За два с половиной года с момента своего открытия <Донбасс Арена> стала одной из главных достопримечательностей Донецка. Что позволяет этому построенному
с нуля стадиону считаться одним из лучших во всей Европе?
Когда Украина наряду с Польшей получила право провести финальный турнир чемпионата Европы по футболу, все эксперты в один голос утверждали, что это поможет поднять инфраструктуру страны на новый уровень. Прежде всего, изменения затронули транспортную и туристическую отрасли. Но наибольший прогресс, естественно, коснулся стадионов, которые будут принимать матчи Евро-2012.
Готовясь к чемпионату, Украина построила два сверхсовременных стадиона в Донецке и Львове, а также кардинально реконструировала спортивные арены в Киеве и Харькове. На их фоне выделяется донецкая <Донбасс Арена> - пятизвездочный стадион категории <Элит> по классификации УЕФА. Он был сдан первым и за прошедшие два с половиной года стал главной достопримечательностью города, настоящей гордостью не только для футбольных болельщиков, но и для всего Донецка.
В новых украинских стадионах реализовано множество инновационных конструкторских и технологических решений, которые позволяют назвать эти спортивные сооружения настоящими шедеврами. Особое место среди таких инноваций занимают передовые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). На них и сделан главный акцент в этой статье: во многом благодаря им <Донбасс Арена> претендует на звание лучшего футбольного стадиона в Восточной Европе и одного из лучших спортивных сооружений во всей Европе.
Стадионы берут курс на хай-тек
Сегодня собственники стадионов во всем мире стремятся модернизировать свои сооружения с помощью передовых технологий, среди которых важное место занимают ИКТ. Это требует масштабных инвестиций, но владельцы многих спортивных арен считают их оправданными: передовые технологии обеспечивают болельщикам более высокий уровень комфорта и безопасности, позволяя получить гораздо больше удовольствия от посещения спортивных и развлекательных мероприятий. Добавим, что ИКТ-решения обеспечивают невиданные прежде возможности. Например, доступ к высокоскоростной сети и коммуникационным сервисам позволяет обеспечить посетителей полноценными персонализированными развлечениями в любой точке стадиона.
С другой стороны, за счет применения новейших технологий собственники стадионов могут повысить доходы за счет внедрения новых услуг для болельщиков и беспрецедентных возможностей для рекламодателей. Кроме того, передовые во всех отношениях стадионы привлекают больше зрителей, что тоже приносит дополнительную прибыль. Наглядным примером может служить <Донбасс Арена>. Увеличение доходов от роста посещаемости матчей футбольного клуба <Шахтер> влечет за собой увеличение бюджетов на инвестиции в инфраструктуру, привлечение большего количества инвесторов и спонсоров, а также заключение крупных контрактов с телекомпаниями и рекламодателями.
Какие же информационно-коммуникационные технологии были задействованы в процессе модернизации украинских стадионов? Прежде всего, упомянем Cisco© Connected Stadium - комплексное решение на базе IP-сети, специально адаптированное к требованиям спортивных арен и индустрии развлечений (Connected Stadium можно перевести как <подключенный к Интернету> или <сетевой> стадион). Эта разработка компании Cisco была внедрена и в Донецке.
Cisco уже в течение нескольких лет активно сотрудничает с крупнейшими спортивными организациями США и Европы в различных видах спорта. Разработки компании, в том числе Cisco Connected Stadium, успешно используются на многих крупнейших стадионах мира, таких как мадридский <Сантьяго Бернабеу>, Amsterdam ArenA, <Миллениум> (в столице Уэльса - городе Кардифф), самый большой стадион Национальной футбольной лиги США - Dallas Cowboys, спортивная арена STAPLES Center в Лос-Анджелесе, нью-йоркский стадион New Meadowlands, Национальный стадион в Варшаве (на нем пройдет церемония открытия Евро-2012) и многие другие. ИКТ-решения позволяют посетителям таких сооружений получать уникальные впечатления, а их владельцам обеспечивают дополнительные доходы от рекламы, продажи сопутствующих товаров и от прироста количества посетителей.
