъективного мира в сочетании с необычной
художественной формой. Показ и
комментирование живописных полотен французских
художников-импрессионистов.
2. Символизм как литературное направление появился во Франции в 1870--1880-е годы и стал особенно популярен на рубеже XIX--XX веков. К зачинателям символизма относят французских поэтов Ш. Бодлера, С. Малларме, П. Верлена, А. Рембо, а также бельгийского драматурга М. Метерлинка. Сообщения учащихся о сборнике Бодлера "Цветы зла", стихах Верлена и Малларме и пьесе Метерлинка "Синяя птица". Выразительное чтение стихотворений "Альбатрос" и "Падаль" Бодлера, "Парижский набросок", "Женщина и кошка" и "Осенняя песня" Верлена, "Лебедь" Малларме. Чтение по ролям или просмотр в видеозаписи сцен из спектакля по пьесе Метерлинка "Синяя птица" в Московском художественном театре. Может прозвучать и стихотворение Метерлинка "Моя душа больна весь день."
Моя душа больна весь день,
Моя душа больна прощаньем,
Моя душа в борьбе с молчанием,
Глаза мои встречают тень.
И под кнутом воспоминанья
Я вижу призраки охот.
Полузабытый след ведет
Собак секретного желанья.
Во глубь забывчивых лесов
лиловых грез несутся своры,
И стрелы желтые -- укоры --
Казнят оленей лживых снов.
Увы, увы! везде желанья,
Везде вернувшиеся сны,
И слишком синее дыханье...
На сердце меркнет лик луны.
3. В 1880--1890-е годы художественные идеалы символизма стали формироваться на русской почве. Их целью был выход из мировоззренческого тупика литературы "безвременья". Идеологической основой русского символизма стало религиозно-мистическое учение богослова и поэта Владимира Соловьева. Сущность его теории в воплощении космическими силами идеи Прекрасного в различных формах земной материи с помощью созидательной энергии творческого духа, одухотворение земных явлений светом Красоты и весной женственности. Чтение и комментирование стихотворений В. Соловьева "Милый друг, иль ты не видишь.", "Бескрылый дух, землею полоненный.", "В тумане утреннем неверными шагами.", "В Альпах" (по выбору учителя).
4.
Свою
концепцию религиозно-культурного обновления пропагандировал
А. Л. Волынский на страницах журнала "Северный вестник".
Главной
задачей искусства теоретик считал "созерцание жизни в идеях духа, в идеях
божества и религии". Именно эти теоретические предпосылки привлекли в
журнал
литературных идеологов русского символизма. Чтение
отдельных стихотворений Д. Мережковского, З. Гиппиус,
Н. Минского,
Ф. Сологуба.
На втором уроке учащиеся познакомятся с личностью и творчеством
французского поэта Артюра Рембо, проанализируют его стихотворение "Пьяный
корабль".
1. Творчество А. Рембо (1854--1891) положило начало тенденциям эстетики символизма. Рембо при жизни не был так известен как Малларме и Верлен. Рембо умер совсем молодым, не дожив и до 40 лет, о чем в медицинской книге марсельской больницы было записано "Артюр Рембо, негоциант, 37 лет", а о его поэтической профессии даже не упомянуто.
2. Артюра Рембо впоследствии назвали Франсуа Вийоном своего времени. Он также мало прожил, столь же мало известна и местами просто загадочна его биография, и удивительна поэтическая судьба. О его творчестве спорят до сегодняшнего дня. Во французском литературоведении появился даже термин, отражающий сложность отношения к его поэтическому наследию -- "миф Рембо".
3. Разорванность и хаотичность поэтического стиля Рембо отразили сложность общественной жизни Франции после поражения Парижской Коммуны. Его эстетика, безусловно, зависит от мировоззрения и социального бытия поэт, от наследуемых литературных традиций, особенностей дарования и обстоятельств личной жизни.
4. Детство и юность Рембо прошли в строгой буржуазной семье маленького провинциального городка Шарлевиля. Уже в самом раннем, почти детском творчестве мы видим яростное отрицание скучной мещанской среды, в которой он рос. Он несколько раз бежал из дом, его влекли путешествия, мерещилась великая судьба. Его необычный внешний вид: растрепанные длинные волосы, огромная трубка в зубах, -- противоречили принятым нормам поведения и давали повод к насмешкам. Рембо, узнав о революции в Париже, спешит туда, но попадает в столицу только после разгрома Коммуны. Там он знакомится с Верленом и они начинают вместе странствовать, предпочитая образ жизни богемы.
5. В поэтическом творчестве он пытался создать особую поэтику ясновидящего с его обостренным ощущением мира и занимался "алхимией слова". Его первые поэтические и прозаические опыты вылились в сборники фрагментов "Лето в аду" (1873) и "Озарения" (1873--1875). Это были короткие, не всегда объяснимые тексты, которые он сам в 1878 году стал называть ошибочными.
