Благодаря сотрудничеству компаний <Софтлайн>, Cisco, Microsoft и Samsung обрел жизнь уникальный для Украины проект <Электронная больница>, реализованный в многопрофильной киевской больнице N 12. Информационно-аналитическая система <Электронная больница> призвана помочь персоналу медицинского учреждения максимально оптимизировать лечебно-профилактический процесс в клинике, разгрузить врачей и медицинских сестер от рутинной бумажной деятельности, а также защитить пациентов от случайных ошибок при лечении. <Электронная больница> не только позволяет врачам уделять больным больше времени, но и значительно расширяет возможности по предоставлению своевременной медицинской помощи.
В Украине уже автоматизированы банки, аэропорты, вокзалы, крупные магазины, рестораны, но сферу медицины информатизация до сих пор обходила стороной, хотя информационные потоки в больнице огромны (как, впрочем, и потребность в хранении и систематизации информации). Во всех государственных медицинских учреждениях страны все важные данные до сих пор хранятся на бумажных, быстро стареющих носителях.
Осенью 2005 года стартовал проект <Электронная больница>, целью которого было создать специальную информационно-аналитическую систему, призванную, в конечном счете, автоматизировать работу всех украинских клиник. До сих пор главным препятствием в деле информатизации медицинских учреждений является недостаточное финансирование. Данный проект во многом удался потому, что больнице N12 и компании <Софтлайн> удалось выиграть государственный тендер <Создание информационно-аналитической системы <Электронная больница>. И вот, два года спустя после старта, благодаря активному участию компаний Cisco, Microsoft и Samsung, авторы проекта могут поделиться его первыми результатами.
Киевская городская клиническая больница N 12 была выбрана испытательным полигоном для информационно-аналитической системы <Электронная больница> не случайно. Во-первых, это медицинское учреждение является многопрофильным и расположено в одном здании, что позволяет отрабатывать разноплановые решения. Больница укомплектована высококвалифицированным персоналом, обладающим мощным научным потенциалом ученых клинических кафедр Национального медицинского университета. Кроме того, первые попытки автоматизации здесь начали делать еще 15 лет назад, что дало больнице пусть небольшой, но практический опыт и понимание задачи.
Главная концепция проекта состоит не в революционной замене бумаги на электронные носители, а в эволюционном совершенствовании в рамках существующих требований регуляторных органов. <Чтобы глубже понимать всю актуальность и насущность назревшей проблемы, достаточно рассмотреть конкретные примеры, - рассказывает член-корреспондент Академии медицинских наук Украины, доктор медицинских наук, главный хирург Министерства здравохранения Украины Петр Дмитриевич Фомин. - Ежегодно в киевскую городскую клиническую больницу N 12 поступает около 20 тысяч пациентов. На каждого пациента нужно составить историю болезни, вмещающую до 150-200 параметров, зачастую повторяющихся. Мы провели небольшое исследование и выяснили: если пациент провел одни сутки в больнице, то его фамилия, паспортные данные, пол, возраст отмечаются в различных местах до 20 раз. Если же пациент был прооперирован и провел в больнице несколько суток, то его данные заносятся до 40-45 раз в различных журналах учета, ведомостях, бланках направлений, отчетах и т. д. При 20-кратном переписывании одних и тех же данных немудрено допустить ошибку, а что говорить о 40-кратном дублировании? Хорошо, если все обойдется, а если нет? Неточности и опечатки в таком деле могут очень дорого стоить>.
Реализованная система автоматизации призвана не только избавить врачей и медсестер от колоссальной бумажной работы, сопряженной с многократным занесением одних и тех же данных, но и свести к минимуму вероятность ошибок. Теперь данные о пациенте заносятся в базу один раз и на всех этапах лечения или составления отчетности могут быть легко предоставлены в распоряжение врача. Кроме того, в базе данных накапливается вся медицинская история пациента: диагностические и лечебные предписания, результаты обследований, листы нетрудоспособности, протоколы операций и т. д.
