Пора прекратить осуждать молодежь за то, что она проводит слишком много времени перед телевизором. Современные дети представляют собой компьютерное поколение, поэтому нужно предоставить им все необходимое для развития <цифровых> способностей. Информационные технологии проникли во многие сферы нашей жизни, и это лишь начало. Должны ли наши дети обладать необходимыми навыками для того, чтобы чувствовать себя комфортно в современном мире?
Дети непоседливы, энергичны, любознательны, хотят все знать и все попробовать. Для них взаимодействовать со сложными приборами также естественно, как дышать воздухом. Ориентироваться в Интернете им также просто, как прыгать, а язык компьютеров для них понятен, как самые простые арифметические действия. Молодое поколение легко ориентируется в технологических новинках и комфортно чувствует себя в мире высоких технологий.
Существует мнение, что если детям разрешать подолгу сидеть за компьютером, то это не только не добавит им знаний, но и сделает их вялыми и ленивыми. Очевидно, что с ростом числа компьютеров в одной семье такое мнение только укрепляется.
<Это возмутитель спокойствия в доме, он раздражает уже своим присутствием, - сказал американский психиатр Азриель Л. Эйзенберг (Azriel L. Eisenberg). - Дети начинают вести себя по-другому, и это смущает родителей. Дети реагируют на некоторые обыденные ситуации неадекватно, оказываются неподготовленными к социальным перепетиям, становятся легко ранимыми. А родители не в состоянии запретить детям их любимое занятие, поскольку их чадо тут же объявит им бойкот>.
С такой точкой зрения согласились бы многие родители. Эйзенберг произнес свои слова в 1936 г. (говорил он тогда о радио). До этого, в 1929 г., некоторые известные люди стали отзываться подобным образом о кино. Вспомним о телевизионном поколении шестидесятых, которое, по мнению некоторых психологов, с покорностью отдало свой разум в руки злых сил, исходящих из катодно-лучевых трубок.
Дело в том, что все новое иногда выглядит пугающе. Например, люди, основываясь на недостоверной информации о новинках, начинают их бояться. Ситуация обостряется в случаях, когда этими технологиями пользуются дети. В то же время, многие без помех пользуются достижениями технологического прогресса, быстро привыкая к ним.
Для современного человека пользоваться компьютером также естественно, как дышать
Доктор Ричард Вульфсон (Richard Woolfson), детский психолог (http://richardwoolfson.co.uk/), делает замечание, основанное на его собственных наблюдениях: <Иногда меня спрашивают, что хорошего получает молодежь от общения с компьютером? Следует помнить, что взрослые воспринимают компьютеры по-своему, а для детей они являются неотъемлемой частью процесса познания мира.
Компьютеры открыли новые горизонты, предложив детям иной способ общения, после чего они смогли заводить друзей и в реальном мире. Компьютеры изменили способ изучения окружающего мира, и дети стали активнее вовлекаться в учебный процесс>.
Неосознанное сопротивление переменам является частью психологии взрослых. А частью психологии детей является доверие к тому, с чем они имеют дело. Именно это различие приводит к проблемам установления взаимопонимания между старшим и младшим поколением. В мире взрослых прав тот, у кого громче голос. Но готовность к познанию у детей приводит к тому, что, повзрослев, младшее поколение оказывается далеко впереди своих родителей.
Прагматизм и развитие
Одно из важнейших направлений, на котором ЕС делает акцент, это информационные и телекоммуникационные технологии (ИКТ), занимающие одно из центральных мест в новой версии Лиссабонской стратегии ЕС, где им предназначена важная роль в деле повышения качества образования. Это не жест доброй воли, а веление прагматизма, основанного на понимании того, что ИКТ - двигатель социально-экономического развития цивилизации.
В одном из документов ЕС прописаны слова: <Если Европейский союз собирается стать самым развитым в экономическом плане регионом мира , он должен обладать сильной стратегией в области образования>.
<Мир не может без ИКТ, - говорит доктор Вульфсон. - Технологии будут двигать экономику вперед, и по ним можно судить о степени развития как общества в целом, так и каждого из его членов. Ограничивать возможности детей в таком мире - все равно, что воздвигать искусственные преграды на пути развития общества>.