6. Не сумев стать провидцем в поэзии, он решает отказаться от поэзии вообще, не мысля для себя возвращения к ее общепринятым нормам. Им овладела "охота к перемене мест", он стал искать землю, куда бы не проникла ненавистная для него буржуазная цивилизация, где он мог бы стать сильным и свободным. Таким местом ему представлялась Африка. Перед отъездом он написал: "Я вернусь с железными руками, смуглой кожей, бешеным взглядом". Однако на родину он вернулся умирать.
7. Поэтическое творчество Рембо продолжалось всего около 10 лет. В его поэзии переплелись лиризм и ирония, ставшая, как заметил А. Блок, выражением одиночества человека в мире конца XIX века. Первой темой стихов ученика шарлевильского колледжа стала тема романтического бунта, основанного на отрицании всех сторон общественного бытия Второй империи. Рембо клеймит религиозное ханжество, тупость чиновников, бесчеловечность франко-прусской войны. Выразительное чтение стихотворений "Наказание тартюфа", "Заседатели", "Зло". Поиски героического и влияние романтизма В. Гюго приводят Рембо, который видел в народе грозную и справедливую силу, к теме революции, к стихам о Парижской Коммуне. Выразительное чтение стихотворений "Париж заселяется вновь" и "Руки Жанны-Марии".
8. Главные черты поэтического стиля Рембо -- это:
- взволнованная лирическая интонация;
- смелость образов, образы-воплощения (Париж -- "красная блудница", Парижская Коммуна -- "пожаров прилив" и др.)
- подчеркнутая грубость деталей, отсутствие запретных тем и запретных слов;
- ломка привычных размеров, привычных границ дозволенного, шокирующая поэзия;
- свободный перенос строфы, одной строки в другую;
- субъективизм, тяготение к символическим образам, подчеркнутая музыкальность и живописность стихов. Выразительное чтение и анализ сонета "Гласные" ("Цветной сонет").
Стихотворение "Пьяный корабль" написан шестнадцатилетним Рембо в Шарлевиле. В нем отразилось стремление юного поэта к опасным приключениям, известным ему из книг "Труженики моря" Гюго, "Двадцать тысяч лье под водой" Жюля Верна, экзотических описаний Шатобриана.
1. Что необычного в названии стихотворения. Докажите, что образ пьяного корабля -- это пространная метафора. Прочитайте фрагменты из стихотворения, где поэт отождествляет себя с кораблем.
2. Сквозная метафора "Пьяного корабля" и его главная мысль трактовались критиками по-разному: "хочу все познать, все перечувствовать"; "жизнь человеческая подобна пьяному кораблю"; " жизнь поэта -- плавание в безбрежном море". Пользуясь текстом, подтвердите или опровергните каждую из точек зрения.
3. Охарактеризуйте цветовой колорит стихотворения. Докажите, что цвет корабля и окружающего мира находится в движении, в постоянных переходах и переливах. Какой художественный смысл при этом выявляется?
4. Проследите движение человека-корабля в пространстве. Какие изменения с ним происходят? Как это влияет на настроение стихотворения? Приведите примеры, показывающие, что картина мира в стихотворении создает ощущение головокружения, потерянности. Как это связано с названием стихотворения?
5. Можно ли утверждать, что в стихотворении показана сложность и многоцветность жизни, или текст изображает невыносимость мира, наполнен щемящей тоской много пережившего и повидавшего человека? Приведите примеры в защиту той или иной позиции.
6. Какой "водоем" становится у поэта символом Европы в финале стихотворения?
7. Почему финал стихотворения называли пророческим? Чем он созвучен биографии самого поэта?
8. Индивидуальное задание (для классов с углубленным изучением французского языка). Сопоставьте французский оригинал 1-2 строф стихотворения "Пьяный корабль" с его переводами. Укажите, как переводчики пытаются передать необычную стиховую форму оригинала, его цветовые и музыкальные образы.
Poème
d'Arthur Rimbaud, 1871
Comme je descendais des Fleuves impassibles,
Je ne me sentis plus guidé par les haleurs:
Des Peaux-rouges criards les avaient pris pour cibles,
Les ayant cloués nus aux poteaux de couleurs.
J'étais
insoucieux de tous les équipages,
Porteur de blés flamands ou de cotons anglais.
Quand avec mes haleurs ont fini ces tapages,
Les Fleuves m'ont laissé descendre où je voulais.
Dans les
clapotements furieux des marées,
Moi, l'autre hiver, plus sourd que les cerveaux d'enfants,
Je courus! Et les Péninsules
démarrées
N'ont pas subi tohu-bohus plus triomphants.
