Портал | Содержание | О нас | Пишите | Новости | Голосование | Топ-лист | Дискуссия Rambler's Top100

TopList Яндекс цитирования

НОВОСТИ
"РУССКОГО ПЕРЕПЛЕТА"

ЛИТЕРАТУРА

Новости русской культуры

Афиша

К читателю

Содержание

Публицистика

"Курск"

Кавказ

Балканы

Проза

Поэзия

Драматургия

Искания и размышления

Критика

Сомнения и споры

Новые книги

У нас в гостях

Издательство

Книжная лавка

Журнальный зал

ОБОЗРЕНИЯ

"Классики и современники"

"Слово о..."

"Тайная история творений"

"Книга писем"

"Кошачий ящик"

"Золотые прииски"

"Сердитые стрелы"

КУЛЬТУРА

Афиша

Новые передвжиники

Фотогалерея

Музыка

"Неизвестные" музеи

Риторика

Русские храмы и монастыри

Видеоархив

ФИЛОСОФИЯ

Современная русская мысль

Искания и размышления

ИСТОРИЯ

История России

История в МГУ

Слово о полку Игореве

Хронология и парахронология

Астрономия и Хронология

Альмагест

Запечатленная Россия

Сталиниана

ФОРУМЫ

Дискуссионный клуб

Научный форум

Форум "Русская идея"

Форум "Курск"

Исторический форум

Детский форум

КЛУБЫ

Пятничные вечера

Клуб любителей творчества Достоевского

Клуб любителей творчества Гайто Газданова

Энциклопедия Андрея Платонова

Мастерская перевода

КОНКУРСЫ

За вклад в русскую культуру публикациями в Интернете

Литературный конкурс

Читательский конкурс

Илья-Премия

ДЕТЯМ

Электронные пампасы

Фантастика

Форум

АРХИВ

Текущий

2003

2002

2001

2000

1999

Фотоархив

Все фотоматериалы


Новости
"Русский переплет" зарегистрирован как СМИ. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. #77-4362 от
5 февраля 2001 года. При полном или частичном использовании
материалов ссылка на www.pereplet.ru обязательна.

Тип запроса: "И" "Или"

07.04.2023
13:55

Ученые Пермского Политеха предложили новый метод утилизации отходов

07.04.2023
12:28

АСТРОНОМЫ НАБЛЮДАЮТ ЯРКУЮ ВСПЫШКУ ДВОЙНЫХ КВАЗАРОВ В ЦЕНТРЕ СЛИВАЮЩИХСЯ ГАЛАКТИК

07.04.2023
12:14

ДОСТУП НЕ ДЛЯ ВСЕХ. ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

    Хорошо известно, что эпоха глобального информационного общества открыла невиданные в прошлом возможности с точки зрения развития компьютерных технологий и средств связи, но в то же время породила и новые, доселе не известные проблемы. Одной из таких проблем стало цифровое неравенство, которое уже называют одной из главных угроз для человечества в ближайшее время.

    В середине XX в. во многих развитых странах мира начался переход к постиндустриальному обществу. По мнению Элвина Тоффлера, Дэниела Белла, Жана Фурастье, Роберта Хейлбронера, Питера Дракера и других теоретиков постиндустриализма, главная ценность такого общества — своевременная и легкодоступная информация. Именно она, а не материальные блага, может и должна открыть населению планеты широкие возможности для развития и прогресса. Говоря более конкретно — знания, полученные с ее помощью.

    Однако любая информация имеет свойство постоянно увеличивать свой объем, причем с большой скоростью. Сегодня, когда объем знаний на планете растет с пугающей быстротой, их уже накоплено столько, что ни один человек не способен удержать все это в голове. Поэтому для хранения и передачи данных были созданы специальные носители — компьютеры, компьютерные сети, в том числе интернет. При этом многие надеялись на то, что использование новых технологий даст большие возможности для профессионального роста и повышения благосостояния всем обитателям Земли.

    Но этого не случилось. Во многом по причине социально-экономического дисбаланса между различными регионами мира, например Севером и Югом, который не позволяет обеспечить всех возможностями по использованию технологий и сопутствующей инфраструктурой. Сейчас в мире только 4,72 млрд человек могут выходить в Сеть, а 3,1 млрд человек остаются вне ее. Это и есть цифровое неравенство — неравномерный доступ к компьютерам, информации, интернету и телекоммуникациям на глобальном, региональном и локальном уровнях.

