Известный астроном и создатель Астрофизической информационной системы (ADS) NASA Майкл Курц опубликовал на портале препринтов ArXiv небольшую статью, в которой приводит практические советы по использованию наукометрических показателей при принятии кадровых решений (Indicator.Ru перевел статью Курца). О том, насколько грамотно такие показатели применяют в России, в каких случаях и с какими ограничениями их нужно использовать и что хорошего принесло их повсеместное использование, рассказали директор Наукометрического центра НИУ ВШЭ Иван Стерлигов и советник директора Научной библиотеки им.Горького СПбГУ Ольга Москалева.
«Это все очевидные вещи, но, к сожалению, они часто совершенно не принимаются во внимание»
Наукометрические показатели используются на самых разных уровнях: и для того, чтобы обозначить приоритеты развития науки целой страны, и для того, чтобы оценить работу отдельных ученых. На высшем уровне они появились, например, в майских указах Владимира Путина. О выполнении некоторых пунктов, в том числе увеличении доли статей российских ученых до 2,44%, правительство РФ отчиталось весной этого года. Используется наукометрия и для того, чтобы принимать решение о судьбе научных центров и вузов: хоть и с ограничениями, она входит в систему оценки научных организаций, которую в этом году проводит Федеральное агентство научных организаций (ФАНО).
На уровне отдельных сотрудников с системой оценки, которая основывается на числе публикаций, сталкиваются в основном преподаватели вузов и сотрудники научных институтов. «Для них это, как правило, облекается в две формы: или, скажем так, кнут, то есть аттестация, когда все обязаны достигать каких-то показателей, или стимулирующие надбавки, пряник, когда доплаты назначаются в соответствии с тем, сколько публикаций выпустили сотрудники», – рассказал Иван Стерлигов.
По словам эксперта, степень «примитивности» методов такой оценки сильно различается в зависимости от организации. Самый распространенный показатель – простое количество публикаций, которые входят в базы данных Web of Science или Scopus. Некоторые институты стараются учитывать и качество публикаций, принимая во внимание импакт-фактор журналов. Немногие организации при этом делают поправку на научную область, в которой проводилось исследование: один и тот же импакт-фактор означает совсем разный уровень журналов в разных предметных областях, а для каких-то (прежде всего социальных и гуманитарных) наук этот показатель вообще плохо применим.
Импакт-фактор — показатель, отражающий частоту цитирования статей научного журнала за трехлетний период. Например, для одного из самых крупных медицинских журналов The Lancet импакт-фактор составляет 44,0, а в среднем для хороших журналов он составляет 4.
То, насколько уместно использовать наукометрию при оценке работы отдельных сотрудников (в том числе в системах эффективных контрактов), зависит, в том числе, и от их положения и обязанностей. По мнению Ольги Москалевой, лучше всего они подходят для людей, занимающихся фундаментальной наукой. А вот от преподавателей, особенно от тех, кто учит неспециальным предметам, требовать публикации вообще бессмысленно: «Если это преподаватель английского языка не для филологов, а для математиков, географов, физиков, то здесь публикации вообще ни при чем, ему совершенно не надо быть большим ученым, чтобы уметь хорошо учить студентов английскому языку». С другой стороны, нужно учитывать и нагрузку сотрудника: в отличие от преподавателей многих западных университетов, у которых выделено время на научные исследования, российские педагоги часто не могут заниматься наукой и получать результаты, которые можно было бы опубликовать.
Кроме того, для более-менее объективной оценки научной работы нужно использовать несколько показателей и применять их лишь для того, чтобы сравнивать близких по возрасту и научной области людей. «При приеме в одну и ту же лабораторию, при рассмотрении двух примерно одинаковых кандидатов, наверно, можно отдавать предпочтение человеку, у которого показатели лучше. Но даже если рассматриваются кандидаты на один факультет, но на разные кафедры, то сравнение по библиометрическим показателям может оказаться уже некорректным», – продолжила Москалева.
Впрочем, по словам Стерлигова, «в целом это все не от хорошей жизни». Когда наукометрические параметры становятся показателем результативности работы – от ученого до научной организации – следить за ними приходится и руководству институтов. «Как ни печально, руководители организаций сами поставлены в ситуацию, когда оценка идет по таким показателям, и от этих цифр прямо зависит, закроют вуз или нет, "сольют" НИИ с соседним или не сольют. Выхода нет, и приходится в это все играть», – заключил эксперт.
По информации http://nauchkor.ru/media/vyhoda-net-i-prihoditsya-v-eto-igrat-kak-pravilno-primenyat-naukometriyu-598fd1275f1be706dca99748