На современном этапе в условиях многопрофильной больницы очень трудно обеспечить своевременное возвращение доктору заказанной клинической информации, в частности, результатов анализов. Обратная связь выглядит очень запутанной и медленной. В условиях же автоматизации с момента выполнения анализов до их получения доктором проходит полторы минуты. Как только данные вносятся в базу данных, они тут же становятся доступными врачу. Такая информация гораздо более корректна, поскольку вероятность совершения ошибки сводится к минимуму. Всюду специальным идентификационным кодом идет номер истории болезни пациента, по которому сверяется вся документация.
В итоге, поскольку теперь доктор тратит меньше времени на бумажную волокиту, он может уделить больше времени и внимания пациенту. Тем более, что при наличии такой системы врач прямо с рабочего стола может выйти в Интернет и уточнить, какие методики применяются для лечения данной болезни и какие препараты используются. Все это поможет ему правильно сформулировать лечебные назначения. Кроме того, все данные о пациентах теперь хранятся централизованно, с высокой степенью защищенности от потери и несанкционированного доступа, что отвечает современным требованиям, предъявляемым к защите личной информации. Пациент же на руки получает унифицированную выписку с максимально полной информацией о проведенных исследованиях, выполненных процедурах, операциях и т. д.
Если рассматривать мировую практику, то успешные примеры использования ИКТ в медицине можно найти в Германии, США, Израиле и других странах. Однако внедрить зарубежные информационно-аналитические системы в украинские медицинские учреждения практически невозможно: за рубежом совершенно другие требования к отчетным формам, документации и всем бизнес-процессам, происходящим в больнице. Пытаться адаптировать чужую систему автоматизации в медицинской области к украинским нормам - значит нести совершенно неоправданные затраты. Благодаря же компании <Софтлайн> в Украине появилась собственная система автоматизации.
<Для принятия более качественных решений необходимо решить проблемы, связанные с недостаточной оперативностью внесения информации, поэтому при внедрении очень важно установить систему сразу во всех отделениях больницы, - отметил Юрий Моисеев, руководитель проектов и программ компании <Софтлайн>. - Положительный эффект может дать и издание внутрибольничного приказа о внедрении системы, закрепляющего функциональные обязанности сотрудников по работе с ней. При закупке техники для функциональной диагностики нужно убедиться, что оборудование поддерживает мировые стандарты по обмену информацией>.
Впрочем, для реализации проекта одной информационно-аналитической системы было бы недостаточно. Прежде всего, необходимо было установить сервер, предоставить компьютерное оборудование для врачей-специалистов, а главное - провести локальную сеть и обеспечить ее функционирование. C этой задачей успешно справилась компания Cisco - мировой лидер по поставкам полностью интегрированных решений для информационной инфраструктуры медицинских учреждений. Для медицинской отрасли Cisco разработала уникальное решение Cisco Medical Grade Network (сеть медицинского назначения), включающее ряд специализированных медицинских приложений. Решения Cisco позволяют построить инфраструктуру - среду для функционирования различных приложений, в том числе от сторонних производителей. Одним из самых актуальных является решение для медицинского мониторинга Cisco Clinical Connection Suite Patient Monitoring Solution, созданное в сотрудничестве с ведущими поставщиками медицинского оборудования и крупными интеграторами. Оно предоставляет врачам экстренный доступ к важной информации, например, к электрокардиограммам. Решение позволяет медицинским сестрам и врачам сохранять мобильность и в то же время иметь постоянный доступ к критически важным данным о пациентах. Недавно Ассоциация американских госпиталей рекомендовала беспроводные сетевые продукты Cisco для повсеместного внедрения.
<Технологии и решения Cisco уже долгое время успешно применяются
учреждениями здравоохранения по всему миру с целью решения основной задачи этой сферы - предоставления качественных и доступных медицинских услуг, - говорит Юрий Жиляев, менеджер Cisco по работе с государственным сектором. - Сегодня мы становимся свидетелями реализации первых успешных проектов и в Украине, один из которых - очень перспективный проект <Электронная больница>. Механизмы высокоэффективной совместной работы, взаимодействия и доступа к информации - основные двигатели глобальных изменений в сфере здравоохранения. Эти изменения уже скоро коснутся каждого из нас, и двадцатилетний опыт Cisco в построении инновационных сетевых решений сыграет здесь очень важную роль. Здравоохранение есть и останется стратегически важным направлением деятельности Cisco, поэтому мы и в дальнейшем намерены всячески поддерживать подобные проекты>.