    Угроза для всех

    Цифровое неравенство имеет разные формы. Это может быть простое отсутствие денег, чтобы купить нужное устройство. Это распространено главным образом в беднейших странах Африки, Латинской Америки и Азии. Так, например, в Индии, где сотни миллионов человек живут на 50 центов в день, в 2021 г. многие жители не могли записаться на вакцинацию, поскольку у них нет возможности приобрести себе необходимый для этого смартфон.

    В группу риска могут попасть молодые или пожилые люди, лица с физическими ограничениями и серьезными заболеваниями, мигранты, представители этнических и языковых меньшинств. Так, в 2020 г. во время самоизоляции у многих студентов не было бесперебойного доступа к интернету: в Китае число таковых достигало 25%, в Мексике — 45%, в Индонезии — 65%. 

    Люди могут быть отрезаны от цифровых ресурсов из-за так называемого деплатформинга — отказа в предоставлении услуг на платформе фактически в нарушение существующих правил использования сервиса. На таком основании лишить доступа к сервисам и ключевым компонентам ИТ-архитектуры можно кого угодно: как отдельных лиц, так и политические, национальные, экономические, социокультурные и другие группы и сообщества. Самым громким случаем деплатформинга считается блокировка аккаунта бывшего президента США Дональда Трампа в Twitter из-за несовпадения взглядов последнего и администрации ресурса.

    Сейчас в странах с высоким уровнем доходов доступность интернета достигает 87%, однако в слаборазвитых странах она ниже — 17%.  Причем эта проблема стоит настолько остро, что швейцарская неправительственная организация «Всемирный экономический форум» назвала цифровое неравенство одной из главных угроз для человечества в ближайшие десять лет. Серьезный вклад в увеличение цифрового разрыва внесла и недавняя пандемия. Тем более что на момент ее начала у 60% взрослого населения планеты не было необходимых цифровых навыков для удаленной работы и учебы. 

    Особенно сильно это было заметно в такой социально значимой сфере, как образование. По словам профессора кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС А.А. Бесчасной, в период пандемии многие родители по всему миру оказались не готовы к комфортному переходу от традиционной модели образования к дистанционной. Наиболее болезненно это сказалось на семьях, проживавших на удалении от крупных городов.

    Например, в России в деревне Новопетровке Пермского края школьники из-за проблем с Сетью были вынуждены залезать на старую телевышку, чтобы отсылать домашние задания. Аналогичные ситуации были и в Норвегии, где некоторым семьям приходилось искать места с хорошим интернетом, чтобы дети продолжали учиться. В целом, по данным ЮНЕСКО, в 2020 г. 43% учащихся не имели доступа к интернету в домашних условиях.

    Что можно сделать

    По мнению многих отечественных и зарубежных специалистов, полностью уничтожить цифровое неравенство невозможно, поскольку в одних странах уже есть связь 5G и даже 6G, повсеместное покрытие интернетом и другие технологии, а у населения других стран нет даже базового доступа в Сеть. Однако ситуацию можно улучшить и даже серьезно сократить существующий разрыв. По мнению кандидата социологических наук Т.С. Мартыненко, для этого нужно выработать системный подход, в который входил бы целый комплекс мер, охватывающий население по максимуму.

    Одной из таких мер могло бы стать повышение цифровой грамотности населения. Так, Минцифры России запустило проект по повышению цифровой грамотности и кибербезопасности «Цифровой ликбез». Ожидается, что благодаря ему уровень цифровой грамотности жителей страны к 2024 г. будет доведен до 75%. Помимо этого, в программе «Московское долголетие» есть специальный курс, рассчитанный на пожилых людей, проводятся цифровые диктанты, об этом говорят в школах на уроках информатики.

    Еще одним способом сокращения цифрового неравенства могло бы стать повсеместное распространение бесплатного интернета. Так, компания Cisco устанавливает бесплатные точки доступа в библиотеках Аризоны, на Каймановых Островах, в Далласе и других регионах США. Проекты Project Kupier от Amazon, Starlink от SpaceX и др. занимаются запуском на орбиту Земли тысяч спутников, которые обеспечат интернетом труднодоступные регионы.

