Как пишет Lenta.ru, после ста лет в печати американская Christian Science Monitor почти полностью переходит в онлайн
Американская Christian Science Monitor (CSM) в апреле следующего года перестанет выходить в виде ежедневной газеты. Основная часть материалов будет публиковаться на сайте издания, а присутствие на печатном рынке ограничится выпуском воскресного журнала. Преображение Monitor, известной газеты со столетней историей, отражает трудности, с которыми сталкивается отрасль печатных СМИ в целом.
Во вторник Monitor опубликовала статью о грядущих переменах. Кроме того, на сайте издания появилась видеозапись беседы на ту же тему главного редактора Джона Йеммы (John Yemma) и управляющего издателя Джонатана Уэллса (Jonathan Wells). Создатели Monitor объявили, что старые бизнес-модели для печатных СМИ уже не работают, и надеются, что преобразования позволят Monitor адаптироваться к новым условиям и сохранить особый образ журналистики, который газета cформировала после своего возникновения в 1908 году.
Необычные корни
Monitor за два года до собственной смерти основала Мэри Бейкер-Эдди (Mary Baker Eddy), жительница Бостона, известная как родоначальница религиозного течения под названием "христианская наука". Внешнему миру последователи Бейкер-Эдди (сциентисты - не путать с сайентологами) известны, главным образом, тем, что отказываются от употребления медикаментов и в лечении всех недугов всецело полагаются на религиозную веру. Злые языки говорят, что в "христианской науке" одинаково мало науки и христианства, по сути же дела, учение Бейкер-Эдди радикальным образом утверждает примат духовного над материальным и предписывает всячески утверждать его на практике.
Америка рождала в большом количестве и продолжает рождать всевозможные новые религии. Хотя в основном они, разумеется, быстро чахнут, некоторым удается выжить и завоевать более-менее солидное место в обществе. Для этого приходится преодолеть немалые испытания и преодолеть неприязнь сограждан. Неудивительно, что и Бейкер-Эдди со товарищи столкнулась с непониманием и неприязнью. В частности, всячески портили жизнь сциентистам представители прессы, освещавшие жизнь новой церкви со всякими невероятными сенсационными подробностями. Это подтолкнуло Бейкер-Эдди, которая к тому времени уже перешагнула за восьмой десяток лет жизни, к созданию собственной газеты.
На протяжении своей истории Monitor существовала под неизменным финансовым покровительством основанной Бейкер-Эдди Церкви христианской науки (ее официальное название на английском - Church of Christ, Scientist). Тем не менее, газета изначально не была религиозным изданием. Бейкер-Эдди ограничилась тем, что название ее учения включили в название Monitor, а в каждом номере печаталась статья на религиозную тематику. Вероятно, именно светскость газеты обеспечила ей долголетие: если бы Monitor была рупором сциентистского вероучения, то сейчас ее в лучшем случае раздавали бы читателям отдельные назойливые волонтеры.
Со временем Monitor обзавелась корреспондентскими пунктами по всему миру, а ее аналитика на международные темы получила широкое признание. Семь раз газета становилась обладателем Пулитцеровской премии. Пик популярности пришелся на 1970 год, когда тираж Monitor составлял более 220 тысяч экземпляров. В последующие десятилетия дела постепенно шли на спад. Сейчас выходит всего около 50 тысяч экземпляров Monitor. Ее особенность и отличие от других национальных американских изданий в том, что у Monitor практически нет материалов на локальную тематику. Поэтому аудитория газеты разбросана по всей территории США, и доставка издания подписчикам - дело сложное и дорогостоящее.
Новая стратегия
Что касается электронной составляющей Monitor, она в последние годы неуклонно прогрессирует. В свое время Monitor была одной из первых американских газет, разместивших материалы в интернете, - это произошло, по разным данным, в 1995 или 1996 году. Потом газета также стала пионером в издании PDF-версии и налаживании RSS-потоков. Посещаемость сайта Monitor растет и сейчас составляет около 1,5 миллиона уникальных посетителей в месяц. Смена формата газеты не была неожиданностью - ее предсказывали сотрудники редакции Monitor и другие представители отрасли. Главным поводом для реформы служат большие финансовые убытки издания.
За отчетный год, который завершится 30 апреля 2009 года, расходы газеты составят 25,8 миллиона долларов, а доходы - лишь 12,5 миллиона. Владельцу издания, Церкви христианской науки, придется выделить Monitor дотации в размере 12,1 миллиона, остаток разницы покроют за счет пожертвований спонсоров и собственного благотворительного фонда газеты. Как говорит Джонатан Уэллс, новая стратегия развития газеты позволит к 2013 году сократить ежегодные расходы до 10,5 миллиона и ограничить церковные субсидии 3,7 миллиона. По словам управляющего издателя, обсуждение новой стратегии в течение двух лет шло при участии попечительского совета, менеджмента издания и его редакции.
В новом виде Monitor обещает стать более удобной для читателей. Сейчас большинство подписчиков получают свои экземпляры газеты по почте через день-два после того, как номер пошел в печать. Теперь у газеты будет "электронная подписка": читатели смогут каждый день получать по электронной почте набор из редакционной статьи, нескольких ключевых публикаций, ссылок на другие заметки и традиционной ежедневной религиозной статьи. Что касается воскресного журнала, он должен обеспечить желающим чтение на выходных, "когда у людей все еще есть время на чтение".
Не секрет, что развитие интернета и онлайн-СМИ серьезно бьет по традиционной печатной прессе и отрасль все активнее использует электронные возможности. Однако Monitor подошла к делу радикальнее других: это первая в США газета общенационального масштаба, отказавшаяся от ежедневной печатной публикации. Как сказал Йемма, Monitor может позволить себе столь глобальные изменения, поскольку никогда не была связана локальными продажами.
С другой стороны, Monitor идет на серьезный риск. В отличие от других газет, основную часть ее дохода составляет прибыль не от рекламы, а от подписки. Еженедельный журнал едва ли сможет обеспечить такие же поступления: сейчас продажа тиража ежегодно приносит 9,7 миллиона. Есть и еще одна трудность. Вот что сказал Лу Уренек (Lou Ureneck) - глава факультета журналистики в Университете Бостона, слова которого приводит Los Angeles Times: "Они отходят от традиции, а когда речь идет о журналистике и освещении новостей, традиция, связанный с ней вес и преемственность являются залогом авторитета".
Впрочем, Йемма и Уэллс надеются не только сберечь традицию, но и дать ей новое дыхание. Они рассчитывают, что переход к онлайн-публикации позволит наладить интерактивное общение с читателями. В интернете может родиться новое сообщество людей со всего мира, которые ищут в прессе не сенсации, а вдумчивую и здравую информацию.