"> ">
И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). "Записки охотника" и их место в русской литературе.
В урок-лекцию о страницах жизни и творчестве Тургенева могут быть включены сообщения десятиклассников об отдельных страницах жизни и творчества писателя. В этой работе поможет книга для учащихся Ю. В. Лебедева "Тургенев" из серии "Биография писателя" (М., 1990).
Страница первая -- "Мать". Трудное детство и юность матери Варвары Петровны Лутовиновой, постоянное ощущение зависимости и в то же время незаурядный ум и большие способности. Сильная воля, гордость, стремление к независимости в атмосфере отсутствия любви превращались в желание властвовать, распоряжаться судьбами людей. Женщина с тяжелым, деспотичным, капризным характером была одаренной и со своеобразным обаянием. По отношению к троим сыновьям -- заботливой и нежной, но это не мешало ей тиранить их и наказывать по любому поводу. Черты матери узнаваемы в барыне из рассказа "Муму", Глафире Петровне из романа "Дворянское гнездо", властной бабушке из повести "Пунин и Бабурин". Дневник матери, обнаруженный после смерти, потряс Тургенева. Всю ночь не мог заснуть, думал о её жизни: "Какая женщина!.. Да простит ей бог все! Но какая жизнь!"
Страница вторая -- "Несколько слов о любви". Может быть, именно от матери сформировались противоречия Тургенева в отношении к женщине: поклонение "прекрасной половине человечества" и непреодолимое неприятие семьи, брака, стабильного "мещанского счастья". Этим объясняется странная любовь к Полине Виардо (Мишель Фернанд Паулина Гарсиа). Красота голоса 22-летней певицы в роли Розины из "Севильского цирюльника" Дж. Россини покорила Тургенева. В письме к ней читаем: "Ах, мои чувства к Вам слишком велики и могучи. Я не могу больше жить вдали от Вас, я должен чувствовать Вашу близость, наслаждаться ею; -- день, когда мне не светили Ваши глаза -- день потерянный!" Ее обликом навеяно стихотворение в прозе "Стой!", которое может быть прочитано на уроке.
Страница третья -- "Отец". Первая встреча с истинной любовью у Тургенева безответная. Ему предпочли другого. "Другим" оказался отец будущего писателя Сергей Николаевич. Сын не возненавидел отца, а в повести "Первая любовь" изобразил его "трепетно и влюбленно". В лекцию учителя может быть включено краткое сообщение ученика о проблематике и поэтике повести "Первая любовь" с обобщением ранее изученного.
Страница четвертая -- "Впечатления детства". Любимое Спасское. Старый усадебный сад, где секретарь матери, Федор Иванович Лобанов, учил его грамоте, громадный барский особняк в 40 комнат, огромнейшая библиотека и мальчик, рано задумывающийся о жизни, остро чувствующий боль и глубоко понимающий красоту. Здесь возможен показ видеоматериалов о Спасском-Лутовинове или заочная экскурсия по усадьбе Тургеневых.
Страница пятая -- "Первое произведение". Литературную деятельность Тургенев начинает как поэт. 1843 год -- создана поэма "Параша". Здесь все тургеневское, это заявка на свой стиль, первые наброски образа "тургеневской девушки". Возможно прочитать вслух несколько отрывков из поэмы или стихов о любви, посвященных Татьяне Бакуниной.
Страница шестая -- "Записки охотника". 1852 год -- Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя и печатает "Записки охотника" (рассказы отдельно печатались в "Современнике" с 1841 по 1851 год). За эти публикации и "нарушение цезурных правил" "по высочайшему повелению" Тургенев был арестован и выслан в Спасское-Лутовиново до ноября 1853 года. "Обвинительный акт крепостничеству" -- так назвал Герцен "Записки охотника". Рассказы разноплановы. Это повествование о величии и красоте русского народа, о его положении под гнетом крепостничества, о пагубном влиянии крепостного права на человека, о прекрасной русской природе. Загадочным сфинксом видит Тургенев русского мужика. "Да, то ты, Карп, Сидор, Семен, ярославский, рязанский мужичок, соотич мой, русская косточка! Давно попал ты в сфинксы?"-- спрашивает он в стихотворении в прозе "Сфинкс". Следует обобщить информацию о рассказах из "Записок охотника", изученных в основной школе и прочитанных самостоятельно, например "Бежин луг", "Бирюк", "Хорь и Калиныч", "Певцы", "Живые мощи" и др., вспомнить особенности их содержания и формы. Возможно и сообщение заранее подготовленного учащегося о сборнике "Записки охотника", его содержании, структуре, проблематике и поэтике.
Страница седьмая -- "Либералы". Большая дружба связывала Тургенева с "Современником", он тяжело переживал разрыв с ним. О причинах разногласий с редколлегией журнала, романе "Накануне", статье Добролюбова "Когда же придет настоящий день?" расскажет учитель или прозвучит сообщение учащегося. Следует подчеркнуть, что Тургенев -- либерал, причем либерал 40-х годов. В 60-е годы это был уже другой либерализм. "Это слово "либерал" в последнее время несказанно опошлилось, и не без причины... Кто им, подумаешь, не прикрывался! Но в наше, в мое молодое время... слово "либерал" означало протест против всего темного и притеснительного, означало уважение к науке и образованию, любовь к поэзии и художеству, и, наконец -- пуще всего означало любовь к народу".
Страница восьмая -- "Последние годы". В 80-е годы, умирая на чужбине от тяжелой болезни, томясь по Родине, Тургенев писал Я. Полонскому: "Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу -- родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу". Скончался Тургенев 22 августа 1883 года, покоится в русской земле на Волковом кладбище в Петербурге. Его поэтическим завещанием, обобщившим философские размышления о жизни, стали "Стихотворения в прозе". Следует вспомнить изученные ранее "Русский язык", "Близнецы", "Два богача" и прочитать некоторые стихотворения в прозе о вечных проблемах бытия: любви, смерти, творчестве, отношении к Родине, например, "Деревня", "Старуха", "Путь к любви", "Воробей", "Мы еще повоюем!", "Роза" и др. (по выбору учителя).
Итог урока. Сложность жизни И. С. Тургенева нашла отражение в его творчестве, где герои, как правило, несчастны, их характеры противоречивы, сильны и красивы. Писатель стремился показать нравственных людей. Об этом писал в некрологе М. Е. Салтыков-Щедрин: "Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов <...> он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает. Так что ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал "добрые чувства", то же самое и с такою же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. Это были не какие-нибудь условные "добрые чувства" <...> но те простые, всем доступные общечеловеческие "добрые чувства", в основе которых лежит глубокая вера в торжество света, добра и нравственной красоты".
И. С. Тургенев -- создатель русского романа. Проблематика и поэтика одного из романов писателя. История создания романа "Отцы и дети".
Задачи урока -- выявить особенности жанра романа и причины его развития в середине XIX века, проследить развитие жанра романа в творчестве Тургенева.
