Первая в истории полная геологическая карта планеты Венера, которая поможет ответить на многие вопросы не только об эволюции и истории планеты и Солнечной системы в целом, но и о возможном будущем Земли, разработал старший научный сотрудник Института геохимии имени Вернадского (ГЕОХИ) Михаил Иванов.
"Карта готова. Теперь с ее помощью можно обратиться к основным проблемам геологии Венеры", - сказал Иванов в беседе с корреспондентом РИА "Новости".
По его словам, сейчас в США идет программа по картографированию участков поверхности Венеры, в которой участвует и он сам, однако глобальная геологическая карта была составлена впервые.
Ученый надеется, что ему удастся получить грант российского фонда РФФИ на издание атласа.
Венера по размерам и массе практически близнец Земли - ее диаметр 12,1 тыс. километров, лишь на 700 километров меньше земного, а близкая средняя плотность (5,2 грамма на кубический сантиметр у Венеры и 5,5 у Земли) свидетельствует о схожести химического состава планет.
Но венерианская поверхность всегда закрыта плотным слоем облаков, что заставляло ученых прошлого строить самые разнообразные гипотезы о том, что происходит под ними. Большинство склонялось к мысли, что там господствует жаркий и влажный климат, как в земных тропиках.
"Долгое время считалось, что на Венере может существовать жизнь, например, такая, как в юрский период на Земле", - отмечает Иванов. Фантасты "заселяли" планету высокоразвитыми цивилизациями и предрекали ее будущую колонизацию. Однако начало эры межпланетных экспедиций, полеты советских "Венер" и американских зондов положили конец романтическим надеждам.
"Как оказалось, на Венере суровый парниковый эффект, который поднимает температуру на поверхности почти до 500 градусов Цельсия. Ясно, что ни о какой жизни речь идти не может, хотя бы потому, что при такой температуре вода в жидкой фазе не существует, а жизнь (такая, какую мы знаем) это, по сути, вода", - говорит ученый.
Кроме того, отмечает он, приповерхностная область планеты - огромный термостат, в котором температура на экваторе планеты не отличается от температуры на полюсах.
Облака, сделавшие недоступной для наблюдения поверхность Венеры, сильно затруднили работу геологов, изучавших эволюцию планет Солнечной системы. Для того, чтобы получить данные о происходящем на дне атмосферы, пришлось использовать радиолокацию с борта межпланетных зондов.
Иванов напомнил, что первые данные о венерианской поверхности получил американский орбитальный аппарат "Пионер-Венера". Эта съемка имела очень низкое разрешение (около 20 километров на пиксель) и не позволяла проводить детальные геологические исследования поверхности.
Позднее радарную съемку поверхности Венеры проводили советские аппараты "Венера-15" и "Венера-16" в 1983-1984 годах, а затем в 1990-1994 годах - американский зонд "Магеллан".
"Венеры" засняли примерно верхнюю половину северного полушария планеты с разрешением около 1-2 километра на пиксель. "Магеллан" зафиксировал около 97% поверхности Венеры с разрешением 100-200 метров на пиксель. Именно данные "Магеллана" служат сейчас главной основой всех геологических интерпретаций Венеры", - сказал ученый.
После получения материалов "Магеллана", Геологическая служба США (USGS) начала программу геологического картирования Венеры.
Вся ее поверхность была разбита на 62 равные по площади части, каждую из которых картирует какая-нибудь группа геологов.
"Я принимаю участие в этой программе и ответственен за создание восьми геологических карт, шесть из которых уже опубликованы", - сказал Иванов.
Он считает, что практика, при которой разные геологи работают с изолированными территориями, неизбежно приводит к появлению "граничных разломов" на стыках участков из-за того, что разные ученые смотрят на поверхность по-разному.
Чтобы избежать этого и ускорить составление общей геологической карты, Иванов параллельно с картированием отдельных регионов, начал свое собственное картирование всей поверхности Венеры в масштабе 1:10 000 000 на базе стратиграфической модели, разработанной руководителем лаборатории сравнительной планетологии ГЕОХИ Александром Базилевским и Джеймсом Хэдом из университета Брауна (США).
По словам ученых, геологическая карта поможет понять, как менялась интенсивность тектонических процессов с течением времени, есть ли признаки тектоники плит в начале видимой геологической истории, как менялся вулканизм на планете, какова динамика мантии Венеры. Ответы на эти вопросы позволят специалистам узнать многое и о будущем нашей собственной планеты.