Осознавая важность инновационных технологий, европейские школы стали включать ИКТ в базовый курс обучения, превращая умение работать на компьютере в такой же важный элемент образования, как, например, умение читать или писать. Авторы программ понимают, что технологии играют важную роль в жизни детей.
Наверняка, многие из нас думают, что компьютеры - это устройства, которые мы, взрослые, используем для выхода в Интернет и для работы, однако для детей - это не больше, чем игрушка. Конечно, это так, но те компьютеры, которые мы видим в повседневной жизни, - лишь верхушка айсберга.
Когда вы поворачиваете водопроводный кран, выключаете свет, или снимаете деньги в банке, кладете индейку в холодильник или примеряете одежду в магазине, вы участвуете в процессе, который на каком-то уровне обязательно связан с компьютерной сетью.
Творчество в школе
То, какие технологии используются в школьных классах, напрямую зависит от возраста школьников. Ученики начальных классов могут использовать несложные интерактивные программы, которые, к примеру, могут обучать счету и письму. На более высоком уровне компьютерные программы могут использоваться для рисования. Подобные занятия не просто знакомят детей с клавиатурой и экраном, они развивают координацию движений. Ребенок растет, и технологии, которые он использует, становятся все более сложными. Таким образом, ИКТ помогают учиться и учить. WebLabs (WebLabs) разработала новые инструменты для обучения математике европейских школьников в возрасте от 10 до 14 лет. Уроки математики и обществознания были анимированы и проиллюстрированы на примере жизненных ситуаций. Учащиеся получили возможность обсуждать и критиковать друг друга, используя полученные знания и разработанные модели.
Образовательные учреждения, преподаватели и ученики в Европе, как правило, осознают важность компьютеров, которую они представляют для процесса обучения. Но компьютеры не только повышают качество образования, они позволяют работать вместе и сделать работу творческой.
Бруно Шентьер (Bruno Sentier), преподаватель общественных наук в Дауэе (Франция), говорит о своих учениках: <С тем, что нужно для получения зачета, с легкостью справляются 97% учеников. Они достаточно свободно чувствуют себя с компьютером и наслаждаются преимуществами, которые получают при работе с ним>. С помощью компьютеров им, к примеру, гораздо проще изучать географические карты. Учитель математики в Монтревю во Франции Оливьер Джакомард (Olivier Jacomard) подтверждает, что его ученикам проще получать знания с использованием высоких технологий и Интернета.
Компьютерные игры и экономическое развитие
Но как быть с компьютерными играми? Средства массовой информации часто рисуют людей, попавших во власть компьютеров, как слабоумных простачков, способных общаться лишь при помощи звуков. И обычно такое состояние связывается с пагубным пристрастием к компьютерным играм. Доктор Вульфсон дает правдивое описание: <Игры несут большую пользу, но сопряжены с риском. Они выдают детям много информации и заставляют их мгновенно на это реагировать. Приходится обрабатывать огромный объем визуальных данных, а это стимулирует аналитические способности и координацию движений. Данные, которые обрабатывает авиадиспетчер, - ничто по сравнению с их объемами в видеоиграх. Те навыки, которые дети приобретают, играя на компьютерах, они смогут использовать во взрослой жизни>.
Правительства стран ЕС понимают важность ИКТ как средства для развития экономики и всего общества в целом. Стретегия многих стран основана на расширенном использовании ИКТ. Только так можно достичь конкурентоспособности в производстве, создать новые рабочие места и попытаться решить важные проблемы регионов.
Как выяснила профессор Линда Джексон (Linda Jackson), после трехлетнего исследования детей в возрасте 12 лет в Университете штата Мичиган (sciencedaily), компьютерные игры развивают пространственно-зрительные способности. Детям становится проще изучать естествознание, прикладные науки, математику, познавать новые технологии и медицину. Поэтому, может быть, не стоит беспокоиться о том, что ваши дети бродят по сети и постоянно сидят за компьютером? Так они быстрее приспособятся к новому, неизвестному им миру.