Сегодня пустыня Сахара — это море песка, но 7000 лет назад это была пышная саванна, полная бегемотов, крокодилов, слонов и жирафов. Во время влажного, муссонного периода, который длился более 5 тысячелетий, люди охотились, ловили рыбу и, в конечном итоге, пасли скот в ландшафте, который сейчас покрыт движущимися дюнами.
Но кто они были? Многие археологи считали, что мигранты с юга Сахары смешались там с людьми из Средиземноморья. Но эту идею было трудно проверить: жаркие, сухие условия, которые с тех пор господствовали в Сахаре, оставили мало ДНК, сохранившейся в древних костях. Теперь группе генетиков и археологов наконец удалось собрать генетические данные о ранних сахарцах: двух женщинах, похороненных в пещере на юге Ливии. «Это первый раз, когда древние геномы были обнаружены где-либо в Сахаре», — говорит археолог Оксфордского университета Питер Митчелл. «Это очень волнительно».
Результаты, представленные в статье в журнале Nature, раскрывают ранее неизвестную популяцию, совершенно не связанную с людьми, жившими в то время в странах Африки к югу от Сахары. «Это удивительно», — говорит Эухения Д'Атанасио, популяционный генетик из Римского университета Ла Сапиенца, которая не принимала участия в исследовании. «Я ожидала большего потока генов через зеленую Сахару».
В период с 2003 по 2006 год группа археологов раскопала скальное убежище под названием Такаркори на юго-западе Ливии, недалеко от границы с Алжиром. Хотя это место «сейчас находится посреди пустыни», говорит археолог и руководитель раскопок Савино ди Лерния из Сапиенцы, люди, жившие здесь 7000 лет назад, могли бы смотреть на озеро круглый год.
На месте раскопок были обнаружены черепки керамики, пропитанные молочными жирами, древнейшие свидетельства молочного животноводства в Африке и некоторые из первых признаков одомашнивания диких злаков на континенте. Расположенные поблизости пещеры богато украшены наскальными рисунками, изображающими сцены охоты и выпаса скота. Здесь также были обнаружены останки 15 женщин и детей, захороненных между 8000 и 400 годами назад.
Двое из них — обе женщины в возрасте 40 лет — умерли около 5000 г. до н. э. после того, как изменение климатических условий положило конец зеленому периоду Сахары. Их тела естественным образом мумифицировались в условиях сухой пустыни и содержали достаточно сохранившейся ДНК, чтобы исследователи могли реконструировать их геномы и сравнить их происхождение с базами данных современных и древних популяций. «Нам очень повезло, что образцы сохранились на таком уровне», — говорит соавтор Нада Салем, палеогенетик из Института эволюционной антропологии Макса Планка (EVA).
Основываясь на археологических находках и предыдущих геномных исследованиях, исследователи ранее выдвигали гипотезу, что мигранты из Северной Африки заселили зеленую Сахару, а затем смешались с людьми из стран Африки к югу от Сахары и восточного Средиземноморья. «Люди говорили, что это коридор», — говорит соавтор Йоханнес Краузе, генетик из EVA. «В конце концов, животные пришли из саванн к югу от Сахары более 10 000 лет назад».
Вместо этого ДНК предполагает, что их предки отличались от африканцев к югу от Сахары. Другая подсказка показала, что они также не пришли из Леванта. Геномы людей из этого региона — и большей части мира за пределами Африки — содержат ДНК, полученную от неандертальцев, приобретенную, когда современные люди начали покидать Африку и обмениваться генами с нашими близкими родственниками, около 50 000–60 000 лет назад. Но геном женщины с наиболее сохранившейся ДНК имел лишь исчезающе малое количество неандертальского происхождения, в 10 раз меньше, чем у людей, живущих сегодня за пределами Африки к югу от Сахары.
Между тем, митохондриальная ДНК женщин, которая передается по материнской линии, предполагает, что их предки произошли из африканской популяции, которая обеспечила некоторых из самых ранних современных мигрантов-людей в Европу. Эта популяция теперь исчезла с обоих континентов. «Это популяция, которая отделена от Африки к югу от Сахары, — говорит Сейлем, — но также отличается от людей за пределами Африки сегодня».
Загадки остаются. Керамика, найденная в Такаркори, напоминает ту, что изготавливается по всей Северной Африке. Это предполагает контакт с людьми за пределами Сахары. Однако гены не показывают никакого смешения с новыми популяциями, даже когда новые технологии, такие как выпас скота и коз, были введены около 8300 лет назад. Такие технологические и культурные сдвиги в других местах часто сопровождаются притоком новых людей. «Зеленая Сахара не была коридором для перемещения людей, но, несомненно, она была коридором для идей и технологий», — говорит ди Лерния.
Хотя происхождение этих женщин дает хорошее начало истории тех, кто населял эту мимолетную зеленую Сахару, необходимо проделать гораздо больше работы, говорит Митчелл. После раскопок ди Лернии в Такаркори 20 лет назад политическая напряженность и насилие сделали работу в этом регионе опасной. «Как бы это ни было захватывающе, трудно быть абсолютно уверенным, насколько это можно понять на основе двух точек данных», — говорит Митчелл. «Возможно, если бы у нас была ДНК из других захоронений в Сахаре, мы бы увидели более сложную картину».
По информации https://planet-today.ru/novosti/nauka/item/180649-skelety-iz-zelenoj-sakhary-predlagayut-novyj-vzglyad-na-ischeznuvshuyu-populyatsiyu