Технология предлагает новаторскую альтернативу традиционному школьному обучению, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Кроме того, сетевое облако позволяет обучаемым взаимодействовать и вести совместную работу с необыкновенно широким кругом сверстников, независимо от их местоположения.
Когда родители забрали Брайди Феннел из школы, чтобы перегнать по морю семейный катамаран из Бразилии в США, возникла проблема: как сделать так, чтобы дочь не отстала от одноклассников? И тогда родители записали Брайди в самую крупную онлайновую школу в штате Индиана. В течение всех пяти месяцев, пока семья преодолевала океанские просторы, Брайди продолжала учиться. Как только катамаран заходил в тот или иной порт, она загружала домашние задания на свой компьютер, во время плавания выполняла их и затем выгружала сделанное в специальный веб-ящик или отправляла учителям по электронной почте. Более того, Брайди даже сдала экзамены. Роль экзаменаторов выполняли портовые служащие, другие мореплаватели либо учителя-пенсионеры, которые подписывали экзаменационные листы и отправляли их в онлайновую школу в Индиане. В результате Брайди не только совершила увлекательное морское путешествие с родителями, но и получила отличные оценки по всем предметам...
"В области образования творится настоящая революция, - пишет в своем блоге на сайте GETideas.org преподаватель Университета штата Индиана Кэртис Бонк (Curtis Bonk). - Теперь, чтобы учиться, не обязательно нужен стоящий у доски учитель. Учиться можно везде: в помещении и на открытой местности, под деревом, на борту морского или воздушного судна. Для этого всего лишь надо подключиться к Интернету".
История Брайди Феннел приводится в книге Кэртиса Бонка "Открытый мир: как веб-технология преобразует сферу образования" (The World is Open: How Web Technology is Revolutionizing Education). В ней немало примеров эффективности облачных вычислений (хотя большинство преподавателей и студентов избегает этого термина). Облачные вычисления меняют методы персонального, интерактивного и коллективного обучения в начальной и средней школе, но избавление учащихся и учителей от жесткой привязки к классам и партам - еще не все. Новая технология дает возможность гораздо лучше хранить и распространять знания (представьте себе Исаака Ньютона, выкладывающего видео о своих открытиях в YouTube!). И она позволяет школьникам и студентам взаимодействовать и вести совместную работу с непрерывно расширяющимся кругом сверстников, независимо от их местоположения.
"Огромная сила облака заключается в онлайновом контенте и открытых ресурсах редактирования, большинство из которых предоставляется бесплатно", - утверждает Бонк, приводя в качестве примера библиотеку Академии Хана, где содержатся более 2.400 бесплатных видеолекций по всем предметам - от арифметики до физики, финансов и истории. "Бесплатное онлайновое видео, - говорит Бонк, - открывает невиданные возможности для любого специалиста в области образования".
Реализуемая с 1997 года некоммерческая программа Сетевых академий Cisco бесплатно предоставляет учебные и экзаменационные материалы, а также инструкторскую поддержку учебным заведениям во всех частях света. Ныне она действует в 165 государствах, включая Россию и большинство других стран СНГ. Таким образом, Сетевые академии Cisco представляют собой самый большой виртуальный учебный класс на нашей планете: в них одновременно получает технические и деловые знания и навыки, имеющие критически важное значение для успешной работы в экономике XXI века, 1 миллион студентов. Облачные технологии доставляют учебные материалы наиболее экономичным и надежным способом, отличаясь простотой распространения и обновления.
Кроме того, сетевое облако открывает двери в мир образования для тех, кто не в состоянии учиться традиционным способом: пожилым людям, инвалидам, тем, кто работает за рубежом, школьникам, которым трудно ужиться с одноклассниками, несовершеннолетним забеременевшим девушкам и т.д. "В одних лишь Соединенных Штатах облачными вычислениями уже пользуются десятки тысяч людей, и это существенно изменило их образ жизни", - говорит Кэртис Бонк.
Облачные проблемы
Линн Макналли (Lynn McNally), член совета директоров консорциума школьных сетей США, видит в облачных вычислениях как огромный потенциал для обучения, так и непростые проблемы. Таких проблем немало: это и защита данных в облаке, и управление большими объемами преподавательского программного обеспечения (его нельзя полностью выложить в облако), и отсутствие должной ИТ-поддержки в школьных округах, где на одного сотрудника технического отдела зачастую приходится до 900 устройств, и дефицит ИТ-специалистов, и неспособность учебных отделов реализовать стратегический подход к облачным вычислениям... Облако может сэкономить расходы на ИТ-поддержку, но многие школы, по словам Макналли, этой возможностью не пользуются: "Во многих школьных округах ИТ-поддержку оказывают лишь от случая к случаю. Впрочем, с появлением технологии SaaS (программное обеспечение как услуга) корпоративного класса это должно прекратиться".
Другая проблема - оснащение каждого ученика устройством для доступа к цифровым ресурсам, а также обучение всех учителей максимально эффективному применению функций Web 2.0 (например, блогов и википедий) в сетевом облаке. "Школьные округа должны разработать методику использования этих функций, чтобы успешно развивать образование в XXI веке с учетом требований информационной безопасности, - убеждена Линн Макналли. - Здесь я тоже вижу много недоработок". По ее мнению, при том, что все больше школьных округов использует облачные технологии, самая серьезная проблема связана с широкополосным доступом по доступной цене. Такой доступ возможен лишь там, где частные операторы строят соответствующую инфраструктуру вместе с государственными органами. Там же, где бал правит частный сектор, широкополосный доступ американским школам не по карману.
Мир без учебников
И все же, считает Макналли, несмотря ни на что, в ближайшие годы эти и другие проблемы будут успешно решены благодаря эволюции систем образования в сетевом облаке и появлению новых методов дистанционного обучения. Она убеждена, что облачные вычисления принесут ощутимую пользу школьным округам, уже стремящимся разрабатывать цифровые учебные программы с использованием всех доступных цифровых ресурсов. По словам Макналли, "никто уже не хочет покупать учебники".
Особую пользу, считает она, принесут два типа облачных вычислений: SaaS (software-as-a-service - программное обеспечение как услуга, т. е. доставка облачного программного обеспечении в реальном времени) и IaaS (infrastructure-as-a-service - инфраструктура как услуга, т.е. бесплатное предоставление ресурсов хранения данных, функций электронной почты и систем совместной работы). Третий тип облачных вычислений - PaaS (platform-as-a-service - вычислительная платформа как услуга), по мнению Макналли, для школ не столь актуален. Как бы там ни было, учитывая стремительное распространение новых устройств (вроде планшетных компьютеров) и новых тенденций (от превращения образования в общедоступную услугу до распространения сетевых игр и управления компьютерами с помощью жестов), можно констатировать, что сетевое облако открывает невиданные возможности как для обучаемых, так и для преподавателей.