Знаменитый футбольный клуб <Реал> (Мадрид) первым в Европе применил технологию Cisco Connected Stadium Wi-Fi, сделав <Сантьяго Бернабеу> одним из наиболее технологически развитых стадионов в мире. Развернутая на этой арене сеть Wi-Fi с большой плотностью точек доступа позволяет болельщикам использовать свои мобильные устройства для быстрого доступа к ряду приложений, разработанных специально для связи со стадионом, а также для доступа в Интернет и социальные сети во время матчей. Кроме того, применение Connected Stadium Wi-Fi способствует высвобождению сетей сотовой связи, позволяя зрителям отправлять текстовые сообщения и делать звонки в ходе матчей, что прежде было проблематичным.
Таким образом, в мире спорта рождается новая формула: <Современный стадион = подключенный к Интернету стадион>. В Украине первым таким сооружением стала <Донбасс Арена>.
<Донбасс Арена>: история создания
Построить лучший стадион в Восточной Европе - такую задачу поставили перед собой владельцы футбольного клуба <Шахтер> и городские власти Донецка. При этом стадион должен был быть абсолютно новым, без использования существующей инфраструктуры.
Перед тем как начать строительство <Донбасс Арены>, представители <Шахтера> побывали на многих передовых стадионах Европы. Когда речь зашла о сфере ИКТ, была выбрана технология Cisco Connected Stadium. По словам директора <Донбасс Арены> по информационным технологиям Дмитрия Теплякова, <комплексная архитектура Cisco Connected Stadium позволяет создавать у болельщиков уникальные впечатления от посещения стадиона и максимально использовать весь потенциал нового спортивного сооружения>.
К проектированию <Донбасс Арены> было привлечено подразделение Cisco Advisory Services, чтобы с его помощью определить те услуги, которые стадион должен предоставлять болельщикам, СМИ и командам. Клуб также воспользовался услугами компании Cisco для проектирования и внедрения сервисов по обеспечению безопасности, проводному и беспроводному доступу, коммуникациям и инфраструктуре. Внедрение же технологии Connected Stadium осуществил украинский интегратор ДИСС.
<Впервые на территории СНГ был построен стадион с возможностью управления всеми системами через IP-сеть, что и подразумевает концепция Cisco Connected Stadium, - рассказывает Евгений Владимиров, менеджер по ключевым инфраструктурам компании Cisco. - Уникальность проекта также в том, что <Шахтер>, построив стадион столь высокого уровня, задал тон остальным: другие сооружения к Евро-2012 как минимум должны были быть не менее передовыми. Кроме того, столь масштабный и резонансный проект поднял значимость ИT-индустрии в глазах широкой общественности>.
Подключенный к Интернету стадион
Чем же <подключенный> стадион <Донбасс Арена> отличается от обычного? Если говорить кратко - прежде всего, тем, что на нем используются интеллектуальные телекоммуникационные сети, объединяющие людей, услуги и информацию.
Решение Cisco Connected Stadium представляет собой единую платформу, построенную на базе IP-сети. Такая коммуникационная система позволяет объединить возможности по контролю доступа, коммуникациям и управлению и обеспечивает совместную работу аудио- и видеосредств связи. Управление всеми системами безопасности и жизнеобеспечения, включая камеры видеонаблюдения, систему проверки билетов, освещение, вентиляцию, отопление и кондиционирование, также осуществляется в централизованном порядке через единую сеть. Такое решение удобно со всех точек зрения - владельцев стадиона, посетителей, организаторов спортивных и развлекательных мероприятий и рекламодателей.
Все для комфорта зрителей
На <Донбасс Арене> все устроено так, чтобы обеспечить максимальный комфорт для посетителей. И те оценили такую заботу: посещаемость домашних матчей <Шахтера> - одна из самых высоких в футбольном чемпионате Украины, на матчах еврокубков - постоянные аншлаги, а места в VIP-ложах распроданы чуть ли не на годы вперед. Весной 2011 года на матче четвертьфинала Лиги чемпионов с участием <Барселоны> был установлен домашний рекорд посещаемости команды <Шахтер> в еврокубках - 51 579 зрителей.