"Роман возник в ту эпоху, когда все гражданские, общественные, семейные и вообще человеческие отношения сделались бесконечно многосложны и драматичны; жизнь разбежалась в глубину и в ширину в бесконечном множестве элементов", -- писал Белинский.
Особенности романной формы -- большая форма (большое количество действующих лиц, большой интерес к обстоятельствам человеческой жизни, большая экспозиция, отсутствие ограничения во времени и пространстве), но художественная завершенность.
1. Какого героя ищет Тургенев, обращаясь к жанру романа? Писатель ищет нового героя, но в начале опирается на традиции изображения "лишнего человека". Таков Рудин, который так и не нашел настоящего дела. "Онегин сменился Печориным, Печорин Бельтовым и Рудиным. Мы слышали от самого Рудина, что время его прошло, но он не указал нам никого, кто бы заменил его, и мы еще не знаем, скоро ли дождемся ему преемника", -- писал Чернышевский. Таков и Лаврецкий в романе "Дворянское гнездо", страдающий от неустроенности и одиночества. Таков и герой романа "Накануне" Инсаров, который так и не доехал до своей Родины, чтобы вступить в борьбу за ее освобождение.
2. Почему герои трех первых романов не смогли применить свои силы? Как меняется образ нового героя от романа к роману? "Тогда в литературе явится полный, резко и живо очерченный образ русского Инсарова" (Добролюбов). Таким героем станет Базаров.
3. Какова обстановка в стране в момент написания романа? Реформы; арест Чернышевского, Писарева; развитие науки -- Бутлеров, Сеченов, Менделеев; обострение противостояния социальных сил.
4. В чем смысл заглавия романа? Смысл двойной: социально-исторический (противостояние двух общественных сил) и общечеловеческий (семейный). Упоминание о романе впервые встречается в письме к Е. Е. Ламберт (1860). В истории создания романа выделяют три этапа написания: 1) август 1860 -- август 1861 -- создание основного текста; 2) конец сентября 1861 -- январь 1862 -- "перепахивание романа", внесение многочисленных поправок, вызванных изменениями политической обстановки; 3) февраль -- сентябрь 1862 -- подготовка романа к печати. Итог -- 238 листов убористого тургеневского почерка. Из-за разрыва с "Современником" роман напечатан в журнале М. Н. Каткова "Русский вестник".
5. Что хотел показать в романе Тургенев? Каков его замысел? Писатель хотел показать подъем революционно-демократического движения, новый, нарождающийся в результате этого движения тип -- нигилизм; подвергнуть критике моральные качества нигилистов, в частности, самомнение; представить конфликт двух сил: новых (нигилистов) и старых (консерваторов и либералов); остановиться на проблемах семьи.
6. Чем объясняется центральное положение Базарова в романе? Каковы его прототипы? Тургенева упрекали в нежизненности образа Базарова, но сам автор говорил, что для него важно наблюдение над "живым лицом". В статье "По поводу "Отцов и детей"" читаем: "...в основании главной фигуры, Базарова, легла одна, поразившая меня личность молодого провинциального врача. В этом человеке воплотилось -- на мои глаза-то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма". По мнению исследователей творчества И. С. Тургенева, в основе -- черты нескольких "живых лиц":
-
Доктор
Д. -- уездный врач Дмитриев. "Без уездного врача Дмитриева не было бы
Базарова"
(Тургенев).
-
Молодой
русский врач, встретившийся Тургеневу в поезде во время поездки в Германию.
-
Молодой
доктор, с которым Тургенев познакомился в вагоне Николаевской железной
дороги.
-
Молодой
провинциальный врач, сосед по имению, Виктор Иванович Якушкин. (Версия
Н. Чернова).
-
Черты
представителей революционной демократии: Чернышевского,
Добролюбова.
-
Черты
Белинского, которому посвящён роман.
Итог урока:
Появление романа на русской почве вызвано временем, которое требовало
исследования всех сторон жизни, т. к. она не устраивала прогрессивно
настороенных людей. Тургенев внес большой вклад в развитие романной формы.
Не случайно
даже появилось определение "тургеневский роман". Можно говорить о
Тургеневе
и как о создателе русского романа. Романы писателя -- это поиск героя и
ответа на вопрос о возможных путях развития общества.
Духовный конфликт поколений и мировоззрений в романе "Отцы и дети". Базаров -- герой своего времени.
Задача урока -- показать Базарова как тип, требуемый временем, доказать, что герой романа -- нигилист, подчиняющийся законам теории -- не выдержит испытание жизнью, раскрыть две ипостаси Базарова: литературный тип и живой человек.
"И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером", -- так писал Тургенев о своем герое. Роман был написан в тот момент, когда в России обострилась борьба различных взглядов и течений. Тургенев, показывая противостояние либералов и революционеров-демократов, не мог встать ни на одну из сторон. Ни те, ни другие не имели однозначного авторского отношения. Но Базарову уделено больше внимания, автору интересен этот герой, потому что это то новое, что пробует себя.
1. В образе Базарова два аспекта: воинствующий демократ и нигилист. Анализируя II, III, IV, V главы романа, докажите его демократизм (одежда, речь, внешность, поведение, отношение с дворовыми, круг чтения и пр.).
2. Почему невзлюбил Базарова Прокофьич? Аргументируйте свое мнение. Как относились к нему другие жители имения?
3. Как ведет себя Базаров во время пребывания в Марьине? Сравните его занятия с занятиями Аркадия (гл. X).
4. Как говорит Базаров о своем происхождении (гл. X, XXI). Что мы узнаем о его жизненном пути, о его родителях? Как это помогает пониманию его образа?
5. Зачем Базаров "старательно" противопоставляет себя Павлу Петровичу, ведет себя вызывающе?
6. Нигилизм -- nihil (лат.) -- ничто -- умственное течение, отрицающее общепринятые ценности, идеалы, моральные нормы, культуру. С одной стороны, Тургенев не является сторонником нигилизма, поэтому его отношение к Базарову сложно и неоднозначно. С другой стороны, Базаров не очень "укладывается" в рамки нигилизма, что тоже усиливает его сложность и противоречивость. Охарактеризуйте взгляды Базарова-нигилиста (гл. V, X). Что он отрицает? Чем руководствуется в своем отрицании? Конкретны ли его взгляды?
7. Базаров занимается естественными науками. Как это связано с проблематикой романа?
8. Определите сильные и слабые стороны нигилизма. Где нигилизм Базарова терпит крах?
9. Как показаны отношения Базарова с народом? Проследите, как они меняются на протяжении романа. Почему по-разному относятся к Евгению жители Марьина и жители имения отца?
10. Что вкладывает Тургенев в слово "нигилист"? За границей так называли русских революционеров.
11. Почему так противоречив герой? Какую роль в этих противоречиях играет позиция автора?
Итог урока. Тургенев не смог однозначно отнестись к своему герою, поэтому образ Базарова противоречив. Явно отрицая нигилистические взгляды, автор показывает его во многих сценах сильнее старшего поколения. Сам Тургенев не мог определить своего отношения к Базарову: "...я сам не знаю: люблю ли я его или ненавижу".
