Источник: IBusiness от 06.11.2014
Сейчас в России работают 158 503 хот-спота (так называют публичные точки доступа в интернет по протоколу Wi-Fi), в том числе 285 - в аэропортах, 49 - в самолетах, 2094 - в отелях, 10 782 - в кафе и 44 070 - в магазинах. Эти данные приводит iPass - американская телекоммуникационная компания, специализирующаяся на услугах роуминга для большого бизнеса.
Для доступа в интернет по протоколу Wi-Fi не обязательны SIM-карты, а спектр совместимого оборудования очень широк - от смартфонов до мощных персональных компьютеров.
Лидер по количеству хот-спотов - Франция. Россия занимает вполне приличное 14-е место в мире:
Трудно сказать, откуда американцы знают количество хот-спотов во всех российских кафе и магазинах, да еще с такой точностью. Если оставить в стороне зловещую версию о том, что в каждый чип роутера Wi-Fi на заводе встраивают шпионскую закладку, отсылающую на серверы хозяев все данные о своей работе, то остается прозаическое объяснение: это рекламный трюк, призванный привлечь внимание к технологии (и идеологии) массового беспроводного доступа в интернет.
У этой технологии большое будущее. Ослепительные перспективы развернулись перед аналитиками iPass. Пределы всемирной зоны покрытия расширились уже на 80% по сравнению с 2013 годом, если считать по количеству хот-спотов. В 2015 году рост по сравнению с 2013 годом составит 271%, а в 2018 году - 1184%. Но это в среднем по всей планете. А прогнозы для некоторых стран поражают воображение: например, в России в 2018 году должен быть уже 7 076 991 хот-спот (именно так - семь миллионов семьдесят шесть тысяч девятьсот девяносто один), что означает рост на 13 419% по сравнению с 2013 годом. И это далеко не предел: Аргентине обещают рост на 30 740%, Израилю - на 31 883%, а Германии - на 36 691%.
Очевидно, что существующая кабельная инфраструктура такого количества пользователей обслужить не сможет. Следовательно, если верить прогнозу, в России в ближайшие 4 года кто-то (скорее всего, частные операторы связи, а не государство) построит новую инфраструктуру, рассчитанную хотя бы на стократное увеличение среднего числа прохожих, гуляющих с интернет-гаджетами в руках вокруг хот-спотов. Стократного увеличения пропускной способности едва хватит - и то только при условии, что средний трафик каждого пользователя не увеличится.
Всего в мире почти 48 млн хот-спотов, уверяют аналитики. В 2018 году их должно стать более 340 млн (хот-спотов, а не аналитиков). Впрочем, на самом деле в исследовании речь идет не обо всем мире, а только о нескольких десятках стран. В iPass почему-то <забыли> о многих других, включая Финляндию, Литву, Латвию, Эстонию, Белоруссию, Украину, Казахстан, Венгрию и Новую Зеландию, население которых - около 100 млн.
Из тех стран, которые удостоились включения в исследование, хуже всего дела идут в Нигерии: там насчитали всего 3415 хот-спотов, и даже через 4 года их будет лишь 14 203 - маловато для 180-миллионной страны, богатой нефтью. А лучше всего дела идут в США. Эта страна в 2018 году должна стать лидером по числу хот-спотов: их там будет более 75 миллионов - по одному на 4 - 5 жителей, включая младенцев.
Исследование примечательно не только смелыми прогнозами. Оно заслуживает внимания прежде всего как пример маркетинговой акции, основанной на публикации эффектных, но сомнительных данных. Читатели могут самостоятельно судить о том, насколько достойны подобные методы, но для этого надо хорошо понимать их суть. Компания-заказчик (в данном случае iPass - <крупнейшая в мире коммерческая сеть Wi-Fi> с капитализацией $87 млн по сведениям Yahoo Finance) обращается к двум подрядчикам: первый предоставляет данные (Maravedis Rethink), второй рисует на их основе динамическую инфографику, видеопрезентацию или что-то подобное. Результат выкладывается на сайте заказчика и приносит ему клики, трафик и бурные споры о том, откуда взялись все эти цифры.
С юридической точки зрения заказчик не отвечает за опубликованные данные, какими бы они ни были: ведь он всего лишь ссылается перед посетителями своего сайта на мнение третьего лица. А данные бывают удивительными. Например, крайне спорно утверждение, что в России нет Wi-Fi ни в одном поезде. Достаточно спуститься в московское метро, чтобы убедиться, что это не так: многие поезда оснащены роутерами (их ставят в первом и последнем вагонах).
Трудно поверить и в то, что во всем Китае нет и до 2016 года не будет ни одного коммунального хот-спота, зато в 2016 году их установят сразу 11 млн штук. Но достоверность данных несущественна, во всяком случае для заказчика. Поставщик данных тем более не отвечает перед публикой за достоверность: ведь он ничего не публиковал, а лишь предоставил конфиденциальную информацию своему деловому партнеру по двустороннему договору. В итоге получается, что можно утверждать и прогнозировать что угодно - от развития определенного рынка на сто тысяч процентов в год до грядущего бунта разумных машин против человечества.
Как ни странно, с точки зрения большинства потребителей контента эта схема публикаций достаточно интересна. Вдумчивые читатели обычно относятся к таким материалам как к забавным произведениям искусства, не принимая на их основании серьезных деловых решений.
Впрочем, по данным CEO iPass Ивана Каплана, его компания сегодня располагает 13 миллионами хот-спотов по всему миру. Это солидно. С учетом такого масштаба инициатора исследования нельзя исключить, что его прогноз сбудется. А если так, то жителям России пора готовиться к невиданному расцвету общедоступных информационных технологий. Как только, так сразу.