<Уровень комфорта на <Донбасс Арене> высочайший, - делится впечатлениями Богдан Мамонов, болельщик <Шахтера> с 15-летним стажем, модератор одной из самых многочисленных фан-групп ФК <Шахтер> в социальных сетях. - Это касается всего: от турникетов на входе до мест на трибунах, видимость на которых отличная в любой точке. Это влияет и на приток болельщиков: на <Шахтер> сейчас ходит больше людей, чем когда-либо прежде. А ведь каким бы стадион ни был красивым и технически совершенным, главное для любого клуба - это все-таки болельщики. За последние 15 лет наш клуб проделал большой путь: от старого доброго Центрального стадиона <Шахтер> через 25-тысячный РСК <Олимпийский> до сверхсовременной <Донбасс Арены>. И, что примечательно, параллельно происходил спортивный прогресс - из заштатной по европейским меркам команды <Шахтер> превратился в многократного чемпиона Украины, обладателя Кубка УЕФА и четвертьфиналиста Лиги чемпионов>.
На <Донбасс Арене> установлено почти 600 экранов, дающих возможность смотреть трансляцию матча и видеоповторы, находясь в любой точке стадиона. <Это очень удобно, - говорит Богдан Мамонов. - Как-то во время матча мне позвонили на мобильный, и, чтобы ответить на звонок, я вышел с трибуны в зону фаст-фудов. Как раз в этот момент <Шахтер> забил мяч, но я ничего не пропустил: рядом был установлен дисплей, на котором велась видеотрансляция>.
Решение Cisco Connected Stadium предусматривает также удобное управление всей инфраструктурой точек продаж - заведений питания и магазинов - на стадионе. На <Донбасс Арене> внедрена система оплаты с помощью смарт-карт FAN ID и DA-Money на базе технологии RFID. Посетители могут заранее приобрести смарт-карту определенного номинала и в дальнейшем использовать ее для совершения любых покупок на территории стадиона. Карты FAN ID ориентированы на активных болельщиков и дают ряд привилегий как на самой арене (например, при покупке билетов на матчи, скидки в фаст-фудах), так и за ее пределами (скидки в различных заведениях Донецка). Посетители, не имеющие абонементов или карт FAN ID, могут приобрести карты DA Money в кассах или у промоутеров в чаше арены. У них же можно быстро и без лишних хлопот пополнить свой карточный счет.
Использование безналичного расчета по карточкам в разы увеличивает скорость обслуживания в фаст-фудах - все желающие успевают перекусить в течение пятнадцатиминутного перерыва между таймами. По мнению Богдана, <система смарт-карт очень демократична - карты FAN ID и DA-Money стоят всего 10 гривен. Расплачиваться с помощью этих карт в фаст-фудах легко и удобно, и не нужно тратить время на пересчет сдачи, размен купюр и тому подобное>. К тому же остаток средств на купленных посетителями смарт-картах может быть использован при следующем посещении стадиона, а это повышает вероятность того, что болельщики придут на него снова.
Еще больше возможностей получают посетители мест для прессы и VIP-лож. Так, журналисты и VIP-гости могут бесплатно пользоваться высокоскоростным беспроводным доступом в Интернет. Эта услуга весьма востребована - в среднем во время каждого матча в беспроводной сети работают около 300 клиентов.
Таким образом, для посетителей на <Донбасс Арене> обеспечены условия экстра-класса. При этом такой комфорт вполне доступен широакому кругу людей: цены на матчи <Шахтера> в чемпионате Украины стартуют с 15 гривен, в еврокубках - с 30 гривен. Это в разы ниже, чем на лучших стадионах Европы со сравнимым уровнем комфорта.
Новые возможности для владельцев стадиона
А теперь рассмотрим достоинства <Донбасс Арены> с точки зрения ее владельцев. Реализовав на стадионе множество передовых решений, они получили не меньше, если не больше, преимуществ. Это касается двух основных сфер - управления жизнедеятельностью стадиона и новых источников доходов.
ИТ-служба <Донбасс Арены> может через IP-сеть управлять всеми коммуникациями и системой безопасности. Последней здесь уделено повышенное внимание. Сеть обеспечивает интеграцию систем контроля физического доступа и видеонаблюдения со средствами коммуникации персонала, повышая возможности информирования в случае внештатных ситуаций и сокращая время оперативного реагирования.