La
tempête a
béni mes éveils maritimes.
Plus léger qu'un bouchon j'ai dansé sur
les
flots
Qu'on appelle rouleurs éternels de victimes,
Dix nuits, sans regretter l'oeil niais des falots!
Plus douce qu'aux enfants
la chair des pommes
sûres,
L'eau verte pénétra ma coque de sapin
Et
des taches
de vins bleus et des vomissures
Me
lava, dispersant gouvernail et grappin.
Et,
dès lors, je me suis baigné dans le Poème
De
la mer, infusé d'astres, et lactescent,
Dévorant
les azurs verts; où, flottaison blême
Et
ravie, un noyé pensif parfois descend;
Où,
teignant tout à coup les bleutés, délires
Et rythmes lents sous les rutilements du jour,
Plus fortes que l'alcool, plus vastes que nos lyres,
Fermentent les rousseurs amères de l'amour!
Je sais les cieux crevant
en éclairs, et les trombes
Et
les ressacs, et les courants: je sais le soir,
L'Aube exaltée ainsi qu'un peuple de colombes,
Et
j'ai vu quelquefois ce que l'homme a cru voir!
J'ai vu le soleil
bas, taché d'horreurs mystiques,
Illuminant de longs figements
violets,
Pareils
à
des
acteurs
de drames
très-antiques
Les
flots roulant
au loin leurs frissons
de volets!
J'ai rêvé la nuit verte aux neiges éblouies,
Baisers montant
aux yeux des mers avec lenteurs,
La
circulation
des sèves inouïes,
Et
l'éveil jaune et bleu des phosphores
chanteurs!
J'ai suivi, des mois pleins, pareille aux vacheries
Hystériques, la houle à l'assaut des récifs,
Sans
songer
que les pieds lumineux
des Maries
Pussent forcer
le mufle aux Océans poussifs!
J'ai heurté,
savez-vous, d'incroyables Florides
Mêlant au fleurs
des yeux de panthères à peaux
D'hommes! Des
arcs-en-ciel tendus comme des brides
Sous l'horizon des mers, à de glauques troupeaux!
J'ai vu fermenter les marais énormes,
nasses
Où pourrit dans les joncs tout un Léviathan!
Des écroulements d'eaux au milieu des bonaces,
Et les lointains vers les gouffres cataractant!
Glaciers, soleils d'argent, flots nacreux, cieux
de
braises!
Échouages hideux au fond des golfes bruns
Où les serpents géants dévorés des punaises
Choient, des arbres tordus avec de noirs parfums!
J'aurais voulu
montrer aux enfants ces dorades
Du flot bleu, ces poissons d'or, ces poissons chantants.
- Des écumes de fleurs ont béni mes dérades
Et d'ineffables vents m'ont ailé par instants.
Parfois,
martyr
lassé des pôles et des zones,
La
mer dont le sanglot
faisait
mon roulis
doux
Montait vers moi ses fleurs
d'ombre aux ventouses jaunes
Et
je restais, ainsi qu'une femme à genoux ...
Presque
île,
ballottant
sur mes bords les querelles
Et
les fientes
d'oiseaux clabaudeurs aux yeux blonds,
Et
je voguais, lorsqu'à
travers
mes liens frêles
Des
noyés descendaient
dormir à
reculons!
Or moi, bateau perdu sous les cheveux des anses,
Jeté
par l'ouragan dans l'éther sans oiseau,
Moi
dont les Monitors
et les voiliers
des Hanses
N'auraient
pas repêché la carcasse
ivre d'eau;
Libre,
fumant, monté de brumes violettes,
Moi
qui trouais
le ciel rougeoyant
comme un mur
Qui
porte, confiture exquise aux bons poètes,
Des
lichens
de soleil
et des morves
d'azur,
Qui courais,
taché de lunules
électriques,
Planche folle, escorté des hippocampes noirs,
Quand
les juillets
faisaient
crouler à
coups de triques
Les
cieux ultramarins
aux ardents
entonnoirs;
Moi qui tremblais, sentant
geindre à
cinquante
lieues
Le
rut des Béhémots et des Maelstroms
épais,
Fileur
éternel
des immobilités bleues,
Je
regrette
l'Europe aux anciens parapets!
J'ai vu des archipels
sidéraux! et des îles
Dont
les cieux délirants
sont ouverts
au vogueur:
- Est-ce en ces nuits sans fond que tu dors et t'exiles,
Millions d'oiseaux
d'or, ô future Vigueur?
Mais, vrai, j'ai trop pleuré! Les Aubes
sont
navrantes.
Toute lune est atroce et tout soleil amer:
L'acre amour m'a gonflé de torpeurs enivrantes.
Ô que ma quille éclate! Ô que j'aille à la
mer!