В проекте <Электронная больница> использовались продукты и технологии Microsoft, которые широко применяются во многих медицинских учреждениях мира, позволяя собирать и хранить медицинские данные, анализировать их, осуществлять обмен знаниями между отдельными специалистами. Например, в Швейцарии на базе технологий Microsoft работает целая кардиологическая сеть. Специалисты могут советоваться друг с другом, обмениваться результатами ЭКГ, коронарографии, работать совместно над медицинским заключением. По сути дела, человека лечит не один врач, а целая сеть специалистов. Похожая система <Виртуального стационара> создана на технологиях Microsoft и в Румынии. Ведь не секрет, что не во всех медицинских учреждениях одинаковый профессиональный уровень врачей. Подобные <виртуальные медицинские консилиумы>, медицинские интеллектуальные сети существенно сокращают неравенство в доступе к качественным медицинским услугам.
Кроме того, в европейских центрах Microsoft ведется большая работа по стандартизации компьютерного интерфейса для медицины. Например, Microsoft вложила около $47 млн в совместную программу c Национальной службой здравоохранения Великобритании по созданию удобного пользовательского экрана врача.
<Накопленный опыт, приобретенный корпорацией Microsoft за многие годы работы в самых разнообразных проектах во многих странах мира, отражен в концепции Connected Health Framework - своего рода руководстве по построению гибких масштабируемых медицинских систем. Connected Health Framework позволяет осуществлять безопасный доступ к информации о пациенте тем медицинским специалистам, которые имеют на это право, причем из любого места и с использованием самых разнообразных устройств доступа. Мы уверены, что в Украине есть все предпосылки для внедрения электронных систем здравоохранения, и наша компания сделает все от нее зависящее, чтобы успешно поддержать этот процесс>, - отметила Татьяна Знаменская, менеджер направления <Охрана здоровья и социальная сфера> в Центральной и Восточной Европе.
<В силу специфики работы медицинского персонала применение стандартных персональных или портативных компьютеров не совсем эффективно, поэтому компания Samsung для проекта <Электронная больница> предложила инновационное решение - ультрапортативные компьютеры Samsung Q1 и Q1 Ultra>, - говорит Владимир Болотников, маркетинг-менеджер представительства . Сверхлегкий вес устройства (менее 700 г), продолжительное время автономной работы (до 4,5 ч) и чувствительный к нажатию 7-дюймовый экран с разрешением 1024 х 600 точек обеспечивают комфортную работу врача. А расширенные коммуникационные возможности - Wi-Fi 802.11b/g, Bluetooth и Fast Ethernet - позволяют доктору иметь доступ к необходимой информации даже не на рабочем месте. Благодаря производительности процессора Intel A110 и большому объему оперативной памяти (1024 МБ) эти устройства отлично справляются с поставленными задачами. Q1 Ultra дополнительно оборудован встроенными фото- и веб-камерой, которые дают возможность делать качественные фотоснимки и проводить интернет-конференции.
То, что уже удалось реализовать в рамках информационно-аналитической системы <Электронная больница> - лишь первый этап. На следующей стадии проекта планируется обеспечить компьютерами рабочие места медсестер, развитие сайта клиники и такого перспективного направления, как телемедицина. В Украине полученные в больнице результаты обследования до сих пор практически невозможно послать в столицу на консультацию ведущему специалисту в этой области. И тут введение телемедицины, как дальнейшей ступени развития проекта, может кардинально изменить ситуацию. Доктор сможет, связавшись с центральным офисом любого специализированного учреждения, выслать по Интернету результаты обследования пациента и получить квалифицированное заключение или консультацию по методам лечения и по возможным осложнениям.
Внедренная система автоматизации коснется не только лечебной сферы жизни больницы, но и позволит оптимизировать многие другие ее бизнес-процессы: логистику, учет медикаментов, питание пациентов и пр. Как только все основные области системы будут отшлифованы, ее можно будет ставить <на поток>, автоматизируя все многопрофильные больницы Украины.