Как вы относитесь к этикету? Мы бы хотели поговорить с вами не о столовых приборах и не об уважении к старшим, а всего лишь об использовании мобильных телефонов, смартфонов и ноутбуков в повседневной жизни. Каждый из нас хотя бы раз громко разговаривал по мобильнику на улице или открывал ноутбук и привлекал тем самым излишнее внимание окружающих. Согласно исследованию, проведенному корпорацией Intel, почти 3/4 взрослых россиян уверены, что люди, использующие мобильные устройства с доступом в Интернет, должны придерживаться определенных правил этикета, аналогичных общепринятым нормам поведения за столом или при вождении автомобиля. Со временем люди принимают поведение, которое раньше было недопустимым. Уровень толерантности растет, и повсеместное использование мобильных технологий заставляет определить новые правила поведения в обществе.
Ситуации использования мобильных устройств
Россияне используют мобильные интернет-устройства в различных ситуациях. Чаще всего они отправляют короткие сообщения в присутствии других, например, во время встреч с друзьями (52,8%), используют мобильные устройства в спальне (43,5%) или громко разговаривают по телефону в общественных местах (42,3%).
Оценка поведения при использовании мобильных устройств
Сам себя не похвалишь Большинство россиян положительно оценивают свое поведение при использовании ими мобильных интернет-устройств (77%). Среднюю оценку себе поставили 21,8%, и лишь 1,3% оценили свое поведение как <плохое>, то есть неуважительное по отношению к окружающим. Жители Северной Америки более самокритичны: всего 54% респондентов уверены, что ведут себя хорошо2. Пользователи, проживающие в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка), оценивают себя беспристрастно: только половина из них (50%) считает достойным свое поведение во время использования мобильных устройств3.
В чужом глазу К окружающим россияне относятся более строго. Так, <средним> поведение сограждан считают 41,8% жителей России, еще 7,5% оценивают поведение других людей негативно. Жители Европы, Африки и стран Ближнего Востока более резки в своих оценках: лишь 11% респондентов считают, что окружающие при использовании мобильной электроники в целом ведут себя нормально. В США результаты еще более негативные - всего 6% американцев уверены, что их соотечественники не нарушают этикет во время использования мобильных устройств.
<Раздражающие> факторы в поведении людей: автомобиль, громкий разговор, мелодия звонка
Наибольшее недовольство россиян вызывает отправка коротких сообщений во время управления автомобилем (55,3%). Европейцы, африканцы и жители Ближнего Востока еще более озабочены этой проблемой: мобильный в руках водителей раздражает 67% жителей EMEA. В Северной Америке это считают недопустимым 73% респондентов.
Неприятие у россиян вызывают громкие разговоры по телефону на улице, в общественном транспорте и магазинах (40,5%), а также раздражающие или слишком громкие мелодии звонков (31,3%).
Использование ноутбуков, по мнению жителей России, неуместно во время приема пищи (37,3%) или в ситуациях, когда пользователь находится в окружении других людей (во время встреч с друзьями - 29,5%).
Обеденный стол - не место для смартфона или ноутбука, в этом уверено и большинство жителей EMEA, а вот по поводу мобильных устройств во время встреч с друзьями они не переживают: в отличие от россиян, в этих странах лишь 7% жителей раздражает, когда их знакомые во время дружеских бесед проверяют свой статус на Facebook или отправляют сообщения в Twitter.
Ненормативная лексика или разговоры по телефону?
Россияне терпимее относятся к игнорированию их слов окружающими по причине использования ими мобильных интернет-устройств, чем к традиционным формам неприемлемого поведения (ковыряние в носу, привычка грызть ногти - 38,8% или нецензурная брань в общественных местах - 36%). Разговор по мобильному телефону или отправка сообщений в присутствии других (21,8%) оскорбителен не многим более, чем курение в присутствии некурящих (24,5%).
Ни дня без мобильного:
Большинство россиян начинают день с использования своих мобильных устройств:
в кровати (35%),
во время завтрака (26,8%),
перед душем (16,0%).
Не менее привязаны к своим гаджетам и жители EMEA: 2/3 респондентов (67%) включает мобильное устройство утром до того, как приступить к работе, а 23% - до того, как встать с кровати. Это стало нормой.
Непростой выбор
Во время исследования россиянам был предложен непростой выбор - отказаться на одну неделю от своих ценностей и привычных действий (чай, кофе, отпуск, каникулы, встреча с другом, прием душа) или от мобильного устройства. Большинство в 3/4 случаев отказались бы именно от мобильного устройства; только в 1/4 выбор был сделан в пользу привычек (58,0% отказались бы от чая или кофе). Жителей стран Европы, Африки и Ближнего Востока искушали менее изощренно: им предлагали отказаться не от душа или друзей, а от сладостей. Более половины респондентов заявили, что предпочтут остаться на неделю без шоколада, но никак не без мобильного телефона. Для 54% телефоны стали частью их социального статуса.
Всегда на связи - общение в социальных сетях:
Результаты проведенного исследования показали, что 22% россиян не зарегистрированы в социальных сетях.
Чаще всего свой статус в социальных сетях проверяют молодые люди в возрасте 18-24 лет.
24,3% россиян проверяют свой статус в социальных сетях ежедневно,
35,8% заходят на свои личные странички не чаще одного раза в неделю.
Этикет общения в социальных сетях
К наиболее некорректным действиям в социальных сетях россияне отнесли:
использование учетных записей других людей для отправки сообщений с шутками (43,5%),
избыточную публикацию персональной или частной информации (29%),
размещение ссылок на неудачные фотографии людей или размещение ссылок без их согласия (28%),
игнорирование друзей (25,3%) и грамматические ошибки (23,5%).
Нормам мобильного этикета быть!
Использование мобильных интернет-устройств в общественных местах требует от людей большего внимания к окружающим. То, что на заре развития мобильной телефонии и беспроводного Интернета лишь удивляло и вызывало зависть и восхищение (мобильное устройство воспринималось как показатель высокого статуса или символ благосостояния его обладателя), теперь вызывает недоумение и раздражение:
72% взрослых россиян выразили свое согласие с необходимостью установления определенных правил этикета при использовании мобильных устройств в общественных местах,
41,5% отметили, что несоблюдение этих норм вызывает у них раздражение,
1,8% относят себя к сторонникам жестких мер и предлагают ввести запрет на использование мобильных устройств в общественных местах.
Не менее озабочены нормами мобильного этикета и жители EMEA.
Установить определенные правила поведения и придерживаться их согласны 61% опрошенных.
<В исследовании мы хотели выяснить, как люди взаимодействуют с мобильными устройствами, и установить, какую роль это взаимодействие играет в их повседневной жизни. Полученные данные мы планируем использовать в разработке новых технологий, - рассказала Женевьева Белл (Genevieve Bell), заслуженный исследователь Intel и глава направления Interaction & Experience Research. - Знание того, что мешает людям, важно так же, как знание того, что их вдохновляет - ведь все это составляет впечатление. Исследование позволило установить, что мобильные устройства прочно вошли в нашу жизнь, но теперь нам предстоит помнить о мобильном этикете>.