Si je désire une eau d'Europe, c'est la flache
Noire
et froide
où, vers le crépuscule
embaumé
Un
enfant
accroupi, plein de tristesses, lâche
Un
bateau
frêle comme un papillon
de mai.
Je ne puis plus, baigné de vos langueurs, ô lames,
Enlever leur sillage
aux porteurs
de cotons,
Ni
traverser
l'orgueil des drapeaux et des flammes,
Ni
nager sous les yeux horribles
des pontons!
Пьяный корабль (1-2 строфы)
Перевод В. Набокова
В стране бесстрастных рек
спускаясь по теченью,
хватился я моих усердных бурлаков:
индейцы ярые избрали их мишенью,
нагими их сковав у радужных столбов.
Есть много кораблей,
фламандский
хлеб везущих
и хлопок английский, -- но к ним я охладел.
Когда прикончили тех пленников орущих,
открыли реки мне свободнейший удел.
Перевод П. Антокольского
Между тем как несло меня вниз
по
теченью,
Краснокожие кинулись к бичевщикам,
Всех раздев догола, забавлялись мишенью,
Пригвоздили их намертво к пестрым столбам.
Я остался один без матросской
ватаги.
В трюме хлопок промок и затлело зерно.
Казнь окончилась. К настежь распахнутой влаге
Понесло меня дальше, -- куда все равно.
Я спускался легко по речному потоку
Наспех брошенный теми, кто шел бичевой.
К разноцветным столбам пригвоздив их жестоко,
Краснокожие тешились целью живой.
И теперь я свободен от всех экипажей
В трюме только зерно или хлопка тюки.
Суматоха затихла. И в прихоть пейзажей
Увлекли меня волны безлюдной реки.
Итоги уроков.
Поэзия
символизма стала реакцией на буржуазные нормы жизни, ее лживую мораль и
нравственность. Поэты-символисты обогатили литературу новыми, неожиданными
темами
и образами, интонациями и метафорами, утвердили в поэзии новые формы стиха,
например верлибр. Вместе с тем эта поэзия несет на себе отпечаток "больной
эпохи", почти физически болезненного ощущения жизни. Многие
поэты-символисты
стали создателями пророческих произведений, рисующих трагедии и катастрофы
грядущего
XX
века.
[1] Блок А. А. Возмездие.
[2] Отдельный урок по этой
теме проводится только в гуманитарном классе. В классах базового уровня
лекционный материал может быть включен в обзорную лекцию о русской
литературе
второй половины XIX
века (урок 56).
[3] Коста Хетагуров. Памяти А. А. Плещеева.
[4] Жан Мореас. Манифест символизма. Газета "Фигаро". Париж, 1886.
|
|
|
|
|
|
Вы ошибаетесь, прелестница. Базаров никоим образом не "схож" с ПечОриным.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ныне учителя малограмотны стали, а ученики воруют чужие тексты из интернета.
|
|
|
не нужно всех грести под одну гребенку, если дети-это позор, то вы сами в этом виноваты, не вы конкретно, а ваше поколение, так воспитали значит. ИМХО а дети - это цветы, и у неумелого садовника превращаются в мусор
|
|
|
|
Ирочка, ответы ищите в себе, на себе и под собой! Удачи Вам!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сайт помог.Планы ответов пришлись очень кстати ДАЖЕ ученикам.Выражаю благодарность.Дальнейшего развития и процветания )) Спасибо за внимание.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отвечайте, пожалуйста, за свои слова, но не за чужие! Может быть, Вы не так понимаете писанные предложения?
