Блог старшего вице-президента компании Cisco, главного директора по маркетингу Блэр Кристи (Blair Christie)
Объемы, разнообразие и скорость передачи данных в современных сетях растут по экспоненте. Эти данные в разных форматах и по разным протоколам поступают от многочисленных источников (облачные и корпоративные приложения, веб-сайты, социальные сети, компьютеры, смартфоны, датчики, видеокамеры и т.д. и т.п.), которые распределены по обширным территориям.
Чтобы определить действия, которые могут использоваться для улучшения конечных результатов (например, оптимизация процессов или усиление вовлеченности заказчиков), данные, генерируемые Всеобъемлющим Интернетом (Internet of Everything, IoE), будь то в облаке или на границе, необходимо проанализировать. Без этого они останутся просто данными.
Вместе с тем существует огромный разрыв между объемами данных, содержащих ценную информацию, и реально извлекаемыми объемами информации. Согласно IDC, в настоящее время анализу подвергается менее 1 процента всех мировых данных. А зачем нужны данные, если они не анализируются для извлечения полезной информации?
Поэтому неудивительны заявления, сделанные руководителями операционных и ИТ-подразделений в ходе недавнего опроса, проведенного консалтинговым подразделением нашей компании (Cisco Consulting Services). Они считают, что в Интернете вещей, представляющем собой важнейший фактор развития IoE, сами «вещи» – далеко не главное. Отвечая на вопрос, в какой области необходимы, прежде всего, улучшения, чтобы максимально эффективно использовать IoT-решения, наибольшее число респондентов (40%) указало на данные, 27% назвали процессы (27%), 20% — людей и только 13% — «вещи», или физические объекты.
Таким образом, руководители понимают, что подключение «вещей» — всего лишь средство достижения цели. Главная ценность, создаваемая Интернетом вещей, определяется данными, которые поступают от подключенных объектов, и извлекаемой из этих данных аналитической информацией, которая стимулирует преобразования в бизнесе и технологиях.
При этом организации зачастую испытывают недостаток аналитических возможностей из-за отсутствия как необходимых навыков (которым обучаются специалисты по обработке данных), так и самих средств обработки данных в условиях роста их объемов и скоростей передачи, разнообразия и распределенности.
По информации IDC, 51% главных директоров по информационным системам озабочены тем, что поток цифровых данных поступает быстрее, чем они способны его обработать, а 42% не видят у себя специалистов, с которыми можно уверенно смотреть в будущее. К аналогичному выводу пришла компания Gartner: «Лишь немногие организации смогут избежать необходимости подключения интеллектуальных объектов к корпоративным системам и приложениям. Это означает, что организациям придется овладевать новыми навыками, инструментами и архитектурами, которых требует Интернет вещей».
Организации должны готовиться принимать специалистов будущего. Такие специалисты будут обладать знаниями, соответствующими запросам, которые предъявляет отрасль, и смогут реализовать возможности преобразований, предоставляемые Всеобъемлющим Интернетом.
Уже сейчас наблюдается огромный рост интереса со стороны тех, кто намеревается работать в этой области. Так, на новый курс дистанционного обучения по специальности «Большие данные», открытый Лабораторией вычислительной техники и искусственного интеллекта Массачусетского технологического института, в 2013 г. записалось более 3 500 студентов из 88 стран.
Вместе с тем наибольшую ценность представят специалисты с междисциплинарными знаниями, ориентирующиеся в обработке данных, проектировании и структуре предприятий. Чтобы давать реальную пользу, анализ данных должен быть привязан к конкретным бизнес-процессам и результатам.
В связи с этим организации во всем мире начинают создавать должности главных директоров по данным (chief data officer, CDO). CDO «главным образом ответственны за определение методов использования данных в организации и операционную среду, способствующую улучшению результатов бизнеса». По прогнозам Gartner, к январю 2015 г. такая должность появится в 25% крупных международных организаций.
Аналитическая информация послужит также катализатором оптимизации и реструктуризации процессов. Во многих случаях такая информация будет способствовать не поэтапным изменениям, а кардинальным переменам в операционных и бизнес-процессах. Так, в ходе упомянутого опроса Cisco респонденты указали, что потенциал Интернета вещей позволяет автоматизировать до 50% процессов, выполняемых вручную.
Вместе с тем необходимо учитывать, что, суля немалую экономическую выгоду, потенциальная автоматизация почти половины ручных процессов приведет к ликвидации множества рабочих мест. Этот эффект уже ощущают представители многих профессий. По данным Gartner, к 2018 г. потребность цифрового бизнеса в рабочей силе сократится наполовину.
Для решения проблем, связанных с автоматизацией процессов, необходимо усилить акцент на образовании и обучении и предпринять следующее:
•организовать курсы повышения квалификации для соискателей рабочих мест в технологических отраслях посредством таких программ, как Сетевая академия Cisco, где обучаются проектированию, созданию, поддержке и защите компьютерных сетей;
•ускорить ознакомление молодежи с технологиями, для чего в течение пяти лет подключить все классные помещения в США к высокоскоростной широкополосной беспроводной сети;
•пробуждать в молодежи интерес к науке, технологиям, инженерному искусству и математике, разрабатывая и внедряя инновационные модели обучения по соответствующим предметам.
Чтобы использовать информацию, необходимую для улучшения результатов деятельности, частные компании и госсектор должны освоить такие компоненты Всеобъемлющего Интернета, как данные и процессы. В большинстве организаций для этого потребуются новые навыки и новые должности, которых не существовало еще год назад. Такие знания должны формировать как сами организации, так и образовательные институты, где воспитываются специалисты будущего.