"Отцы" и "дети" в романе "Отцы и дети". Сторонники и противники Базарова.
В самом названии романа выделены две силы: "отцы" и "дети". Это главная проблема романа, которая раскрывается в социальном и общечеловеческом плане. Задача урока -- рассмотреть оба аспекта проблемы "отцов" и "детей" и определить, какой из двух для Тургенева важнее.
1. Проанализируйте II и IV главы и определите, какую роль играет мотив рук в раскрытии темы "отцов" и "детей". У Базарова "обнаженная красная рука", которую он не сразу подал Николаю Петровичу; у Павла Петровича "красивая рука с длинными розовыми ногтями", которую он не только не подал Базарову, но спрятал обратно в карман. Петр "в качестве усовершенствованного слуги не подошел к ручке барича". Прокофьич "подошел к ручке к Аркадию". Таким образом, рука -- показатель противостояния Павла Петровича и Базарова, а конфликт "отцов" и "детей" существует даже в среде слуг.
2. Докажите, что этот конфликт достигает своей вершины в X главе. Проследите, как развивается спор героев. В чем они правы и в чем не правы? Они спорят о значении дворянства, о нигилизме, о русском народе, об искусстве, о власти.
Итоги спора о "принсипах":
Базаров
прав: Надо
делать дело. Надо проверять любую истину |
Павел Петрович прав: Нужна
связь во времени, т. е. преемственность |
Базаров не прав: В
отношении к прошлому: в принципах объяснения жизни через отрицание любви,
природы, красоты, мечты (любовь -- физиология: природа -- мастерская, красота -- польза,
мечта --
гниль) |
Павел Петрович не
прав: В
отрицании необходимости проверки жизни; в абсолютизации ряда истин; в
постановке принципов во главу угла |
3. Нашли ли герои истину? Хотели ли они ее найти или просто выясняли отношения? Старались ли они понять друг друга? Позиции Базарова и Кирсанова -- крайности. Им не хватило: одному -- чувства почтения "сына", другому -- любви и понимания "отца". Они не искали истину, а просто выясняли отношения. Они не сумели отнестись друг к другу как отцы и дети. Начиная с XIII главы, автор снимает внешнее противостояние, антитеза переходит внутрь. Но все чаще герои оказываются в похожих ситуациях: невоплощенная любовь, история с Фенечкой.
4. Проследите по тексту II, III, VI, VII, IX, X, XXV, XXVI, XXVIII глав, как меняется отношение Аркадия к нигилизму. Найдите авторское отношение к нигилизму Базарова (гл. XI). О чем говорят слова Писарева: "Аркадий... хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он -- сам по себе, а идеи -- сами по себе, болтаются как сюртук взрослого человека, надетый на десятилетнего ребенка"? Увлечение Аркадия нигилизмом -- это дань моде, времени. Он подражает Базарову, что вызывает иронию автора.
5. Анализируя лексику XII и XIII глав, покажите авторское отношение к героям, которые считают себя учениками Базарова. Почему они изображены карикатурно? Какова их композиционная роль в романе? Кукшина и Ситников нужны как фон, на котором раскрывается образ Базарова. Карикатурность, неестественность мнимых нигилистов оттеняют силу и мощь Базарова.
6. Охарактеризуйте взаимоотношения Базарова с родителями. Какова идейно-композиционная роль образов стариков Базаровых для понимания характера главного героя? У Базарова нет близости с родителями, хотя он их любит и жалеет. Герой сознательно отказывается от семейных традиций, преемственности поколений, отрицает авторитеты, считает, что сам себя воспитал. Это герой времени, без прошлого и, как ни печально, без будущего.
7. Охарактеризуйте взаимоотношения в семье Кирсановых. Какова композиционная роль образов Кирсановых для понимания личности Базарова? Павел Петрович уважает традиции, но отказывается от изменений в жизни. Это герой без будущего, у него все в прошлом. Он, как и Базаров, самолюбив, не поддается влиянию, одинок. Оба героя нежизненны. Тургенев не случайно связал в заглавии "отцов" и "детей" соединительным союзом. Должно быть так: и отцы, и дети. Жизненными остаются Аркадий и Николай Петрович, потому что один стремится забрать все лучшее от "отцов", а другой постоянно держит в памяти прошлое и пытается понять будущее. Эти герои создают семьи, т. е. продолжают род, имеют будущее.
Итог урока. В раскрытии социального аспекта конфликта романа Базаров остается один, один и Павел Петрович, т. к. Николай Петрович в спор почти не вступает. Если говорить об общечеловеческом, семейном значении заглавия, то в системе образов обнаруживается противостояние семьи Кирсановых и семьи Базаровых. Первая продолжает жить, а вторая постепенно уходит. Дети -- это будущее, но только в том случае, если они усваивают традиции прошлого. Для Тургенева важнее семейные отношения, построенные по законам понимания, уважения. Только в семье передаются традиции из поколения в поколение. Человек, лишенный этого, не способен понять других. Базаров и Павел Петрович одиноки, а Аркадий и Николай Петрович близки друг другу, у них семьи, их жизнь продолжается.
Любовь в романе "Отцы и дети".
Задача урока -- рассмотреть четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему: любовь Павла Петровича к княгине Р., любовь Базарова к Одинцовой, любовь Аркадия к Кате и любовь Николая Петровича к Фенечке. Целесообразнее работать на уроке в группах.
Группа 1. Павел Петрович и княгиня Р.
1. Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р.
2. Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. раскрывает характер Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
3. Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.
Вывод. Эта любовь -- любовь-наваждение, которая "сломала" жизнь Павла Петровича, он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла людям ничего, кроме муки.
Группа 2. Николай Петрович и Фенечка.
1. Расскажите историю Фенечки, выделите основные черты этой героини. Какова композиционная роль этого образа?
2. Сравните переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.
3. Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какую роль играют любовные истории братьев в понимании образа Базарова?
Вывод. Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки -- это, прежде всего, семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.
Группы 3 и 4. Базаров и Одинцова.
1. Используя текст VII, XIV и XVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
2. Наблюдая за лексикой XIV, XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение. Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки.
3. Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова. Почему не могла "состояться" любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII глав. Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
4. Сравните две сцены объяснения Базарова -- поздним вечером и днем (главы XVII, XVIII). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое "вливается в душу и заставляет ее трепетать"? Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. "Растоптала" ли любовь Базарова?
5. Чем сходны и чем различаются любовные ситуации Базарова и Павла Петровича?
6. Какова идейно-композиционная роль образа Фенечки для понимания характеров Базарова и Павла Петровича?
Вывод. Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова, на первый взгляд, похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не "растоптала" Базарова, после объяснения он с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейт.лин считают, что любовь "низводит" Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.
Группа 5. Аркадий и Катя.
1. Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
2. Опираясь на текст, докажите, что Аркадий меняется ("возвращается" к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).