|
|
Прошу прощенья, но подобные заявления, если, конечно, они не преследуют политических целей, обнаруживают полнейшее плачевное состояние современного российского мировоззрения - поделом тогда нам. Дело в том, что естественная Наука ничем другим кроме материальности не оперирует. Она не опирается на чудеса - она призвана их разоблачать хотя бы тем, что должна отыскивать устойчивые материальные связи, которые делают ╚чудеса╩ управляемыми и укрощенными. Ни самолёты, ни автомобили не движутся по ╚щучьему велению╩, а если бы было иначе, то - зачем человеку нужны такие автомобили и самолёты? Тоже самое - лампочка призвана давать свет ВСЕМ желающим вне зависимости от их верований. Электроны управляются полями, но не божественным провиденьем. Биологическая клетка - это воплощение материальности. Стало быть, материальное понимание мира влечёт некое пренебрежение иррациональностью. Там, где существует Наука, там не может быть ничего мистического.╩ Подчеркивание в ответе на мой материал ╚Как я читали этот школьная учебники ╩ мое. Дело в том, что один из преподавателей философии высказывался в том же духе, пока не прервал поступление моих материалов из рассылки, отправив меня в спам. Так и не удосужившись проследить историю своего воинствующего атеизма. Мало того, что мой материал указывает , что именно представители светской науки отказываются прослеживать причинно-следственные связи хоть до какого-то здравого конца, обрывая свои рассуждения и заканчивая их полной смысловой несуразицей только в угоду тому, что последовательное мышление заставит признать наличие предустановленности мироздания. А предустановленность почему то связывают с иррациональностью, с чудом. ╚ Объяснения Науки - собственно её теоретическая часть - не имеет право давать сатисфакцию человеческому уму экивоками в сторону какого бы ни было бога. Вообразите себе, Вы открываете учебник физики, а там написано только одно и одной строчкой: всё в воле бога и никаких закономерностей быть не может, молитесь - и будет дано вам по вашей вере. Или пуще того, Вы приходите к врачу, а он отсылает Вас за лечением в церковь. Или, давайте доведём себя до такого социального состояния, что - будет день, будет и кров, и пища, т.е., не будемте строить ни домов, ни мостов, ни электростанций, ни делать запасов, ни шить одежды, ни многих других вполне материальных и практических вещей. Наука это не религия, и научное мировоззрение ничем иным быть не может. Если Вам, паче чаяния, нужны нематериалистические объяснения - оставьте Науку в покое, закройте все учебные заведения, давайте детям одно церковно-приходское образование, впрочем, никакого образования вообще не нужно. Поразительно! Оказывается, Наука всё ещё чего-то не понимает, и, следовательно, она ложна!? Оказывается, у Науки всё ещё есть узкие места! - караул! Меня всегда повергала в ужас подобная ╚логика╩! Если на текущий момент Наука чего-то не знает или чего-то не может стойко объяснить - то что? Она этого не узнает никогда? Она не сможет объяснить этого вовеки? Знаете, мне совестно говорить Вам это, но еще в средневековье Наука многих вещей, которые тривиальны нынче - не знала. В частности, общественное сознание было уверено относительно плоской формы Земли - ну, и что? Разве Земля плоская? Если мы многого ещё чего не понимаем, - то что? - надо бухаться на колени и ждать манны? Божественный План это всего лишь гипотеза и её необходимо, дабы не выглядеть смешно, материалистически доказывать. Доказав её материалистически, Вы обнаружите много разных материальных связей и ни одного чуда. И дарвинизм - это тоже гипотеза, но он (дарвинизм) хотя бы научен, а не голословен. ╚ Из другой дискуссии на другом форуме: Попробуйте объяснить слово механизм, который употребляется в СТЭ, без цели (Шадрин В.В. @ 08 марта 2010,07:00) QUOTE Попробуйте объяснить слово механизм, который употребляется в СТЭ, без цели Иллюзия цели эволюции возникает при линейной экстраполяции нескольких ее последовательных точек "на бесконечность". Более подробное рассмотрение материала показывает, что всякая тенденция (воспринимаемая как Цель) иссякает и уступает место иной. Динозавры яркий, но не единственный пример. Я Вам про Фому, а Вы мне про Ерему. К тому же отойдите чуть дальше - не смотрите в упор. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Страница 1, сообщение 14 Шадрин В.В. QUOTE Попробуйте объяснить слово механизм, который употребляется в СТЭ, без цели Я читал рекомендации для участников форума и там рекомендуют расшифровывать аббревиатуру, очень хорошая рекомендация. Если предположить, что речь идёт об употреблении термина ╚механизм╩ в теории, то в теориях он обычно понимается как некая последовательность(мое выделение В.Ш.) событий и обстоятельств, обуславливающих процесс, описываемый в теории. Если теория, по своей сути является математической дурилкой, показывает только некие конечные величины, различные соотношения и не рассматривает явления в развитии, то да, употребление этого термина не уместно. Это уже вопрос порядочности учёных. