На Всемирном мобильном конгрессе Cisco представит первый продукт, появившийся в результате недавнего приобретения компании Starent Networks. Речь идет о мобильной мультимедийной платформе Cisco ASR 5000, которая, по мнению Cisco, в ближайшие годы будет приобретать все большее значение для операторов связи из-за быстро растущих объемов мобильного трафика. Как уже сообщалось,вслед за приобретением Starent Networks Cisco сформировала новое бизнес-подразделение - Cisco Mobile Internet Technology Group (группа по технологиям для мобильного Интернета), которое возглавил бывший главный исполнительный директор Starent Networks Ашраф Даход (Ashraf Dahod).Вот что обо всем этом думает старший вице-президент Cisco Панкадж Пател (Pankaj Patel), возглавляющий операторский бизнес Cisco:
"Мобильный Интернет достиг важной поворотной точки своего развития. Этому способствовало быстрое распространение интеллектуальных устройств и широкополосных технологий, заметный рост объемов передаваемых данных и переход приложений из проводного мира в мобильные сети (что мы видим на примере приложений для смартфонов). В то же время крупномасштабное развертывание мобильных сетей третьего поколения (3G) и появление высокоскоростных беспроводных сотовых стандартов четвертого поколения (4G), таких как LTE, требует от сетей перехода на протокол IP.
Здесь-то и сыграют заметную роль разработки Starent Networks. Cisco ASR 5000 становится нашим центральным продуктом для мобильной пакетной беспроводной магистрали, которая представляет собой периферию мобильной IP-сети. Эта надежная мультимедийная платформа операторского класса изначально создана для мобильных сетей. Она предоставит операторам множество преимуществ, включая способность беспрепятственного взаимодействия с самыми разными сетями - CDMA2000, HSPA, femtocell, Wi-Fi, WiMAX, а в будущем и LTE. Кроме того, ASR 5000 поможет операторам эффективно переводить свои сети на технологию LTE с помощью простой замены программного обеспечения, защищая инвестиции в аппаратные платформы. Все это делает ASR 5000 образцовым отраслевым предложением от Cisco.
Наша стратегия в области мобильного Интернета охватывает четыре области: приложения, селективное радио, мобильную пакетную магистраль и унифицированную доставку сообщений (unified service delivery, была анонсирована в прошлом году и стала частью нашей стратегии для центров обработки данных, которая помогает операторам создавать основу для веб-услуг). Наработки Starent Networks особенно проявят - и уже проявляют - себя в области мобильной пакетной магистрали, причем как в сетях третьего поколения (3G), так и в процессе перехода к технологиям 4G. Благодаря продуктам Starent Networks и предложениям самой Cisco отлично согласуется с интересами операторов связи и наша инициатива в области ЦОД. Таким образом, объединенный портфель предложений Cisco и Starent обладает большой привлекательностью, позволяя доставлять абонентские мобильные IP-услуги с высокой надежностью, интеллектуальностью и очень большой масштабируемостью.
В Барселоне мы также представим результаты исследования Cisco Visual Networking Index Mobile Forecast for 2009-2014 ("Индекс развития визуальных сетевых технологий и глобальный прогноз по мобильным данным за период с 2009 по 2014 год"). По нашим прогнозам, за пять лет объем глобального мобильного интернет-трафика увеличится почти в 40 раз и к 2014 году составит 3,6 эксабайт в месяц. Один эксабайт равен миллиарду гигабайт. Это число со множеством нулей. Видео будет играть огромную роль в развитии мобильности, что мы наблюдаем уже сегодня. По мере развертывания сетей 4G люди все чаще будут пользоваться видео в мобильном режиме. Прогнозы Cisco говорят о том, что к 2014 году доля мобильного видео в мировом мобильном трафике составит 66 процентов. Это самые высокие темпы роста мобильных приложений любой категории. В исследовании приводятся и другие интереснейшие статистические данные, и все они говорят о том, что платформа Cisco ASR 5000 появилась в самый нужный, критически важный для операторов связи момент.