3. Какова идейно-композиционная роль образа Кати?
Вывод. Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви отец и сын похожи.
Итог урока. Четыре любовные истории помогают глубже увидеть характер героев и отношение к ним автора. К тому же, они тоже раскрывают проблему "отцов" и "детей", сближая Аркадия с отцом, а Базарова с Павлом Петровичем. Автор показывает сурового нигилиста Базарова человеком, умеющим любить. Здесь борются герой (тип) и человек. И побеждает человек, перешагивая через ограниченный нигилизм, т. к. нигилизм -- это порождение разума, а любить можно только сердцем.
Анализ эпизода "Смерть Базарова".
Последние страницы романа, посвященные смерти главного героя, -- самые важные. По словам Д. И. Писарева: "Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное".
Тургенев вспоминает: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".
Приступая к анализу образа Базарова в финальной сцене, следует разобраться в трех вопросах:
1. Почему Тургенев так завершает жизнь Базарова? "Фигура..., обреченная на погибель". Здесь уместно вспомнить взгляды Тургенева на природу и взаимоотношения человека и природы, а также его отношение к революции, к революционному разрушению и насилию.
2. Как писатель показывает героя в момент смерти? "Когда я писал заключительные строки "Отцов и детей", я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись", -- писал автор. В последних сценах Тургенев любит Базарова и показывает его достойным восхищения.
3. Как Тургенев приводит своего героя к смерти?
Работа на уроке проходит, в основном, на материале XXVII главы, но с обращением к предыдущим главам.
1. Почему Тургенев приводит героя к смерти? Как в этом отражаются взгляды писателя?
2. Как в столкновении с окружающими героями растет одиночество Базарова? Почему не может быть понимания с "отцами"? Почему "уходит" Аркадий? Почему невозможна любовь с Одинцовой?
3. Как складывается отношение Базарова с народом, той силой, которую чувствует за собой герой, ради кого он готов жертвовать собой? Сравните отношение дворовых в Марьине и отношение мужиков в имении Базарова. Охарактеризуйте эпизод "Разговор с мужиками", отметив "подыгрывание" мужиков барину. Что мы впервые замечаем в характере Базарова после разговора с мужиками?
4. Наблюдая за поведением Базарова, проследите, как проявляется в нем ощущение одиночества.
5. Какова причина смерти героя и ее символический смысл? Как ведет себя Базаров? Почему он скрывает от родителей свое состояние? Как относится к смерти и как борется с болезнью?
6. Почему герой отказывается от исповеди, зная, что все равно умрет? Почему при этом, оставшись верным своим убеждениям, просит позвать Одинцову? Почему перед смертью Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т. е. изменяет своим принципам?
7. В чем символический смысл смерти Базарова? Что символизирует описание кладбища с могилой Базарова?
8. Почему Тургенев на последней странице романа называет природу "равнодушной", а жизнь "бесконечной"?
Итог урока. Перед лицом смерти в Базарове исчезло все внешнее, наносное и осталось самое главное: цельная, убежденная натура, способная к прекрасному чувству, к поэтическому восприятию мира. Однако в смерти героя отразилось неверие Тургенева в молодое революционное поколение. Среди друзей писателя было много революционных демократов. Совсем не случайно и роман посвящен В. Белинскому. Но будучи либералом по убеждениям, Тургенев не приветствовал насильственного решения проблем времени. Поэтому как ни силен Базаров, он все же обречен на гибель.
Споры в критике вокруг романа "Отцы и дети". Подготовка к домашнему сочинению.
Двойственное отношение Тургенева к главному герою романа навлекло на писателя упреки и порицание современников. Жестоко бранили и автора, и Базарова. Заключительный урок по роману можно провести в форме диспута, где каждая группа учащихся будет защищать определенную точку зрения.
Группа 1 представляет взгляд самого писателя, который сумел верно почувствовать нарождающийся новый тип героя, но не встал на его сторону. Группа анализирует высказывания самого Тургенева и делает вывод о его отношении к Базарову:
- "Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!"
- "Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса".
- "Выпущенным мною словом "нигилист" воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом... Когда я вернулся в Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово "нигилист" уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: "Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!"
- "... я не имел права давать нашей реакционной сволочи возможность ухватиться за кличку -- за имя; писатель во мне должен был принести эту жертву гражданину".
- "Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная -- и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, -- мне мечтался какой-то странный pendant Пугачеву".
Вывод. Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.
Группа 2 рассматривает позицию М. Н. Каткова, редактора журнала "Русский вестник" (статьи "Роман Тургенева и его критики", "О нашем нигилизме (по поводу романа Тургенева)").
- "Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином" (из рассказа П. В. Анненкова о реакции Каткова).
- "Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?" (из письма Каткова Тургеневу).
Вывод. Катков отрицает нигилизм, считая его болезнью, с которой нужно бороться, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.
Группа 3 изучает взгляды Ф. М. Достоевского на роман Тургенева. В каких статьях? По мнению Достоевского, Базаров -- "теоретик", находящийся в разладе с жизнью, жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории. Десятиклассники могут познакомиться и с фрагментами монографии К. И. Тюнькина "Базаров глазами Достоевского (1971).
Группа 4 освещает позицию М. А. Антоновича (статьи "Асмодей нашего времени", "Промахи", "Лжереалисты"). Это очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. Критик пишет, что в романе "...нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами". Автор не расположен к молодому поколению и "отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей". Базаров, по мнению Антоновича, -- "обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман -- клевета на молодое поколение". Позицию Антоновича поддержала "Искра" и некоторые сотрудники "Русского слова".
Группа 5 рассказывает о взгляде на роман поэта и сотрудника "Русского слова" Д. Д. Минаева и его стихотворении "Отцы иль дети? Параллель...", подчеркивает иронию Минаева по противостоянию "отцов" и "детей".
Группа 6 рассматривает роман в оценке Д. И. Писарева (статьи "Базаров", "Нерешенный вопрос", "Прогулка по садам российской словесности", "Посмотрим!", "Новый тип"). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа. Он пишет: "Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен и идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера".
Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям "отцов" и "детей"; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа. Споры о романе продолжались и продолжаются и в наши дни, потому что в романе Тургенев последовал словам Боткина: "Не бойся раскрыть свою душу и стать перед читателем лицом к лицу".
В качестве индивидуальных заданий или для подготовки рефератов можно поручить отдельным учащимся познакомиться с оценками других критиков, как современных Тургеневу (Н. Н. Страхов, А. И. Герцен), так и литературоведов XX века (С. М. Петров, В. М. Маркович, А. И. Батюто, Г. Бялый, М. Еремин, П. Г. Пустовойт, Ю. Манн -- по выбору учителя).
Итоги уроков. Однажды Тургенев сказал: "Одно лишь настоящее, могущественно выраженное характерами или талантами, становится неумирающим прошедшим". Незатихающие споры вокруг романа -- лучшее доказательство этих слов.