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Стэ-синтетическая теория эволюции. Последовательность -не существует без предопределенности. Я все-таки обращаю Ваше внимание на важный вывод о детерминированности языка, и если теория СТЭ говорит о том, что у эволюции нет цели, то будьте добры не пользоваться словами при объяснении, которые на эту цель указывают - и Вы поймете, что слов не останется для выражения своей позиции , в этом суть. ╩Бедная Россия, бедное её будущее! И последнее, да будет известно, что естественная Наука не ищет Истину; Истину ищет философия флаг ей в руки; Наука ищет феномены и явления, которые она может с пользой для человека проэксплуатировать; утилитарный опыт - вот истина Науки. Рассказы по какую-то там заоблачную Истину - это дело рук прожектёров от науки и пылких гуманитариев. ╚ Так ли это? Словосочетание научный атеизм говорит об обратном. Такое неглубокое мышление-результат стереотипности , штампов в основании логики мышления, привычка видеть не суть передаваемого события, явления. Выводы: ╚всё в воле бога и никаких закономерностей Если Вам, паче чаяния, нужны нематериалистические объяснения Божественный План это всего лишь гипотеза и её необходимо, дабы не выглядеть смешно, материалистически доказывать. Доказав её материалистически, Вы обнаружите много разных материальных связей и ни одного чуда. И дарвинизм - это тоже гипотеза, но он (дарвинизм) хотя бы научен, а не голословен. ╚ Давайте посмотрим: собственно план эволюции Мироздания отвергает ли он ╚материалистические связи╩. Есть ли в нем место чуду!!! У нас нет другой аналогии, чтобы рассмотреть понятие ╚план╩, как аналогия с производством. И именно эта аналогия и показывает нам, что только в плане нет места чуду, только при выверенном планировании чего-либо нет случайности и хаоса, которые и составляют предмет любого чуда. А теперь давайте посмотрим на ухищрения ученых, объясняющих нам эволюцию мироздания: Газета Троицкий вариант от 17 февраля 2009 года Профессор биологического факультета МГУ Алексей Меркурьевич Гиляров: "Похвальное слово Дарвину" "Мне уже пришлось в другом месте цитировать недавнюю прекрасную статью новосибирского биолога Олега Кастерина, носящую очень точное название "Дарвинизм, как частный случай Бритвы Оккама"..... Ну а "основной смысл и величие дарвинизма", как пишет Кастерин, и состоит в том, "что он утверждает отсутствие специальных механизмов эволюции, в той или иной степени предполагающих эволюционные изменения в качестве своей "цели"...". (Мое выделение В.Ш.)Лучше не скажешь! Эволюция вовсе не нацелена на будущее, она просто фиксирует настоящее. Остается только восхититься гением Чарльза Дарвина, великого труженика науки, внимательного натуралиста и глубокого мыслителя". Неужели не видно, что приспособленчество, вульгарно трактуемое дарвинизмом неизбежно ведет только к паразитизму, к лени, к деградации , но не к эволюции, что эволюцию поддерживают вложенные инстинкты вначале: потребность питания и потом осознание причинно-следственных связей. Как назвать процесс самоорганизации другим словом, более понятным и соответствующим тому содержанию, какое пытаются передать как не чудом. Если написать это простым языком, то звучать это должно так : Все смешалось в доме Облонских, а на выходе получилось совершенство, посредством чуда. Только план абсолютно отвергает чудо, именно план дает полную картину причинно-следственных связей, названных материалистическими. Именно план согласует все детали мироздания. Так на каком основании отвергли план, а с ним и Разум природы, на каком основании план не разбирается наукой, как более чистое и адекватное соответствие ╚ материалистическому подходу╩ к действительности? А с ним и Бога? ╚Наука это не религия, и научное мировоззрение ничем иным быть не может. Если Вам, паче чаяния, нужны нематериалистические объяснения - оставьте Науку в покое, закройте все учебные заведения, давайте детям одно церковно-приходское образование, впрочем, никакого образования вообще не нужно. ╚ ╩Поразительно! Оказывается, Наука всё ещё чего-то не понимает, и, следовательно, она ложна!? Оказывается, у Науки всё ещё есть узкие места! - караул! Меня всегда повергала в ужас подобная ╚логика╩!╩ Ученые не могли не знать, что понятие Бог это не только понятия переданные ╚Гундяевыми и Кураевыми╩. Что помимо этого существуют и те, кто не говорит ни о какой догме, ни о каких чудах. То, что наука остановилась на самом исковерканном объяснении и параллельно не рассматривала другие объяснения и говорит о ее методологическом промахе, по сути, о предвзятости, о научной близорукости, о подтасовке наблюдений за природой. Ведь это ученые отказались от детерминизма, ведь это они сделали понятия хаос, случайность, безцельность , неразумность природы-научными основами. Но из чего более вытекает чудо , как из недетерминизма и что более всего ему противостоит как полный детерминизм, как запланированность и четкий расчет. Так от чего более ужасны последствия от желания понять план и ему следовать , или от сопротивления этому плану . Повторюсь, что изучение истории начало претендовать на научность только тогда, когда заговорили о цели развития!!!. Но случайные мутации, которые как составные части дарвинизма принял марксизм-перечеркивают любые ╚национальные проекты╩, так как в любое время непредсказуемая мутация может оборвать любое направление развития, направив его в неизвестную сторону!!! О Каких закономерностях идет речь в этом случае. Неужели этот абсурд не виден. Повторюсь, что в индуизме интеллект назван разрушителем реальности, а его шея это наши мотивы, т.