Вице-президент компании Cisco Мурали Ситарам (Murali Sitaram)
о новой платформе для корпоративной совместной работы
В середине июня 2010 года Cisco анонсировала новую платформу для корпоративной совместной работы под названием Cisco Quad. Поначалу это решение станет доступно только на зрелых англоязычных рынках и будет предлагаться ограниченному числу заказчиков, готовых помочь Cisco в доработке продукта. Платформа Cisco Quad предназначена, в первую очередь, для крупных организаций, стремящихся поднять производительность труда, стимулировать новаторство и интегрировать распределенные коллективы. Это решение облегчает организацию "социальной совместной работы" в хорошо защищенной корпоративной среде. По мнению руководства Cisco, открытая архитектура делает Cisco Quad совместимым с существующими продуктами для совместной работы от Cisco и других вендоров. Более подробно об этом решении рассказывает в своей статье вице-президент компании Cisco, генеральный менеджер подразделения корпоративных платформ Cisco для совместной работы Мурали Ситарам (Murali Sitaram).
"За последние 25 лет Cisco перешла от взаимного подключения компьютеров к взаимному подключению людей, которым предоставляются возможности для коммуникаций в реальном времени с помощью голосовой и видеосвязи через Интернет, а с недавнего времени - и с помощью систем совместной работы. Это естественный прогресс, и теперь люди задаются вопросом: а что дальше? Cisco Quad - наша платформа для совместной работы на предприятии. Это решение предоставляет коллективам и работникам умственного труда безопасную среду для создания, передачи и масштабирования знаний и опыта в масштабе всей организации.
Но сперва - о названии. "Quad" - это четырехугольный внутренний двор в школе или университетском городке. Там, переходя из класса в класс, с курса на курс, учащиеся общаются, обмениваются информацией и подчас завязывают дружеские связи на всю жизнь. Таким образом, Quad хорошо символизирует цель, которую поставили перед собой разработчики данного продукта.
Что Cisco Quad отличает от других платформ для совместной работы? Во-первых, широкая совместимость с другими имеющимися на рынке платформами для совместной работы и управления документооборотом. Эта особенность Cisco Quad позволяет надежно защитить инвестиции заказчиков.
Во-вторых, мы выявили четыре типа систем, которые сводит воедино решение Cisco Quad. Их можно рассматривать как четыре среды, в которых действует человек, выполняющий ту или иную работу. Для одних "среда обитания" - мир всевозможных документов: презентаций PowerPoint, видеоклипов, мгновенных сообщений и прочих мультимедийных приложений. Другие просто говорят друг с другом или посещают деловые встречи, и их <среда обитания> - это мир индивидуальных или групповых переговоров. К этой категории людей отношусь и я сам. Я не выдаю на-гора уйму новой информации и не пишу больших документов. Как правило, я даже не создаю свои собственные презентации. Моя работа состоит в том, чтобы передавать те или иные концепции в реальном времени. Таким образом, моя <среда обитания> - это мир коммуникаций.
А есть еще мир деловых транзакционных систем. Это - <среда обитания>, например, оператора, принимающего заказы и организующего доставку продуктов с центрального склада заказчику. Оператор работает с существующей в компании системой записей и транзакций. Он может сидеть перед компьютером в колл-центре или работать с системой ERP.
И, наконец, все больше людей начинают <жить> в мире социальных сетей, блогов, википедий и онлайновых сообществ.
Cisco Quad находится в точке пересечения этих четырех миров. Это решение объединяет процессы создания контента, коммуникационные платформы, системы деловых транзакций и функции социальных сетей, и отличие Cisco Quad состоит в том, что такое объединение происходит в реальном времени. Кроме того, Cisco Quad отличается открытой архитектурой, в которой видео стало неотъемлемой частью коммуникаций, а также тем, что данное решение выводит политики и функции безопасности на качественно новый уровень. В результате пользователи могут спокойно, в безопасном режиме, обмениваться информацией в своей профессиональной сети.
Порой можно услышать вопрос: зачем нужны социальные сетевые функции, если на предприятии уже работает электронная почта и Facebook? Что касается электронной почты, то у нее есть свои достоинства и недостатки. Мы обитаем в среде электронной почты, так как сегодня на большинстве предприятий она остается главным средством коммуникаций. Но, с другой стороны, мы часто пытаемся заставить ее выполнять не свойственные ей функции. Мы храним в электронной почте свои документы, используем ее для поддержки соглашений о гарантированном качестве обслуживания (SLA), для создания списков рассылки и автоматической отправки сообщений. Однако эти методы доставки не всегда оптимальны. Кроме того, e-mail дает абоненту возможность по своему усмотрению добавлять людей в почтовые списки и удалять их оттуда, и, с моей точки зрения, эта процедура недостаточно прозрачна. Есть немало областей, где электронная почта работает не очень хорошо, тогда как социальные сети - просто отлично. Это первая причина, по которой они становятся все более важными для бизнеса.
Что касается технологии Facebook, то она была специально создана для пользовательских социальных сетей. Facebook сохраняет информацию в сетевом облаке и, как стало очевидно в последнее время, испытывает серьезные проблемы в сфере безопасности. Корпоративные пользователи меньше всего хотели бы хранить в такой сети свою интеллектуальную собственность и информацию о будущих продуктах и услугах. Вместе с тем они были бы не прочь использовать такую функциональность Facebook, как возможность редактирования профилей и управления ими или возможность распространять информацию о себе и получать отклики о событиях, происходящих в профессиональной сети. Сегодня профессиональные сети не выходят за границы предприятия, но завтра они могут распространиться на ваших партнеров и на всю цепочку поставок. В этой ситуации возможностей электронной почты и технологии Facebook станет не хватать, и вам понадобится более полный набор коммуникационных функций - такой, какой предлагает Cisco Quad.