Споры вокруг романа вызваны тем, что Базарова рассматривали как некую типичную фигуру, как схему, оторванную от жизни, а не как человека со своими проблемами и переживаниями. Его пытались подогнать под время и ругали, если не помещался в отведенные ему рамки.
После изучения романа "Отцы и дети" возможно домашнее
сочинение на одну из тем или проблемных вопросов, предложенных
учителем.
1. Какова роль эпизода "Смерть Базарова" в идейном и художественном содержании романа Тургенева "Отцы и дети"?
2. В чем художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий героев? (По роману "Отцы и дети")
3. "От нигилиста к рьяному хозяину" -- путь Аркадия. (По роману Тургенева "Отцы и дети")
4. "Я нужен России... Нет, видно, не нужен"... Нужны ли Базаровы России?
5. Какие мысли вызывает финал романа Тургенева "Отцы и дети"?
6. В чем проблема "отцов и детей" в романе Тургенева "Отцы и дети" и в наши дни?
7. Каково мое понимание философской проблематики романа Тургенева "Отцы и дети"?
8. Четыре истории любви в романе Тургенева "Отцы и дети".
9. Этот... Базаров. (Вставьте свое определение Базарова).
10. "Но был ли счастлив мой Евгений?.." (А. С. Пушкин). (По роману Тургенева "Отцы и дети").
11. Истинное и ложное в образе Базарова. (По роману Тургенева "Отцы и дети").
12. Название романа Тургенева "Отцы и дети" как доминанта его смысла.
13. Базаров как "новый человек". (По роману Тургенева "Отцы и дети").
14.
В
чем двойственность авторского отношения к Базарову? (По роману Тургенева
"Отцы
и дети").
15.
В
чем смысловая многозначность названия романа Тургенева "Отцы и
дети"?
16.
Близок
ли автору образ "дворянского гнезда" в романе Тургенева "Отцы и
дети"?
17.
Могла
ли любовь спасти Базарова? (По роману Тургенева "Отцы и
дети").
18.
Как
отразились в Базарове черты людей его времени? (По роману Тургенева "Отцы
и
дети").
19.
Какие
черты "нового человека" принимает и не принимает в Базарове
Тургенев?
20.
Чем
симпатичен Базарову каждый из женских образов романа Тургенева "Отцы и
дети"?
21.
Как
взаимодействуют патриархальное и прогрессивное в романе Тургенева "Отцы и
дети"?
22. Каковы приемы изображения внутренней жизни героев в романе Тургенева "Отцы и дети"?
23.
Кто
из героев Тургенева и почему обретает семейное счастье? (По роману "Отцы и
дети").
24.
Какова
композиционная роль образов отца и сына Кирсановых в романе Тургенева
"Отцы и
дети"?
25. В чем сила и слабость нигилизма? (По роману Тургенева "Отцы и дети")?
1. Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы. (По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети".)
2.
Объяснение
Базарова с Одинцовой. (Анализ эпизода из XVIII
главы романа И. С. Тургенева "Отцы и
дети".)
3.
"Живой, цельный человек схвачен автором в
каждом действии, в каждом движении
Базарова" (Н. Н. Страхов). (По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети".)
4.
Мнимые
последователи Базарова. (По роману И. С. Тургенева
"Отцы и
дети".)
5.
Образ
Базарова в романе И. С. Тургенева "Отцы и
дети".
6. Объяснение Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из XXV главы романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".)
7. Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева "Отцы и дети".
8. Тема любви в прозе И. С. Тургенева. (По роману "Отцы и дети".)
9. "Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова" (Н. Н. Страхов). (По роману И. С. Тургенева "Отцы и дети".)
I
вариант
1. Объясните смысл названия романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Назовите произведения русских писателей XIX века, в которых поднимается проблема "отцов" и "детей".
2. Перечислите мужские образы романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Назовите эпизоды, в которых Базаров впервые встречается с каждым из героев романа.
3. О каких "принсипах" спорят Базаров и Павел Петрович Кирсанов в Х главе романа "Отцы и дети"? Запишите выражения Базарова, которые подтверждают, что он нигилист.
4. Чей это диалог? Какие жизненные принципы героев он раскрывает?
- И вы полагаете <...> что, когда общество исправится, уже не будет ни глупых, ни злых людей?
- По крайней мере, при правильном устройстве общества, совершенно будет равно, глуп человек или умен, зол или добр.
- Да, понимаю: у всех будет одна и та же селезенка.
- Именно так-с, сударыня.
5.
Назовите
литературных критиков XIX века, писавших о романе "Отцы и дети". В чем разница
в
их оценках романа?
6. Проанализируйте характерные детали портретов Базарова и П. П. Кирсанова. Чьими глазами рисует автор портреты своих героев? Какой смысл при этом выявляется? Какова роль портрета в понимании характера каждого из героев и смысла романа в целом?
7. Проанализируйте эпизод объяснения Аркадия в любви к Кате (сцена в "портике", гл. XXVI со слов "На другой день по приезде Базарова..." до слов "...может быть счастлив на земле человек"). Какие изменения в характере Аркадия показаны Тургеневым? Какую роль в сцене объяснения играет диалог Базарова и Одинцовой? Каково авторское отношение к героям эпизода?
II
вариант
1. Объясните сущность понятия "нигилист". Назовите понятия, которые отрицал Базаров.
2. Перечислите женские образы романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Назовите эпизоды, в которых Базаров впервые встречается с каждой из героинь романа.
3. О чем спорят Базаров и Одинцова в XVI главе романа "Отцы и дети"? Запишите выражения Базарова, характеризующие Одинцову.
4. Чей это диалог? Какие жизненные принципы героев он раскрывает?
- Ну, так я вам скажу, что он... не то что мне не нравится, а я чувствую, что и он мне чужой, и я ему чужая... да и вы ему чужой?
- Это почему?
- Как вам сказать... Он хищный, а мы с вами ручные.
-
И я ручной?
5. Назовите литературных критиков XX века, писавших о романе "Отцы и дети". В чем сущность их оценок романа?
6. Проанализируйте характерные детали пейзажей в усадьбе Одинцовой и в доме родителей Базарова. Каково авторское отношение к изображенным картинам? Какова роль пейзажных деталей в понимании характеров Одинцовой и отца Базарова?
7. Проанализируйте эпизод "Базаров в гостях у Одинцовой" из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети" (гл. XVI со слов "Одинцова обратилась к Базарову..." до слов "...мы должны пощадить ее уши..."). В чем внутренний конфликт этой "словесной дуэли"? Можно ли по элементам текста определить отношение автора к героям?
[1] Тургенев И. С.
[2] Пушкин А. С. Евгений Онегин.
[3] Маяковский В. В. Облако в штанах.
[4] Пушкин А. С. Евгений Онегин.
[5] Ю. Мориц. "За невлюбленными людьми любовь идет как привиденье..."
[6] Писарев Д. И. Базаров.
[7] Д. Д. Минаев.