е чувства. Если интеллект не видит, куда поворачивает его шея-то он ведом этими мотивами и не чист в своих пристрастиях. Объясняет ли это нам психология? ╚ Стало быть, материальное понимание мира влечёт некое пренебрежение иррациональностью. Там, где существует Наука, там не может быть ничего мистического.╩ Планирование и логичность! Отвергает ли планирование формальную логику? Ответ очевиден. Самоорганизация и мистика- не близнецы ли братья?... Человек, которого не удовлетворят смыслы этих объяснений неизбежно подойдет к кризису смысла жизни и обнаружит, что он не замечал этих противоречий только потому, что он искал не истину, а был доволен своим положением в науке, в обществе и это затмевало от него эти глубинные вопросы. Те элементы Мироздания, в которых он копошился удовлетворяли его , приносили и материальное удовлетворение и психологическое, но при этом он не интересовался по-настоящему теми связями, которые выходили за рамки его исследований. И если ему, как Пригожину например хотелось пооригинальничать-он мог делать это на факультативных основах, в сторонке от основных научных интересах, возвращаясь же в лоно своих исследований он погружался в абсолютный детерминизм и там делал великие? Открытия. Но в памяти потомков останется его философская несъедобная ботва ╚Рациональность (от лат. ratio - разум) - понятие, характеризующее различные формы активности человека, а также природные и социальные явления с точки зрения их целесообразности, эффективности, гармоничности, предсказуемости, экономии затраченных средств для достижения цели и др. тому подобного. В современной философии выделяют различные типы рациональности (например, классическая и неклассическая, научная и ненаучная), в зависимости от общих представлений о разуме, а также выбранных критериев оценки сознательной активности человека. Трактуемая в самом широком смысле как разумность, рациональность противостоит иррациональности (не- и внеразумности).╩ Удивительно, что те, кто ищет рациональное(разумное?!) объяснение связей! в природе -УТВЕРЖДАЮТ, что Природа ИРРАЦИОНАЛЬНА, не РАЗУМНА. С точки зрения даже формальной логики вещи несовместимые, не укладывающиеся в сознание. Куда ни киньМертвое родило живое. Самое страшное , что это не смущает науку. Она продолжает эксплуатировать слова, которые своей сутью опровергают передаваемое содержание и как только пытаешься не зазубрить, а осознать это обнаруживаешь полный абсурд. ╚Полный Аватар!╩
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
спасибо!
|
|
|
Я кончил и закурил.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учителям низкий поклон за труд!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пускай здесь ходят, как хотят Лира переулков наших, марка, Центр Пускай их топчут, на них глядят Всю жизнь на свободе прогулки по темным аркам Но не пропасть им никогда Пойми, эти стихи будут тут всегда Будут тут всегда Эти чистые пруды Эти грязные банкноты Эти горящие кропали Эти идиоты, что считают себя за крутых Налет на зубах, Ты пил в стаканах страх Завтрашнего дня Надеюсь это обойдет меня Надеюсь я останусь у руля трамвая Надеюсь, что моя родня не испытает той боли, Что появляется, когда ты узнаешь, что твой ребенок болен И его игра стала реальностью А она не терпит слабости Центровые дворы воспитали людей Новой эры, они видели иные миры Ну живут еще в этом пока Жестоком и диком легка походка Тяжела душа, я Весомые слова в стихах Останутся на жестких дисках После того как мы превратимся в прах Но наша жизни уже без наших тел будет жить в веках А пока, трамвайные пути, будут нас вести И каждому, кто с нами, рано или поздно должно повезти Себя найти Себя найти Себя найти Пускай здесь ходят, как хотят Лира переулков наших, марка, Центр Пускай их топчут, на них глядят Всю жизнь на свободе прогулки по темным аркам Но не пропасть им никогда Пойми, эти стихи будут тут всегда Будут тут всегда Сердце посажено, печень нахуй послана За головой стараюсь ухаживать, Но походу поздно И так важно однажды не проснуться взрослым И так страшно однажды загнуться от цирроза Да, мне жизненно необходима эта картина за окном И эта комната, полная дыма пластеина с никотином И чтобы только мимо проезжала эта Белая с синей полоской машина Стабильная маза с ганджубасом И второй, пожалуй самый сильный альбом Наса И эти фразы, написанные разными пастами Чтобы связывались в рассказы, пускай не сразу Хотя бы две копейки на телефоне И по две рабочих батарейки, в плеере и диктофоне Эта замёрзшая рука с бутылкой пива И твои уши для этого речитатива
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
╚С литературой никогда проблем не было╩. Поражаюсь. Я, правда, вполглаза глянул материал. Слова СИНТЕЗ нету. И поэтому подозреваю, что преподавание литературы не сильно изменилось за 60 лет. А именно книга о СИНТЕЗЕ (http://scepsis.net/library/id_2556.html) повернула мою жизнь инженера в гуманитарном направлении. А другая (http://vygotsky.narod.ru/vygotsky_psy_iskustav.htm) превратила эту повёрнутую жизнь в непрекращающуюся проблему (что есть счастье).
