Источник: IBusiness от 24.07.2014
Оборот рынка электронной коммерции в России в 2013 г. увеличился на 23% по сравнению с предыдущим годом и превысил 2 трлн руб., сообщает J'son & Partners Consulting. К электронной коммерции относят финансовые и торговые транзакции, проводимые с помощью интернета и других компьютерных сетей, в том числе заказ или оплату товаров и услуг с их последующим получением.
53% рынка электронной коммерции (1,08 трлн руб.) составляет оплата услуг: интернет-доступа, телефонии и т.п., 42% - оплата физических товаров (872,4 млрд руб.), 5% - оплата нефизических товаров (компьютерных игр и т.п.). 62% от продаж физических товаров (537 млрд руб.) составляет интернет-торговля, то есть продажа через интернет-магазины, 33% - многоуровневый маркетинг (MLM), 5% - торговля по каталогам. Интернет-торговля - это самый быстрорастущий сегмент электронной коммерции: за последние 5 лет его оборот рос в среднем на 42,2% в год.
Ранее в отчете InSales сообщалось, что в 2013 г. в Рунете работало около 39 тыс. интернет-магазинов - на 20% больше, чем в 2012 г., а их суммарный оборот составил 470 млрд руб. - на 34% больше, чем в 2012 г.
В географической структуре рынка доминирует Московский регион, на который приходится около 40% всех покупок. В топ-5 городов также вошли Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Челябинск.
Российские интернет-покупатели предпочитают курьерскую доставку на дом и оплату наличными. Средний покупатель тратит 25 575 руб. в год. Самые популярные товары - это электроника и бытовая техника.
По данным исследования Google и Центра стратегических исследований Enter, суммарная выручка топ-30 российских онлайн-ритейлеров, полученная через интернет-каналы, составила по итогам 2013 г. более 180 млрд руб. (около трети рынка электронной коммерции), а количество интернет-пользователей в России увеличилось за этот год на 7% - до 68,7 млн. Тем временем темп роста всей российской розничной торговли (не только электронной) замедлился: с 12% по итогам 2012 г. до 10,7% по итогам 2013 г.
Кроме электроники, одежды и обуви, покупатели активно ищут в Сети ювелирные украшения, товары для детей и зоотовары. Эти категории дали наибольший рост количества запросов за год - 30%, 31% и 36% соответственно, в то время как запросов, связанных с электроникой, за год стало больше только на 12%.
Рассказывая об особенностях поведения потребителей, аналитики J'son & Partners Consulting сообщили, что россияне любят перед покупкой в интернет-магазине изучить товар - как на витрине обычного магазина, так и с помощью интернета. Больше половины покупателей берут кредиты для покупки товаров в интернет-магазинах. Покупки в социальных сетях россияне делают редко.
В общей структуре онлайн-торговли примерно 10% составляет доля покупок в иностранных интернет-магазинах. Россияне покупают в них в основном одежду и обувь.
Аналитики Банка24.ру отмечают существенный рост продаж в интернет-магазинах в летние месяцы. Самые популярные товары в это время - гаджеты, билеты и одежда, рассказала руководитель карточного бизнеса <Банк24.ру> Ксения Власова. Популярностью также пользуются парфюмерия, косметика, товары для детей, корма для домашних животных. Ритейлеры делают ставку на онлайн-распродажи, потому что покупки, совершаемые через интернет, более спонтанны, считает Власова. Сложно не поддаться эмоциональному порыву, увидев заветные слова <скидка> и <распродажа>.
<Лето считается временем затишья в онлайн- и в офлайн-ритейле. Все массово уезжают из городов на природу и откладывают крупные покупки на осень. Но есть товары, без которых многие не мыслят себя на отдыхе>, - рассказала ведущий менеджер по маркетингу торговой площадки Molotok Виктория Крутиховская.
Molotok, проанализировав предпочтения своих покупателей, называет лидером летних онлайн-продаж чемоданы. Цены на них достаточно высоки: многие покупатели готовы потратить на хороший чемодан до 16 тыс. рублей. На втором месте - женские купальники. Дамы выбирают самые популярные марки, особенно Victoria's Secret. Активно покупают и недорогие планшеты, которые можно взять с собой в поездку или на дачу.
<Принимая решение о покупке, нужно задаться вопросом не только о необходимости приобретаемого товара или услуги, но и о безопасности самой покупки. При оплате банковской картой через интернет следует пользоваться сайтами только известных и проверенных компаний, а также проверять правильность адреса сайта и использовать антивирусное программное обеспечение>, - предостерегает Ксения Власова.