Считать можно даже не владея числительными - дети австралийских аборигенов, не знающие слов и даже жестов для обозначения чисел, могут выполнять задачи, связанные с вычислениями, не хуже своих англоговорящих сверстников, говорится в статье, опубликованной группой ученых в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Авторы исследования отмечают, что в последнее время возродилась крайняя форма так называемого лингвистического детерминизма, согласно которой язык определяет мышление, и человек не может оперировать понятиями, если соответствующих им слов нет в его языке.
"Предполагалось, что знание числительных необходимо для детей, чтобы понять саму идею чисел, превышающих три. То есть для того, чтобы усвоить понятие "пять" вам необходимо слово "пять", - говорит ведущий автор исследования профессор Брайен Баттерворт (Brian Butterworth) из университетского колледжа Лондона.
В частности, в поддержку лингвистического детерминизма (гипотезы Сэпира-Уорфа) приводились данные изучения математических способностей южноамериканских индейцев, в языке которых отсутствовали слова для чисел больше трех.
Исследователи из Университетского колледжа Лондона и Мельбурнского университета провели ряд экспериментов с детьми в возрасте от четырех до семи лет из двух общин австралийских аборигенов. Одна из общин обитает на окраине пустыни Танами, примерно в 400 километрах к северо-востоку от Элис-Спрингс, ее члены говорят на языке вальбири. Вторая община обитает на острове Грут-Айленд в залив Карпентария (север Австралии) и говорит на языке энинтильяква.
Оба языка имеют слова "один", "два", "мало" и "много", и хотя энинтильяква располагает ритуальным словами для чисел до 20, но дети не знают их. Ученые также работали с англоговорящими детьми из общины аборигенов в Мельбурне.
Ученые разработали ряд заданий для проверки способностей детей к счету - сложению и делению, а также к запоминанию чисел, без использования числительных.
"В наших задачах мы не могли задавать вопросы "сколько?" или "одинаковое ли число предметов в этих двух кучах?" Поэтому нам пришлось разрабатывать специальные задачи. Например, детей просили вытащить число фишек, которое соответствует числу хлопков", - говорит Баттерворт.
Результаты эксперимента не обнаружили различий в том, как выполняли предложенные задания дети, в языке которых нет числительных, и англоговорящие дети.
"Дети вальбири и энинтильяква выполняли эти задачи так же хорошо, если не лучше, чем англоговорящие дети, и оперировали числами до девяти, хотя в их языке отсутствовали соответствующие слова", - отмечает ученый.
"Мы пришли к выводу, что развитие представлений о счете не зависит от владения словами, обозначающими числа", - говорится в статье.
По их мнению, полученные ими результаты свидетельствуют, что человек обладает врожденным механизмом для счета, и использование числительных для него полезно, но не обязательно.
"Наше исследование детей аборигенов показывает, что мы имеем врожденный механизм для распознавания и репрезентации множеств - числа предметов в наборе - и отсутствие числительных не может помешать нам выполнять вычислительные задачи", - говорит Баттерворт.
Ученые считают, что их работа может помочь объяснить, почему дети из обществ, в языке которых есть числительные, могут страдать дискалькулией - неспособностью выполнять простейшие арифметические действия.
"Хотя у них в достатке и формальных и неформальных возможностей научиться счету, внутренний механизм, на котором основан этот навык, может развиваться неправильно", - полагает Баттерворт. Об этом сообщает РИА "Новости".