|
|
Не слушайте Куклина. Он в летах, и, наверно, не может уже воспринимать новое. А вторая книга, что я вам указал, это и есть дорога к навсегда ТРУДНОСТИ постижения. Знаете, как разбивание кирпича ладонью. Самому мне не приходилось. Ну пришлось пару раз пройти в горах по обвалившейся на коротком участке тропе. Нет слов Этот тот самый катарсис, а потом осознание его (ибо он подсознательный). Как по облакам ходишь, если это случается. Книга, правда, пместами ну очень трудная. Прочтите главу о ╚Лёгком дыхании╩ и иллюстрацию-спор с нею - http://art-otkrytie.ru/bunin.htm
|
И само "Лёгкое дыхание" Бунина - прежде всего прочтите.
|
Чёрт, меня всё-таки коробит (я ж просветитель всё-таки), что вы не поняли, что такое катарсис по Выготскому. Может, вы тоже прочтёте, как я Анастасии предложил, этот рассказ, главу о нём у Выготского и мой спор с ним? Но придётся, конечно, отключиться от всех внешних раздражителей. Если дома негде спрятаться, читайте в читальне, где есть компьютер.
|
Советовать не читать меня вы вправе, конечно. Да только и я вправе советовать не слушать ваших советов. Да мне и неинтересно мнение Анастасии обо мне. Не люблю зубрилок и уверенных, что литература - занятие легкое и понять литературное произведение с помощью школьного учебника легко. Ведь она даже не знает, что Тане было всего лишь около пятнадцати лет в момент ее встречи с Онегиным Женей, что младшая сестренка ее, оплакивающая своего жениха Ленского, и вовсе только вылезла из детских платишек. Не знает, что тетрадки с главами первого издания этого романа в стихах продавались в магазинах Смиридина и его преемников еще в 1880-е годы. То есть, вопреки мнению авторов учебников, особой любовью "Евгений Онегин" у читателей России не пользовался. Поднебесный шкину создал Наркомпрос во главе с Луначарским и под присмотром Сталина.
|
|
Пролетел я. Забыл, что вы читали. Пардон. Ну значит, смотрели в книгу (Психология искусства) видели фигу. Что подтверждают и те признаки, которые вы перечислили по ╚Евгению Онегину╩, и которые-де определяют ╚понимание╩ его. Жаль мне вас. И зло берёт на тех преподавателей, кто в Литературном институте преподавал. Самый перец-то и не преподали. Хотя Чёрт знает Может, и правльно. Та художественность (что по Выготскому) надо, наверно, чтоб стихийно проявлялась. А если зная Наверно штукарём станешь. Я даже долгое время, выйдя в Интернет, предлагал тем, кто сам сочиняет, меня не читать. Чтоб не нарушали в себе стихийность. А потом как-то опустился
|
Но вот засел за семитомник его, выпущенный издательством "Просвещение" в ускорение и перестройку, - и как пелена с глаз упала: лукавит Выготский на каждом шагу, выпендривается, норовит методику европейских психоаналитиков приложить материалистическому объяснению физических явлений. И пропагандировал он как раз нормы морали общества потребления, столь вами нелюбимого. Еще в 1920-е годы, когда этого понятия, как такового, не было. И Макаренко, спасший от смерти и тюрьмы сотни пацанов- жертв Гражданской войны, был прав в оценке Выготского, когда оспаривал те или иные суждения этого все-таки не психолога, а ПЕДОЛОГА, и НКВД, арестовавшее его, имело все основания для прекращения его зловредной деятельности. Горбачев и его окружение потому и реанимировали Выготского, что он подсказывал на уровне подсознания нашей интеллигенции, что жить жирно лучше, чем жить умно и честно. Для меня Выготский стоит в одном ряду с Ельциным и Горбачёвым, Гусинским и Березовским, и так далее. Так что давайте не будем о нем.
|
|
Передёргиваете (не имеет педология отношения к ╚Психологии искусства╩) и забиваете Мике баки. И доказываете ещё раз, что таки фигу видели в этой книге. Единственное что вы отрицанием ╚Психологии искусства╩ Выготского совпадаете со всеми литкритиками: они его не пользуют. Почему они так? Для советского времени ясно. Мало ли какого художника придётся признать великим. Мало ли какой смысл, он же нецитируемый, откроется в ином произведении. Можно карьеру испортить. Для теперешнего времени не знаю. Времена теперь - для тёмных. Может, трудно пользоваться его методом. Ведь вот два века никто из критиков не замечал, что Стрекозу дети любят, а мораль за Муравья. Вон, вы ж не смогли понять его книгу.
|
|