На стадионе установлено около 450 камер скрытого видеонаблюдения. При прохождении людей через зоны контроля безопасности беспроводные камеры автоматически передают изображение в систему видеонаблюдения. Используя расширенные средства анализа, эта система помогает выявить необычное поведение болельщиков. Посетители знают о столь развитой системе обеспечения безопасности, и это помогает предотвратить нежелательные инциденты и сделать стадион популярным местом проведения семейного досуга.
Турникеты производства австрийской фирмы Skidata на входе и система продажи билетов от российской компании <Тикет Софт> также используют единую сеть для управления и обмена информацией. Кстати, как отметил Богдан Мамонов, турникеты не только удобны, но и выполняют функцию <счетчика> посещения матчей, показывая точное количество прошедших через них людей.
Качественная сеть с высоким приоритетом для видеосигнала позволяет, в том числе, в режиме реального времени транслировать матчи в Интернете на очень высокой скорости. <Сеть очень надежная, простоев и задержек нет, - подтверждает Дмитрий Тепляков. - Это дает нам возможность, в частности, организовывать трансляции матчей <Шахтера> на YouTube>.
Для контроля энергопотребления в качестве транспорта также используется IP-сеть - датчики снимают показатели с систем электроснабжения и по сети передают диспетчеру. При этом ИТ-служба стадиона может проактивно отслеживать потребление электроэнергии. В дни, когда матчи не проводятся и стадион закрыт для посещения, с целью экономии энергии различные системы и устройства можно удаленно отключить.
При всем этом с управлением сетевой инфраструктурой <Донбасс Арены> способна справиться даже небольшая ИТ-служба. По словам Дмитрия Теплякова, <всего в ИТ-департаменте стадиона работает 21 сотрудник. Кроме того, с компанией Cisco заключен сервисный контракт. Этого вполне достаточно для поддержки всей сети>.
А теперь поговорим о новым источниках дохода, открывшихся владельцам <Донбасс Арены> благодаря расширенным возможностям для рекламодателей. На традиционных стадионах смена информационных табло между мероприятиями требует существенных затрат времени и ресурсов. Решение же Cisco Connected Stadium дает возможность управлять отдельными экранами нажатием всего одной кнопки. Таким образом, спонсоры и рекламодатели могут публиковать свои рекламные объявления с желаемой периодичностью.
<Внедренная на стадионе система динамического вывода видеоконтента позволяет выводить рекламные ролики в разные зоны <Донбасс Арены> в зависимости от категории клиента. Это было бы невозможно, если бы сеть не обеспечивала достаточную надежность и пропускную способность, - рассказывает ИТ-директор стадиона. - По сути, каждый монитор оснащен встроенным компьютером. Соответственно, мы можем создавать столько различных зон для контента, сколько у нас компьютеров. Например, публичная зона болельщиков, бизнес-клуб, фан-кафе, фитнес-центр, VIP-ложи и так далее. Рекламный контент демонстрируется на дисплеях наряду с повторами прошедших матчей и анонсами. Во время же матча на экранах отображается прямая трансляция игры, а в перерывах, например, на дисплее в бизнес-клубе может идти реклама, а в VIP-ложах - повторы интересных моментов>.
<Донбасс Арена> предлагает широкие возможности и для организаторов концертов. Стадион позволяет собрать в одном месте 50 тысяч человек и обеспечить им отличный обзор сцены, питание и высокий уровень безопасности. Плюс <Донбасс Арены> также в том, что ее чаша очень удачно спроектирована, особенно, в том, что касается акустических характеристик. Помимо концертов и других развлекательных мероприятий, на стадионе проводятся боксерские поединки. Все это, без сомнения, приносит дополнительную прибыль.
Добавим, что сеть <Донбасс Арены> построена с запасом пропускной способности на несколько лет вперед. По словам Дмитрия Теплякова, сейчас загрузка магистралей не превышает 10%, поэтому необходимости в обновлении инфраструктуры еще нет: <Пока мы обновляем только ПО. Так, недавно мы обновили телефонную станцию до последней версии, и теперь наши сотрудники могут с помощью решения Cisco Jabber и сети VPN либо Wi-Fi получать на любом своем мобильном телефоне внутренний рабочий номер. Это удобно для тех, кто постоянно перемещается по территории, и позволяет экономить на мобильной связи в зарубежных командировках>.
