Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет, корпорация Intel и группа компаний РСК осуществили в средней школе N67 г. Челябинска первое внедрение облачных технологий в школьный образовательный процесс. Это первый в России и СНГ пример начала полномасштабного внедрения платформы <Персональный виртуальный компьютер> на базе облачных вычислений в систему среднего общего образования, на практике демонстрирующий переход школы на передовые принципы организации электронного обучения. На мероприятии присутствовал наш специальный корреспондент Александр Семенов
Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), корпорация Intel и группа компаний РСК объявили о реализации в средней образовательной школе N67 г. Челябинска совместного проекта внедрения инновационной образовательной платформы <Персональный виртуальный компьютер> (ПВК) на базе облачных вычислений. Проект реализуется группой компаний РСК, ЮУрГУ и корпорацией Intel, выступившей в качестве его инициатора. Это первый в России и СНГ пример начала полномасштабного внедрения платформы на базе облачных вычислений в систему среднего общего образования. В рамках презентации проекта в средней школе N67 г. Челябинска были проведены два открытых урока - в 4-м и 10-м классах, на которых учащиеся использовали ПВК для выполнения заданий.
<Реализация данного проекта на практике демонстрирует переход образовательных учреждений Челябинской области на новые принципы преподавания и организацию инновационного процесса обучения. Повышение качества среднего общего образования невозможно без использования самых современных информационных технологий, к которым, безусловно, относятся облачные вычисления. Не менее важна и экономическая составляющая. Внедрение в образовательный процесс платформы <Персональный виртуальный компьютер> на базе технологии облачных вычислений позволит сократить затраты на лицензионное программное обеспечение путем создания функционально эквивалентных образовательных сервисов на базе программ с открытым кодом>, - отметил Александр Кузнецов, министр образования и науки Челябинской области.
Выбор средней школы N67 для реализации данного проекта не случаен. Впервые школа распахнула свои двери ученикам 1 сентября 1960 г., а в сентябре 2009 года это учебное заведение получило официальный статус школы при ЮУрГУ. Тем самым на ее примере был создан новый тип среднего общеобразовательного учреждения, получающего большую поддержку в организации процесса обучения от национального исследовательского университета. Сейчас в школе N67 есть все условия для всестороннего развития личности, широко развернута внеурочная деятельность учащихся. В 8-10 классах организовано профильное обучение (социально-лингвистическое, физико-математическое, информационно-технологическое). Школа работает в режиме общеобразовательного учреждения полного дня: организована работа групп продленного дня, кружков и секций дополнительного образования, результативно строится работа факультативных, групповых и индивидуальных занятий.
<Я уверена, что применение образовательной платформы ПВК поможет нашей школе заметно повысить эффективность процесса обучения, сделав его максимально интересным и полезным для наших учеников, а также раскроет перед ними новые интерактивные возможности для развития творческих навыков и получения опыта работы с той же образовательной платформой, которую им предстоит использовать в высшей школе, - считает Светлана Веретенникова, директор средней школы N67 г. Челябинска. - Помимо многих других преимуществ платформа ПВК позволяет нам выработать стратегию и тактику постепенного перехода на использование ПО с открытым кодом в школе. Это существенно снизит затраты на лицензионные отчисления, а применение технологии облачных вычислений, на которой основан принцип работы ПВК, позволяют скрыть все сложности поддержки и развертывания этих продуктов <внутри облака>, исключая необходимость тотального переобучения наших преподавателей>.
По ее словам, внедрение такого современного инновационного подхода в процесс обучения в высшей и средней школе обеспечивает:
эффективное использование учебных площадей (отпадает необходимость выделять отдельные и специально оборудованные помещения под традиционные компьютерные классы);
кардинальное сокращение затрат, необходимых на создание и поддержание компьютерных классов;
качественно иной уровень получения современных знаний - учащиеся получают возможность находиться в процессе обучения в любое время и в любом месте, где есть Интернет;
более эффективный интерактивный обучающий процесс;
возможность быстро создавать, адаптировать и тиражировать образовательные сервисы в ходе учебного процесса;
возможность для учащихся осуществлять обратную связь с преподавателем путем оценки и комментирования предлагаемых им образовательных сервисов;
гарантия лицензионной чистоты используемого в процессе обучения ПО;
сокращение затрат на лицензионное ПО путем создания функционально эквивалентных образовательных сервисов на базе ПО с открытым кодом;
минимизацию количества необходимых лицензий за счет их централизованного использования;
централизованное администрирование программных и информационных ресурсов, используемых в учебном процессе;
максимально эффективное использование имеющихся в регионе кластерных вычислительных систем.
