Блог Чета Намбудри (Chet Namboodri), руководителя подразделения компании Cisco по разработке решений для промышленных предприятий
Что нового в промышленности, каковы тенденции? Прогнозы на 2015 год, конечно, не отличаются новизной, но они определенно в тренде, если учесть, сколько признанных специалистов демонстрируют свою осведомленность по этому поводу. Сайт LNS Research приводит по три главных прогноза на 2015 год для тематических отраслевых разделов (промышленный Интернет вещей, управление энергопотреблением в промышленности, общее состояние и безопасность окружающей среды, управление эффективностью производственных активов).
Другой популярный источник ― ежегодник IDC Manufacturing Insights, получивший новый формат и название IDC Futurescape: Worldwide Manufacturing 2015 Predictions. В нем приводятся 10 важнейших требований времени, учитывающих сращивание технологических и бизнес-интересов, среди которых есть ряд имеющих непосредственное отношение к инициативам Cisco в области Всеобъемлющего Интернета:
•в 2015 г. клиент-ориентированность потребует поднять планку качества обслуживания, эффективности инноваций и ускорения реакции производства на изменения спроса, что побудит 75% производителей инвестировать в технологии непосредственного взаимодействия с клиентами.
•К 2016 г. 70% мировых производителей дискретной продукции будут предлагать подключенные изделия, стимулируя рост программного контента и потребность в системном проектировании и в платформах для разработки инновационных продуктов.
•К 2018 г. 40% входящих в первую сотню дискретных производств и 20% входящих в первую сотню процессных производств будут предлагать платформы «продукт как услуга» (Product-as-a-Service).
•В 2015 г. 65% компаний, имеющих более 10 заводов и фабрик, благодаря инвестициям в операционный интеллект смогут обеспечить повышение эффективности принятия решений на производственном уровне.
В свою очередь, хочу сделать три собственных прогноза о том, что ждет промышленность в ближайшее время.
Прогноз №1: в 2015 г. во многих отраслях ускорится развитие и внедрение промышленных роботов.
Использование промышленных роботов имеет противоположный вектор по отношению к консьюмеризации бизнес-среды (примером последней может служить BYOD). В русле тенденций бионики и человеко-машинных технологических процессов роботизация проникнет в розничный и потребительский сегменты. При этом применение робототехники в промышленности, включая появление спроса в упомянутых сегментах, будет стимулировать сильный двузначный рост глобальных продаж робототехники.
В конце прошлого года я посетил Международную промышленную ярмарку в Шанхае (International Industrial Fair, IIF), где в рамках конференции 2014 Future Oriented Manufacturing Summit выступил с докладом перед аудиторией, состоявшей из более 500 специалистов по промышленной автоматизации и управлению, а также представителей руководства таких компаний, как Siemens, ABB, Phoenix Contact и GE. Передовые технологии и решения автоматизации, представленные на IIF, я бы назвал «вторжением интеллектуальных роботов». Приложения, созданные в разных странах для разных отраслей промышленности, от автомобилестроения и высоких технологий до фармацевтики и производства товаров народного потребления, отличались разнообразием и глубиной проработки робототехнических инноваций. И хотя индекс деловой активности в производственном секторе Китая продолжает снижаться, выставка IIF дала ясно понять, что для повышения продуктивности, качества и ценовой конкурентоспособности человеческий труд на новых и действующих производственных мощностях КНР будет все больше и больше вытесняться роботами и автоматикой.
Ключевой темой на упомянутой конференции стала «четвертая версия промышленности» – Industry 4.0, т.е. то, что мы в Cisco называем промышленным Интернетом вещей и подключенным производством (Cisco Connected Factory). Мы с коллегами всесторонне обсудили эту тему, не забыв про роботизированные «машины как услуги», которые являются неотъемлемой частью Industry 4.0 и производства будущего. Роботы наступают!
Прогноз №2: в 2015 г. в США начнут падать темпы роста промышленности и возврата производств, ранее выведенных за рубеж.
Дефляционное давление в Европе и Азии, ставшее результатом глобальных потребительских колебаний, продолжит укреплять американский доллар и тормозить спрос на экспортные товары. На фоне рекордно низких мировых цен на нефть и соответствующего сокращения экономических стимулов для добычи методом гидравлического разрыва и т.п. начнут исчезать экономические предпосылки для возврата производств, ранее выведенных за рубеж. Еще одна помеха на пути возрождения американской промышленности – стареющая рабочая сила. В следующем десятилетии массово выйдет на пенсию поколение беби-бумеров, тогда как заполняющие их места в США молодые рабочие не получают достаточного образования и опыта.
