Ежегодный отчет Cisco по информационной безопасности комментирует Стивен Рэнсом-Джонс (Steven Ransom-Jones), ведущий специалист по технологиям ИБ компании Neohapsis
В выпущенном на днях очередном ежегодном отчете Cisco по информационной безопасности упоминаются многие хитроумные методы маскировки, которые злоумышленники постоянно изобретают и оттачивают. Зачастую при этом используются уязвимости защитных программ. И все чаще проникнуть в информационные среды и незаметно заразить компьютеры нарушителям невольно помогают сами пользователи и ИТ-службы.
Учитывая столь сложный и динамичный ландшафт угроз, организациям необходим полноценный, гибкий процесс реагирования на инциденты. Приведу примеры (из упомянутого отчета Cisco по ИБ) того, как злоумышленники проникают в сети.
В 2014 г. объем спама вырос на 250 %. Активизировался трудно поддающийся обнаружению «спам на снегоступах», когда с огромного числа IP-адресов отправляются небольшие порции нежелательных сообщений. Кроме того, спам стал опаснее: он часто содержит фишинговые ссылки, а иногда и информацию личного характера, из-за чего даже опытные пользователи могут не заподозрить подвоха. Так, недавно исследователи Cisco наблюдали некоторое количество целевых фишинговых писем, которые имитировали корреспонденцию от одной крупной компании и содержали ссылку на известный фишинговый сайт.
Браузеры — еще одна лазейка для злоумышленников. Они распространяют вредоносный код и нежелательные сообщения через расширения для браузеров. Дело в том, что многие пользователи считают любые расширения безопасными или безобидными. Многие пользователи редко обновляют браузеры — например, только 10 % запросов от Internet Explorer приходятся на новейшую версию. Отчасти по этой причине недавно в США регуляторы ужесточили стандарты для систем онлайн-банкинга, потребовав использовать методы обнаружения аномальных транзакций. Многие пользователи почувствовали это на себе, т.к. каждую финансовую операцию теперь нужно подтверждать несколько раз.
Наконец, мы все сталкиваемся с дефицитом кадров в области ИБ. По некоторым оценкам, сейчас в мире есть потребность более чем в миллионе таких профессионалов. Отделы ИБ перегружены, организациям непросто найти и удержать в штате специалистов по информационной безопасности. Несмотря на все усилия, недоукомплектованные службы ИБ часто не справляются с потоком уведомлений систем безопасности, нормативных требований и служебных задач. Согласно исследованию под названием Security Capabilities Benchmark, результаты которого были включены в последний отчет Cisco по информационной безопасности, руководители служб и центров ИБ уверены в своих защитных механизмах. В то же время этим службам не всегда удается найти ресурсы, чтобы развернуть важные системы защиты и справляться с нарушениями ИБ.
Менее 50 % опрошенных реализовали процессы, позволяющие успешно:
администрировать аутентификационные данные или управлять учетными записями;
обновлять и настраивать ПО;
тестировать на проникновение;
проводить компьютерную экспертизу конечных точек сети;
сканировать уязвимости.
И это — только несколько примеров, показывающих, что бороться со злоумышленниками стало сложнее, чем раньше, и что каждой организации необходим адекватный механизм реагирования на все более мощные атаки.
Даже те организации, у которых реализованы современные системы защиты, начинают задаваться вопросом: «Что делать, когда атака или компрометация данных произойдет?», а не «...если она произойдет...». Атаки становятся все разнообразнее, а некоторые могут даже видоизменяться «на лету» (как это произошло с DDOS-атаками против некоторых банков). Именно поэтому, чтобы обнаруживать инциденты и реагировать на них, нужно быть изобретательнее и гибче. По данным Cisco, в 75 % случаев от начала атаки до утечки данных проходят считанные минуты, а вот на обнаружение атаки уходит гораздо больше времени. Другие исследования и недавние крупные инциденты в области ИБ подтверждают эти выводы.
Все указывает на то, что для реагирования на инцидент в условиях дефицита кадров организациям нужны квалифицированные ресурсы извне.
Разрабатывая процедуры реагирования, организации должны опираться на передовой опыт в следующих вопросах:
на каком уровне нужно реагировать?
Достаточна ли квалификация собственных и сторонних специалистов, чтобы грамотно организовать реагирование?
Каких результатов нужно добиться в итоге?
Если атака видоизменяется, как перестроить тактику реагирования?
Как распространяется угроза?
Какие уязвимости использует?
Какие системы скомпрометированы?
Какими данными уже завладели злоумышленники?
Как можно остановить атаку?
Как предотвратить эту атаку в будущем и научиться предупреждать другие?
Чтобы ответить на эти вопросы, организациям в первую очередь необходимо оценить готовность персонала и инфраструктуры, в том числе сети, операций ИБ, коммуникаций и процессов обучения сотрудников для реагирования на инциденты.
Лучше не пытаться заранее составить список решений всевозможных проблем, а вооружить группу реагирования на инциденты знаниями и инструментами, которые помогут:
понимать природу события или инцидента;
оценивать его значимость и необходимость срочных мер;
определять желательные или допустимые сценарии;
принимать необходимые меры, чтобы достичь поставленных задач;
оценивать результаты реагирования и при необходимости корректировать его;
эффективно задействовать внутренние и внешние ресурсы.
Атаки становятся сложнее, злоумышленники — коварнее, а последствия — масштабнее. Чтобы оперативно управлять операционными рисками, организациям нужны полноценные, комплексные и гибкие процессы реагирования на инциденты. Систем безопасности самих по себе недостаточно. Грамотные процессы, реальное сотрудничество всех заинтересованных лиц, хорошо обученный и мобилизованный персонал — вот что нужно организациям, чтобы успешно реализовать многоуровневую защиту, приспосабливаться к видоизменяющимся атакам и добиваться лучших результатов.