Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Государственного университета - Высшей школы экономики представил аналитический материал о деловом климате в сфере информационно-технологических услуг в первом полугодии 2010 года, основанный на исследовании информационно-издательского центра "Статистика России".
Результаты исследования деловой активности около 500 организаций показали, что большинство из опрошенных компаний в течение указанного времени достаточно динамично осуществляли свою деятельность в направлении развития российского сектора ИТ-услуг. При этом, общая нестабильность в начале текущего года не могла не оказать негативного влияния на позиции ИТ-компаний при продвижении разработок на рынок соответствующих услуг.
Балансы положительных и отрицательных оценок уровней большинства основных показателей в первом полугодии, характеризующих состояние делового климата в сфере ИТ-услуг, имели отрицательные значения. Однако по сравнению со вторым полугодием 2009 года по большинству показателей зафиксированы положительные тенденции изменения.
Баланс оценок уровня экономического положения организаций в сфере ИТ-услуг в отчетном периоде составил -10%. В то же время по результатам опроса руководителей более 4 тысяч организаций сферы услуг в целом, осуществляющих коммерческую деятельность, уровень экономического положения организаций был еще ниже, баланс оценки изменения показателя составил -13%.
Результаты исследования показали, что наибольшие ограничения в развитии компаний были обусловлены низким спросом на ИТ-услуги, вызванные низкой платежеспособностью потребителей услуг, недостатком квалифицированных кадров, а также несовершенством нормативно-правовой базы, отсутствием целостной информационной инфраструктуры. Аналитики отметили и слабую инвестиционную активность организаций в первом полугодии, вызванную ограниченным спросом на ИТ-услуги со стороны конечных потребителей и нестабильностью финансово-экономической ситуации самих компаний.
Уровень развития информационных технологий в России остается достаточно низким, считают специалисты. Отечественный рынок ИТ отстает по большинству характеристик как от развитых, так и от многих развивающихся стран и далек от насыщения по многим показателям. Подобная ситуация вызвана последствиями спада производства в 1990-х годах, нежеланием предприятий инвестировать в долгосрочные ИТ-проекты, недостаточно высоким уровнем материального благосостояния населения для потребления соответствующих услуг. Однако, по мнению участников опроса, во втором полугодии 2010 года российский рынок ИТ-услуг ждет подъем, чему будет способствовать восстановление долгосрочных госпроектов, а также активизация использования информационных технологий в банковском и нефтегазовом секторах.
Очевидно, что российский рынок ИТ-услуг находится в стадии становления, а большинство ИТ-компаний не специализируются на каких-либо определенных сегментах отрасли в силу их несформированности и малого объема, предоставляя смешанный спектр услуг и продуктов. По результатам исследования, в первом полугодии текущего года преобладающим видом деятельности для большинства компаний являлось создание и использование баз данных и информационных ресурсов, а также оказание услуг по разработке программного обеспечения и консультированию в этой области.
Что касается спроса на услуги, то в первом полугодии лишь половина руководителей компаний назвала его уровень нормальным. При этом, его дефицит констатировали 42% респондентов, что свидетельствует о том, что спад в экономике не мог не затронуть и данную индустрию. Покупатели, став более экономными при приобретении ИТ-услуг, были вынуждены пересмотреть свою политику в целях поиска новых путей ведения бизнеса и оптимизации проектов. Поставщики же были вынуждены оптимизировать внутренние расходы путем избавления от непрофильных и неприбыльных активов, а также сократить операционные расходы. В начале текущего года 26% участников опроса отмечали увеличение заказов по сравнению со вторым полугодием 2009 года. Чем же это объясняется? А тем, что, дождавшись окончания острой фазы кризиса, в начале года потребители услуг воспользовались восстановительным периодом, чтобы реализовать отложенный спрос на новые ПК, серверы, сетевое оборудование.
Уменьшения спроса на оказываемые услуги в конце 2010 года ожидают лишь 9% респондентов, при том, что в первом полугодии таковых было 26%. Сложная спросовая ситуация определила в первом полугодии и уровень числа заключенных договоров: нормальным его назвали 71% участников опроса, а на их дефицит пожаловался каждый четвертый. Однако, более четверти респондентов отметили увеличение числа договоров по сравнению со вторым полугодием прошлого года.
Формирование ценообразования в отчетном периоде у компаний проходило под влиянием конъюнктурных факторов, в том числе сужения платежеспособного спроса у потребителей. И хотя при формировании стоимости компаниями обычно оцениваются ресурсоемкость услуги, риски, стоимость продуктов и решений, сегодня организации применяют множество разнообразных методов, варьирующихся от контрактов с фиксированной ценой до контрактов с ценой за единицу, дополненными сложными процедурами дисконтирования.
Согласно результатам исследования, в первом полугодии 2010 года 88% респондентов оценили уровень тарифов на оказываемые ими услуги как "нормальный", 8% сочли его недостаточным, а 4% - высоким. Так, по сравнению со вторым полугодием 2009 года специалистами была отмечена тенденция к росту цен на услуги, хотя почти 80% опрошенных указали на неизменность цен на ИТ-услуги. Во втором же полугодии ожидается замедление роста цен: только 8% респондентов предполагают увеличивать цены на предоставляемые услуги к концу года.
Коснувшись вопроса о численности занятых в ИТ-сфере, 87% опрошенных отметили, что в первом полугодии количество работников в их компаниях соответствовал фактическому объему предоставляемых услуг. На недостаточный уровень кадрового состава указали 10% респондентов, 3% пожаловались на его избыток. Серьезных изменений по сравнению со второй половиной прошлого года не отмечено, 74% участников опроса указали, что ситуация с численностью занятых оставалась стабильной.
Анализ ИТ-организаций также показал достаточный потенциал противостояния конкурентам. Так, в первом полугодии 2010 года о высоком уровне конкурентоспособности заявили 72% респондентов. Около четверти опрошенных указали, что уровень конкурентоспособности в это время был "выше обычного" и лишь 6% отметили его недостаток. Во второй половине текущего года большинство руководителей компаний ожидают сохранение тенденции к усилению конкурентных преимуществ своих компаний.
При анализе распределения оценок респондентов относительно факторов, лимитирующих ИТ-услуги, специалисты составили группу ограничений, оказывающих отрицательное воздействие на данную сферу деятельности. Превалирующей причиной 39% респондентов назвали недостаточный спрос, вызванный многими причинами, главным образом, влиянием экономического кризиса. Так, спрос на ИТ-услуги со стороны государственных органов и бюджетных организаций ограничивался отсутствием финансирования масштабных госпрограмм и проектов информатизации, а низкий спрос со стороны населения определялся переходом домашних хозяйств в режим экономии и отсутствием потребности в приобщении к новым технологиям.
Второе и третье место в рейтинге лимитирующих факторов заняли фискальные и финансовые проблемы. 38% респондентов отметили, что ведение деятельности их компаний осложнялось существующим уровнем налогообложения, а 32% указывали на недостаток финансовых средств. Замкнул четверку "лидеров" вопрос обеспечения компаний квалифицированным персоналом: в первом полугодии 28% руководителей жаловались на недостаток профессионалов.
Кроме того, недостаточное развитие сферы усугубляется и рядом других факторов. К проблемам институционального характера респонденты отнесли высокую стоимость инфраструктуры, выразившейся в высокой арендной плате, недостатке помещений, оборудования. Отрицательное влияние оказывает и неразвитость законодательной базы для ИТ в целом и для отдельных приложений.