Надеюсь, что этот мой прогноз окажется несостоятельным. Как я уже упоминал, темпы роста производственной активности в Китае снижаются, стимулируя вмешательство правительства (снижение учетных ставок) с тем, чтобы, как формулирует экономист HSBC Хунбинь Цюй (Hongbin Qu), можно было «ожидать дальнейших монетарных и фискальных мер для компенсации рисков замедления роста». Китай намеревается сделать все возможное для ограничения оттока производства со своей территории. Постоянное дефляционное давление в Европе со стороны стагнировавшей (в результате большого экономического спада) экономики еще больше укрепляет доллар и препятствует экспорту американских товаров. К чему это все приведет в условиях пока еще широко ожидаемого повышения общемирового производства в 2015 году?
По пути из Шанхая домой я провел несколько дней в индийском городе Бангалор, общаясь с заказчиками и аналитиками, а оттуда вылетел в Мумбай на встречу за круглым столом с руководством крупнейших индийских производителей. И везде разговор постоянно возвращался к инициативе премьер-министра Нарендры Моди (Narendra Modi) "Делай в Индии". Эта кампания, начавшаяся на следующий день после триумфального запуска индийского космического аппарата к Марсу, направлена на устранение одиозных бюрократических препятствий, стимулирование иностранных инвестиций (через агентство Invest India) и превращение Индии в мощную промышленную державу с широким развитием различных производственных подотраслей.
Вместе с тем есть еще немало препятствий, которые Индии придется преодолевать. Основные из них связаны с земельными ресурсами, транспортом и инфраструктурой. Я не верю, что в 2015 году Индия экспроприирует американские производственные мощности. Тем не менее, как мне кажется, мы вскоре увидим перемены в ряде проектов, осуществляемых на этом субконтиненте. В связи с этим напомню, что недавно более десяти американских и европейских промышленных ассоциаций призвали к развитию торговых и инвестиционных связей с Индией. С моей точки зрения, это вполне соответствует инициативе «Делай в Индии», но дьявол кроется в деталях. Очень интересно, как здесь будут развиваться события в 2015 году.
Прогноз №3: в 2015 г. аналитика больших данных в промышленности перейдет из фазы гиперрекламы в практическую плоскость и масштабируется по всем элементам производственно-сбытовой цепочки
По данным LNS, для наращивания бизнес-показателей в промышленности используются такие технологии, как анализ физических процессов (эмуляция заводских и производственных процессов), анализ проектирования продуктов (управление жизненным циклом), анализ технологических и бизнес-процессов (управление бизнес-процесссами), анализ и отслеживание данных о параметрах производственных процессов (система управления производственными процессами), управление качеством (система статистического контроля производственных процессов), управление продуктивностью (исторические данные, интеллектуальная система управления технологическими процессами, бизнес-аналитика, таблицы индикаторов). Среди новых тенденций расширения возможностей и масштабирования аналитики больших данных находим облачную доставку и туманные вычисления, включая такие аналитические механизмы типа «платформа как услуга», как Hadoop, SAP HANA и IBM Watson. Наконец, внедрение Всеобъемлющего Интернета, предлагающего подключенные продукты как услуги, стимулирует расширение связности и использование глобальных источников информации, ускоряя внедрение и расширяя аналитические потребности в сфере торговли и обслуживания.
Вернувшись домой, я отправился на запад США, где принял участие в инвестиционно-финансовых консультациях вместе с топ-менеджерами (не имеющими отношения к ИТ) ведущих промышленных компаний. Мы обсуждали вопросы бизнес-аналитики, и одним из ключевых выводов стало признание того, что критичным фактором преобразований, основанных на больших данных, наряду с культурой, политикой и процессами, являются не технологии, а люди, т.е. правильный выбор руководства, навыков и организационных структур. Главное ― это культура любознательности, стремление задавать правильные вопросы и начинать с точного определения решаемой бизнес-проблемы. В ходе упомянутых консультаций мне стало очевидно, что все эти представляющие разные отрасли большие и маленькие производственные компании ― а их было больше десятка ― так или иначе фокусируются на весьма реальной и близкой ценности, которую они формируют с помощью аналитики больших данных, будь то в области производства, снабжения, проектирования, администрирования, сбыта, маркетинга или обслуживания. 2015 год станет большим годом для больших данных!
В конце прошлого года Cisco представила свою аналитическую стратегию, призванную помогать заказчикам получать, анализировать и использовать данные. Мы успешно продвигаем подключенную аналитику Cisco для Всеобъемлющего Интернета и продолжаем расширять портфолио, подготавливая подключенную аналитику для промышленности.