Каждый раз, как крупнейший в мире океанский лайнер отправляется в очередной круиз, его пассажиры отправляются в плавание по целому морю инноваций, с точки зрения как общих впечатлений от пребывания на борту, так и технологий, положенных в основу многих удобств. 16-палубное судно <Оазис морей> компании Royal Caribbean International предоставляет не имеющие себе равных возможности и услуги за счет сочетания беспроводных мобильных и цифровых мультимедийных технологий, позволяющих пассажирам тратить время не столько на планирование развлечений, сколько на сами развлечения. Передовая инфраструктура лайнера, реализованная с помощью технических и профессиональных сервисов Cisco, дает пассажирам возможность, к примеру, записаться на спа-процедуры, не выходя из каюты, или определить местонахождение детей с помощью приложения на основе iPhone, лежа в шезлонге.
Идея, которая привела к созданию лайнера-рекордсмена, очень проста: надо дать пассажирам все, что они пожелают. <Оазис морей> побил уйму рекордов - начиная от размеров и водоизмещения (более 225 тысяч тонн) и заканчивая такими инновационными услугами, как беспроводные кассовые устройства или интерактивные цифровые рекламно-информационные панели. Еще одно рекордное достижение - беспроводные мобильные и цифровые мультимедийные технологии, лежащие в основе многих новых услуг, - не столь очевидно, но не менее поразительно. <Мы воспользовались технологиями для того, чтобы вывести обслуживание пассажиров на новый уровень>, - отмечает вице-президент и ИТ-директор компании Royal Caribbean Cruises Билл Мартин (Bill Martin). <В их компании пришли к выводу о том, что строительство крупнейшего в мире лайнера потребует создания систем, которые обеспечат бесперебойную работу всех сервисов и помогут избежать очередей, - поясняет редактор по круизам журнала Travel Weekly Джоанна Джейнчил (Johanna Jainchill). - Поэтому столько средств было вложено в развертывание так называемых технологий управления людскими потоками, Они применимы, в частности, к ресторанам, мероприятиям и любым развлечениям>.
Примером может служить <Указатель пути> - 32-дюймовый интерактивный экран, расположенный на каждой палубе рядом с двумя главными лифтовыми группами лайнера. <Указатель> предоставляет не только подробные инструкции, как пройти к нужному месту, но и актуальные сведения о свободных местах во всех 24 ресторанах лайнера, и все это благодаря подключению к системе распознавания, отслеживающей число входящих и выходящих посетителей.
<Создание систем судна исключительно на основе беспроводных технологий - это не только хорошее вложение, с точки зрения эксплуатации, но и значительное усовершенствование обслуживания пассажиров>, - признает президент компании Travel Tech Consulting Норман Л. Роуз (Norman L. Rose). В основу пассажирских услуг на <Оазисе морей> положена унифицированная беспроводная мобильная сеть Cisco. Она спроектирована таким образом, что Royal Caribbean может в любое время интегрировать новые технологии в базовую инфраструктуру или повысить производительность, доступность и безопасность сети. <Мы внедрили самые разные беспроводные устройства - от служебных WiFi-телефонов до кассовых устройств, - говорит Мартин. - Поэтому нам понадобилась исключительно надежная беспроводная мобильная сеть, ведь посреди Карибского моря не так-то просто найти специалиста, способного устранить неполадки в сети>.
Разработать и реализовать такую сеть Royal Caribbean поручила сервисному подразделению Cisco (Cisco Services) . <Мы начали с нуля, - вспоминает старший вице-президент Cisco Services Джордж О'Мира (George O'Meara). - Связующим звеном всех идей, поступавших от Royal Caribbean, стали сервисы. Все идеи были объединены в единый план, который в конечном счете реализовался в виде пассажирского обслуживания на <Оазисе морей>. Основные элементы развернутой на борту лайнера сети выглядят так:
* Более 1100 беспроводных точек доступа Cisco обеспечивают полное покрытие сетью.
* Весь обслуживающий персонал <Оазиса морей> имеет при себе беспроводные кассовые устройства, поэтому пассажиры могут быстро, без очередей, приобретать то, что им нужно, в любой точке лайнера. (Например, если сидящий рядом с бассейном пассажир закажет напиток, заказ будет передан с кассового устройства официанта прямо в бар, и когда официант придет в бар, он сможет сразу забрать готовый напиток).
* Более тысячи членов экипажа имеют при себе унифицированные беспроводные IP-телефоны Cisco, что позволяет ускорить доставку услуг (например, пассажиры могут напрямую позвонить своему стюарду, а не обращаться через стойку администратора или оставлять сообщения).
* Пассажиры могут получить в аренду беспроводные телефоны для голосовой связи с другими пассажирами, для обмена текстовыми сообщениями, ознакомления с программой мероприятий и определения точного местонахождения своих детей (если дети носят специальный сигнализатор местонахождения).
* На борту лайнера установлено более 400 интерактивных цифровых рекламно-информационных панелей Cisco, позволяющих пассажирам просматривать меню, получать информацию о наличии мест в ресторанах, выяснять время начала мероприятий и смотреть видеоматериалы о сервисах на борту.
* На лайнере создана замкнутая телевизионная система, а каждая каюта оснащена системой IP-телевидения (IPTV), обеспечивающей исключительно высокое качество изображения и звука в любых погодных условиях.
Вот как в результате на <Оазисе морей> выглядят некоторые привычные услуги.
Пассажиры лайнера могут заказать билеты на различные мероприятия, экскурсии на берег, забронировать столики в ресторанах, записаться на спа-процедуры и сделать многое другое заблаговременно в билетной кассе на борту или с помощью интерактивного телевидения в своих каютах (оно дает также возможность просматривать и обновлять личные ежедневники). Предварительный заказ услуг позволяет пассажирам начать отдыхать и развлекаться, как только они поднимутся на борт. Персонал же <Оазиса морей> может не волноваться, что все три тысячи пассажиров вдруг решат пойти на одно и то же представление или в один и тот же ресторан.
По давней традиции, работающие на круизных лайнерах фотографы делают снимки пассажиров, после чего те толпой собираются перед переборками, увешанными фотографиями, выбирая, что бы приобрести. На <Оазисе морей> это устроено гораздо удобнее. Во-первых, при посадке на лайнер всех пассажиров фотографируют в высоком разрешении. Эти снимки заносятся в базу данных, доступ к которой по беспроводной сети получают все системы на борту, включая специализированную службу распознавания фотографий, способной определить более 90% людей.
Таким образом, у пассажиров <Оазиса морей> есть несколько удобных возможностей найти и приобрести фотографии. Они могут провести электронной картой по считывающему устройству в фотокиоске и затем пройти в специальное помещение для просмотра персонального буклета либо посмотреть снимки прямо в киоске. Кроме того, фотографии можно просмотреть при помощи интерактивного телевидения в каюте.
Технологические инновации как конкурентное преимущество
Тенденция к широкому использованию технологий в круизной отрасли очевидна, и перемены в этой индустрии происходят быстро. Так, всего лишь несколько лет назад пассажиры не могли пользоваться сотовой связью на борту круизного лайнера. Сегодня же у них есть не только эта возможность, но и доступ к Wi-Fi в большинстве кают на новых судах. По словам Джейнчил, <передовые технологии на круизных судах привлекают многих пассажиров, особенно, тех, кто путешествует семьей из нескольких поколений>. Инновации, лежащие в основе многих новых услуг на <Оазисе морей>, столь привлекательных для сегодняшних пассажиров, обеспечивают сильную конкурентную позицию лайнера, ибо высокие технологии предоставляют неоспоримое преимущество в данной отрасли.