Прошедшее десятилетие в сфере IT знаменательно прорывами не столько в технологическом плане, сколько в плане маркетинга и дальнейшего разрастания методик и способов передачи данных. 90-е годы заложили технологическую базу и философию развития. Большое количество сделанных в этот период изобретений и открытий в нулевые стало доступно массовому потребителю. Люди окончательно втянулись в информационно-технологическую гонку, которая обещала стать прибыльной в будущем.
Прорыв Microsoft в 90-е определил позицию пользователя начала нулевых. Массовый потребитель оценил усилия Билла Гейтса и активно приобретал PC-совместимые компьютеры и периферию, снабженную двумя свежими операционными системами Windows 2000 и Windows Millennium. 2000-я <Винда> стала родоначальницей нового поколения систем от Microsoft, а <Линолеум> стал лебединой песней предыдущей системы Windows 95-98.
Начало века ознаменовалось пришествием знаменитых процессоров Pentium 4 и продолжением войны за рынки между двумя гигантами - Intel и AMD. С тех пор технологии сильно вперед не двинулись. К концу десятилетия платформа PC окончательно победила на массовом рынке персональных компьютеров, похоронив архитектуру Apple благодаря удобству и низким ценам. Однако в слотах персональных компьютеров остались те же элементы, что и 10 лет назад. <Железо> стало работать быстрее и местами даже надежнее, а производители и пользователи меряются количеством ядер в процессоре, скоростью оперативки, объемами жестких дисков.
Сетевая глобализация обеспечила поразительный рост пользователей сети Интернет. По данным Internet World Stats, в декабре 2000 года в мире насчитывался 361 млн. пользователей, а в конце 2010-го - уже 2 млрд. В России количество пользователей Сети увеличилось с 3 до 60 млн.
Прорыв произошел в сознании людей: они быстро оценили возможности мобильной связи и формировали запросы на ее модернизацию. В итоге сегодня одна компания может предоставить весь спектр услуг связи: кабельный и беспроводной доступ в Сеть, мобильную и стационарную телефонную связь, IP-телефонию. При этом происходит взаимная интеграция систем, и можно предположить, что через пять лет люди будут выбирать не способ обмена данными, а только скорость.
Высокотехнологичная продукция подешевела из-за совершенствования производственных мощностей и перехода к аутсорсингу. Инженеры корпораций поработали над уменьшением размеров и энергопотреблением устройств. В итоге на рынке стали появляться гибриды - устройства, сочетающие в себе сразу несколько функций. Поначалу гибридизация была принята потребителем со скепсисом, гаджеты давали сбои, работали некорректно, и многие компании вовсе отказались от производства <наладонников>.
Нужна была мода, и она пришла со стороны умиравшей компании Apple. Потерпев поражение от PC-совместимых компьютеров, <яблочники> сделали ставку на начавшие входить в моду MP3-плееры. iPod от Apple, появившийся на рубеже столетий, определил лицо техники и тенденции развития на все нулевые. Компания Стива Джобса попала в яблочко с плеером и стала развивать линейку . Потребитель получил все - от ай-подов до чуть ли не <ай-горшков>, беленьких с синим свечением.
Конкуренты Apple быстро подтянулись, предлагая все новые и новые устройства с разными наборами возможностей. Повышение скоростей доступа в Интернет, появление беспроводных технологий объединили в едином корпусе телефон, плеер, фото- и видеокамеры под управлением единого процессора и операционной системы. Фактически PC уменьшился до размеров мобильного телефона, не потеряв требуемой функциональности, и <завернулся> в модный корпус.
Благодаря технологическому буму 90-х нулевые стали временем повальной компьютеризации. Это изменило стиль жизни среднестатистического жителя планеты, скорость жизни, ее информационное наполнение. Благодаря насыщению рынка недорогими информационными устройствами и максимальному упрощению доступа к данным начиная с середины нулевых годов человечество <сменило лицо на ай-фэйс>.
В нулевые настало время социальных веб-сетей, соединивших в себе опции микроблогинга, обмена данными, сайтов знакомств, форумов по интересам и добавивших к этому нечто принципиально новое: возможность самопрезентации через ленту друзей и возможность восстановления и сохранения утраченных реальных контактов. <Френды> - безусловно, одно из ключевых понятий нулевых, обозначающее виртуальную аудиторию, на которую пользователь ориентирует свое поведение в Сети.
Соцсети охватили миллионы, стали стоить миллионы и зарабатывать миллионы. Их предшественник из 90-х, сайт SixDegrees.com, оказался коммерчески провальным и закрылся на рубеже столетий. Массовая интернетизация изменила все. В 2005 году сеть MySpace, раскрученная рок-музыкантами, открывавшими в ней свои страницы для общения с фанатами, была продана компании News Corporation за 580 млн. долл. Марк Цукерберг, основавший Facebook в середине нулевых, в 23 года стал миллиардером. Facebook, за считанные годы превратившийся из веб-площадки для американских студентов в глобальный коммуникативный феномен, готовит экспансию на азиатский и российский
рынки и подумывает о миллиарде пользователей.
Логику развития американских соцсетей через расширение функций и возможностей повторяют их российские аналоги - <Одноклассники> и <Вконтакте>, буквально взорвавшие Рунет в 2007-2008 годах.
Соцсети произвели настоящую революцию как в организации веб-сообществ, так и в картине мира в целом. Они показали наглядно, что мир состоит из спонтанно возникающих сетей, а не устоявшихся групп, и складывается вокруг людей, а не абстрактных интересов.
Нулевые также породили феномен блога. Twitter и блогосфера стали конкурентами традиционных СМИ как в скорости информирования, так и в скорости порождения смыслов, интерпретации. Это привело к интеграции традиционными массмедиа нового сетевого формата и кризису идентичности СМИ, продолжающимся попыткам переосмыслить себя в условиях XXI века.