Похоже, вопрос "Может ли компьютер думать?" скоро можно будет снять с повестки дня, полагают специалисты корпорации Intel. Тем временем, по мере того, как высокие технологии занимают все более заметное место в повседневной жизни людей, появляется все больше поводов задаться вопросом "Может ли компьютер чувствовать?" и даже - <Может ли компьютер сочувствовать?>.
Радиометки на товарах в магазине помогают торговцам проводить инвентаризацию, а покупателям - быстро находить нужный товар. Беспроводные сенсоры, размещенные в лесах и на виноградниках, собирают метеорологическую информацию и передают ее лесникам и виноделам. Домашний кинотеатр, повинуясь голосу владельца, перекачивает из компьютера и начинает демонстрацию фильма... Микропроцессоры проникают во все сферы жизни, а вычисления становятся поистине вездесущими, кардинально меняя общение человека с окружающим миром, работой, семьей и друзьями.
"Эмоциональное присутствие" - термин, определяющий способы контакта компьютера и человека. Естественно, процессор не может определять состояние человека и предсказывать его поведение, но способен сделать это опосредованно. Разрабатывая направление "исследования эмоций" (affective research), специалисты Intel разрабатывают способы установления эмоционального контакта между человеком и компьютером.
Задача компьютера - быстро обрабатывать полученную информацию. Задача "исследований эмоций" состоит в организации сбора необходимой информации при помощи сенсоров и создании ПО для обработки этой информации и извлечения соответствующих выводов. Например, если постоянно измерять число шагов, сделанных тем или иным человеком, и накапливать эти сведения в памяти компьютера в течение месяцев, а то и лет, то даже на основе таких простейших измерений можно делать полезные выводы. Например: "за эту неделю вы "нашагали" в два раза больше, чем за прошлую, поэтому в выходные вам лучше отдохнуть". Или: "за последние три месяца вы заметно снизили прогулочную активность - вам грозит увеличение веса".
При помощи сенсоров можно собирать самую разнообразную информацию, и вопрос лишь в том, как ее интерпретировать. Успешное решение задачи по внедрению микропроцессоров в дома пользователей зависит от того, насколько эффективным удастся сделать их взаимодействие с человеком. "При этом мы ни в коем случае не пытаемся упростить такое взаимодействие, - говорит Тим Брук из исследовательского подразделения "Люди и места" корпорации Intel (People and Places research team - PaRP) - Наоборот, мы стремимся сохранить все многообразие оттенков и обеспечить максимальное "дружелюбие" по отношению к человеку".
Исследованием эмоций занимается и Международный консорциум АРС (Affective Presence Consortium). Он представляет собой международный исследовательский центр, ставящий перед собой задачу исследования различных аспектов взаимодействия между человеком и компьютером и налаживания наиболее эффективных путей такого взаимодействия.
В конце января представители исследовательских лабораторий корпорации Intel побывали на конференции, организованной АРС, где познакомились с некоторыми разработками этой организации. Это музей с цифровым сопровождением экспонатов; мультимедиа-устройство, которое может считывать с упаковки всю информацию о ее содержимом; бытовая электроника, способная определить эмоциональное состояние обитателей дома по самым разным параметрам их поведения и выдать рекомендации типа "позанимайтесь со своими детьми, мойка посуды может и подождать"; компьютерная программа-собеседник, снимающая раздражение с пользователя; мобильный телефон, который сопровождает текстовые послания сведениями об эмоциональном состоянии владельца.
Проекты АРС не предназначены для коммерческого использования, ученые только пытаются понять, как человек общается с окружающим миром и как этот мир воздействует на нас в эмоциональном, духовном и социальном плане. Единственное, в чем можно быть абсолютно уверенным (по мнению экспертов АРС), так это в том, что система никогда не будет работать по плану своего создателя. Образ функционирования любого устройства рождается только во взаимодействии с пользователем. Лишь наблюдая за тем, как человек пользуется тем или иным прибором, можно понять, насколько он полезен и удобен.
Проект по исследованию эмоций рассчитан на пять лет. К концу этого срока АРС надеется достичь следующих результатов:
"Эмоциональное" присутствие в компьютерных науках должно занять такое же место, как бизнес-вычисления или игры.
Всепроникающая компьютеризация должна поставить человека во главу угла.
Проблема защиты неприкосновенности частной жизни должна стать достоянием самой широкой общественности, и мнение пользователей непременно должно приниматься во внимание.
Должен быть разработан целый ряд новых "эмоциональных" технологий.
Технологии, учитывающие в своей работе те или иные эмоции, - совершенно новая сфера компьютерных наук. Компьютерные устройства должны учитывать в своей работе такие параметры, как звук, видеоизображение, близость расположения. Они должны на каждом шагу сопровождать человека и в то же время не быть назойливыми.