<Применение инновационной образовательной платформы <Персональный виртуальный компьютер>, созданной на базе облачных вычислений, позволяет уйти от традиционного понятия <компьютерный класс>. Теперь в любой аудитории можно организовать современный и максимально эффективный учебный процесс, используя ноутбуки и беспроводную сеть. Технология облачных вычислений и реализованная на ее основе образовательная платформа позволяют максимально эффективно использовать имеющиеся у учебного заведения программно-аппаратные ресурсы, а студенты и школьники получают возможность применять на практике самые современные компьютерные технологии на каждом занятии>, - говорит Леонид Соколинский, декан факультета Вычислительной математики и информатики (ВМИ) и руководитель Лаборатории суперкомпьютерного моделирования Национального исследовательского Южно-Уральского государственного университета, являющийся куратором проектов внедрения платформы ПВК в ЮУрГУ и школе N67.
Г-н Соколинский популярно рассказал о том, что <Облачные> вычисления (англ. cloud computing) - это технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. Обработка данных в <облаках> - это парадигма, согласно которой программы и данные постоянно хранятся в удаленных от пользователя центрах обработки данных (ЦОД), состоящих из мощных серверов и суперкомпьютерных комплексов. Доступ к вычислительному сервису осуществляется прозрачно для пользователя с помощью сети Интернет и клиентского устройства, например, персонального компьютера, ноутбука, планшетного компьютера, смартфона и так далее.
<Персональный виртуальный компьютер> (ПВК) - это единая точка доступа к сервисам, составляющим инновационное образовательное пространство учебного заведения, формируемое на базе технологии облачных вычислений.
Для каждого учащегося создается отдельный персональный виртуальный компьютер с индивидуальным профилем, который постепенно наполняется необходимыми ему учебными облачными сервисами по мере освоения им образовательной программы. После окончания учебного заведения выпускник может продолжать использовать ПВК в рамках виртуального сообщества выпускников.
Для запуска ПВК учащиеся используют ноутбуки или нетбуки, поддерживающие беспроводное подключение по стандарту Wi-Fi.
Наполнение электронного образовательного пространства учебного заведения осуществляется преподавателями и методистами, каждый из которых имеет собственный ПВК. Они создают новые образовательные сервисы на базе облачных технологий, включающие в себя электронные учебные комплексы, конспекты и видеозаписи лекций, методические указания к лабораторным работам и др.
Специалисты группы компаний РСК реализовали инновационную образовательную платформу ПВК на базе технологии облачных вычислений и программного обеспечения с открытым кодом, выступив в мае этого года интегратором в проекте ее внедрения в ЮУрГУ, где было начато практическое использование ПВК для обучения и подготовки специалистов инженерно-технических направлений. Сейчас группа компаний РСК, при активной поддержке ЮУрГУ, реализует пилотный проект внедрения образовательной платформы ПВК на базе ПО с открытым кодом в средней школе N67 г. Челябинска.
<Наши специалисты реализовали на практике образовательную платформу на базе облачных вычислений и программного обеспечения с открытым кодом, опираясь на те требования и задачи, которые существуют и решаются в современном российском вузе - на примере такого крупного университета как ЮУрГУ, обладающего одним из самых мощных в стране суперкомпьютерных центров. Включившись в новый проект в школе N67 г. Челябинска, мы расширили область применения платформы ПВК на базе свободно распространяемого ПО для использования в системе среднего общего образования, предоставив возможность школам создавать и развивать у себя инновационный и максимально эффективный учебный процесс>, - отметил Алексей Шмелев, исполнительный директор группы компаний РСК.
Корпорация Intel, сыгравшая роль инициатора внедрения технологии облачных вычислений в образование, в рамках данного проекта передала школе N67 тридцать три персональных мобильных компьютера школьника (Classmate PC) на базе процессоров Intel Atom .
<Инновационный проект применения технологий облачных вычислений в средней школе для решения задач обучения, устранения цифрового неравенства, повышения качества преподавания предметов является социально значимым и очень перспективным. Корпорация Intel активно сотрудничает со многими учреждениями системы среднего общего образования в России и СНГ, способствуя повышению уровня обучения и выступая инициаторам многих инноваций для расширения возможностей использования компьютерной техники в школах, в рамках модели обучения <1 ученик : 1 компьютер>. В данном случае мы видим огромный потенциал этого проекта и делаем свой вклад в его развитие, передав школе тридцать три специальных мобильных компьютера Classmate PC. Эти устройства, специально разработанные для школьников, позволят очень быстро реализовать пилотный проект и послужат основой для его дальнейшего развития. Мы надеемся, что данная инициатива и полученный опыт будут полезны Челябинской области в целом и будут учтены в планах развития образовательных проектов, ориентированных на ближайшее будущее>, - подчеркнул Николай Местер, директор по развитию корпоративных проектов корпорации Intel в России и странах СНГ.
После пресс-конференции мы присутствовали на уроках в 4-ом классе, где с помощью графического редактора дети раскрашивали пейзаж с курице, и в 10-м, где они создавали собственный веб-сайт. Все были довольны.