Новые исследования воздействия социальных сетей на мозг все больше поражают ученых
Все больше погружаясь в социальные сети, такие, например, как Facebook и Twitter, человек утрачивает представление о своем месте в обществе, теряет свою самооценку и как будто бы даже впадает в детство. По сути рождается поколение одержимых людей, нуждающихся в очень примитивном общении, которое характеризуется короткой концентрацией внимания и постоянным желанием обратить на себя внимание, сообщает dailymail.
По сути все общение в соцсетях сводится к наивному щебету малышей, которые часто говорят так: <Посмотрите на меня, мамочка, я сделал это>. Этот феномен психологи назвали <кризисом идентичности>.
Автором термина <кризис идентичности> является известный американский психолог, профессор Гарвардского университета Эрик Эриксон. Он обнаружил это явление во время своего исследования <военных неврозов> у моряков-подводников. <Кризис> проявляется как противоречие между существующим социальным статусом человека и требованиями изменившейся ситуации. Такой человек неспособен принять новую роль, которая предписывается внешними обстоятельствами, либо, приняв ее, адаптироваться к ней. Вот главные признаки <заболевания>: помимо уже упомянутой неадекватности самооценки, человек утрачивает чувство перспективы, в нем растет пессимизм, он становится внешне пассивен, бескомпромиссен в некоторых ситуациях и порой - агрессивен.
Тот факт, что интернет съедает наш мозг, доказывает и большое употребление в последнее время лекарственных препаратов для улучшения памяти. По словам специалистов, за последние десять лет врачи стали в три раза чаще выписывать своим пациентам препарат, применяемый при расстройствах внимания. Это может быть связано с долгими часами, проведенными перед мониторами компьютеров.
- Более того, банальность информации, которой обмениваются пользователи Twitter, может стать проблемой для общения, - уверена профессор Оксфордского университета, специалист в области психологии, нейробиологии и фармакологии, а также известная писательница и член Палаты лордов, баронесса Сьюзан Гринфилд. - А постоянный просмотр сообщений с экрана может привести к полной утрате многих невербальных навыков - таких, например, как способность смотреть в глаза во время разговора. Большая <дружба> с Интернетом и компьютерные игры серьезно <перемонтировали> мозг уже большого количества молодежи. Человеческий мозг, по утверждению баронессы, способен постоянно изменяться и приспосабливаться, но он весьма чувствителен к среде, в которой находится. Поэтому длительное непрерывное взаимодействие с компьютером уже влияет на его работоспособность.
А пользователей с <деформированным> мозгом насчитывается уже более 750 миллионов - столько людей по всему миру используют Facebook для обмена фотографиями, видео, письмами. И миллионы подписаны в Twitter, где в своих микро-блогах они рассказывают о каждом своем шаге и вздохе. Ведь многие пользователи чувствуют опять же детскую потребность стать <мини знаменитостью>, за которой другие наблюдают и восхищаются. По сути, каждый стремится стать звездой своего собственного реалити-шоу. А эксперт по грамотности Сью Палмер, изучая сообщения в интернете, заметила, что девочки, считают, что они <товар, и потому должны продавать себя другим людям> на Facebook.
- Общение в Facebook похоже на жизнь в нереальном мире, но в мире, в котором важно то, что люди думают о вас, - объясняет профессор Гринфилд. - Подумайте о последствиях для общества, если люди будут больше беспокоится о том, что другие люди будут думать о них, нежели то, что они думают о себе сами.
Ранее мы рассказывали о других исследованиях Интернета на наши интеллектуальные возможности. Так, исследователи из Колумбийского университета заметили, что человеческий мозг до такой степени адаптировался к возможностям современной техники, что такая функция организма, как память, практически не используется. И в результате она становится более поверхностной и кратковременной.
Серия экспериментов, которые провели американские ученые под руководством психолога Бетси Спарроу, достоверно показали: люди в наше время значительно лучше запоминают информацию, которую вносят в компьютер, при условии, что через некоторое время она будет безвозвратно удалена. Более того, выяснилось, что сегодня человек скорее запомнит не саму информацию, а то, в какой папке на компьютере она лежит.
Видя подобные результаты серьезных научных исследований можно сказать, что компьютер и интернет стали для человека своеобразным <протезом> памяти - наш мозг стал воспринимать всемирную паутину как часть себя, как полноценное хранилище информации, тем самым перекладывая на интернет ответственность за запоминание и хранение всего, что имеет для нас хоть какую-то важность.
- Это показывает, что вещи, которые мы находим онлайн, мы стараемся хранить онлайн - на внешнем носителе, - объясняет один из авторов исследования доктор Спэрроу. - Свойство запоминать место, где находятся нужная информации, а не ее саму - знак того, что память людей не стала хуже: просто сейчас мы иначе организовываем огромное
количество доступной информации.
И недавно результаты своего многолетнего исследование опубликовал в книге директор научно-исследовательского центра по изучению памяти и старения Семельского института неврологии и поведения человека и Центра по вопросам старения в Калифорнийском университете Гэри Смолл: <...поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет Сеть, - в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение - поверхностным. Пользователи лишь по диагонали просматривают заголовки и аннотации. И в итоге превращаются в <простых расшифровщиков информации>. А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофируются>.