Высокая оценка УЕФА
Еще на стадии проектирования <Донбасс Арена> стала одной из козырных карт в заявке Украины и Польши на проведение Евро-2012. В готовом же виде стадион даже превзошел ожидания организаторов футбольного чемпионата Европы. Генеральный секретарь УЕФА Джанни Инфантино, побывавший на множестве передовых спортивных сооружений, назвал <Донбасс Арену> одним из красивейших стадионов в Европе: <Он уникален, причем построен с нуля, в то время как многие современные футбольные арены мира были реконструированы. В нем все потрясающе: и структура, и дизайн. Я не ожидал увидеть такой красоты>.
Не пожалел комплиментов в адрес <Донбасс Арены> и куратор подготовки Польши и Украины к Евро-2012 со стороны УЕФА Бу Сандстрем. <Это фантастический стадион, один из лучших в Европе. Для этого стадиона нет ничего невозможного!> - цитирует Сандстрема официальный сайт <Донбасс Арены>.
Во многом благодаря суперсовременному стадиону Донецк будет принимать матчи Евро-2012. В своих интервью мэр города Александр Лукьянченко не раз называл <Донбасс Арену> решающим фактором решения УЕФА предоставить Донецку такую возможность. А. Лукьянченко даже предположил, что, не будь у города такого стадиона, вместо Донецка матчи Евро-2012 достались бы Днепропетровску или Одессе.
Более того, Донецк получил право провести не три (как Харьков и Львов), а пять матчей финального турнира Евро-2012, т.е. столько же, сколько Варшава. При этом хозяйка турнира - сборная Украины два из трех своих матчей в группе проведет в Донецке и только один - в Киеве. На <Донбасс Арене> состоятся три игры группового этапа (Англия - Франция, Украина - Франция и Украина - Англия) и по одному матчу четвертьфинала и полуфинала.
Главная достопримечательность Донецка
Сегодня, спустя два с половиной года с момента открытия <Донбасс Арены>, можно констатировать, что инновационные конструкторские и ИКТ-решения позволили не просто построить лучший стадион в Восточной Европе. В долгосрочной перспективе появление столь передового сооружения оказывает положительное влияние и на сам город Донецк.
Стадион не только способствовал росту популярности клуба <Шахтер>, но и стал одной из главных достопримечательностей города, и теперь в Донецк, никогда прежде не считавшийся туристическим центром, приезжает много людей, чтобы посмотреть на <Донбасс Арену>. За прошлый год во время экскурсий на стадион с ним ознакомились более 50 тысяч человек из разных городов Украины, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, <Донбасс Арена> и прилегающий к ней парк стали популярным местом отдыха донетчан и центром проведения общественно-культурных мероприятий. Поскольку же стадион находится в черте города, это дает донецким предприятиям сферы услуг дополнительные источники дохода.
В целом же <Донбасс Арена> служит наглядным примером того, как инновации в сфере ИКТ помогают сделать сказку былью, открывая новые возможности не только для отдельных предприятий и организаций, но и целых городов и даже государств.
<Донбасс Арена> в цифрах и фактах
Начало строительства: 27 июня 2006 года
Официальное открытие: 29 августа 2009 года
Бюджет строительства: $400 млн (с учетом благоустройства парковой зоны)
Общее количество мест для болельщиков: 51 504
VIP-ложи: 45
Точки питания (фаст-фуды): 53
Видеодисплеи для зрителей: 596
Камеры видеонаблюдения: 570
54 м - высота стадиона от уровня поля до высшей точки арены
83 823 кв. м - общая площадь всех уровней стадиона
92 кв. м - площадь каждого из двух светодиодных экранов-табло
267 м - общая длина линии электронных рекламных щитов
Около 1200 км кабеля проложено для различных систем
Менее 1 часа требуется, чтобы полностью заполнить трибуны
Около 8 минут необходимо для эвакуации всех посетителей