3-4 декабря в подмосковном учебно-методическом центре "Голицыно" состоялась 2-ая Международная конференция <Чему и как учиться и учить в XXI веке>. Конференция проводилась корпорацией Intel в партнерстве с Фондом <Вольное Дело>, основанным Олегом Дерипаской. Спонсорами конференции стали корпорация Microsoft*, а так же компании Aquarius* и Polymedia*. Организацию мероприятия взяла на себя НК <Прожект Хармони, Инк.>. В конференции приняли участие более 150 участников из разных регионов России и стран СНГ (Украины, Казахстана и Азербайджана), также являющиеся участниками проекта Intel <1 ученик : 1 компьютер>, программы Intel <Обучение для будущего> и проекта Intel "Путь к успеху".
Задачами конференции являлись: подведение итогов реализации образовательных программ корпорации Intel в России и СНГ, обсуждение организационных, технических и содержательных вопросов развития программ в 2010 году, обмен международным опытом. Школьные учителя, преподаватели колледжей и вузов, работники институтов образования и повышения квалификации педагогических кадров обсуждали важнейшие вопросы информатизации образования на всех ступенях, начиная с детского сада и начальной школы и заканчивая системой переподготовки работников данной системы. Программа конференции, по оценкам участников, получилась очень насыщенной и разнообразной.
Официальное открытие конференции состоялось на пленарном заседании 3 декабря. В.Е. Баклашова, директор образовательных программ Intel в России и других странах СНГ представила участникам основные направления деятельности компании в области образования и социальной ответственности, рассказала об успехах и достижениях в реализации программ обучения и развития за 2009 год. Она также представила информацию о новых тематических тренингах Intel <Элементы>, которые появятся в России в 2010 году. Эти курсы позволят учителям-предметникам и студентам педвузов увереннее использовать ИКТ в образовании и существенно улучшить навыки работы с использованием современных компьютерных технологий. О международном опыте реализации образовательных программ Intel в Украине, Азербайджане, Казахстане рассказала менеджер образовательных программ Intel в СНГ Татьяна Нанаева и представители этих стран.
На пленарном заседании выступили гости конференции: Д.В. Тузов (Департамент образования г. Москвы), Е.И. Булин-Соколова (ЦИТУО), Е.Л. Рачевский (ОЦ <Царицыно>). Фонд <Вольное дело> представил результаты проекта <Компьютер для школьника> в 2008-2009 учебном году. С.М. Авдеева (НФПК) поделилась результатами региональной экспертизы проектов <1 ученик: 1 компьютер> в Ярославской области, а представители НИРО - результатами развития аналогичных проектов в Нижегородской области.
На пленарном заседании был затронут широкий круг тем и проблем, актуальных для современного образовательного сообщества в России и мире. Так, в частности, было отмечено, что в российском образовательном стандарте нового поколения будет необходимо учитывать ИКТ. Выступающие акцентировали внимание на том, что ИКТ - это не просто ещё одна методика обучения, а технологическая среда. Многие докладчики не обошли вниманием и ключевую проблему современного образования - неизбежные противоречия между отшлифованной веками классно-урочной системой и средой ИКТ. Привычные с детства методы обучения и разработанные в прошлом образовательные методики уже не дают и не могут дать эффективных результатов.
После пленарного заседания начали работу три параллельные секции: "IT-инфраструктура для образовательной среды и управления школой", "Цифровые образовательные ресурсы, Интернет-технологии и сетевое взаимодействие" и "Новые образовательные и информационные технологии в обучении". Все выступления на секциях докладчики предварительно самостоятельно заявляли на wiki-странице. Слушатели могли выбрать для себя наиболее интересные темы докладов и пообщаться с лекторами.
В завершение первого рабочего дня эксперт Федерального института развития образования Александр Уваров провел ток-шоу "ИКТ и школа: вместе или врозь?". По итогам обсуждения присутствовавшие пришли к единому мнению об острой необходимости изменения модели обучения <учитель-ученик> на модель двухстороннего взаимодействия. Было отмечено, что именно среда ИКТ позволяет реализовать возможности такого педагогического подхода на практике. По словам Е.И. Булин-Соколовой, <ИКТ - это свободная методика, в рамках которой учитель становится организатором деятельности, а ученики - сотрудниками, а не пассивными слушателями>.
В начале второго дня было сделано несколько пленарных докладов. Алексей Дробот, представитель компании Yota, рассказал о новых горизонтах беспроводного широкополосного Интернета поколения 4G в России. Анатолий Сериков, заместитель директора Интернет-Университета "Интуит.ру" поделился опытом дистанционного обучения студентов и школьников. Мария Пинская, к.п.н., представлявшая Институт развития образования ГУ-ВШЭ, предложила слушателям доклад, посвященный формированию нового подхода к образованию. Александр Уваров рассказал о том, как современные школьники обучаются в ИКТ-насыщенной среде.
Вторая половина дня была посвящена рабочим совещаниям по каждой из программ Intel <1 ученик : 1 компьютер>, <Обучение для будущего> и "Путь к успеху". Участники подвели итоги реализации программ в 2009 году и обсудили направления развития на 2010 год. В рамках секции программы Intel <Обучение для будущего> часть рабочего дня проводилась с использованием технологии World Café и была посвящена теме <2010 год - год тьютора>.
На торжественном вечере по завершению первого рабочего дня прошло награждение победителей проектов и конкурсов этого года, а также всех, кто внес вклад в развитие образовательных инициатив Intel. Кульминацией вечера стали творческие приветствия стран и регионов-участников. Второй день начался со ставшего традиционным <философского утра>, где Евгений Патаракин рассказал о новых открытиях, которые преподнесла Всемирная Сеть в этом году. В завершение конференции участников ждал необычный командный тренинг по ритмологии. Под руководством тренера каждый участник, получивший музыкальный инструмент, учился слушать других и становиться элементом слаженного коллектива - оркестра.