За 2004 год российский рынок ноутбуков вырос вдвое, утверждают западные аналитики, а в наступившем году их будет продано около миллиона штук. Определенные надежды на ускорение темпов роста данного рынка связывают с запланированным на январь выходом мобильной платформы Sonoma от Intel, хотя кардинальных изменений от этой премьеры ожидать не стоит, отмечают производители ноутбуков.
По данным исследовательской компании Dataquest, обнародованным на этой неделе компанией Intel, в течение 2004 г. объем российского рынка мобильных ПК удвоился: рост продаж за год составил 100%. При этом если в 2003 г. доля ноутбуков в общих продажах ПК на отечественном рынке составляла всего 7,6%, то к концу 2004 г. она выросла до 13,7%. В наступившем году, по оценкам Dataquest, объем продаж ноутбуков в России приблизится к 1 млн. штук.
В компании iRU подтверждают оценки, сделанные Dataquest. <Рынок ноутбуков в России продолжает расти - если в 2003 году ноутбуки занимали около 8-8,5% от общего рынка вычислительных устройств, то сейчас ниша мобильных компьютеров составляет порядка 11-12%, - отметила в интервью сайту CNews руководитель PR-отдела iRU Елена Медведева. - Оценки итогов 2004 года, полученные нашей аналитической службой, совпадают с данными исследовательской компании Dataquest. Если же говорить о прогнозах на предстоящий год, то 1 млн. ноутбуков - это вполне достижимый и адекватный показатель объема продаж в сегменте ноутбуков>.
Григорий Низовский, руководитель направления мобильных систем Acer в России, в беседе с корреспондентом CNews также отметил, что полученная специалистами компании оценка параметров российского рынка ноутбуков в 2004 году совпадает с приведенными данными компании Dataquest. <Свои планы на 2005 год мы строим в соответствии с прогнозом Dataquest, - заявил г-н Низовский, занимающий в компании пост коммерческого директора по работе с партнерами. - Насколько он реален - покажет первый квартал 2005 года>.
В то же время, в компании Rover Computers прогнозы Dataquest находят несколько предварительными и завышенными. <По моим оценкам, реальный объем продаж ноутбуков в России составит в 2004 г. не более 500 тыс штук. При этом торговая марка RoverBook сохраняет лидирующие позиции на рынке, занимая около 20% рынка по итогам года., - рассказал CNews директор по маркетингу компании Андрей Андреев. - При этом рост продаж по отношению к 2003 г. составит порядка 45%. На 2005 г. я прогнозировал бы рост рынка до 700 тыс. устройств>. Он добавил также, что доля ноутбуков в общем объеме компьютерного рынка постепенно увеличивается из года в год.
Доля ноутбуков на базе архитектуры Intel, по данным Dataquest, на конец 2004 г. в России составляла около 92%. Причем каждый третий ноутбук, проданный в России в прошлом году, был произведен на базе технологии Intel Centrino для мобильных ПК. <Доля ноутбуков на базе архитектуры Intel составляет около 90%, и, действительно, примерно каждый третий из них построен на базе технологии Centrino, - говорит Андрей Андреев. - Связано это, в первую очередь, с тем, что многие производители уже полностью перевели свои модельные ряды на эту технологию>.
<В прошедшем году мы заметили уменьшение внимания покупателей к сегменту ноутбуков категории <замена настольного ПК>, - отмечает Елена Медведева из iRU. - Востребованность ноутбуков, сконструированных на базе <настольных> процессоров, уменьшилась почти вдвое. И главной причиной этого является появление и широкое распространение мобильных процессоров и технологий, таких, как Intel Centrino. Образно выражаясь, на смену мощным, но неэкономным монстрам пришли профессионалы, четко рассчитывающие каждый шаг>.
По прогнозам аналитиков, выход на рынок ноутбуков на базе технологии Intel Centrino для мобильных ПК нового поколения (под кодовым наименованием Sonoma), который ожидается в январе этого года, приведет к увеличению спроса и дальнейшему росту этого сектора ИТ-рынка. Тем не менее, появление Sonoma не окажет какого-либо кардинального влияния на мобильный рынок, полагают в Rover Computers. <Будет наблюдаться некоторый рост объемов продаж в марте-апреле, но потом все вернется на круги своя>, - полагает г-н Андреев.
"Семейство Centrino-ноутбуков весьма разнообразно и обширно - в нем можно подобрать модель на любой вкус, в соответствии с самыми экзотическими требованиями, - говорит г-жа Медведева. - Sonoma-ноутбуки только еще начинают свое <оперативное развертывание>, в то время как мобильные компьютеры на базе Intel CentrinoTM уже прочно оккупировали рынок".
Что же касается всего региона EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), то, по данным IDC, ему принадлежит первое место в мире по темпам развития беспроводных сетей и мобильных технологий. По мнению экспертов IDC, 2005 год имеет все основания стать своего рода европейским <Годом мобильности>. Скорость распространения мобильных решений сохранится и в будущем: ожидается, что в наступившем году объем продаж ноутбуков в этом регионе возрастет на 19,9% по сравнению с 2004 годом.
В Центральной и Восточной Европе ожидается даже более высокий рост объема продаж, что демонстрирует исключительный потенциал мобильных технологий в этом регионе. По прогнозам IDC, в странах Центральной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки рынок ноутбуков увеличится в 2005 году на 23,2%.
Сравнительные данные IDC по продажам ноутбуков и настольных ПК в 2004 году лишь подтверждают возрастающую популярность мобильных вычислений. В Западной Европе рост рынка ноутбуков за 2004 год составил 29,8%, что более чем вдвое превышает аналогичный показатель для рынка настольных ПК (10,6%).
Кроме того, по оценкам IDC, в Европе уже действуют 25 тысяч общественных точек беспроводного доступа - хот-спотов. Их количество, согласно прогнозу, к 2008 году возрастет до 110 тыс., а число провайдеров беспроводных сетевых услуг увеличится до 50.