    Все эти и другие меры должны обязательно осуществляться на государственном уровне с привлечением серьезных ресурсов и высококлассных специалистов. Только в этом случае можно надеяться на максимальное преодоление цифрового неравенства и, как следствие, минимизацию социального и других видов напряжения в мире.

    Информация взята с портала «Научная Россия» (https://scientificrussia.ru/)

    Обозрение "Terra & Comp".

Выскажите свое мнение на:

07.04.2023
12:04

Спутник TESS обнаружил новую экзопланету размером с Юпитер

07.04.2023
12:01

Новая интерактивная мозаика невероятно детально показывает Марс

07.04.2023
11:52

Астрономы подтвердили открытие первого двойного квазара в эпоху космического полудня

07.04.2023
11:48

«Джеймс Уэбб» сфотографировал Уран и его кольца

06.04.2023
17:54

Солнце признали солнцеподобной звездой

06.04.2023
17:47

Астрономы обнаружили огромное "пушечное ядро", размером с Юпитер

06.04.2023
15:07

Вокруг звезды обнаружили диск с двумя кольцами

06.04.2023
14:58

Ученые объяснили, как аминокислоты образовались до зарождения жизни на Земле

06.04.2023
14:50

Самые маленькие и самые большие существа составляют большую часть биомассы Земли

06.04.2023
14:37

Каспийское море обмелело из-за изменения климата

06.04.2023
14:21

5 случаев когда Земля чуть не погибла

06.04.2023
14:12

Магнитное поле далекой планеты создает полярные сияния над ее звездой

06.04.2023
14:08

"Проект как что-то принципиально ненавистное" - новое в литературном обозрении Соломона Воложина

06.04.2023
14:07

Телескоп Hubble сфотографировал далекий двойной квазар

06.04.2023
13:53

Уточнены свойства влияющей на ранние галактики темной материи

06.04.2023
13:44

Уровень мирового океана за последние 30 лет поднялся на 9 см

06.04.2023
13:21

Вычислены даты извержений вулканов, вызвавших "малый ледниковый период"

<< 201|202|203|204|205|206|207|208|209|210 >>

НАУКА

Новости

Научный форум

Почему молчит Вселенная?

Парниковая катастрофа

Хронология и парахронология

История и астрономия

Альмагест

Наука и культура

2000-2002
Научно-популярный журнал Урания в русском переплете
(1999-200)

Космические новости

Энциклопедия космонавтика

Энциклопедия "Естествознание"

Журнальный зал

Физматлит

News of Russian Science and Technology

Научные семинары

НАУЧНЫЕ ОБОЗРЕНИЯ

"Физические явления на небесах"

"TERRA & Comp"

"Неизбежность странного микромира"

"Биология и жизнь"

ОБРАЗОВАНИЕ

Открытое письмо министру образования

Антиреформа

Соросовский образовательный журнал

Биология

Науки о Земле

Математика и Механика

Технология

Физика

Химия

Русская литература

Научная лаборатория школьников

КОНКУРСЫ

Лучшие молодые
ученые России

Для молодых биологов

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека Хроноса

Научпоп

РАДИО

Читают и поют авторы РП

ОТДЫХ

Музеи

Игры

Песни русского застолья

Народное

Смешное

О НАС

Редколлегия

Авторам

О журнале

Как читать журнал

Пишут о нас

Тираж

РЕСУРСЫ

Поиск

Проекты

Посещаемость

Журналы

Русские писатели и поэты

Избранное

Библиотеки

Фотоархив

ИНТЕРНЕТ

Топ-лист "Русского переплета"

Баннерная сеть

Наши баннеры

НОВОСТИ

Все

Новости русской культуры

Новости науки

Космические новости

Афиша

The best of Russian Science and Technology

 

 


Если Вы хотите стать нашим корреспондентом напишите lipunov@sai.msu.ru

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Ссылки | Статистика | Дискуссия

Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

© 1999, 2000 "Русский переплет"
Дизайн - Алексей Комаров

Русский Переплет
Rambler's Top100 TopList