, посвящённой влиянию Интернета на изменения принципов мышления, чтения и памяти. Он отмечает, что к написанию книги его подтолкнул не только академический, но и персональный интерес: он решил взяться за этот труд, когда понял, что сам теряет способность концентрации и анализа. Даже когда он был не за компьютером, его разум ощущал голод от недостатка постоянного стимулирования и быстрых информационных ударов, он ощущал себя в некотором постоянном смятении.
Тогда исследователь задался вопросом, могла ли потеря концентрации быть результатом того продолжительного времени, что он проводил онлайн. В поисках ответа на этот вопрос он начал знакомиться со многими психологическими, поведенческими и неврологическими исследованиями, которые изучали влияние информационных технологий на образ мышления.
В результате картина оказалась очень настораживающей, по крайней мере, для тех, кто ценит проницательность, глубину, а не скорость реакции. Исследования показывают, что люди, читающие тексты, наполненные ссылками, понимают меньше, чем те, кто читает с бумаги. Люди, черпающие сведения из мультимедийных презентаций запоминают меньше, чем те, кто воспринимает информацию в более спокойной и сосредоточенной форме. Люди, отвлекаемые постоянно сообщениями о приходе почты, мгновенными сообщениями и обновлениями понимают меньше, чем те, кто способен сконцентрироваться. Люди, которые привыкли заниматься одновременно множеством задач часто гораздо менее творческие, и менее продуктивные, чем те, кто занимается только одним делом за раз.
Ряд исследований показывают, что люди всё меньше времени тратят в среднем на просмотр той или иной страницы. Даже те, кто занимаются академическими исследованиями онлайн, всё чаще переключаются с одного документа на другой, редко прочитывают более одной-двух страниц одного документа. Другие исследования отражают тот факт, что люди, занимающиеся множеством мультимедийных задач одновременно, хуже проходят тесты на концентрацию и легче приходят в расстройство, а также гораздо сложнее отличают важную информацию от пустяков.
Результаты шокировали исследователей, они ожидали, что <многозадачные> люди будут иметь какие-то преимущества. Но хуже всего то, что люди, привыкшее заниматься сразу несколькими задачами за компьютером, в среднем хуже во всём. Даже в той самой многозадачности: их отвлекает всё подряд и в результате они хуже справляются с необходимой работой.
Важно и то, что компьютеры и мобильные телефоны изменяют наш мозг, усиливая одни его участки и гася иные. Таким образом, просто выключая компьютер или телефон, человек уже не может перестроиться на нормальный ритм работы мозга. Долговременные изменения качества интеллектуальной жизни имеет гибельные последствия.
Конечно, часто излишняя концентрация на какой-то проблеме может лишь зациклить человека, и когда он отвлечётся на некоторое время, то затем может вернуться к ней со свежим взглядом и зарядом творчества. Однако исследования также показывают, что такой подход не работает в мыслительном процессе, не связанном с какой-либо чётко определённой для себя проблемой.
Интернет не поощряет людей остановиться и задуматься над тем или иным. Он заставляет человека находиться в постоянном интеллектуальном движении. Рост популярности социальных сетей вроде <Живого журнала> и <ВКонтакте>, которые наваливают на людей целый ворох коротких сообщений и потока интересной, но ненужной информации, только усиливает проблему.
Нет ничего плохого в быстром восприятии сведений по кусочкам или частям. Люди всегда просматривали газеты, нежели читали их, перед чтением книг и журналов человек обычно пробегает по ним глазами и листает их, чтобы выбрать наиболее подходящее для чтения. Способность беглого просмотра и пролистывания настолько же важна, как и способность вдумчивого чтения и внимательного мышления. Пугает лишь то, что восприятие информации <по диагонали> становится доминирующим способом работы мозга.
То, что должно служить определению наиболее важной информации для более глубокого последующего её изучения, становится конечной целью и основным методом обучения и анализа. Николас Карр заключает в краткой презентации своей книги, что ослеплённые сокровищами Сети, мы можем не видеть того вреда, который наносим нашей интеллектуальной жизни и даже нашей культуре.