Взрывообразный рост мобильного интернет-трафика оказывает примечательнейшее влияние на методы проектирования операторских сетей. Многие из существующих сегодня сетей были построены для поддержки голосовых телефонных вызовов, но теперь им придется многое менять, чтобы поддержать новые виды трафика, которые будут внедряться и займут доминирующее положение в ближайшие годы. Речь идет о мобильном видео, мобильном Интернете и передаче данных, мобильных играх, мобильной одноранговой связи (peer-to-peer), мобильном VoIP (голос поверх IP) и т.д. Видеорешения для мобильной сети должны отличаться от тех, что разрабатываются для фиксированных сетей, так как мобильный пользователь постоянно перемещается и может работать с самыми разными экранами в динамичной сетевой среде. Это создает серьезную проблему для оператора, который должен вкладывать средства в модернизацию сети, чтобы поддержать надежную доставку абонентских услуг во все усложняющейся обстановке. Исследование Cisco VNI дает операторам возможность сработать на опережение, а платформа Cisco ASR 5000 может стать важным средством, снижающим текущие и капитальные расходы, связанные с решением перечисленных задач. Другое важнейшее преимущество ASR 5000 состоит в том, что эта платформа предоставляет операторам всю полноту информации об абонентах и о сети в рамках транзакций типа "бизнес-бизнес" и "бизнес-заказчик". На уровне заказчика это означает, что вы получаете данные об абонентах, типах устройств, типах услуг, местоположении, соотношении бренда и биллинга, сеансах связи и т.д. На уровне сети это означает, что вы получите данные о качестве услуг (QoS), безопасности, фильтрации пакетов, пакетных и рекламных вставках. Все эти данные помогут оператору сформировать новые источники дохода, монетизировать новые услуги и покрыть расходы на развитие инфраструктуры. Платформа Cisco ASR 5000 поможет им решить эти задачи.
Я всегда стараюсь смотреть на вещи глазами заказчиков, ибо любые их проблемы - это и мои проблемы. Только так можно справиться с "болезнями роста" и вовремя разработать необходимые продукты и услуги. Для заказчиков монетизация инвестиций - большая проблема, и мы не должны упускать из виду финансовые реалии. Хотя мобильные операторы по-прежнему тратят лишь небольшую долю своих инфраструктурных бюджетов на строительство IP-инфраструктуры, высокая масштабируемость и интеллектуальность IP-инфраструктуры способна оказать самое большое влияние на общую прибыльность сетей за счет разработки новых услуг и экономии расходов.
Между прочим, в сфере мобильности операторы зарабатывают приличные деньги. Тем не менее мы постоянно слышим о крупных инвестициях, которые вынуждены делать такие компании, как AT&T, из-за роста трафика, генерируемого устройствами iPhone, а теперь еще и устройствами Apple iPad. Нашей компании, в принципе, выгодно сотрудничать с крупными операторами и помогать им строить все более крупные сети, но я не считаю, что мы должны думать лишь о собственной выгоде. Думать, прежде всего, надо о том, что выгоднее всего нашим заказчикам. Именно поэтому мы вместе с ними пытаемся определить, какие новые услуги потребуются и как лучше использовать интеллектуальные сетевые функции и абонентские данные, чтобы превратить все это в персонализированный опыт, за который абоненты будут готовы платить. Вот в чем заключается наша цель.
Обычно, думая об абоненте, мы ассоциируем его с номером фиксированной телефонной сети. Но в мобильном мире абонент больше напоминает компьютерного пользователя. Фиксированные линии дают вам весьма ограниченные возможности, даже если вы пользуетесь услугами кабельного телевидения. Но если вы переходите в мобильную среду, а ваш оператор имеет данные о вашем местонахождении, роуминге и другие сведения о вас, возможности для извлечения прибыли возрастают лавинообразно.
К примеру, сегодня вы можете терпимо относиться к обрывам связи или невысокому качеству изображения на экране смартфона, но так, думаю, будет не всегда. Придет время, когда вы получите доступ к качественным видеоклипам прямых трансляций футбольных, хоккейных и баскетбольных матчей. Я уверен, что это даст толчок к разработке новых бизнес-моделей, в которых владельцы франшиз будут сотрудничать с операторами и вместе предоставлять вам абонентский доступ по подписке или на иных условиях. Речь идет о предоставлении каждому абоненту прямых персонализированных, мультимедийных услуг. Абоненты будут требовать доставки этих услуг на любой экран в любом месте в любое время. Кроме того, с появлением таких приложений, как мобильный Cisco TelePresence, границы между проводными и мобильными сетями будут размываться. Лично я жду - не дождусь, когда такой услугой можно будет воспользоваться, сидя в такси где-нибудь на Манхэттене.
Новые услуги помогают операторам зарабатывать деньги. Функции превращаются в услуги, а услуги - в денежные потоки. Кроме того, все более важную роль будет играть скорость внедрения услуг: мобильная среда развивается стремительно, гораздо быстрее среды фиксированных проводных сетей. Все это будет иметь серьезные последствия с точки зрения способов доставки данных абонентам или конечным пользователям. Совершенно ясно, что IP-сеть должна будет обладать небывало высокой масштабируемостью, производительностью и интеллектуальностью. Поэтому неудивительно, что при внимательном рассмотрении операторских инвестиций мы обнаружим, что капитальные расходы операторов все больше смещаются в сторону мобильности. С помощью таких продуктов, как ASR 5000, Cisco и ее партнеры по экосистеме помогут операторам связи сделать это реальностью".