В Москве прошла традиционная осенняя конференция для всех, кто так или иначе связан с интернет-бизнесом, - Russian Internet Week.
На секциях поднимали самые актуальные проблемы современного интернета - темы, связанные с безопасностью детей в сети, будущего интернет-СМИ, кадрового рынка, доменного бизнеса и т.д. Вот некоторые яркие моменты конференции.
По традиции начали с цифр - какой он, сегодняшний Рунет? Ежемесячно в сети бывает 60 млн человек, рассказал Павел Лебедев из Фонда общественного мнения (ФОМ). (В прошлом году было 44 млн.) 21 млн выходит в сеть с мобильного телефона. Очевидно, что за счет мобильной аудитории и будет расти аудитория интернета. Увеличивается доля сел, небольших городов, потенциал роста сети - в регионах, 4 из 10 пользователей проживают там. Интенсивно растет использование интернета дома. 18 млн работают дома по Wi-Fi. В 21 субъекте России проникновение интернета выше 50%, год назад такую планку преодолело только 8 субъектов.
Основные источники информации для населения (по результатам опроса людей, не подсчет количества пользователей): телевизор (92%), печатные СМИ (28%), интернет-СМИ (21%), радио (18%), разговоры со знакомыми (14%), социальные сети (7%). Интернет, как мы видим, в тройке источников информации для людей. Пользователей волнует здоровье и спорт, экономика, бизнес, финансы, юмор, развлечения, игры, сельское хозяйство, политика, построение личных отношений, международные отношения и др.
О том, что рост интернета замедляется, говорил и Михаил Райбман, директор по работе с рекламными агентствами, TNS Россия. В TNS тоже считают, что рост сети будет происходит за счет городов с населением меньше 100 тысяч. Например, там только 7% людей в возрасте 55 и старше пользовались интернетом, только 32% были в сети из группы в возрасте 35-54. И в, пожалуй, самой лакомой группе - 25-34 - аж 39% еще не охвачены всемирной паутиной.
Интересная тенденция, которая, впрочем легко объяснима: уникальные посетители растут быстрее, чем количество живых пользователей. 272 млн против 60 млн реальных людей. Такая разница в цифрах объясняется тем, что человек в течение дня пользуется разными устройствами для выхода в сеть: мобильным телефоном, планшетом, рабочим компьютером, домашним ноутбуком и т.д.
20 дней в интернете
Растет число дней, проведенных в интернете: так в сентябре 2008 речь шла о 16 днях, а в сентябре этого года - уже 20 дней. В сентябре 50%времени в сети пользователи провели на топ-10 ресурсах, среди которых лидируют Яндекс, Mail.ru и ВКонтакте. Набирают популярность купонные сервисы, причем взлет посещаемости происходит после рекламной кампании сервисов.
7 из 10 человек в сутки смотрит телевизор, 5 из 10 - выходят в интернет. При этом эксперты в очередной раз упомянули, что сидение перед телевизором может быть пассивным, телепрограмма может идти фоном, а вот в интернете человек демонстрирует активное поведение. Сидение перед экраном превалирует по длительности над пользованием интернета. Молодые (12-24) 218 минут уделяют телевизору, 87 минут - сети, люди постарше (25-34) уже 265 минут смотрят передачи, но больше сидят и в интернете - 101 минуту. Самые взрослые представители смотрят много телевизора и почти не пользуются интернетом.
Не знаю, что можно, что нельзя
37 млн россиян потребляют медиа-контент в сети, посчитали в ФОМ. Больше всего людей видео смотрят, следующая группа, чуть поменьше, его скачивает, затем идут любители аудио, интернет-телевидения и в самом конце - интернет-радио. Специалисты ФОМ спросили у людей, приходилось ли им сталкиваться с предупреждением о том, что правообладатель запрещает просмотр, скачивание аудио или видео. 51% ответили нет, 41% - да, 8% не выбрали ни первое, ни второе.
Каждый второй пользователь сети не различает легальное и нелегальное в сети. Мужчины разбираются с этим проще, чем женщины, молодежь - легче, чем люди в возрасте. При этом, к огорчению правообладателей, платить за контент готовы только 24% опрошенных, а 43% - против.
Те, кто платить готов, при этом хотят более высокое качество, надежность, безопасность. Гораздо меньше тех, кто думает о законах. Не менее интересна мотивация тех, кто открывать кошелек не хочет. Они ссылаются на то, что у них нет денег, не видят смысла платить,
раз это же можно взять бесплатно, не видят разницы. Самый интересный ответ: <Я оплачиваю интернет, этого достаточно>.
Неправильные правила
Очень горячей получилась секция о доменах, там пытались поговорить о новых правилах регистрации имен в зонах RU и РФ, которые поспешно принял недавно Координационный центр национального домена сети Интернет (КЦ). Оперативность связана с тем, что скоро будет год, как началась регистрация в домене РФ, и ожидается, что многие домены не будут продлены, соответственно, их смогут зарегистрировать все желающие. Якобы радея за простого пользователя, решили отменить аукцион освобождающихся доменов, который практикуют некоторые регистраторы, отдав предпочтение принципу - первому обратившемуся. То есть, если вы хотите, например, освобождающийся домен Город.рф, вы подаете заявку, и если она оказалась первой, домен достается вам.
