Система SLS и корабль «Орион» требуют колоссальных ресурсов, хотя имеют больше отношения к политике, чем к освоению космоса. Они обеспечивают занятость и вызывают патриотические чувства, но не двигают вперед науку.
Миллиарды на амбиции
Затраты американского космического агентства изучила аналитик Лора Форкзик. По последним данным, NASA потратило $16 млрд на разработку капсулы «Орион», еще $14 млрд на ракету-носитель SLS, а также порядка $16 млрд на создание наземной инфраструктуры и строительство ракет «Арес-1» и «Арес-5».
В общей сложности за последние 15 лет на несостоявшиеся проекты NASA выделило $46 млрд из бюджета. По оценкам Форкзик, к 2020 году расходы превысят $50 млрд.
Несмотря на крупные инвестиции, в распоряжении космического агентства по-прежнему нет мощных аппаратов для доставки астронавтов на орбиту, а тем более на Марс или Луну. «Арес-1» совершила один тестовый запуск в 2009 году, поднявшись на высоту 40 км. Завершить разработку носителя инженеры не успели, поэтому в полете задействовали массо-габаритные макеты верхней ступени и капсулы «Орион».
В 2010 году проект свернули, а в 2014 NASA впервые отправило в космос «Орион» — на высоту 3600 км его подняла ракета от частной компании United Launch Alliance.
Доставить на орбиту капсулу самостоятельно, используя ракету SLS, агентство планирует не раньше 2021 года.
Пилотируемые старты стоит ждать не раньше 2024 года, а первая с 70-х годов посадка на Луну должна состояться не раньше, чем в 2029. Для сравнения: компания Илона Маска SpaceX планирует отправить первых астронавтов на Марс уже через пять лет.
Космическая бюрократия
«SLS и „Орион“ — это политические, а не технические проекты», — подчеркивает Лора Форкзик.
Как отмечает Ars Technica, NASA выполняет предписания Белого дома и Конгресса США, причем поставленные властями задачи постоянно меняются. В 2004 году президент Джордж Буш поручил ведомству сперва отправиться на Луну, а затем на Марс. Спустя шесть лет Барак Обама призвал сначала отправить миссию на астероид, а затем сразу же взяться за освоение Красной планеты, пропустив Луну.
В 2018 Трамп сделал ставку на изучение лунной поверхности и создание орбитальной базы, которая позволит астронавтам в будущем отправиться на Марс.
При этом в 2010 администрация Обамы пыталась свернуть программу «Созвездие», которая включает в себя проекты «Орион», «Арес-1» и «Арес-5», но добиться этого так и не удалось. Позднее на смену «Арес-5» пришла SLS, которая также обернулась долгостроем.
Недавно представители NASA признали, что готовы отказаться от проекта тяжелой ракеты, если частные компании предложат достойную замену. Над мощными носителями уже работают SpaceX и Blue Origin, и пока у них больше шансов на успех.
Так, компания Илона Маска уже готовится к испытаниям уменьшенного прототипа корабля Starship и ракеты Super Heavy, которые смогут транспортировать астронавтов на Луну и на Марс.
Развитие проектов NASA сдерживает бюрократия — и это одна из главных причин, почему государственное ведомство проигрывает частникам. По подсчетам Ars Technica, при разработке SLS 72 цента из каждого доллара уходит не на разработку, а на сопутствующие расходы.
«Как я понимаю, SLS и „Орион“ выполняют свою задачу, поскольку обеспечивают работой исследовательские центры NASA и подрядчиков агентства. Также они внушают чувство гордости за Америку, которая преследует столь грандиозные цели», — указывает Форкзик. Она подчеркивает, что проекты ведомства — это символические «широкие жесты», которые не обязаны воплощаться быстро и стоить дешево.
По информации https://hightech.plus/2019/02/20/eksperti-poschitali-skolko-nasa-potratilo-na-bessmislennie-kosmicheskie-proekti