Статья британской журналистки Сюзанны Тэббитт (Sue Tabbitt) http://thenetwork.cisco.com/.
Великобритания превратилась в испытательный полигон, где исследовательские институты, стартапы и авторитетные консалтинговые фирмы ищут способы применения Интернета вещей (Internet of Things, IoT), способные решить проблемы, связанные со старением инфраструктуры и перегруженностью перенаселенных регионов.
Возьмем, например, пассажирские поезда и автобусы. Информация, поступающая от подвижного состава, упрощает мониторинг и позволяет улучшить путевые параметры благодаря корректировке расписаний, увеличению пассажироемкости в часы пик и информированию пассажиров о возможности выбора альтернативных маршрутов.
Другое перспективное направление — проведение профилактических ремонтных работ, позволяющих владельцам инфраструктуры и поставщикам услуг значительно сократить затраты времени и денег благодаря предотвращению поломок. В данном случае информация, получаемая от подвижного состава и инфраструктуры, при малейших признаках неисправности укажет на необходимость профилактического ремонта или принятия экстренных мер.
Как уже сообщалось, по прогнозам, использование Интернета вещей для приоритизации профилактических работ принесет 30-процентное повышение эффективности лондонского метрополитена. Разветвленная сеть датчиков, передающих информацию в облачный центр, будет осуществлять мониторинг всей подземной транспортной системы, которой недавно исполнился 151 год, включая эскалаторы, лифты и подвижной состав.
«Удаленный мониторинг на транспорте — не новость, и тем не менее Интернет вещей, дав возможность сократить издержки и ускорить реализацию сервисов, существенно расширил возможности его применения, — говорит Джон Хиклин (John Hicklin), руководитель IoT-направления HYPERLINK "http://www.cgi.com/en" компании CGI (специализируется на предоставлении ИТ-сервисов и принимает участие в ряде рабочих проектов, в том числе в проекте модернизации лондонского метрополитена). — Немаловажную роль в этом сыграли взросление облака, удешевление датчиков и растущая доступность аналитических средств. Сегодня оперативная информация может направляться множеству специалистов, которым она необходима».
В области повышения эффективности с помощью Интернета вещей CGI сотрудничает с железнодорожными компаниями Великобритании, Германии и Нидерландов. При этом внимание уделяется не только целевому техническому обслуживанию, но и более продуманному составлению расписаний. Корректировка расписаний и предоставление персонализированных услуг на разных видах транспорта помогут переполненным городам стимулировать использование общественного транспорта вместо личного и снизить нагрузку на дорожную сеть. Именно такой проект CGI сейчас реализует на севере Англии совместно с общественной организацией Transport for Greater Manchester. В Глазго (Шотландия) интеллектуальное управление транспортными потоками помогло оптимизировать использование транспорта при проведении прошлогодних Игр Британского содружества.
От применения технологии выиграют окажутся не только города. В Ланкастерском университете, расположенном на северо-западе Англии, изучаются вопросы применения возможностей «умного» города в сельской местности, где экстремальные погодные явления и наводнения способны отрезать от большой земли целые населенные пункты и блокировать работу транспорта.
Перемещение из пункта А в пункт Б — не единственная забота автомобилистов. Компания-стартап HYPERLINK "http://seamless.li/" \t "_blank" Seamless предлагает водителям воспользоваться простым, но весьма удобным IoT-решением, в основе которого — дистанционное управление аварийной сигнализацией. Решение позволяет осуществлять мониторинг местонахождения автомобиля и сообщать полученные данные соответствующему кругу лиц. Рассказывает один из основателей компании HYPERLINK "http://seamless.li/" \t "_blank" Seamless Дэн Фрост (Dan Frost): «Если я оставил автомобиль на парковке в аэропорту, а потом за мной приехала жена, мы легко найдем его, даже если забудем, где именно он припаркован. Если дочь возьмет машину в аренду, я смогу увидеть, что она поставила ее на безопасную стоянку. А поскольку я живу в городе и в течение рабочей недели автомобилем практически не пользуюсь, я могу сдавать его в аренду, зная все о его перемещениях и будучи уверенным в его безопасности».