Сегодня люди каждое утро первым делом проверяют свою электронную почту. Эта привычка вряд ли скоро изменится, но, я думаю, по утрам нам все чаще придется проверять не только электронные почтовые ящики, но и входящие в состав Cisco Quad перечни текущих мероприятий и дел, находящихся на особом контроле (activity feeds и watch lists). Это будет похоже на то, как люди используют Facebook, только с помощью Cisco Quad пользователь сможет отслеживать события, произошедшие в профессиональной сети, сообщения и задачи, передаваемые транзакционными системами, документы и информацию, созданные другими сотрудниками. При этом каждый сможет по своему усмотрению расширять или сужать круг своего общения в профессиональной сети: хотите - сузьте этот круг до трех-четырех человек, хотите - расширьте его до сотни пользователей.
Чем больше людей пользуются профессиональными сетями, тем больше связей они создают. Это упрощает выполнение профессиональных обязанностей и создает больше возможностей для использования нашего продукта. Пользователи смогут ликвидировать дублирование одной и той же работы в своих трудовых коллективах, так что каждый сотрудник будет делать лишь то, что действительно полезно компании. Именно так, по моему мнению, будут меняться методы работы. И именно так уже работаю я сам, получая большой объем информации из корпоративной социальной сети. Я, так сказать, живой пример использования современных технологий.
Мы уже начали внедрять функции Quad во внутренней корпоративной сети Cisco, и с октября 2010 года каждый сотрудник нашей компании получит доступ ко всем технологиям, которые мы продаем своим заказчикам. Мы включили новые инструментальные средства в состав более широкой инициативы Cisco, получившей название Integrated Workforce Experience (интегрированный опыт трудового коллектива). В определенном смысле мы не просто применяем в работе свои собственные продукты, но и создаем условия для разработки организационных моделей, которые, по нашему убеждению, помогут заказчикам быстрее осваивать новые методы деятельности.
Cisco Quad идеально подходит крупным организациям, стремящимся повышать производительность труда, стимулировать новаторство и интегрировать распределенные коллективы. Впрочем, по нашему мнению, это решение будет полезно даже таким предприятиям с распределенными офисами или распределенной цепочкой поставок, где работает от 500 до 1.000 человек. Ведь практически любая компания на любом рынке занимается производством и продажей продуктов и услуг. Для их создания и последующего распределения собираются люди разных специальностей, и в этой ситуации корпоративные социальные сети могут оказаться весьма полезными.
Любое подразделение может использовать социальные сети своим уникальным способом. Если вы работаете в отделе кадров, сети помогут вам удержать в компании талантливых сотрудников и сделать так, чтобы увольняющиеся сотрудники не уносили с собой уникальные знания. Социальные сети помогут вам заботиться о сотрудниках в течение всего периода времени их работы в компании. Если вы занимаетесь обслуживанием клиентов, то ваши рабочие группы будут, в первую очередь, сфокусированы на заказчиках. Если вы создаете новые продукты, то ваши коллективы будут решать различные задачи от управления до инженерного проектирования, промышленного производства и технической поддержки. Если же вы работаете в финансовой области, то вы ориентированы своевременное выполнение бюджета и т.д. Все эти группы с разными интересами собираются в одной компании, и каждая из них может создавать свои методы и варианты использования Cisco Quad.
Мы в Cisco на собственной практике убедились в полезности открытого, децентрализованного подхода к совместной работе и считаем, что другим компаниям следовало бы незамедлительно взять эти методы на вооружение. При этом, однако, они должны задать себе вопрос: <А готовы ли мы к развитию совместной работы? Готовы ли мы изменить корпоративную культуру и деловые процессы, чтобы построить "подключенную" организацию, более гибкую и прибыльную, чем сегодня?>. Если ответ негативный, то проку от этих средств совместной работы не будет. Хотя лично я с трудом представляю себе предпринимателя, которому безразличны гибкость действий и прибыльность. Если вы не отличаетесь проворностью, не следите за тем, что происходит вокруг, и не обращаете себе на пользу многочисленные трансформации и перемены, вряд ли вашему бизнесу будет сопутствовать успех. Если же вы хотите расти, то сделаете так, что каждый ваш сотрудник был задействован в расширении базы знаний и совершенствовании эффективных методов совместной работы. Cisco Quad окажет вам помощь в этом.
Сам по себе рынок социальных сетей невелик. Если рассматривать его в узком смысле, как рынок социального программного обеспечения для предприятий, то его объем, составляющий ныне около 800 млн долларов США, через пару лет может вырасти до 1,2 млрд долларов. Но если принять во внимание все смежные рынки, включая управление контентом, порталы и поисковые механизмы, то ситуация будет выглядеть совсем по-другому. По нашему мнению, рынок унифицированных коммуникаций и рынок систем совместной работы (при всех своих отличиях, они, безусловно, связаны друг с другом) могут слиться воедино, и в таком случае может возникнуть большая потребность в продуктах подобного типа - их рынок может вырасти до нескольких миллиардов долларов. Напомню: объем рынка систем для совместной работы оценивается в 34 млрд долларов. Так что Cisco Quad можно рассматривать как один из ранних примеров эволюции приложений наподобие тех, что появились при зарождении рынков CRM и ERP. Это дает нам возможность изменить и перестроить рынок. Во всяком случае, время для этого уже наступило>.