"Отцы
иль дети? Параллель."
|
|
|
|
|
|
Вы ошибаетесь, прелестница. Базаров никоим образом не "схож" с ПечОриным.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ныне учителя малограмотны стали, а ученики воруют чужие тексты из интернета.
|
|
|
не нужно всех грести под одну гребенку, если дети-это позор, то вы сами в этом виноваты, не вы конкретно, а ваше поколение, так воспитали значит. ИМХО а дети - это цветы, и у неумелого садовника превращаются в мусор
|
|
|
|
Ирочка, ответы ищите в себе, на себе и под собой! Удачи Вам!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сайт помог.Планы ответов пришлись очень кстати ДАЖЕ ученикам.Выражаю благодарность.Дальнейшего развития и процветания )) Спасибо за внимание.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отвечайте, пожалуйста, за свои слова, но не за чужие! Может быть, Вы не так понимаете писанные предложения?
|
|
Прошу прощенья, но подобные заявления, если, конечно, они не преследуют политических целей, обнаруживают полнейшее плачевное состояние современного российского мировоззрения - поделом тогда нам. Дело в том, что естественная Наука ничем другим кроме материальности не оперирует. Она не опирается на чудеса - она призвана их разоблачать хотя бы тем, что должна отыскивать устойчивые материальные связи, которые делают ╚чудеса╩ управляемыми и укрощенными. Ни самолёты, ни автомобили не движутся по ╚щучьему велению╩, а если бы было иначе, то - зачем человеку нужны такие автомобили и самолёты? Тоже самое - лампочка призвана давать свет ВСЕМ желающим вне зависимости от их верований. Электроны управляются полями, но не божественным провиденьем. Биологическая клетка - это воплощение материальности. Стало быть, материальное понимание мира влечёт некое пренебрежение иррациональностью. Там, где существует Наука, там не может быть ничего мистического.╩ Подчеркивание в ответе на мой материал ╚Как я читали этот школьная учебники ╩ мое. Дело в том, что один из преподавателей философии высказывался в том же духе, пока не прервал поступление моих материалов из рассылки, отправив меня в спам. Так и не удосужившись проследить историю своего воинствующего атеизма. Мало того, что мой материал указывает , что именно представители светской науки отказываются прослеживать причинно-следственные связи хоть до какого-то здравого конца, обрывая свои рассуждения и заканчивая их полной смысловой несуразицей только в угоду тому, что последовательное мышление заставит признать наличие предустановленности мироздания. А предустановленность почему то связывают с иррациональностью, с чудом. ╚ Объяснения Науки - собственно её теоретическая часть - не имеет право давать сатисфакцию человеческому уму экивоками в сторону какого бы ни было бога. Вообразите себе, Вы открываете учебник физики, а там написано только одно и одной строчкой: всё в воле бога и никаких закономерностей быть не может, молитесь - и будет дано вам по вашей вере. Или пуще того, Вы приходите к врачу, а он отсылает Вас за лечением в церковь. Или, давайте доведём себя до такого социального состояния, что - будет день, будет и кров, и пища, т.е., не будемте строить ни домов, ни мостов, ни электростанций, ни делать запасов, ни шить одежды, ни многих других вполне материальных и практических вещей. Наука это не религия, и научное мировоззрение ничем иным быть не может. Если Вам, паче чаяния, нужны нематериалистические объяснения - оставьте Науку в покое, закройте все учебные заведения, давайте детям одно церковно-приходское образование, впрочем, никакого образования вообще не нужно. Поразительно! Оказывается, Наука всё ещё чего-то не понимает, и, следовательно, она ложна!? Оказывается, у Науки всё ещё есть узкие места! - караул! Меня всегда повергала в ужас подобная ╚логика╩! Если на текущий момент Наука чего-то не знает или чего-то не может стойко объяснить - то что? Она этого не узнает никогда? Она не сможет объяснить этого вовеки? Знаете, мне совестно говорить Вам это, но еще в средневековье Наука многих вещей, которые тривиальны нынче - не знала. В частности, общественное сознание было уверено относительно плоской формы Земли - ну, и что? Разве Земля плоская? Если мы многого ещё чего не понимаем, - то что? - надо бухаться на колени и ждать манны? Божественный План это всего лишь гипотеза и её необходимо, дабы не выглядеть смешно, материалистически доказывать. Доказав её материалистически, Вы обнаружите много разных материальных связей и ни одного чуда. И дарвинизм - это тоже гипотеза, но он (дарвинизм) хотя бы научен, а не голословен. ╚ Из другой дискуссии на другом форуме: Попробуйте объяснить слово механизм, который употребляется в СТЭ, без цели (Шадрин В.В. @ 08 марта 2010,07:00) QUOTE Попробуйте объяснить слово механизм, который употребляется в СТЭ, без цели Иллюзия цели эволюции возникает при линейной экстраполяции нескольких ее последовательных точек "на бесконечность". Более подробное рассмотрение материала показывает, что всякая тенденция (воспринимаемая как Цель) иссякает и уступает место иной. Динозавры яркий, но не единственный пример. Я Вам про Фому, а Вы мне про Ерему. К тому же отойдите чуть дальше - не смотрите в упор. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Страница 1, сообщение 14 Шадрин В.В. QUOTE Попробуйте объяснить слово механизм, который употребляется в СТЭ, без цели Я читал рекомендации для участников форума и там рекомендуют расшифровывать аббревиатуру, очень хорошая рекомендация. Если предположить, что речь идёт об употреблении термина ╚механизм╩ в теории, то в теориях он обычно понимается как некая последовательность(мое выделение В.Ш.) событий и обстоятельств, обуславливающих процесс, описываемый в теории. Если теория, по своей сути является математической дурилкой, показывает только некие конечные величины, различные соотношения и не рассматривает явления в развитии, то да, употребление этого термина не уместно. Это уже вопрос порядочности учёных. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Стэ-синтетическая теория эволюции. Последовательность -не существует без предопределенности. Я все-таки обращаю Ваше внимание на важный вывод о детерминированности языка, и если теория СТЭ говорит о том, что у эволюции нет цели, то будьте добры не пользоваться словами при объяснении, которые на эту цель указывают - и Вы поймете, что слов не останется для выражения своей позиции , в этом суть. ╩Бедная Россия, бедное её будущее! И последнее, да будет известно, что естественная Наука не ищет Истину; Истину ищет философия флаг ей в руки; Наука ищет феномены и явления, которые она может с пользой для человека проэксплуатировать; утилитарный опыт - вот истина Науки. Рассказы по какую-то там заоблачную Истину - это дело рук прожектёров от науки и пылких гуманитариев. ╚ Так ли это? Словосочетание научный атеизм говорит об обратном. Такое неглубокое мышление-результат стереотипности , штампов в основании логики мышления, привычка видеть не суть передаваемого события, явления. Выводы: ╚всё в воле бога и никаких закономерностей Если Вам, паче чаяния, нужны нематериалистические объяснения