Но это нововведение не решает проблему с киберскоттерами. Вместе с вами домен Город.рф захочет получить еще несколько человек, вооруженных специальными программными комплексами, которые не идут ни в какое сравнение с традиционными действиями пользователя в клиентской админке регистратора. Аукцион и придумали, чтобы избежать принципа <кто быстрее достучиться до реестра>, а вместо этого дать всем равные возможности. Причем аукцион - не российская забава, его практикуют и такие монстры зарубежного доменного бизнеса, как GoDaddy, например.
В правилах так же нет раздела о доменных спорах, когда несколько человек не поделили домен, или компания сочла, что ее бренд используется недобросовестно. <Своими действиями разработчики новых правил регистрации доменов не просто ущемляют интересы правообладателей объектов интеллектуальной собственности, но и <отбрасывают> правила регистрации на десять лет назад, когда в регламенте РосНИИРОС не был предусмотрен порядок аннулирования регистрации доменных имен по решению суда, - говорится на сайте регистратора RU-CENTER, который выступает за доработку правил, - Тогда, даже выиграв судебные процессы, правообладатели не могли добиться от регистраторов исполнения судебных решений, чем активно пользовались киберсквоттеры>.
Как стать популярным на YouTube?
Компания AllMind исследовала самые просматриваемые ролики за всю историю YouTube (21) и представила результаты на RIW: выяснилось, что у всех роликов было 6,2 млрд просмотров (а 7 млрд - это население земли). Выяснили, что главный герой суперхита на YouTube это, скорее, мужчина (49%), а не женщина (38%) и не ребенок (13%), 57% героев прославились в оффлайне, 43% - в онлайне, уже после ролика. 80% такого видео - это профессиональный контент, 20% - любительский. 91% - постановочные съемки, 9% - случайные. Категории, в которые были загружены ролики: 76% - музыка, 17% - юмор, 4% - обучение и стиль, 3% - люди и блоги. Суперхиты содержат (в порядке убывания) песни, клип, танцы, любовь, эротический подтекст, юмор и т.д.
Хочешь домен - отправь смс
По новым правилам, делегировать домен будут только после того, как клиент свяжется с регистратором через смс-сообщение. То есть человека обяжут связать со своим договором на домен номер мобильного (раньше было достаточно любого номера телефона, и этот номер никто не проверял). Неизвестно, не вылезет ли потом этот телефон в открытых данных сервиса WhoIs, который может рассказать всему миру, какое имя кому принадлежит и как с владельцем можно связаться. Это особенно интересно на фоне набирающей на западе популярность услуге - убрать данные человека из всех баз, предоставив вместо этого контакт регистратора, чтобы дать ему максимум приватности.
Толкового разговора на секции RIW на эту тему не получилось, эксперты демонстрировали эмоции в духе: <Я от вас никаких писем не получал>.
Малышам - отдельный вход в .ДЕТИ
Средний возраст, когда дети начинают пользоваться интернетом, - 10 лет. И где-то до 12 лет - это самая уязвимая аудитория для интернет-угроз, подумали в Координационном центре и решили создать домен .ДЕТИ, чтобы, с одной стороны, развивать востребованное направление - детскую тематику - а с другой, видимо, зарабатывать на этом, ибо родители, как известно, легко открывают карман, когда дело касается их чад.
Бороться с неприемлемым для детей контентом пытались многие. В последнее время разговоры о том, что нужно все запретить, поставить всевозможные фильтры или заставить хостер-провайдеров следить за контентом на их площадках, сменили тональность. Нужно не запрещать, а создавать что-то новое, новую среду, безопасную и интересную, причем второе слово здесь не менее важно, чем первое. В рамках этой темы и был придуман проект домена .ДЕТИ.
Это стало возможным, когда ICANN, организация, отвечающая за адресное пространство, разрешила компаниям, городам и группам лиц создавать собственные доменные зоны. (Так, сейчас думают над доменами.MOSCOW и.МОСКВА.) Создать новую зону - недешевое удовольствие, один взнос за подачу заявки в ICANN стоит $185 тыс., но у КЦ будут спонсоры и собственные деньги на этот проект, поэтому велика вероятность, что замысел действительно воплотится в жизнь.
В
домен .ДЕТИ переедут все качественные сайты, предназначенные для самых маленьких. Там будут появляться и новые ресурсы. Но перед тем, как получить имя в новой зоне, нужно будет пройти проверку, как именно будут <взвешивать> площадки - пока неизвестно.
Если все получится, родители, открывая детям доступ к сайтам с окончанием .ДЕТИ, буду уверены, что ничего плохого их наследники там не встретят. Возможно, этот проект действительно будет еще и стимулировать детскую сферу интернета, потому что пока в сети не так уж много действительно хороших сайтов для малышей, и родители скорее дают им iPhone и iPad, чем собственный компьютер с окном в мир.
Топ-10 ресурсов
Яндекс,
Mail.ru,
Vkontakte.ru,
Одноклассники,
Google,
Rambler,
Youtube,
Wikipedia.org,
Gismeteo.ru,
Livejournal.com