Система предупредит владельца о любых попытках неправомерных действий с его автомобилем. В повседневной практике водитель может делиться информацией о своем местоположением с семьей или друзьями, в частности, находясь в дальней поездке. Вместе с тем эта функция может быть отключена в любое время, и точно так же можно изменять список получателей информации. К тому же, по словам Фроста, его компания рассматривает варианты расширения возможностей приложения и включения дополнительных данных и сервисов с учетом характера поведения водителей за рулем.
Другим сервис-провайдером, осознавшим огромный потенциал Интернета вещей для предоставления дополнительных услуг, стала компания HYPERLINK "http://chargeyourcar.org.uk/" \t "_blank" Charge Your Car (CYC). Она создала сеть зарядных станций для электромобилей, работающую по принципу оплаты по факту. Используя технологию Интернета вещей, эта сеть передает водителям информацию о ближайших станциях. Кроме того, компания CYC оказывает услуги владельцам зарядных станций.
В деле распространения электромобилей Великобритания делает большие успехи, хотя и не такие, как Норвегия или ряд районов США. Начав в 2010 г. свою деятельность на северо-востоке Англии, CYC быстро превращается в национальную компанию с сетью из более 2 000 платных и бесплатных подключенных зарядных станций, к которой ежемесячно присоединяются новые. Доступ ко всем зарядным станциям осуществляется с помощью одной RFID-карты. С помощью специального приложения можно найти близлежащие станции и оплатить зарядку зарегистрированной дебетовой или кредитной картой.
CYC считает, что Интернет вещей дает ей весьмое преимущество перед конкурентами. «Мы впереди, так как первыми предложили оплату зарядки по факту без необходимости использования RFID-карт, — говорит Александра Прескотт (Alexandra Prescott), директор CYC по операциям. — Кроме того, мы используем интерактивное приложение и смартфоны для поиска зарядной станции, начала и прекращения зарядки, а также для оплаты. Проводное подключение требуется только в двух регионах, а в остальных местах достаточно SIM-карты».
За последний год мощность сети зарядных станций CYC удвоилась, достигнув 2 млн квт/час. С ростом числа электромобилей растет и число пользователей — каждый месяц на сервис подписываются еще 400 человек. Вместе с тем CYC планирует оказывать дополнительные услуги, и Интернет вещей занимает в бизнес-модели компании все более важное место. «Продажей электричества из установленной на столбе специальной розетки особо не заработаешь, — считает Прескотт. — Долговременный успех нам обеспечат другие услуги. Например, со временем, когда наш клиент отправится за покупками, приложение проложит ему маршрут и зарезервирует место на зарядной станции там, где он остановится перекусить».
Доходы CYC могут складываться из отчислений от всего, что водитель приобретет, пока его электромобиль подзаряжается. По словам Прескотт, «мы будем выступать в роли брокера, работая с партнерами над тем, чтобы предоставить заказчикам как можно больше услуг. При должном взаимодействии геолокационное приложение смартфона укажет ваше местоположение, а местный ритейлер пошлет вам SMS-купон с 20-процентной скидкой на кофе, который можно будет использовать, пока заряжается ваш автомобиль». Можно также запустить приложение для «умной» тарификации, которое подскажет наиболее выгодное время для зарядки, или навигационные сервисы для проезда на парковку. «Когда все детали составят единое целое, возможности станут поистине безграничными», — убеждена Александра Прескотт.
Само название компании Seamless говорит о том, как ее основатели представляют себе применение Интернета вещей на транспорте. По их мнению, нужно сделать перемещение пассажиров как можно комфортнее. «Сегодня, садясь в пригородный поезд, я должен с помощью пластиковой карты купить бумажный талон, который затем, чтобы пройти на перрон, необходимо поднести к сканеру, — напоминает Фрост. — Мы же должны сделать так, чтобы я мог платить за проезд с помощью своего телефона, где есть приложение, которое знает пункт моего назначения, подскажет альтернативный вид транспорта в случае опоздания поезда, проинформирует о наличии свободных мест и предложит оптимальные варианты маршрута. Мы пока еще только в начале пути и должны оптимизировать множество неэффективных процессов. В Европе до сих пор весьма сложно бронировать билеты на поезда и самолеты. Необходимо существенно упростить эти операции. Но мы обязательно добьемся намеченного».