Божественный План это всего лишь гипотеза и её необходимо, дабы не выглядеть смешно, материалистически доказывать. Доказав её материалистически, Вы обнаружите много разных материальных связей и ни одного чуда. И дарвинизм - это тоже гипотеза, но он (дарвинизм) хотя бы научен, а не голословен. ╚ Давайте посмотрим: собственно план эволюции Мироздания отвергает ли он ╚материалистические связи╩. Есть ли в нем место чуду!!! У нас нет другой аналогии, чтобы рассмотреть понятие ╚план╩, как аналогия с производством. И именно эта аналогия и показывает нам, что только в плане нет места чуду, только при выверенном планировании чего-либо нет случайности и хаоса, которые и составляют предмет любого чуда. А теперь давайте посмотрим на ухищрения ученых, объясняющих нам эволюцию мироздания: Газета Троицкий вариант от 17 февраля 2009 года Профессор биологического факультета МГУ Алексей Меркурьевич Гиляров: "Похвальное слово Дарвину" "Мне уже пришлось в другом месте цитировать недавнюю прекрасную статью новосибирского биолога Олега Кастерина, носящую очень точное название "Дарвинизм, как частный случай Бритвы Оккама"..... Ну а "основной смысл и величие дарвинизма", как пишет Кастерин, и состоит в том, "что он утверждает отсутствие специальных механизмов эволюции, в той или иной степени предполагающих эволюционные изменения в качестве своей "цели"...". (Мое выделение В.Ш.)Лучше не скажешь! Эволюция вовсе не нацелена на будущее, она просто фиксирует настоящее. Остается только восхититься гением Чарльза Дарвина, великого труженика науки, внимательного натуралиста и глубокого мыслителя". Неужели не видно, что приспособленчество, вульгарно трактуемое дарвинизмом неизбежно ведет только к паразитизму, к лени, к деградации , но не к эволюции, что эволюцию поддерживают вложенные инстинкты вначале: потребность питания и потом осознание причинно-следственных связей. Как назвать процесс самоорганизации другим словом, более понятным и соответствующим тому содержанию, какое пытаются передать как не чудом. Если написать это простым языком, то звучать это должно так : Все смешалось в доме Облонских, а на выходе получилось совершенство, посредством чуда. Только план абсолютно отвергает чудо, именно план дает полную картину причинно-следственных связей, названных материалистическими. Именно план согласует все детали мироздания. Так на каком основании отвергли план, а с ним и Разум природы, на каком основании план не разбирается наукой, как более чистое и адекватное соответствие ╚ материалистическому подходу╩ к действительности? А с ним и Бога? ╚Наука это не религия, и научное мировоззрение ничем иным быть не может. Если Вам, паче чаяния, нужны нематериалистические объяснения - оставьте Науку в покое, закройте все учебные заведения, давайте детям одно церковно-приходское образование, впрочем, никакого образования вообще не нужно. ╚ ╩Поразительно! Оказывается, Наука всё ещё чего-то не понимает, и, следовательно, она ложна!? Оказывается, у Науки всё ещё есть узкие места! - караул! Меня всегда повергала в ужас подобная ╚логика╩!╩ Ученые не могли не знать, что понятие Бог это не только понятия переданные ╚Гундяевыми и Кураевыми╩. Что помимо этого существуют и те, кто не говорит ни о какой догме, ни о каких чудах. То, что наука остановилась на самом исковерканном объяснении и параллельно не рассматривала другие объяснения и говорит о ее методологическом промахе, по сути, о предвзятости, о научной близорукости, о подтасовке наблюдений за природой. Ведь это ученые отказались от детерминизма, ведь это они сделали понятия хаос, случайность, безцельность , неразумность природы-научными основами. Но из чего более вытекает чудо , как из недетерминизма и что более всего ему противостоит как полный детерминизм, как запланированность и четкий расчет. Так от чего более ужасны последствия от желания понять план и ему следовать , или от сопротивления этому плану . Повторюсь, что изучение истории начало претендовать на научность только тогда, когда заговорили о цели развития!!!. Но случайные мутации, которые как составные части дарвинизма принял марксизм-перечеркивают любые ╚национальные проекты╩, так как в любое время непредсказуемая мутация может оборвать любое направление развития, направив его в неизвестную сторону!!! О Каких закономерностях идет речь в этом случае. Неужели этот абсурд не виден. Повторюсь, что в индуизме интеллект назван разрушителем реальности, а его шея это наши мотивы, т.е чувства. Если интеллект не видит, куда поворачивает его шея-то он ведом этими мотивами и не чист в своих пристрастиях. Объясняет ли это нам психология? ╚ Стало быть, материальное понимание мира влечёт некое пренебрежение иррациональностью. Там, где существует Наука, там не может быть ничего мистического.╩ Планирование и логичность! Отвергает ли планирование формальную логику? Ответ очевиден. Самоорганизация и мистика- не близнецы ли братья?... Человек, которого не удовлетворят смыслы этих объяснений неизбежно подойдет к кризису смысла жизни и обнаружит, что он не замечал этих противоречий только потому, что он искал не истину, а был доволен своим положением в науке, в обществе и это затмевало от него эти глубинные вопросы. Те элементы Мироздания, в которых он копошился удовлетворяли его , приносили и материальное удовлетворение и психологическое, но при этом он не интересовался по-настоящему теми связями, которые выходили за рамки его исследований. И если ему, как Пригожину например хотелось пооригинальничать-он мог делать это на факультативных основах, в сторонке от основных научных интересах, возвращаясь же в лоно своих исследований он погружался в абсолютный детерминизм и там делал великие? Открытия. Но в памяти потомков останется его философская несъедобная ботва ╚Рациональность (от лат. ratio - разум) - понятие, характеризующее различные формы активности человека, а также природные и социальные явления с точки зрения их целесообразности, эффективности, гармоничности, предсказуемости, экономии затраченных средств для достижения цели и др. тому подобного. В современной философии выделяют различные типы рациональности (например, классическая и неклассическая, научная и ненаучная), в зависимости от общих представлений о разуме, а также выбранных критериев оценки сознательной активности человека. Трактуемая в самом широком смысле как разумность, рациональность противостоит иррациональности (не- и внеразумности).╩ Удивительно, что те, кто ищет рациональное(разумное?!) объяснение связей! в природе -УТВЕРЖДАЮТ, что Природа ИРРАЦИОНАЛЬНА, не РАЗУМНА. С точки зрения даже формальной логики вещи несовместимые, не укладывающиеся в сознание. Куда ни киньМертвое родило живое. Самое страшное , что это не смущает науку. Она продолжает эксплуатировать слова, которые своей сутью опровергают передаваемое содержание и как только пытаешься не зазубрить, а осознать это обнаруживаешь полный абсурд. ╚Полный Аватар!╩
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
спасибо!
|
|
|
Я кончил и закурил.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учителям низкий поклон за труд!
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пускай здесь ходят, как хотят Лира переулков наших, марка, Центр Пускай их топчут, на них глядят Всю жизнь на свободе прогулки по темным аркам Но не пропасть им никогда Пойми, эти стихи будут тут всегда Будут тут всегда Эти чистые пруды Эти грязные банкноты Эти горящие кропали Эти идиоты, что считают себя за крутых Налет на зубах, Ты пил в стаканах страх Завтрашнего дня Надеюсь это обойдет меня Надеюсь я останусь у руля трамвая Надеюсь, что моя родня не испытает той боли, Что появляется, когда ты узнаешь, что твой ребенок болен И его игра стала реальностью А она не терпит слабости Центровые дворы воспитали людей Новой эры, они видели иные миры Ну живут еще в этом пока Жестоком и диком легка походка Тяжела душа, я Весомые слова в стихах Останутся на жестких дисках После того как мы превратимся в прах Но наша жизни уже без наших тел будет жить в веках А пока, трамвайные пути, будут нас вести И каждому, кто с нами, рано или поздно должно повезти Себя найти Себя найти Себя найти Пускай здесь ходят, как хотят Лира переулков наших, марка, Центр Пускай их топчут, на них глядят Всю жизнь на свободе прогулки по темным аркам Но не пропасть им никогда Пойми, эти стихи будут тут всегда Будут тут всегда Сердце посажено, печень нахуй послана За головой стараюсь ухаживать, Но походу поздно И так важно однажды не проснуться взрослым И так страшно однажды загнуться от цирроза Да, мне жизненно необходима эта картина за окном И эта комната, полная дыма пластеина с никотином И чтобы только мимо проезжала эта Белая с синей полоской машина Стабильная маза с ганджубасом И второй, пожалуй самый сильный альбом Наса И эти фразы, написанные разными пастами Чтобы связывались в рассказы, пускай не сразу Хотя бы две копейки на телефоне И по две рабочих батарейки, в плеере и диктофоне Эта замёрзшая рука с бутылкой пива И твои уши для этого речитатива
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
╚С литературой никогда проблем не было╩. Поражаюсь. Я, правда, вполглаза глянул материал. Слова СИНТЕЗ нету. И поэтому подозреваю, что преподавание литературы не сильно изменилось за 60 лет. А именно книга о СИНТЕЗЕ (http://scepsis.net/library/id_2556.html) повернула мою жизнь инженера в гуманитарном направлении. А другая (http://vygotsky.narod.ru/vygotsky_psy_iskustav.htm) превратила эту повёрнутую жизнь в непрекращающуюся проблему (что есть счастье).
|
|
Не слушайте Куклина. Он в летах, и, наверно, не может уже воспринимать новое. А вторая книга, что я вам указал, это и есть дорога к навсегда ТРУДНОСТИ постижения. Знаете, как разбивание кирпича ладонью. Самому мне не приходилось. Ну пришлось пару раз пройти в горах по обвалившейся на коротком участке тропе. Нет слов Этот тот самый катарсис, а потом осознание его (ибо он подсознательный). Как по облакам ходишь, если это случается. Книга, правда, пместами ну очень трудная. Прочтите главу о ╚Лёгком дыхании╩ и иллюстрацию-спор с нею - http://art-otkrytie.ru/bunin.htm
|
И само "Лёгкое дыхание" Бунина - прежде всего прочтите.
|
Чёрт, меня всё-таки коробит (я ж просветитель всё-таки), что вы не поняли, что такое катарсис по Выготскому. Может, вы тоже прочтёте, как я Анастасии предложил, этот рассказ, главу о нём у Выготского и мой спор с ним? Но придётся, конечно, отключиться от всех внешних раздражителей. Если дома негде спрятаться, читайте в читальне, где есть компьютер.
|
Советовать не читать меня вы вправе, конечно. Да только и я вправе советовать не слушать ваших советов. Да мне и неинтересно мнение Анастасии обо мне. Не люблю зубрилок и уверенных, что литература - занятие легкое и понять литературное произведение с помощью школьного учебника легко. Ведь она даже не знает, что Тане было всего лишь около пятнадцати лет в момент ее встречи с Онегиным Женей, что младшая сестренка ее, оплакивающая своего жениха Ленского, и вовсе только вылезла из детских платишек. Не знает, что тетрадки с главами первого издания этого романа в стихах продавались в магазинах Смиридина и его преемников еще в 1880-е годы. То есть, вопреки мнению авторов учебников, особой любовью "Евгений Онегин" у читателей России не пользовался. Поднебесный шкину создал Наркомпрос во главе с Луначарским и под присмотром Сталина.
|
|
Пролетел я. Забыл, что вы читали. Пардон. Ну значит, смотрели в книгу (Психология искусства) видели фигу. Что подтверждают и те признаки, которые вы перечислили по ╚Евгению Онегину╩, и которые-де определяют ╚понимание╩ его. Жаль мне вас. И зло берёт на тех преподавателей, кто в Литературном институте преподавал. Самый перец-то и не преподали. Хотя Чёрт знает Может, и правльно. Та художественность (что по Выготскому) надо, наверно, чтоб стихийно проявлялась. А если зная Наверно штукарём станешь. Я даже долгое время, выйдя в Интернет, предлагал тем, кто сам сочиняет, меня не читать. Чтоб не нарушали в себе стихийность. А потом как-то опустился
|
Но вот засел за семитомник его, выпущенный издательством "Просвещение" в ускорение и перестройку, - и как пелена с глаз упала: лукавит Выготский на каждом шагу, выпендривается, норовит методику европейских психоаналитиков приложить материалистическому объяснению физических явлений. И пропагандировал он как раз нормы морали общества потребления, столь вами нелюбимого. Еще в 1920-е годы, когда этого понятия, как такового, не было. И Макаренко, спасший от смерти и тюрьмы сотни пацанов- жертв Гражданской войны, был прав в оценке Выготского, когда оспаривал те или иные суждения этого все-таки не психолога, а ПЕДОЛОГА, и НКВД, арестовавшее его, имело все основания для прекращения его зловредной деятельности. Горбачев и его окружение потому и реанимировали Выготского, что он подсказывал на уровне подсознания нашей интеллигенции, что жить жирно лучше, чем жить умно и честно. Для меня Выготский стоит в одном ряду с Ельциным и Горбачёвым, Гусинским и Березовским, и так далее. Так что давайте не будем о нем.
|
|
Передёргиваете (не имеет педология отношения к ╚Психологии искусства╩) и забиваете Мике баки. И доказываете ещё раз, что таки фигу видели в этой книге. Единственное что вы отрицанием ╚Психологии искусства╩ Выготского совпадаете со всеми литкритиками: они его не пользуют. Почему они так? Для советского времени ясно. Мало ли какого художника придётся признать великим. Мало ли какой смысл, он же нецитируемый, откроется в ином произведении. Можно карьеру испортить. Для теперешнего времени не знаю. Времена теперь - для тёмных. Может, трудно пользоваться его методом. Ведь вот два века никто из критиков не замечал, что Стрекозу дети любят, а мораль за Муравья. Вон, вы ж не смогли понять его книгу.
|
|